Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2011 в 22:53, курсовая работа
Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении государственной службы как деятельности.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи: дать понятие государственной службы; рассмотреть виды государственной службы; рассмотреть принципы государственной службы; рассмотреть проблему реформирования государственной службы
При исполнении своих обязанностей сотрудники гражданской службы обязаны соблюдать беспристрастность и сохранять независимость по отношению к политическим партиям.
Институт государственной службы, основываясь на профессионализме, способностях, политическом нейтралитете служащих и качественном исполнении ими служебных обязанностей, обеспечивает во многих странах стабильное государственное управление и является важнейшим фактором сохранения и развития государственности.20
Таким
образом, государственная служба организуется
и осуществляется с непременным учетом
многообразия и специфики сфер государственной
деятельности. В специальном смысле к
государственной относится служба в различных
специализированных отраслях и сферах
— военная служба, служба в органах внутренних
дел, таможенных, налоговых органах, налоговой
полиции и др. Характерным для регулирования
этих и подобных
им видов службы является то, что оно обычно
является системным, охватывающим службу
в органах всех уровней или отрасли (сферы)
в целом.
ГЛАВА
II: Характеристика государственной
службы.
2.1. Принципы государственной службы.
Принципы государственной службы установлены в таких законах, как Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации»21, Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»22. Согласно данным законам, Агапов выделяет следующие принципы государственной службы:
Конституционной предпосылкой данного принципа выступает целый ряд статей Конституции РФ. Здесь можно отметить и ч. 1 ст. 1, ст. 5, и ст. 11, и п. «к» ст. 72.
Принцип законности означает, что построение и функционирование системы государственной службы должны осуществляться в полном соответствии с действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации и правовой системой субъектов Российской Федерации.
Конституции Российской Федерации24 закреплено федеративное устройство нашего государства. Это предполагает последовательное раскрытие в текущем федеральном законодательстве единства системы государственной власти, а, следовательно, единства основ организации государственной службы.
В
то же время это предполагает разграничение
предметов ведения между
Согласно
пункту «т» статьи 71 Конституции
в ведении Российской Федерации
находится федеральная
Данный принцип закреплен в статье 32 Конституции Российской Федерации.
Требования к кандидату на должность гражданской службы обусловливаются исключительно характером профессиональных требований и деловых навыков. Поэтому Федеральные законы № 58-ФЗ26 и № 79-ФЗ27 содержат:
Вопрос о правомерности установления возрастного требования к государственному служащему неоднократно рассматривался Конституционным Судом РФ по запросам различных категорий государственных служащих, считающих закрепление предельного возраста нарушением принципа равного доступа на государственную службу.
Применительно к неправомерному вмешательству со стороны госорганов необходимо помнить нормативные положения ст. 10 Конституции РФ, согласно которой государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы государственной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Это, в частности, означает, что в повседневной деятельности Верховный Суд РФ не вправе по своему усмотрению вмешиваться в деятельность Правительства РФ, хотя в ряде случаев такое вмешательство предусмотрено действующим законодательством. Однако в последнем случае будет иметь место правомерное вмешательство в деятельность Правительства РФ. Аналогично должны быть независимы при осуществлении своей компетенции и законодательная власть, с одной стороны, и судебная - с другой.29
Другая
сторона рассматриваемого принципа
заключается в
«Отсутствие
правовых принципов государственной
службы влечёт за собой появление
в ней элементов
Таким образом, принципы государственной службы это основополагающие идеи, установления, выражающие объективные закономерности и определяющие научно - обоснованные направления реализации компетенции, задач и функций государственных органов, полномочий государственных служащих, действующих в системе государственной службы.
Принципы
государственной службы обуславливают
значимость, законность и социальную
ценность отношений, возникающих в
системе государственной службы.
2.2.
Проблема реформирования
государственной
службы.
Проблема реформирования государственной службы Российской Федерации в современный период управления страной возникла не случайно. Необходимость ее решения программными методами обосновывается целым рядом факторов, прежде всего относящихся к проблемам количественного и качественного состояния кадрового состава государственной службы.
Необходимо оптимизировать численность государственных служащих путем внедрения на государственной службе новых методов управления, поскольку в последние годы наблюдается рост численности государственных служащих государственных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих органов местного самоуправления.31
На государственной службе сложилась половозрастная структура, не соответствующая половозрастной структуре занятого населения страны. Так, на начало 2007 г. в общей численности государственных служащих, замещающих государственные должности, женщины составляли более 70%, в органах исполнительной власти - 71,8%, в аппаратах органов судебной власти и прокуратуры - 67,6%, в аппаратах органов законодательной власти - 55,8%, в аппаратах иных государственных органов - 55,4%. Такой сравнительно высокий процент женщин в аппаратах государственных органов объясняется преобладанием женщин на государственных должностях, отнесенных к старшим и младшим группам должностей.
Средний
возраст государственных
Таким образом, в течение ближайших 10 лет может произойти высвобождение более половины государственных служащих, замещающих ключевые должности, при невозможности замещения этих должностей следующим поколением государственных служащих, имеющих достаточный опыт работы на государственной службе и необходимую квалификацию.
Государственные служащие еще не в полной мере отвечают требованиям образовательного уровня по замещаемым должностям.
Сохраняется тенденция к увеличению числа государственных служащих, чье профессиональное образование не соответствует квалификационным требованиям по замещаемой должности. Так, не имеют профессионального образования 26,7 тыс. человек, или 4,6% от численности государственных служащих, замещающих должности, имеющие зачастую обеспечивающие функции.32
К началу разработки Программы переподготовка и повышение квалификации федеральных государственных служащих осуществлялись за счет средств федерального бюджета. При этом средства на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в федеральном бюджете не предусматривались.
Одним из самостоятельных факторов, послуживших причиной начала реформирования государственной службы Российской Федерации, была необходимость дальнейшего совершенствования системы оплаты труда государственных служащих.
По сравнению с трудом руководителей и специалистов органов управления в негосударственном секторе экономики труд государственных служащих недооценен. Небольшая дифференциация в оплате труда государственных служащих, предусмотренная законодательством, слабо стимулирует эффективность их служебной деятельности.
Такая
разница в размерах оплаты труда
между государственными, муниципальными
служащими и работниками
Информация о работе Понятие государственной службы и ее виды