Понятие и характеристика основных типов (режимов) правового регулирования общественных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 18:28, курсовая работа

Описание работы

Основная цель курсовой работы состоит в исследовании механизма правового регулирования как системы правовых средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права.

Содержание

Введение ……………………………………………………………….... С. 3

Глава 1. Понятие и содержание категории «механизм правового регулирования. ……………………………………………………………. С. 5
Понятие и содержание категории «правовое
регулирование». ……………………………………………….. С. 5
1.2. Стадии правового регулирования общественных
отношений. ……………………………………………….......... С. 9
1.3. Правовые средства как элементы структуры правового регулирования. ………………………………………………… С. 13






Глава 2. Характеристика средств правового регулирования общественных отношений. ………………………………………………………………... С. 18


2.1. Статические средства механизма правового регулирования общественных отношений. ………………………………………. С. 18


2.2. Динамические средства механизма правового регулирования общественных отношений. ………………………………………. С. 19
2.3. Правовые поощрения и правовые ограничение как комплексные средства механизма правового регулирования. ……………… С. 20

Глава 3. Понятие и характеристика основных типов (режимов) правового регулирования общественных отношений. ……………………………... С. 23

Заключение. ……………………………………………………………….. С. 25

Список использованных источников. ……………………

Работа содержит 1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.docx

— 58.82 Кб (Скачать)

Правовые льготы выполняют  две основные функции: компенсационную (создают хотя бы примерно равные возможности  для развития лиц неравных в силу биологических и социальных причин); стимулирующую (побуждают к отдельным  видам общественно-полезной деятельности, обеспечивая благоприятные условия  для удовлетворения собственных  интересов лица).

Правовые поощрения - это  форма и мера юридического одобрения  добровольного, заслуженного действия, в результате чего субъект вознаграждается, для него наступают благоприятные  последствия.

Правовые поощрения весьма многообразны. Они используются в  разных областях социальной жизнедеятельности. Их соответственно можно классифицировать по:

  • предмету правового регулирования - на административные (досрочное присвоение специального звания), трудовые (награждение Почетной грамотой), уголовно-исполнительные (досрочное освобождение из мест лишения свободы) и т. п.;
  • их юридической природе - на материально-правовые (награждение именным оружием) и процессуальные (вознаграждение свидетеля за предоставление особо ценной информации);
  • сфере использования - на поощрения в области литературы, искусства, науки, техники, государственной и воинской службы и т. п.;
  • применяющим их субъектам - на государственные (президентские, правительственные, министерские и т. п.) и негосударственные;
  • форме связи с благом - на предоставляющие дополнительные блага (награждение ценным подарком, медалями и орденами) и освобождающие от обременении (досрочное снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания);
  • содержанию - на финансово-экономические (выдача денежной премии), моральные (объявление благодарности) и организационные (присвоение в органах внутренних дел специального звания на одну ступень выше предусмотренного по занимаемой штатной должности);
  • связи с конкретной профессиональной деятельностью - на профессиональные [присвоение почетного звания "Заслуженный юрист РФ", "Заслуженный деятель науки РФ") и общесоциальные (вручение золотой за отличную учебу в средней школе) и т.п.

В реализации механизма правового  регулирования большую роль играет сочетание методов убеждения  и принуждения в праве.

Убеждать - значит склонять субъектов к определенной деятельности, соответствующей их воле, без силового давления, расширяя свободу выбора. Убеждение возможно через такие  позитивные юридические средства, как  субъективные права, законные интересы, льготы и т. д.

Убеждение основывается на заинтересованности, доказательствах  законности и целесообразности сознательного  поведения, отвечающего нормам права, и должно использоваться как основной метод.

К важным формам убеждения  относятся правовоспитательная  работа, обсуждение законопроектов. В  этом смысле большое значение имеют  преамбулы нормативных актов, обосновываются цели и задачи их принятия.

Принуждать- значит склонять людей к определенной деятельности путем силового давления (вопреки  воле управляемых), ограничивая свободу  их выбора. Принуждение может осуществляться в правовой сфере через такие  юридические средства, как меры пресечения, приостановления, наказания и т.д19.

 

 

Глава III

ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ТИПОВ (РЕЖИМОВ) ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

В зависимости от соотношения  в способах правового регулирования  запретов и дозволений принято выделять два типа правового регулирования.

Первый гласит: дозволено  все, кроме прямо запрещенного в  законе. На этой формуле построен общедозволительный тип правового регулирования. По этому типу в регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик, а объем дозволений не определен: все, что не запрещено. Данный тип  правового регулирования способствует (или хотя бы не препятствует) проявлениям  инициативности, активности, самостоятельности  в решении жизненных задач. Общедозволительный тип правового регулирования  характерен для отношений, регулируемых гражданским правом.

Вторая формула правового  регулирования гласит: запрещено  все, кроме прямо разрешенного. Это  означает, что участник правовых отношений  этого типа может совершить только действия, которые прямо разрешены  законом, все остальные действия запрещены. Этот тип правового регулирования  принято называть разрешительным. Данный тип присущ тем отраслям права, которые  связаны, например, с государственным  управлением (административное право). Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий; все, что выходит за пределы компетенции  властвующего субъекта, категорически  запрещено.

Безусловно, нет отраслей права, построенных на одном типе правового регулирования. Так, в  гражданское право «вкреплены»  элементы разрешительного типа, а  в административном праве можно  встретить нормы, регулирующие отношения  управления по общедозволительному  типу.

Вместе с тем достаточно очевидно, что общедозволительный тип  правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом человека на выбор  средств и способов достижения поставленных целей. Разрешительный тип правового  регулирования вытекает из необходимости  высокой и строгой упорядоченности  общественных отношений, последовательной реализации принципов законности. Разрешительный тип правового регулирования  является единственным при применении мер юридической ответственности  и ряда других мер государственного принуждения.

В теории права входит в  научно-практический обиход термин «правовой  режим». Этим термином обозначается специфика  юридического регулирования определенной сферы общественных отношений с  помощью различных юридических  средств и способов. Как правило, различные сферы общественных отношений  требуют различного сочетания способов, методов, типов правового регулирования. Своеобразие правовых режимов наблюдается  как внутри каждой отрасли, так и  в правовой системе в целом. Правовой режим может включить все способы, методы, типы, но в различном их сочетании, при доминирующей роли одних и  вспомогательной роли других20.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате проведённого исследования по теме: «Механизм правового  регулирования» можно сделать ряд  выводов:

1. Наличие правового регулирования  дает возможность посредством  правовых норм и иных юридических  средств воздействовать на общественные  отношения в целях их упорядочения, развития и защиты.

2. Наличие правового регулирования  необходимо для обеспечения и  гарантирования в нормативном  порядке свободы в обществе. Правовое  регулирование - это явление, необходимость  которого возникает из ряда  предпосылок, например таких как,  утверждение справедливости, создание  оптимальных условий для преимущественного  действия в обществе экономических  и духовных факторов. Отсутствие  же эффективного механизма правового  регулирования порождает произвол, своеволие в общественной жизни  и жизни людей.

3. Механизм правового  регулирования - это организационное  воздействие правовых средств,  позволяющее в той или иной  степени достигать поставленных  целей, т.е. результативности. Как  и иной любой управленческий  процесс, правовое регулирование  стремиться к оптимизации, к  действенности правовой формы,  в наибольшей мере создающей  режим благоприятствования для  развития содержания полезных  общественных отношений.

4. Механизм правового  регулирования является двигателем  права, справедливости и законности. Самое главное, то, что механизм  правового регулирования регулирует  и «упорядочивает» общественные  отношения, благодаря чему можно  жить и не нарушать прав  других граждан. Благодаря механизму  правового регулирования вооруженные  знаниями действующих норм права,  граждане принимают решение использовать  предоставленные им права, вступив  в конкретные правоотношения.

5. Наличие в обществе  правонарушений, действий, противоречащих  нормам права, делает необходимым  и оправданным существование  механизма государственного принуждения.  Это тоже играет немаловажную  роль в механизме правового  регулирования, поскольку каждый  правонарушитель должен знать,  что его ожидает в случае  совершения им правонарушения.

6. Интересы человека - вот  главный ориентир для развития  и совершенствования элементов  механизма правового регулирования,  повышения их эффективности. Выступая  своего рода юридической технологией  удовлетворения данных интересов,  механизм правового регулирования  должен быть постоянно ценным по своему характеру, должен создавать режим благоприятствования, осуществлению законных стремлений личности, упорядочению её правового статуса.

7. В любом обществе ставится задача обеспечить высокую эффективность механизма правового регулирования, включая совершенствование законодательства, улучшение эффективности и качества применения права, усиление правовой активности граждан, различных общественных организаций, подъем общей правовой культуры, совершенствование правового воспитания.

8. Изучение механизма правового регулирования играет важную роль в понимании каждым юристом динамики воздействия на общественные отношения всех юридических средств в комплексе. Значение единства и взаимодействия в механизме правового регулирования весьма существенно для укрепления правовой основы государственной и общественной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

  1. Александров Н.Г. и др. Теория государства и права. – М.:  Юридическая литература, 1968. – 548 с.
  2. Алексеев С.С. Теория права. - М.: Издательство БЕК, 2000. – 325 с.
  3. Венгеров А. Б. Теория  государства  и  права.  Ч.  2.  Теория  права. – М., 2002 г. Т. 2. 391 с.
  4. ГОУ высшего профессионального образования «Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова» Юридический факультет Кафедра теории и истории государства и права Н.А. Чертова  Основные понятия курса «Теория государства и права» методические рекомендации Архангельск, поморский университет. 2008. 79 с.
  5. Комаров С.А. Общая теория государства и права. СПб., 2001. 350 с.
  6. Основы государства и права: Учебное пособие для поступающих в вузы  / Под ред. О. Е. Кутафина – 2-е изд., переработанное и дополненное – М.:      Юрист, 2002 г. 296 с.
  7. Теория государста и права: Учебник для вузов / Отв. ред. д. ю. н., проф. В. Д. Перевалов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2004. 496 с.
  8. Теория государства и права. Курс лекций / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М.: Юристъ, 2003 г. 720 с.
  9. Теория права и государства в схемах и определениях: Учебное пособие //Составители Бабаев В. К., Баранов В. М. Толстик В. А. - М.: Юрист, 1999. 232 с.
  10. Алексеев  С.С.  Правовые  средства:  постановка  проблемы,   понятия, классификация // Советское государство и право. – 1987.  - № 6.

 

 

1 Теория государста и права: Учебник для вузов / Отв. ред. д. ю. н., проф. В. Д. Перевалов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2004. C.145.

2 ГОУ высшего профессионального образования «Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова» Юридический факультет Кафедра теории и истории государства и права Н.А. Чертова  Основные понятия курса «Теория государства и права» методические рекомендации Архангельск, поморский университет 2008. С.69.

3 Теория государста и права: Учебник для вузов / Отв. ред. д. ю. н., проф. В. Д. Перевалов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2004. С.147-149

4 Теория государства и права. Курс лекций / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М.: Юристъ, 2003 г.- 720 с.

5 ГОУ высшего профессионального образования «Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова» Юридический факультет Кафедра теории и истории государства и права Н.А. Чертова  Основные понятия курса «Теория государства и права» методические рекомендации Архангельск, поморский университет 2008. 79 с., С.69.

6 Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М.: Юристъ, 2003. - с.625

7 Теория государста и права: Учебник для вузов / Отв. ред. д. ю. н., проф. В. Д. Перевалов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2004. С.157-158

8 Там же, С.154.

9 Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М.: Юристъ, 2003. - с.627.

10 Теория права и государства в схемах и определениях: Учебное пособие //Составители Бабаев В. К., Баранов В. М. Толстик В. А. - М.: Юрист, 1999. С.211-212.

11 Основы государства и права / Под ред. О. Е. Кутафина - 2-е изд., переработанное и дополненное - М.: Юрист, 2002. С.235-236.

12 Теория государста и права: Учебник для вузов / Отв. ред. д. ю. н., проф. В. Д. Перевалов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2004. С.145.

13 Александров Н.Г. и др. Теория государства и права. –  М.:  Юридическая      литература, 1968. С.548.

14 Алексеев  С.С.  Правовые  средства:  постановка  проблемы,   понятия,      классификация // Советское государство и право. – 1987.  - № 6. С.5-7.

15 Венгеров А. Б. Теория  государства и права. Ч. 2. Теория  права. Москва, 2002 г. Т. 2. С.391

16 Комаров С.А. Общая теория государства и права. СПб., 2001.

17 Основы государства и права: Учебное пособие для поступающих в вузы  /      Под ред. О. Е. Кутафина – 2-е изд., переработанное и дополненное – М.: Юрист, 2002 г. С.296.

18 Комаров С.А. Общая теория государства и права. СПб., 2001

19 Алексеев С.С. Теория права. - М.: Издательство БЕК, 2000. С.325

20 Теория государста и права: Учебник для вузов / Отв. ред. д. ю. н., проф. В. Д. Перевалов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2004. С.152-154

Информация о работе Понятие и характеристика основных типов (режимов) правового регулирования общественных отношений