Понятие и характеристика основных типов (режимов) правового регулирования общественных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 18:28, курсовая работа

Описание работы

Основная цель курсовой работы состоит в исследовании механизма правового регулирования как системы правовых средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права.

Содержание

Введение ……………………………………………………………….... С. 3

Глава 1. Понятие и содержание категории «механизм правового регулирования. ……………………………………………………………. С. 5
Понятие и содержание категории «правовое
регулирование». ……………………………………………….. С. 5
1.2. Стадии правового регулирования общественных
отношений. ……………………………………………….......... С. 9
1.3. Правовые средства как элементы структуры правового регулирования. ………………………………………………… С. 13






Глава 2. Характеристика средств правового регулирования общественных отношений. ………………………………………………………………... С. 18


2.1. Статические средства механизма правового регулирования общественных отношений. ………………………………………. С. 18


2.2. Динамические средства механизма правового регулирования общественных отношений. ………………………………………. С. 19
2.3. Правовые поощрения и правовые ограничение как комплексные средства механизма правового регулирования. ……………… С. 20

Глава 3. Понятие и характеристика основных типов (режимов) правового регулирования общественных отношений. ……………………………... С. 23

Заключение. ……………………………………………………………….. С. 25

Список использованных источников. ……………………

Работа содержит 1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.docx

— 58.82 Кб (Скачать)

Как субстанциональные явления  правовые средства довольно отчетливо, зримо отличаются от других компонентов  правовой действительности: с одной  стороны, от явлений правовой деятельности – действий в области правотворчества, актов по реализации и применению юридических норм (толкования, вынесения  правоприменительных решений, исполнения актов юрисдикционных органов и  т.д.), а с другой стороны, от явлений  сугубо субъективной сферы правовой действительности – правосознания, субъективных элементов правовой культуры, правовой науки. И то и другое, разумеется, учитывается в правовом регулировании, включается в действие его механизма; и можно, например, говорить о регулятивных функциях правосознания или о  регулятивном значении применения права. Но они не образуют самих регулятивных частиц, компонентов регулятивного  вещества права, т.е. как раз того, что является правовыми средствами. Поэтому два упомянутых компонента правовой действительности находятся  рядом с правовыми средствами, связаны с ними, но непосредственно  в их состав не входят: один из них (правовая деятельность)  – это, в сущности, применение и использование правовых средств, а второй (явления субъективного  порядка, например, правосознание) –  представление о них, их субъективный образ.

Правовые явления как  субстанциональные явления многообразны.

В развитых правовых системах, при достаточно высокой степени  институционализации правовых явлений, то или иное правовое средство, причем это может быть одно и то же правовое средство выступает в различном  виде в зависимости от уровня, на котором рассматривается юридический инструментарий.

С.С. Алексеев выделяет три  таких уровня:

  • во-первых, уровень первичных правовых средств – элементов механизма правового регулирования в целом и его важнейших подразделений; это прежде всего, юридические нормы, а также субъективные юридические права и юридические обязанности; тут  правовое средство есть, в сущности, путь, общее направление решения жизненной проблемы;
  • во-вторых, уровень сложившихся правовых форм, нормативно выраженных обычно в виде институтов – отдельных образований, юридических режимов или комплексов взаимосвязанных правовых образований и режимов, представляющих собой юридически действенные формы решения жизненных проблем (например, договор как способ организации работ и оплаты их результатов);
  • в – третьих, операционный уровень – конкретные юридические средства, находящиеся непосредственно в оперативном распоряжении тех или иных субъектов, например, договор гражданина, приобретающего пустующий жилой дом, с сельскохозяйственным предприятием на выращивание и продажу сельскохозяйственной продукции, договор, который в данном случае является способом организации, взаимоотношений между гражданами, проживающими в городах или поселках городского типа и сельскохозяйственными предприятиями14.

Теперь о такой черте  правовых средств, как возможность  их использования субъектами. Она  характеризует глубокое взаимодействие правовых средств с социальной деятельностью.

В этом взаимодействии –  две плоскости. Одна из них очевидна – деятельность по использованию  правовых средств в практической жизни.

Иными словами, хотя правовые средства есть явления субстанциональные, в них, в самом их бытии присутствует момент, выражающий перспективу использования, - возможности того, что известные  субъекты «возьмут их в руки» и  добьются с их помощью нужного, ожидаемого результата. С рассматриваемой точки  зрения вопросы использования правовых средств являются решающей частью юридической  практики – и в то же время  важным и перспективным направлением развития юридической науки.

Во взаимодействии социальной деятельности и правовых средств  есть и другая, не менее значимая плоскость. Причем здесь речь идет не о такой своеобразной разновидности  социальной деятельности, которую можно  назвать правовой (именно тот характер имеет использование правовых средств), а о социальной деятельности в  самом точном и строгом смысле – о деятельности, в которой  реализуются социальная жизнь независимо от форм ее существования и опосредования.

Социальная деятельность в указанном глубоком смысле при  переходе человечества на стадию цивилизации  является необходимой и ближайшей  основой правовых средств, во многом определяющей и их существование, и  их особенности, их развитие.

Социальность деятельности наряду с другими ее чертами характеризуется  своего рода напряженностью; она как  бы пронизана или «полем активности», или «полем сдерживания» либо окутана  тем и другим, что придает поведению  субъектов общественных отношений  особое содержание и облик. Отсюда такие  элементы и черты деятельности, как  ее необходимость, допустимость или  недопустимость, заложенные в самом  содержании деятельности и выражающие потребности жизни общества, свойственные ей закономерности, условия жизнедеятельности.

Соприкасаясь и взаимодействуя с субъективной стороной жизни общества, отмеченные элементы и черты деятельности как социального явления получают выражение в правах и обязанностях (запретах).

Права и обязанности связаны  с государственной властью, ее аппаратом, приобретают обязательный характер, становятся юридическими правами и  обязанностями и в этом качестве выступают как необходимые и  первичные правовые средства. Именно с юридических прав и обязанностей начинается формирование правового  инструментария, всей системы правовых средств.

Теперь рассмотрим такой  показатель правовых средств, как наличие  в них социальной силы.

Определенные правовые формы  потому и обособляются в устойчивые институционные образования, потому и  используются субъектами, что обладают социальной силой. В них, следовательно, заложены такие возможности, такие  потенции, которые позволяют справиться с трудностями, преодолеть препятствия, обеспечить решение назревшего жизненного вопроса. Надо обратить внимание лишь на то, что в юридическом инструментарии заложена не вообще социальная сила, а  правовая сила, реализующая своего рода юридическую энергию.

Подытоживая сказанное, можно  выделить признаки правовых средств:

    • выражают собой юридические способы обеспечения интересов субъектов права;
    • сочетаясь определенным образом, они выступают основными «работающими частями» действия права, правового регулирования, правовых режимов;
    • имеют юридическую силу и поддерживаются государство.

Таким образом, правовые средства – это объективированные субстанциональные  правовые явления, обладающие фиксированными свойствами, которые позволяют реализовать  потенциал права, его силу.

 

Глава II

ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДСТВ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

Основными способами правового  регулирования выступают дозволение, обязывание и запрещение.

Все перечисленные способы  связаны с субъективными правами, осуществляются через них. Причем если при дозволении субъективное право (включая право требования, обеспечивающее собственные активные действия) образует самое содержание данного способа  правового регулирования, то при  обязывании и запрещении право требования принадлежит другим лицам; его смысл  состоит в том, чтобы обеспечивать исполнение активной (связывание) или  пассивной (запрещение) юридической  обязанности15.

 

 

2.1. Статические средства механизма правового регулирования общественных отношений

 

Дозволение - это предоставление субъектам правовой возможности на совершение определенных действий по реализации субъективных прав и интересов. Дозволение в диспозиции юридической нормы указывает на правовую возможность. Дозволение используется все шире в случаях, когда государство сокращает сферу применения своих властных полномочий, передавая решение определенных проблем индивидуальному и общественному регулированию. Расширение сферы применения дозволения в практике правового регулирования свидетельствует, что регулятивные функции права расширяют свое действие.

Запрещение основано на необходимости воздержания от активных действий или от бездействия и является разновидностью обязывания. Обязывание и запреты взаимосвязаны, обязанность выполнить определенное действие равнозначна запрещению не исполнять его. Запрещение определенного действия равнозначно обязанности его не совершения16.

Существен и следующий  момент. Такие способы правового  регулирования, как дозволение и  запрещение, находят свое бытие и  за пределами конкретного нормативного материала; проявляясь в соответствующих  юридических нормах (управомочивающих и запрещающих), они одновременно выступают в виде глубинных элементов структуры права.

Думается, рассматриваемые  три способа правового регулирования  – не однопорядковые явления. Можно  предположить, что наиболее элементарным (с юридической стороны), расположенным  в верхних слоях правовой системы  является способ юридического связывания: он не выходит за пределы конкретных юридических норм, выражается в простейших юридических связях – относительных  правоотношениях. Дозволения же и запрещения (запреты) органичны для права, они  принадлежат к глубинным пластам  права, его механизма, где правовая система прямо контактирует с  экономикой, социально-политическими  отношениями, с непосредственно-социальными  притязаниями, соответствующими господствующим отношениям (сущностью права второго  порядка), и потому непосредственно  выражают социально-политическое существо правовой системы.

Особо велико в данной плоскости  значение юридических дозволений: именно они являются непосредственным выражением той свободы, которая в единстве с ответственностью образует содержание непосредственно-социальных притязаний. И именно по содержанию, характеру, направленности юридических дозволений проходит наиболее отчетливый водораздел между правом эксплуататорских обществ  и социалистическим правом. Тот решающий факт, что дозволения, свойственные социалистическому праву, не допускают  эксплуатации человека человеком, насилия  и произвола над личностью  и выражают невиданную для эксплуататорского  общества свободу в наиболее жизненных, важных для трудящегося человека областях социальной жизни, и характеризует  величайшие социальные достоинства  и преимущества социалистического  права – права нового и высшего  исторического типа17.

 

 

2.2. Динамические средства механизма правового регулирования общественных отношений

 

Обязывание связано с  возложением на субъектов права  исполнения активных действий. Оно  как способ правового регулирования  ориентируется на интересы управомоченного  субъекта и представляет собой требование определенного варианта поведения, совершения строго определенных в законе или в договоре действий18.

 

 

    1. Правовые поощрения и правовые ограничение как комплексные средства механизма правового регулирования

 

Для эффективности правового  регулирования большую роль играют стимулы и ограничения.

Правовой стимул - это  правовое побуждение к законопослушным  действиям, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта режим благоприятствования.

Виды правовых стимулов:

  • по элементу структуры нормы права можно выделить юридический факт-стимул (гипотеза), субъективное право, законный интерес, льготу (диспозиция), поощрение (санкция);
  • по предмету правового регулирования - конституционные, гражданские, экологические и т. п.;
  • по объему - основные (субъективное право), частичные (законный интерес) и дополнительные (льгота);
  • по времени действия - постоянные (право на собственность) и временные (разовая премия);
  • по содержанию - материально-правовые (зарплата) и морально-правовые (благодарность).

Правовое ограничение - это  правовое сдерживание противозаконной  акции, создающее условия для  охраны и защиты интересов контрсубъекта  и общественных интересов.

Виды правовых ограничений:

  • по элементу структуры нормы права можно выделить юридический факт-ограничение (гипотеза), юридическую обязанность, запрет, приостановление и пр. (диспозиция), наказание (санкция);
  • по предмету правового регулирования - конституционные, гражданские, экологические и т. п.;
  • по объему - полные (ограничение дееспособности детей) и частичные (ограничение дееспособности несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет);
  • по времени действия - постоянные (установленные законом избирательные ограничения) и временные (обозначенные в акте о чрезвычайном положении);
  • по содержанию - материально-правовые (лишение премии) и морально-правовые (выговор).

Также в механизме правового  регулирования применяются такие  правовые средства как правовые льготы и правовые поощрения.

Правовая льгота - это  правомерное облегчение положения  субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворять собственные интересы и выражающиеся как в предоставлении дополнительных особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей.

Информация о работе Понятие и характеристика основных типов (режимов) правового регулирования общественных отношений