Понятие и правовой статус органа исполнительной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 14:12, курсовая работа

Описание работы

Среди субъектов административного права органы исполнительной власти занимают особое место. Они являются самой многочисленной разновидностью коллективных субъектов административного права, наделенных государственной компетенцией, которая по своему объему самая обширная по сравнению с компетенцией других субъектов административного права. статус орган исполнительный власть

Содержание

Введение
1. Понятие и правовой статус органа исполнительной власти
2. Виды и системы органов исполнительной власти, организационные и правовые основы ее построения
3. Местные органы исполнительной власти
Заключение
Задача
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 137.00 Кб (Скачать)

В зависимости  от порядка финансирования они делятся на финансируемые из республиканского бюджета и финансируемые из местных бюджетов.

Порядок финансирования зависит от места органа исполнительной власти в системе государственных  органов [16, с.69].

2. Виды и системы  органов исполнительной власти, организационные и правовые основы ее построения

Занимая свое определенное место в системе других государственных  органов Республики Беларусь, взаимодействуя с ними, органы государственного управления (исполнительной власти) ввиду необходимого единства управления сами в то же время являются целостной системой, т. е. такой организационной и функциональной общностью, в которой все звенья, все составные части взаимосвязаны и объединены единством руководства. Конституция Республики Беларусь, текущее законодательство не содержит категории «система». В науке управления и административном праве эта категория применяется давно.

Система органов  государственного управления (исполнительной власти) представляет собой основанную на разделении труда совокупность взаимосвязанных  и взаимодействующих звеньев аппарата управления, каждое из которых обладает относительной самостоятельностью и выполняет строго определенные функции.

При построении системы органов исполнительной власти преследуются основные задачи:

1) сгруппировать  однородные отрасли экономики, социально-культурного и административно-политического строительства, придав им организационное единство и единое управление;

охватить все  без исключения функции государственного управления (исполнительной власти), четко  определить организационную ячейку для каждой из них и при этом так, чтобы в аппарате управления был по возможности один орган или одна система соподчиненных органов, полностью ответственных за тот или иной участок управления;

обеспечить  быстрое и четкое прохождение  административных дел с тем, чтобы каждое административное дело окончательно решалось, как правило, в одном органе и в том звене управления, в котором это наиболее целесообразно с точки зрения требований централизма и демократизма в управлении;

обеспечить  необходимую координацию и согласованность деятельности органов государственного управления (исполнительной власти) сверху донизу, для чего создаются специальные звенья координационного характера;

четко определить задачи, функции, полномочия каждого  органа государственного управления (исполнительной власти) в отдельности и систем отраслевых и функциональных органов. Юридически это закрепляется в специальных положениях об органах государственного управления (исполнительной власти) [10, с.68,70].

Система органов  государственного управления строится в соответствии с государственным и административно-территориальным устройством, а также с учетом ряда других факторов: организационных, экономических, правовых. В системе выделяются вышестоящие и нижестоящие субъекты, т.е. обеспечивается определенная субординация в отношениях между ее элементами.

Органы, осуществляющие исполнительную власть образуют две  системы: органов исполнительной власти и иных государственных органов [12, с.254].

Систему исполнительных органов государственной власти Республики Беларусь можно представить в следующем виде:

1) Президент  Республики Беларусь;

2) Аппарат Президента  Республики Беларусь:

а) Администрация  Президента Республики Беларусь;

б) Управление делами Президента Республики Беларусь;

в) Совет Безопасности Республики Беларусь;

г) Комитет государственного контроля Республики Беларусь;

3)Национальный  банк Республики Беларусь;

4)Совет Министров  Республики Беларусь:

а) Президиум  Совета Министров Республики Беларусь;

б) Аппарат Совета Министров Республики Беларусь;

5) министерства  Республики Беларусь;

6) государственные  комитеты Республики Беларусь;

7) комитеты при  Совете Министров Республики  Беларусь;

8) Высшая аттестационная  комиссия Республики Беларусь;

9) Национальная  академия наук Беларуси;

10) государственные организации (администрация государственных организаций), подчиненных Совету Министров Республики Беларусь;

11) органы исполнительной  власти на местном уровне:

а) органы местного управления (местные исполнительные комитеты, местные администрации, отделы и управления исполкомов, местных администраций);

б) органы государственного управления на местах;

12) администрации  государственных предприятий, учреждений, организаций.

Структурные звенья системы иных органов, осуществляющих государственное (внутриорганизационное) управление:

1) генеральный  прокурор Республики Беларусь, областные  прокуроры, районные прокуроры;

2) председатели  судов;

3) аппарат управления  Национального собрания Республики  Беларусь.

Главным признаком, служащим основанием для объединения последних в одну систему, является то, что все они осуществляют внутриорганизационное государственное управление. Каждое звено рассматриваемой системы входит в свою специфическую систему (в систему органов прокуратуры, в судебную систему и т.д.) [12, с.256].

Деятельность  каждого из этих звеньев регламентируется многими нормативными правовыми  актами, в частности Конституцией Республики Беларусь, Законами Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь», «О Совете Министров Республики Беларусь», «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» и др. [15, с.43].

Органы государственного управления образуются на основании  соответствующих принципов, на которые  необходимо опираться при создании органов исполнительной власти. Только при соблюдении этого условия можно достичь стройности, единства, слаженности в самом механизме государственного управления, а также более успешной, продуктивной работы этих органов.

Принципами  построения органов государственного управления в первую очередь являются линейный и функциональный принципы.

Данные принципы определяют взаимодействие структурных  звеньев системы государственного управления. В этом состоит суть и назначение указанных принципов, поскольку разные принципы предполагают разные взаимоотношения структурных звеньев. Подобные начала -- основа для образования органа, они определяют его задачи и функции.

Сторонником и  творцом линейного построения управления является А. Файоль. Она имеет место  там, где все органы, входящие в  нее, починены центру (например, органы железнодорожного, воздушного транспорта, налоговые органы). Т.е. у одного начальника несколько подчиненных, но подчиненный имеет только одного начальника. Во внешнем управлении подчиненными могут быть организации, органы управления. Отделы образования райисполкомов подчинены по вертикали управлению образования облисполкома, а последние -- Министерству образования, т.е. имеет место линейная (отраслевая) организация государственного управления.

Такое внутреннее построение существует в любом органе государственного управления.

Функциональный  принцип предполагает построение аппарата управления таким образом, что образуемому  органу управления поручается осуществлять одну или несколько управленческих функций по отношению к объекту, не находящемуся в его административном подчинении. На объект управления воздействует не один общий руководитель, как при отраслевом (линейном) построении, а несколько функциональных органов (руководителей), при этом каждый -- только в части реализуемой им функции. Основным достоинством функциональной организации является глубокая специализация в управлении. Функциональные органы осуществляют свою деятельность по отношению к разнородным объектам независимо от иерархической административной подчиненности и уровневой значимости. Они воздействуют и друг на друга, и на организации негосударственного характера. Функциональный принцип способствует, кроме того, координации деятельности многих органов, организаций для единообразного решения определенных вопросов [10, с.263].

4. Местные органы исполнительной власти

Важным звеном в системе органов государственного управления (исполнительной власти) являются местные органы государственного управления.

Реализация  управленческих функций местными органами в нашем государстве осуществляется как в форме местного управления, так и в форме самоуправления [16, с.87].

Местное управление - это форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных  интересов и интересов населения, проживающих на соответствующей территории [8, с.14].

Правовой статус органов местного управления и самоуправления закреплен в разделе 5 Конституции  Республики Беларусь, Законе Республики Беларусь «О местном управлении и  самоуправлении в Республике Беларусь» и других нормативных правовых актах [16, с.87].

Местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного  самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах [1, ст.117].

Местное управление и самоуправление осуществляются в  соответствии со следующими основными  принципами:

1) народовластия,  участия граждан в местном управлении и самоуправлении;

2) законности, социальной  справедливости, гуманизма, защиты  прав и охраняемых законом  интересов граждан;

3) взаимодействия органов  местного управления и самоуправления;

4) разграничения компетенции  представительных и исполнительных органов;

5) единства и целостности  системы местного управления  и самоуправления;

6) самостоятельности и  независимости Советов, других  органов местного самоуправления  в пределах своих полномочий  в решении вопросов местной  жизни;

7) выборности  Советов, других органов местного  самоуправления, их подотчетности  населению;

8) гласности  и учета общественного мнения, постоянного информирования населения  о принимаемых решениях по  важнейшим вопросам и результатах  их выполнения, предоставления каждому гражданину возможности ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и законные интересы;

9) сочетания  местных и общегосударственных  интересов, участия органов местного  управления и самоуправления  в решении вышестоящими органами вопросов, затрагивающих интересы населения соответствующей территории;

10) ответственности  за законность и обоснованность  принимаемых решений [4, ст.5].

Несмотря на общность принципов, наличие общих  целей деятельности, общую правовую базу, местное управление и местное самоуправление -- понятия не равнозначные [16, с.88].

Местное управление - форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории.

Система местного управления:

- областные,  Минский городской исполнительные  комитеты;

- районные исполнительные комитеты;

- городские  исполнительные комитеты;

- поселковые  исполнительные комитеты;

- сельские исполнительные  комитеты;

- администрации  в районах городов с районным  делением.

Состав  исполнительного комитета:

- председатель  исполнительного комитета;

- первый заместитель,  заместители председателя исполнительного  комитета;

- управляющий  делами (в сельских, поселковых исполкомах - секретарь);

- члены исполнительного  комитета [14, с.120].

Исполнительным  и распорядительным органом на территории области, района, города, поселка, сельсовета является исполнительный комитет с правами юридического лица.

Существует 3 вида исполнительных комитетов:

1. первичного (сельские, поселковые, городские (городов районного  подчинения),

2. базового (городские  (городов областного подчинения), районные),

3. областного  уровней входят в систему органов исполнительной власти и являются органами местного управления.

В состав исполнительного  комитета входят председатель исполнительного  комитета, его заместители (заместитель), управляющий делами (секретарь) и  члены исполнительного комитета.

Первый заместитель председателя, заместители председателя, управляющий делами и члены областного (Минского городского) исполнительного комитета назначаются на должность и освобождаются от должности председателем исполнительного комитета по согласованию с Президентом Республики Беларусь, первый заместитель председателя, заместители (заместитель) председателя, управляющий делами (секретарь) и члены районного, городского, поселкового, сельского исполнительного комитета - председателем соответствующего исполнительного комитета по согласованию с вышестоящим исполнительным комитетом [4, ст.9].

Областные (Минский  городской) исполнительные комитеты подотчетны и подконтрольны Президенту Республики Беларусь и Совету Министров Республики Беларусь по вопросам, входящим в компетенцию Правительства Республики Беларусь; исполнительные комитеты первичного и базового уровней -- Президенту Республики Беларусь и вышестоящим исполнительным и распорядительным органам. Исполнительный комитет ответствен перед соответствующим Советом по вопросам, отнесенным к компетенции Совета.

Исполнительный  комитет в пределах своих полномочий принимает решения. Решения исполнительного  комитета принимаются простым большинством голосов от установленного состава  исполнительного комитета, подписываются  председателем исполнительного комитета и управляющим делами (секретарем) исполнительного комитета.

Заседания исполнительного  комитета созываются председателем  исполнительного комитета по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц и  считаются правомочными, если в них принимает участие не менее двух третей членов от установленного состава исполнительного комитета.

Информация о работе Понятие и правовой статус органа исполнительной власти