Понятие государственной службы и ее виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2011 в 22:53, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении государственной службы как деятельности.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи: дать понятие государственной службы; рассмотреть виды государственной службы; рассмотреть принципы государственной службы; рассмотреть проблему реформирования государственной службы

Работа содержит 1 файл

готовая курсовая.doc

— 187.00 Кб (Скачать)

    При исполнении своих обязанностей сотрудники гражданской службы обязаны соблюдать беспристрастность и сохранять независимость по отношению к политическим партиям.

      Институт государственной службы, основываясь на профессионализме, способностях, политическом нейтралитете служащих и качественном исполнении ими служебных обязанностей, обеспечивает во многих странах стабильное государственное управление и является важнейшим фактором сохранения и развития государственности.20

    Таким образом, государственная служба организуется и осуществляется с непременным учетом многообразия и специфики сфер государственной деятельности. В специальном смысле к государственной относится служба в различных специализированных отраслях и сферах — военная служба, служба в органах внутренних дел, таможенных, налоговых органах, налоговой полиции и др. Характерным для регулирования этих и подобных им видов службы является то, что оно обычно является системным, охватывающим службу в органах всех уровней или отрасли (сферы) в целом. 
 

ГЛАВА II: Характеристика государственной службы. 
 

2.1. Принципы государственной  службы.

Принципы  государственной службы установлены  в таких законах, как Федеральный  закон «О системе государственной  службы Российской Федерации»21, Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»22. Согласно данным законам, Агапов выделяет следующие принципы государственной службы:

  1. Принцип федерализма.

    Конституционной предпосылкой данного принципа выступает  целый ряд статей Конституции  РФ. Здесь можно отметить и ч. 1 ст. 1, ст. 5, и ст. 11, и п. «к» ст. 72.

  1. Принцип законности.

    Принцип законности означает, что построение и функционирование системы государственной  службы должны осуществляться в полном соответствии с действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации  и правовой системой субъектов Российской Федерации.

  1. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия обязывает государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.
  2. Принцип единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службу субъектов Российской Федерации.23

    Конституции Российской Федерации24 закреплено федеративное устройство нашего государства. Это предполагает последовательное раскрытие в текущем федеральном законодательстве единства системы государственной власти, а, следовательно, единства основ организации государственной службы.

    В то же время это предполагает разграничение  предметов ведения между Федерацией и ее субъектами в целях обеспечения  эффективности государственной службы.25

    Согласно  пункту «т» статьи 71 Конституции  в ведении Российской Федерации  находится федеральная государственная  служба. Это означает, что на федеральной  государственной службе состоят  государственные служащие, осуществляющие полномочия по предметам ведения федеральных органов государственной власти, а также государственные служащие, осуществляющие полномочия от имени Российской Федерации по предметам совместного ведения федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации.

  1. Принцип равного доступа граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего.

    Данный  принцип закреплен в статье 32 Конституции Российской Федерации.

    Требования  к кандидату на должность гражданской  службы обусловливаются исключительно  характером профессиональных требований и деловых навыков. Поэтому Федеральные  законы № 58-ФЗ26 и № 79-ФЗ27 содержат:

    • квалификационные требования к профессиональным качествам граждан, поступающих на государственную службу (в числе наиболее важных - наличие определенного уровня образования, стажа, опыта работы по специальности);
    • конкурсный порядок отбора претендентов на должности;
    • периодическую проверку гражданских служащих (аттестация);
    • сдачу квалификационного экзамена;
    • формирование резерва кадров на конкурсной основе - ведение реестров гражданских служащих и другие требования объективной оценки личных и профессиональных качеств граждан при поступлении на гражданскую службу и ее прохождении.

    Вопрос  о правомерности установления возрастного  требования к государственному служащему  неоднократно рассматривался Конституционным  Судом РФ по запросам различных категорий  государственных служащих, считающих закрепление предельного возраста нарушением принципа равного доступа на государственную службу.

  1. Принцип профессионализма и компетентности гражданских служащих. Профессионализм означает исполнение государственным служащим своих должностных обязанностей постоянно (в течение определенного времени) и за регулярно получаемое вознаграждение. Компетентность отражает объем знаний и опыт работника. Профессионализм стимулирует расширение и повышение знаний, накапливание опыта, развитие организаторских способностей, постоянно высокий уровень служебной и исполнительской дисциплины.
  2. Принцип стабильности гражданской службы означает относительное постоянство кадров в занимаемых должностях, минимизацию текучести кадров при стабильности штатного состава. Это одно из важнейших условий качественного функционирования государственных органов.28
  3. Принцип открытости государственной службы и ее доступности общественному контролю, объективного информирования общества о деятельности государственных служащих является существенной проблемой российского государственного аппарата. Именно поэтому в настоящее время разрабатываются законопроекты (в частности, проект Федерального закона «Об административных процедурах»), регламентирующие порядок раскрытия и/или предоставления информации о деятельности органов государственной власти и государственных служащих.
  4. Принцип взаимодействия с общественными объединениями и гражданами.
  5. Принцип защищенности гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

       Применительно к неправомерному вмешательству  со стороны госорганов необходимо помнить  нормативные положения ст. 10 Конституции  РФ, согласно которой государственная  власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы государственной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Это, в частности, означает, что в повседневной деятельности Верховный Суд РФ не вправе по своему усмотрению вмешиваться в деятельность Правительства РФ, хотя в ряде случаев такое вмешательство предусмотрено действующим законодательством. Однако в последнем случае будет иметь место правомерное вмешательство в деятельность Правительства РФ. Аналогично должны быть независимы при осуществлении своей компетенции и законодательная власть, с одной стороны, и судебная - с другой.29

       Другая  сторона рассматриваемого принципа заключается в самостоятельности  при осуществлении властных полномочий различных по своему правовому статусу  государственных органов в рамках одной ветви власти, например, исполнительной. Речь идет о невмешательстве, скажем, Министерства внутренних дел РФ в деятельность Правительства РФ. Однако и в этом случае действие рассматриваемого принципа сопряжено с некоторыми законными ограничениями. В последнем случае речь будет идти уже о правомерном вмешательстве одних государственных органов в деятельность других.

    «Отсутствие правовых принципов государственной  службы влечёт за собой появление  в ней элементов произвольности, бюрократизма, неорганизованности, беззакония, несправедливости и безнравственности».30

    Таким образом, принципы государственной службы это основополагающие идеи, установления, выражающие объективные закономерности и определяющие научно - обоснованные направления реализации компетенции, задач и функций государственных органов, полномочий государственных служащих, действующих в системе государственной службы.

    Принципы  государственной службы обуславливают  значимость, законность и социальную ценность отношений, возникающих в  системе государственной службы.  

2.2. Проблема реформирования  государственной  службы. 

    Проблема  реформирования государственной службы Российской Федерации в современный  период управления страной возникла не случайно. Необходимость ее решения  программными методами обосновывается целым рядом факторов, прежде всего относящихся к проблемам количественного и качественного состояния кадрового состава государственной службы.

    Необходимо  оптимизировать численность государственных  служащих путем внедрения на государственной  службе новых методов управления, поскольку в последние годы наблюдается рост численности государственных служащих государственных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих органов местного самоуправления.31

    На  государственной службе сложилась  половозрастная структура, не соответствующая половозрастной структуре занятого населения страны. Так, на начало 2007 г. в общей численности государственных служащих, замещающих государственные должности, женщины составляли более 70%, в органах исполнительной власти - 71,8%, в аппаратах органов судебной власти и прокуратуры - 67,6%, в аппаратах органов законодательной власти - 55,8%, в аппаратах иных государственных органов - 55,4%. Такой сравнительно высокий процент женщин в аппаратах государственных органов объясняется преобладанием женщин на государственных должностях, отнесенных к старшим и младшим группам должностей.

    Средний возраст государственных служащих, замещающих государственные должности, составляет 40 лет. Несколько моложе кадровый состав в аппаратах федеральных судов и органов прокуратуры Российской Федерации (средний возраст - 37 лет). Лица пенсионного возраста среди государственных служащих составляли 3,5%. Более 30% государственных служащих в аппаратах законодательных и иных государственных органов имели возраст 50 лет и старше, из них лица пенсионного возраста в этих органах составляли соответственно 11,1 и 6,9%.

    Таким образом, в течение ближайших 10 лет  может произойти высвобождение  более половины государственных  служащих, замещающих ключевые должности, при невозможности замещения этих должностей следующим поколением государственных служащих, имеющих достаточный опыт работы на государственной службе и необходимую квалификацию.

    Государственные служащие еще не в полной мере отвечают требованиям образовательного уровня по замещаемым должностям.

    Сохраняется тенденция к увеличению числа  государственных служащих, чье профессиональное образование не соответствует квалификационным требованиям по замещаемой должности. Так, не имеют профессионального  образования 26,7 тыс. человек, или 4,6% от численности государственных служащих, замещающих должности, имеющие зачастую обеспечивающие функции.32

    К началу разработки Программы переподготовка и повышение квалификации федеральных  государственных служащих осуществлялись за счет средств федерального бюджета. При этом средства на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в федеральном бюджете не предусматривались.

    Одним из самостоятельных факторов, послуживших причиной начала реформирования государственной службы Российской Федерации, была необходимость дальнейшего совершенствования системы оплаты труда государственных служащих.

    По  сравнению с трудом руководителей  и специалистов органов управления в негосударственном секторе экономики труд государственных служащих недооценен. Небольшая дифференциация в оплате труда государственных служащих, предусмотренная законодательством, слабо стимулирует эффективность их служебной деятельности.

    Такая разница в размерах оплаты труда  между государственными, муниципальными служащими и работниками негосударственного сектора экономики затрудняет привлечение  на государственную, муниципальную  службу квалифицированных специалистов и руководителей, приводит к оттоку государственных служащих в негосударственный сектор экономики (особенно это касается наиболее востребованных профессий, специальностей и возрастных категорий), что снижает эффективность деятельности государственных органов, ухудшает профессиональный и половозрастной состав государственных служащих.33

Информация о работе Понятие государственной службы и ее виды