Понятие и характеристика основных типов (режимов) правового регулирования общественных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 18:28, курсовая работа

Описание работы

Основная цель курсовой работы состоит в исследовании механизма правового регулирования как системы правовых средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права.

Содержание

Введение ……………………………………………………………….... С. 3

Глава 1. Понятие и содержание категории «механизм правового регулирования. ……………………………………………………………. С. 5
Понятие и содержание категории «правовое
регулирование». ……………………………………………….. С. 5
1.2. Стадии правового регулирования общественных
отношений. ……………………………………………….......... С. 9
1.3. Правовые средства как элементы структуры правового регулирования. ………………………………………………… С. 13






Глава 2. Характеристика средств правового регулирования общественных отношений. ………………………………………………………………... С. 18


2.1. Статические средства механизма правового регулирования общественных отношений. ………………………………………. С. 18


2.2. Динамические средства механизма правового регулирования общественных отношений. ………………………………………. С. 19
2.3. Правовые поощрения и правовые ограничение как комплексные средства механизма правового регулирования. ……………… С. 20

Глава 3. Понятие и характеристика основных типов (режимов) правового регулирования общественных отношений. ……………………………... С. 23

Заключение. ……………………………………………………………….. С. 25

Список использованных источников. ……………………

Работа содержит 1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.docx

— 58.82 Кб (Скачать)


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение ……………………………………………………………….... С. 3

 

Глава 1. Понятие и содержание категории «механизм правового  регулирования. ……………………………………………………………. С. 5

    1. Понятие и содержание категории «правовое

 регулирование». ……………………………………………….. С. 5

         1.2.   Стадии правового регулирования общественных

          отношений. ……………………………………………….......... С. 9

         1.3. Правовые средства как элементы структуры правового    регулирования. ………………………………………………… С. 13

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Характеристика средств  правового регулирования общественных отношений. ………………………………………………………………... С. 18

 
 

2.1. Статические средства  механизма правового регулирования  общественных отношений. ……………………………………….  С. 18

 
 

2.2. Динамические средства  механизма правового регулирования  общественных отношений. ……………………………………….  С. 19

2.3. Правовые поощрения  и правовые ограничение как  комплексные средства механизма  правового регулирования. ………………  С. 20

 

Глава 3. Понятие и характеристика основных типов (режимов) правового  регулирования общественных отношений. ……………………………... С. 23

 

Заключение. ……………………………………………………………….. С. 25

 

Список использованных источников. …………………………………… С. 27

 
     
     
     
   
   

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Человеческое общество характеризуется  той или иной степенью организованности, упорядоченности. Это вызвано необходимостью согласования потребностей, интересов  отдельного человека и сообщества людей (больших или малых социальных групп).

В целях достижения такого согласования осуществляется социальное регулирование, т.е. целенаправленное воздействие на поведение людей. Регулирование может быть как  внешним по отношению к человеку (кто-то каким-либо образом воздействует на него), так и внутренним (саморегулирование). На всем протяжении своего развития общество выработало многообразную систему  средств и способов регламентации  поведения людей. Средства отвечают на вопрос, чем регулируется поведение  людей, а способы - как осуществляется это целенаправленное воздействие.

К средствам социального  регулирования относят, прежде всего, социальные нормы: правовые (юридические), моральные, корпоративные, обычаи и  др. Но норма - хотя и основное, но далеко не единственное средство воздействия  на поведение людей: средствами регулирования  являются также индивидуальные предписания, властные веления, меры физического, психического, организационного принуждения и  т.д.

В системе социального  регулирования важнейшая роль принадлежит  правовому регулированию, которому и посвящена данная работа.

Правовое регулирование  в российском обществе - важное условие  создания стабильного правового  порядка, а также органов, институтов и учреждений, способных обеспечить защиту и охрану от нарушений тех  прав, свобод и законных интересов  граждан и иных лиц, которые закреплены действующими нормами права. Общие  социальные цели правового регулирования  преследуют достижение социально полезных результатов и, в первую очередь, создание необходимых условий для  прогрессивного развития и процветания  общества.

Мы живем в стране, где  право является особым и главным  государственным регулятором общественных отношений. Опираясь на право, действуя в соответствии с правом, и не противореча ему, в условиях цивилизации  достигается  такая организованность общества, при которой реализуется  демократия, экономическая свобода  личности.

Наличие правового регулирования  просто необходимо для обеспечения  и гарантирования в нормативном  порядке свободы в обществе. Правовое регулирование – это явление, необходимость которого возникает  из ряда предпосылок, например таких как, утверждение справедливости, создание оптимальных условий для преимущественного действия в обществе экономических и духовных факторов. Отсутствие же эффективного механизма правового регулирования порождает произвол, своеволие в общественной жизни и жизни людей.

Определяя актуальность данной темы, следует выделить, что именно механизм правового регулирования  является двигателем права, справедливости и законности.

При раскрытии темы курсовой работы мы использовали работы таких  авторов, как С.С. Алексеев, Н.А. Чертова, В.Д. Перевалов, С.А. Комаров и др.

Данная работа состоит  из введения, трех глав и заключения.

Основная цель курсовой работы состоит в исследовании механизма  правового регулирования как  системы правовых средств, организованных наиболее последовательным образом  в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов  субъектов права.

В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:

  1. Дать определение понятию механизма правового регулирования;
  2. Изучить такой правовой институт как правовые средства: их понятие и виды;
  3. Исследовать структуру механизма правового регулирования;
  4. Дать характеристику основных типов (режимов) правового регулирования общественных отношений.

Методологической основой  курсовой работы явилась нормативная, специальная, периодическая литература по вопросам правового регулирования.

 

 

Глава I

ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ КАТЕГОРИИ «МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ»

 

    1. Понятие и содержание категории «правовое регулирование»

 

Правовое регулирование  – это целенаправленное воздействие  на общественные отношения с помощью  правовых (юридических) средств.

Человеческое общество характеризуется  той или иной степенью организованности, упорядоченности. Это вызвано потребностью и необходимостью согласования потребностей, интересов отдельного человека и  сообществ людей (больших и малых  социальных групп). Достижение такого согласия осуществляется социальным, в том числе правовым, регулированием1.

Признаки правового регулирования:

  • Специфический вид социального регулирования.
  • Осуществляется с помощью системы правовых средств.
  • Строится на сочетании нормативного и индивидуального регулирования.
  • Осуществляется с целью упорядочения общественных отношений.

Предмет правового регулирования - это совокупность общественных отношений, которые объективно по своей природе  могут поддаваться нормативно-правовому  воздействию и объективно требующих  такого воздействия2.

Право не должно, да и не может  регулировать все общественные отношения, все социальные связи членов общества. На каждом конкретно-историческом этапе  общественного развития должна быть достаточно точно определена сфера  правового регулирования.

В тех условиях, когда  сфера правового регулирования  заужена, когда не используются возможности  права для упрочнения общественных отношений, в обществе возникает  угроза произвола, хаоса, непредсказуемости  в тех областях человеческих отношений, которые можно и нужно упорядочить  с помощью права. А когда сфера  правового регулирования неоправданно расширена, особенно за счет централизованного  государственно-властного воздействия, создаются условия для укрепления тоталитарных режимов, заурегулированности поведения людей, ведущего к социальной пассивности, безынициативности членов общества.

В сферу правового регулирования, во-первых, должны входить те отношения, в которых находят отражение, как индивидуальные интересы членов общества, так и интересы общесоциальные. Во-вторых, в этих отношениях реализуются  взаимные интересы их участников, причем каждый из них идет на некоторое  ущемление своих интересов ради удовлетворения интересов другого. В-третьих, отношения эти строятся на основе согласия выполнять определенные правила, признания обязательности этих правил. В-четвертых, эти отношения  требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой.

История правовой жизни общества показала, что в сферу правового  регулирования входит три группы общественных отношений, отвечающих перечисленным  выше признакам.

Первую группу составляют отношения людей по обмену ценностями, как материальными, та и нематериальными. Наиболее ярко проявляется возможность  и необходимость правового регулирования  имущественных отношений, ибо во взаимоприемлемом обмене имуществом заинтересовано и все общество, и каждый отдельный  человек. Эти отношения строятся на основе общепризнанных правил (например, признание выражения ценности в  денежном эквиваленте). Обязательность признания правил обеспечена действенной  силой специального аппарата правового  принуждения.

Вторую группу составляют отношения по властному управлению обществом. Эти отношения также  отвечают всем признакам, по которым  их можно включить в сферу правового  регулирования. В управлении социальными  процессами заинтересованы и человек, и общество. Управление осуществляется ради удовлетворения как индивидуальных, так и общесоциальных интересов  и должно осуществляться по строгим  правилам, обеспеченным силой принуждения. Естественно, в сферу правового  регулирования входит государственное  управление социальными процессами.

Третью группу составляют отношения по обеспечению правопорядка. Эти отношения призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов управления в обществе. Эти отношения возникают  из нарушения правил, регламентирующих поведение людей в двух указанных  ранее сферах.

Общественные отношения, входящие в эти группы, и будут  составлять предмет правового регулирования.

От характера, вида общественных отношений, составляющих предмет правового  регулирования зависит степень  интенсивности правового регулирования, т.е. широта охвата правовым воздействием, степень обязательности правовых предписаний, формы и методы правового принуждения, степень детализированности предписаний, напряженность правового воздействия  на общественные отношения3.

Цель правового регулирования - упорядочить общественные отношения, обеспечить реализацию позитивных интересов  субъектов, устранить разнообразные  и многочисленные препятствия, которые  тормозят управленческий процесс и  мешают удовлетворению правомерных  интересов юридических и физических лиц.

Препятствия можно классифицировать по различным основаниям:

  • в зависимости от волевого характера - поддающиеся управлению и не поддающиеся управлению.
  • в зависимости от наличия или отсутствия определенных факторов при осуществлении управленческого процесса - препятствия делятся на присутствующие, т.е. то, что мешает; отсутствующие, т.е. то, чего не хватает.

К первым относятся, прежде всего, правонарушения, ко вторым - пробелы  в праве, отсутствие решающего юридического факта.

Механизм правового регулирования  как раз и есть такая система  правовых средств, которая позволяет  наиболее последовательно и юридически гарантированно бороться с препятствиями4.

Механизм правового регулирования - это система юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование в целях  упорядочения общественных отношений, содействия удовлетворению интересов  субъектов права5.

Цель механизма правового  регулирования - это обеспечить беспрепятственное  движение интересов субъектов к  ценностям, т.е. гарантировать их справедливое удовлетворение6.

Понятие механизма правового  регулирования позволяет:

  • не только собрать вместе явления правовой действительности - нормы, правоотношения, юридические акты и др., участвующие в правовом воздействии, - и обжаловать их как целостность, но и представить их в работающем, системно - воздействующем виде, что характеризует результативность правового регулирования;
  • высветить в связи с этим специфические функции, которые выполняют те или иные юридические явления в правовой системе, показать их связь между собой и взаимодействии.

К элементам, составным частям механизма правового регулирования  относятся: юридические нормы, нормативно-правовые акты, правоотношения, акты реализации права, правоприменительные акты, правосознание, режим законности.

Каждый из элементов механизма  правового регулирования выполняет  свои регулятивные функции, воздействует на поведение людей и общественные отношения своим способом.

Информация о работе Понятие и характеристика основных типов (режимов) правового регулирования общественных отношений