Понятие государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 01:37, курсовая работа

Описание работы

Государство не относится к вечным категориям общества. Существовали и сейчас существуют общества, которые не создали для упорядочения своей жизни специальных институтов. На ранних стадиях развития, жизнь общества строилась на принципах естественного самоуправления. Но, выделившись из общества, государство начинает занимать центральное место в общественной жизни.

Содержание

Вступление.
1) Понятие и признаки государства.
2) Функции государства.
3) Механизм государства.
4) Формы государства.
Заключение.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работ1.doc

— 166.00 Кб (Скачать)

      Общие черты  монархической формы правления  – во главе государства находится монарх,  который пользуется властью по наследству (бывает,  когда началу династии кладут выборы – дом Романовых);  не  несет никакой юридической  ответственности  за свои политические действия (в Грамоте 1613 года на Михаила Романова возлагалась ответственность за свои дела перед единым небесным царем); в его руках сосредоточена вся полнота власти и он выступает источником всякого права;  находится во главе исполнительной власти;  от его имени творится правосудие;  на международной арене единолично представляет свое государство;  пользуется титулом;  получает значительное содержание из государственной казны; имеет право на особую охрану.

      Итак, монархия это такое государство,  где верховная власть принадлежит  одному лицу,  пользующемуся ею по собственному усмотрению,  по праву,  которое не делегировано ему никакой другой властью,  тогда как в республике она делегируется одному или нескольким лицам всегда на определенный срок всем народом или его частью, которому и принадлежит суверенитет.

      "Respublica est res populi" – подчеркивал Цицерон, так как при республиканской  форме правления единственным  источником власти  по закону является народное большинство.

      Известны  парламентарные республики  и республики президентские. В первых – верховная  власть принадлежит парламенту;  правительство формируется из представителей партий победивших на выборах,  несет ответственность перед парламентом за свою деятельность,  остается у власти пока пользуется  поддержкой парламента;  как правило,  глава государства избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией (ФРГ, Италия),  или  на основе  всеобщего избирательного права (Австрия) президенту. Во вторых – наряду с парламентом существует президент,  соединяющий в своих руках полномочия главы государства  и главы правительства; здесь,  правительство несет ответственность перед президентом (США. Франция, Индия) который имеет довольно широкие полномочия.

      Постоянное  внимание к формам правления  государства  свойственно теоретической мысли и юридической практике с глубокой древности. Однако механический перебор вариантов,  "скрещивание" тех  или  иных классических государственных форм, особенно если это делается "под личность" должностного лица, едва ли оправдано.              

      Форма государственного устройства – это территориальная организация государственной власти,  характер взаимоотношений между государством и его составляющими частями,  между отдельными частями государства,  между центральными и местными органами.

      По  форме устройства, государства подразделяются на унитарные (Шотландия, Северная Ирландия в Великобритании,  областная автономия в Италии), федерации (кантоны в Швейцарии,  штаты в США и Мексике, земли в Германии, в России – республики,  края,  области,  города федерального значения) и конфедерации (Швейцария до 1848 года, Германия в 1815-1866г.г.).

        Унитарное государство,  то есть  единое,  располагает всей полнотой  верховной власти, полное политическое единство,  единое законодательство и судоустройство.  Каждая из его составных частей обладает одинаковыми правами и представительством в органах государственной власти.

      Федерация – соединенное,  союзное государство,  представляет собой  союз ряда государств.  При этой форме устройства образуются общие для всей федерации высшие органы власти и органы управления,  причем сохраняются высшие органы власти и управления у каждого из государств членов  федерации. Последние могут иметь, кроме того, собственное законодательство, судебную, налоговую систему.

      Конфедерации  – сообщества,  объединения.  В отличии от федераций, конфедерации создаются для достижения определенных,  ограниченных целей в пределах определенного исторического периода.

      Некоторые ученые считают совершенно ошибочными утверждения о том, что конфедерация есть государство. "Такое понятие напоминает жареный лед".* Конфедерация это международно-правовое образование.**

      При всей кажущейся абстрактности, форма  государственного устройства самым  непосредственным образом касается,  а то и напрямую определяет объем  и качество прав  и свобод граждан (подданных).  Вовремя и правильно решенные вопросы государственного устройства в значительной мере обеспечивают стабильность государства, его плодотворное функционирование.

      В 60-е годы, в научном обороте  появилась категория  "политический режим", которую одни рассматривали в качестве синонима формы государства,  другие вообще исключали  из состава формы государства.  Эти дискуссии  дали начало широкому и узкому подходу в понимании политического (госу-дарственного) режима.  И именно с этих разных точек следует его рассматривать.

      Политический  режим – это совокупность  приемов  и способов государственного руководства (в узком смысле)  и  уровень гарантированности демократических прав и политических свобод личности,  степень соответствия официальных конституционных правовых форм политическим реалиям, характер отношения властных  структур к правовым основам государственной и общественной жизни (в широком смысле).***

      Особое  значение политического режима в  понятии формы государства состоит в том,  что только в условиях конкретного политического режима  может существовать и адекватно оценена как форма правления,  так и форма политико-территориального устройства, все эти три элемента и дают общую характеристику каждого конкретного государства в любой момент его исторического развития.

        Политический режим – это обобщенная  функциональная характеристика  существующей в обществе политической  системы, совокупность приемов,  способов и методов осуществления власти.****

      Разнообразие  политических режимов обусловлено социальной природой общественных сил, стоящих у власти и общей расстановкой сил в обществе, степенью предоставленных прав и свобод гражданам, разделением ветвей  государственной власти,  жизнедеятельностью гражданского общества, наличием политических партий и оппозиции, идеологического многообразия. Исходя из этого, различают демократические и недемократические режимы.

      Демократический  политический  режим – это  форма  народовластия, характеризующаяся  свободным  волеизъявлением народа, верховенством права, провозглашением принципов социальной справедливости и равенства всех перед законом.

      К антидемократическим режимам относятся  тоталитаризм  и авторитаризм. Тоталитаризм – террористический режим, сформированный на основе  однопартийной системы,   опирающийся  на общественно-политическое или  религиозное движение  при абсолютной  концентрации власти  в руках его лидеров.

      Для тоталитаризма характерны абсолютная концентрация власти в руках "вождя" ( причем вождь харизматического типа ),  однопартийная политическая система,  наличие общественно-политического движения,  государственно-организованный террор, жесткая регламентация экономики и антикапитализм.

      Основным  ценностным критерием организации  тоталитарного общества  является  "тоталитарная идея" движения.*  При левой форме тоталитаризма ( СССР – Сталин, КНР – Мао Цзедун ) критерий социалистического движения – классовый (социальный). При правой форме (Германия – Гитлер, Испания –Франко,  Италия – Муссолини) – критерий фашистского движения – национальный (расовый),  при религиозной форме (Иран-Хомейни) – критерий исламского фундаментализма – религиозный.

      Авторитаризм  отличается от тоталитаризма тем,  что отсутствует монопольное общественно-политическое движение и соответствующая ему тоталитарная идея, террор не носит тотального характера и направлен в основном против противников режима,  допускается оппозиция.  Таким образом, форма  государства может  быть понята только  во взаимосвязи всех составляющих элементов.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение. 

      "Государство есть союз,  образовавшийся  не на срок,  это союз – бессрочный,  он не  предвидит конца своего существования,  хотя  и не выдает себя за вечную  или бесконечную сущность…  Нет,  государство будет существовать, пока люди будут в этом нуждаться, т.е. пока людям будет необходимо поддерживать справедливый правопорядок.

      Опыт  истории не прошел даром. Положения  марксистско-ленинской теории о скором отмирании государства и права, объясняющие государство как орудие насилия,  противоречат практике развития человеческого общества.  Хотя в извращенном виде,  в нашем государстве они длительное время они использовались как руководство к действию.

      Еще древние знали,  что без народного  представительства демократия –  это миф.  Без работающего парламента  любая страна может оказаться в тисках авторитаризма.  С падением тоталитарного строя в России  начался длительный  период демократической реформации общества. Несмотря на сложность и противоречивость ее процессов, в них прослеживается тенденция к подлинной демократии.

      В современном обществе, в обществе дифференцированных интересов, велика опасность  авторитарных начинаний.  Вполне очевидно, что  роль государства  в общественной системе,  его механизма в выработке  социальных  компромиссов,  предотвращении силового противоборства, неизмеримо возрастает. И в перспективе, следует говорить не об отмирании государства, а о его развитии, не только в рамках страны, но и в международных делах, как средства предотвращения конфликтов.

 

Список  использованной литературы: 

  1. 1993, М.,  Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Уч.пособие.
  2. 1988, М., Изд.МГУ,Под ред. Крашенинниковой Н.А.  История государства и права зарубежных стран.
  3. 1994,М.,том 3, Платон  Собрание сочинений в четырех томах.
  4. 1966, М., С.Л. Утченко.  Цицерон. Диалоги. О государстве. О законах.
  5. 1934, М, Л.Соцэкгиз. Гегель, Философия права.
  6. 1992, И.А.Ильин, Общее учение о государстве и праве. (фрагменты).Правоведение.
  7. 1980,М., Полит.издат. Ф.Энгельс, Происхождение семьи, частной собственности и государства.
  8. 1990, Р.З.Лившиц, Советское государство и право. Государство и право в современном обществе: необходимость новых подходов.
  9. 1992, № 9.  Ю.А.Тихомиров. Государство и право. Государственность крах или воскрешение.
  10. 1992, № 5.  В.А.Четвернин. Государство и право. Размышления по поводу теоретических представлений о государстве.
  11. 1993, № 6. Л.А.Морозова. Государство и право. Функции Российского государстав на современном этапе.
  12. 1990, Л., Л.С. Явивч. Проблемы марксистско-ленинской общей теории права и государства.
  13. 1987, Л., Лен.ун.,  Под ред. А.И.Королева. 70 лет Советского государства и права.
  14. 1993, № 5. Г.Р.Марголит. Свободная мысль. О роли государства в институциональной реформе.
  15. 1993, Конституция Российской федерации
  16. 1993,Ив., Юр.лит., С.С.Алексеев. Государство и право.
  17. 1993, М., А.И.Коваленко. Теория государства и права. Уч. пособие.
  18. 1994, № 2. Е.Н.Тарасов. Государство как институт политической системы. Социально- политический  журнал.
  19. 1992, Дальневост.ун. В.П.Федоров. Современное государство и право. Вопросы теории и истории. Сб.науч.тр..
  20. 1993, № 1.  Г.В.Мальцев и др. Новый Российский парламент: надежды на будущее. Российская Федерация.
  21. 1993, М., Ф.Люшер. Конституционная защита прав и свобод личности. 
  22. 1993, № 2. Вест.Моск. ун.,  Д.Л. Златопольский. Феномен нового государственного единства вместо СССР: перспективы развития.
  23. 1996, М., Под ред. В.В.Лазарева. Общая теория государства и права. Уч.пособие.
  24. 1993, № 16. А.П. Бутенко. Утвердится ли у нас авторитаризм. Свободная мысль.
  25. 1993, М. 5,  И.В. Мазуров. Фашизм как форма тоталитаризма. Общественные науки и современностью.
  26. 1993. № 7. А.П.Бутенко. Государство и право. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки.
  27. 1993. Н.Н., Под ред. В.К.Бабаева. Общая теория врава. Курс лекций.

     Список  использованной литературы 

1. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов. / Под ред. Проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. - 2 - е изд., изм и доп. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА * М), 2000.

2. Байтин  М.И. Механизм современного Российского государства. Электронное издание статьи.

3. Маркс  К., Энгельс Ф.; Избранные произведения. - М.: Политиздат, 1986, .

4. Алексеев  С. С. Право. Азбука. Теория. Философия.  Опыт комплексного исследования. - М.: Издательская группа НОРМА  - ИНФРА * М. 1998.

5. Теория  государства и права. Учебное  пособие для студентов СГА. 2006.

6. Шапсугов  Д.Ю. «Государственное управление. Основы теории и организации». М., 2001.

Информация о работе Понятие государства