Понятие государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 01:37, курсовая работа

Описание работы

Государство не относится к вечным категориям общества. Существовали и сейчас существуют общества, которые не создали для упорядочения своей жизни специальных институтов. На ранних стадиях развития, жизнь общества строилась на принципах естественного самоуправления. Но, выделившись из общества, государство начинает занимать центральное место в общественной жизни.

Содержание

Вступление.
1) Понятие и признаки государства.
2) Функции государства.
3) Механизм государства.
4) Формы государства.
Заключение.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работ1.doc

— 166.00 Кб (Скачать)

  В политической области сотрудничество государств,  главным образом, осуществляется в деле поддержания мирового порядка, деятельности по сохранению мира,  предотвращению войны и вооруженных конфликтов,  разоружению.

      Сотрудничество  государств,  в решении глобальных проблем проявляется прежде всего  в области охраны окружающей среды,  поддержанию нормальной экономической  обстановки на планете.

Проблема  противоборств раздельно существующих независимых государств известна с давних пор. Каждое из них желает, "добиться для себя прочного мира таким образом, чтобы завладеть,  по возможности, всем миром" (Кант).

      Защита  суверенитета и территориальной  целостности страны является важным направлением внешней деятельности государства  и определяет такую его функцию, как оборона страны. Под воздействием объективных законов природы, с развитием торговли,  культуры и при неуклонном приближении людей к согласию, приходит общее стремление жить в мире. Сегодня многие государства стоят на позициях оборонительной доктрины, суть которой состоит в создании необходимых и достаточных условий для отражения возможной агрессии со стороны другого или других государств.

      Подводя итог,  можно сказать,  что функции государства – это единая, взаимосвязанная система государственных органов,  направленная на реализацию гуманных и демократических принципов, основанная на разумном сочетании национальных и интернациональных интересов. Само же государство,  представляет общий интерес общества,  и от его имени управляет самим обществом.

 

              

Механизм  государства. 

      В различные эпохи человеческое общество создавало такие государственные органы,  которые должны были обеспечить его надлежащее функционирование. Такая система специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственное управление обществом  и защита его основных интересов  называется механизм государства.

      Его характерными признаками являются:

  1. Механизм государства состоит из людей,  которые занимаются законотворчеством, исполнением законов и их охраной.
  2. Механизм государства – комплекс государственных органов,  учреждений, организаций, которые осуществляют непосредственно свои властные функции.
  3. Механизм государства призван гарантировать  и защищать законные интересы и права граждан.*
  4. Механизм государства – имеет организационное  и финансовое обеспечение для выполнения функций и задач, возложенных на него, для более успешной их реализации обеспечен механизмом принудительного воздействия.

      Механизм  государства,  как целостная,  иерархическая система состоит  из различных частей – государственных  органов,  которые имеют свою структуру  и выполняют соответствующие  функции.

      Государственные органы – это организации или учреждения,  выполняющие государственные задачи и наделенные соответствующими полномочиями.**

      Являясь самостоятельными элементами в механизме  государства, они образуются в соответствии с действующим законодательством,  оно и определяет его компетенцию. Государственные органы в процессе своей деятельности постоянно взаимодействуют между собой с целью обеспечения нормального функционирования общества.

      Наиболее  существенное значение сегодня имеет  классификация органов государства по принцип "трех властей".  Принцип разделения властей в 1748 году сформулировал Монтескье. Этот принцип нашел наиболее полное отражение сначала в конституциях штатов (1776,1780),  а затем в федеральной Конституции США в 1787 году.

      В соответствии с принципом разделения властей,  который  обладает системой сдержек и противовесов,  власть государства делится на:

  • законодательные органы,  то есть представительные,  формируемые на  основе всеобщих выборов;
  • исполнительно-распорядительные органы;
  • судебные органы.
 

      Представительные  органы государственной  власти.  К их числу относятся законодательные учреждения и местные органы власти и самоуправления.

        Функции законодательной власти осуществляют высшие,  представительные органы государства.  Законодательной власти принадлежит приоритет в распределении  и перераспределении полномочий между органами государственной власти. Деятельность законодателей в этом направлении призвана обеспечить устойчивость политической системы общества, равновесие в сфере властных отношений.*

        При демократии высшим,  представительным и законодательным органом является парламент. Получив от народа, учредительные права,  парламент представляет его суверенитет и выражает его волю в форме закона. Для федеративных государств характерна  двухпалатная структура парламента – верхняя и нижняя палаты (в  США – это Палата представителей и Сенат,  в России – Совет Федерации и Государственная Дума).  Однопалатные парламенты существуют в основном в странах с более или менее однородным национальным составом населения или небольших по территории,  например, Финляндия, Дания, Польша. Работу парламента по конкретным вопросам его компетенции ведут постоянные и временные комитеты и комиссии (по бюджету и финансам,  международным делам,  здравоохранению и другие).

      Говоря  о финансовых полномочиях парламента,  необходимо отметить, что решение  финансовых вопросов составляет особую прерогативу парламента.  Он же осуществляет контроль  над исполнительной властью, участвуя в назначении должностных лиц и органов, составляющих исполнительную власть.

      Независимости  парламента (наряду с прочими условиями) содействует правило несовместимости  должностей, запрещающее члену парламента находиться на государственной службе,  заниматься другой оплачиваемой должностью.**   

      Местные органы государственной власти,  как правило,  имеют представительный характер  и действуют в пределах административно-территориальных единиц  и в объеме предоставленной им компетенции управляют местными делами соответствующей территории.  Следует заметить,  что по Конституции  Российской  Федерации органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти. (Ст.12).    

      Исполнительно-распределительные  органы государственной  власти. Существенное место в государственном механизме занимает такое подразделение, как глава государства.

      В конституционных монархиях  главой государства формально считается  монарх.  Фактически исполнительная власть от его имени осуществляется правительством и его органами.

      В странах с республиканским правлением главой государства,  как правило, является президент.  В целом его полномочия сводятся к назначению премьер министра, выполнению дипломатических функций совместно с другими органами, верховному командованию вооруженными силами. В ряде стран – Россия, Франция, Австрия, др. – имеет право распустить парламент. В Финляндии и Португалии президент обладает правом законодательного вето.*

      В президентских республиках  глава  государства обладает широкими властными полномочиями.  Например,  США, где президент,  кроме названных выше полномочий,  имеет право назначать чиновников,  издавать указы, которые являясь актами высшей исполнительной власти,  регулируют различные стороны государственной жизни.

      Высшим  исполнительным и распорядительным органом государственной власти,  осуществляющим управление страной,  является правительство (кабинет министров, совет министров).  Возглавляет его глава  правительства (премьер-министр, председатель кабинета, канцлер).  По вопросам своей компетенции правительство принимает решения и издает правовые акты, публикует их от своего имени или от имени главы государства.

      Правительства бывают коалиционными и однопартийными. В первом случае в их состав входят представители двух  и более партий,  во втором – правительство формируется  из представителей одной партии.

        При правительстве образовываются  центральные государственные учреждения – министерства, ведомства, комитеты. Несмотря на различия в их названиях в различных странах,  все они предназначены для обеспечения безопасности страны,  охраны правопорядка, эффективного управления наиболее важными сторонами жизни общества:  экономикой, социальной сферой, государственной собственностью и др..

      Специфическими  органами и учреждениями исполнительной власти являются:

  • органы охраны порядка (милиция, полиция);
  • органы государственной безопасности;
  • армия.

      Исполнительная  власть на местах осуществляется органами местного самоуправления  или назначенными центральной властью чиновниками, либо теми и другими при строгом разграничении их полномочий.                                                                                                     

      Судебные  органы (отправляющие правосудие).  Играют особую роль как в механизме государственной власти,  так и в системе сдержек и проти-вовесов. Особая роль определяется тем, что он – арбитр в спорах о праве. Роль судебной власти в механизме разделения властей состоит в сдерживании двух других властей  в рамках законности  и права прежде всего путем осуществления конституционного надзора  и судебного контроля за этими ветвями власти.  Систему органов правосудия составляют судебные органы, действующие в сфере конституционной, общей, хозяйственной, административной и других юрисдикций.

      При осуществлении правосудия суд руководствуется  такими принципами, как равенство перед законом и судом, независимость судей и подчинение их только закону,  коллегиальность,  открытость и гласность судопроизводства и др..

      Вся система судов возглавляется  верховными судебными органами. Так,  Конституция  России устанавливает следующую судебную систему в стране: Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд (Ст.7).

      Во  многих странах роль Конституционного Суда выполняют высшие судебные органы. В  США – это Верховный Суд,  а во  Франции – Конституционный Совет.*

      В отдельных странах составной  частью суда является прокуратура,  в других она организационно отделена от него.  В функции прокуратуры входит надзор  за соблюдением законности в стране, поддержания в судах обвинения, расследование преступлений, санкционирование арестов.

      Удостоверение имущественных сделок, оформление наследственных прав,  засвидетельствование документов для придания им юридической достоверности  в государстве осуществляет система  государственных органов – нотариат. Деятельность нотариата придает законную форму различным фактическим обстоятельствам и способствует установлению правового порядка в стране.

      Таким образом,  деятельность механизма  государства,  всех его подразделений призвана обеспечить надлежащее  и эффективное функционирование всех сфер общественной жизни.  Формы этой деятельности во многом зависят от того, в какой мере в управлении используются законы и правовые механизмы.

 

              

Формы государства. 

      Выше  было отмечено, что еще древние  мыслители придавали важное значение форме государства, которая характеризуется неразрывной связью с его содержанием. Если последняя, позволяет установить принадлежность государственной власти, ее субъекта, ответить на вопрос, кто ее осуществляет, то изучение формы государства проливает свет на то,  как организована власть в государстве, какими органами представлена,  каков порядок образования этих органов, сколь длителен период их полномочий,  какими методами происходит осуществление государственной власти.

      Форма государства включает в себя три  элемента: формы (государственного) правления,  формы (государственного) устройства,  формы (государственного, политического) режима.

      Форма правления – это организация государственной,  верховной власти,  порядок образования ее органов и их  взаимоотношений с населением.  Если помним,  то еще Аристотель разграничивал формы правления в зависимости от того,  осуществляется верховная власть единолично (монархия), ограниченным числом лиц (демократия).

      В настоящее время,  различают монархическую (верховная власть осуществляется одним лицом) и республиканскую (власть принадлежит выборному коллегиальному органу) формы правления.

      Монархии  бывают абсолютные (Саудовская Аравия, Катар, Оман) и конституционные (Великобритания, Швеция, Бельгия, Норвегия, Испания, Япония).  И если при конституционной монархии власть монарха ограничена конституцией и парламентом,  то при абсолютной монархии власть принадлежит одному лицу - царю, королю, императору. Монархия означает "единовластие", "единодержавие", хотя история знает исключения, в Спарте существовало два царя,  Полибий называет  монархией  властвование двух консулов в Риме.  И наоборот лица,  именовавшиеся монархами  не имели фактически их полномочий в царский период Рима.

Информация о работе Понятие государства