Понятие государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 01:37, курсовая работа

Описание работы

Государство не относится к вечным категориям общества. Существовали и сейчас существуют общества, которые не создали для упорядочения своей жизни специальных институтов. На ранних стадиях развития, жизнь общества строилась на принципах естественного самоуправления. Но, выделившись из общества, государство начинает занимать центральное место в общественной жизни.

Содержание

Вступление.
1) Понятие и признаки государства.
2) Функции государства.
3) Механизм государства.
4) Формы государства.
Заключение.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работ1.doc

— 166.00 Кб (Скачать)

      Мировое сообщество признает приоритет прав и свобод человека, считая их делом международным. Права, свободы и обязанности граждан, отражая новую правовую и духовную связь гражданина и государства, делают государственные органы и должностных лиц гарантами в обществе,  а не гегемонами.*

  1. Публичная власть, как разновидность политической власти означает: наличие особого аппарата, единственно представляющего общество в целом, весь народ и имеющего свою материальную базу.

      Основываясь на общей теории государства, В.А.Четвернин  делает вывод: власть ограничена необходимостью соблюдения прав человека и власть их попирающая,  осуществляющая террор против своего народа,  не признается государством.**

      В условиях демократии,  публичная  власть отделена от гражданского общества,  другой определяющей сферы общественной жизни,  охватывающей товарно-рыночную экономику,  хозяйственные и социальные отношения, частную жизнь людей. Эта форма власти должна обеспечить гражданскому обществу условия для существования и развития,  при этом,  не допуская ограничений и вмешательства государства в частно-правовые, гражданские отношения, не предусмотренных законом.

      Отличительной чертой государства является суверенитет,  главный объективный политико-правовой признак функционирования государства на собственной территории и за ее пределами.  Суверенитет государства – свойство государственной власти,  которое выражается в верховенстве и независимости данного государства по отношении к другим властям внутри страны,  а также в сфере межгосударственных отношений, при строгом соблюдении общепризнанных норм международного права.  Независимость и верховенство выражается в прерогативе законодательствования,  администрирования,  поддержания общественного порядка,  правоохранения и т.д., которые единственно принадлежат институтам, учрежденным и легитимированными обществом. И эта прерогатива осуществляется только ими, так как только они официально выражают и представляют данное общество.

      Исходя  из этого, Л.С.Мамут делает вывод, что  советское государство реально не обладало этими прерогативами внутри страны,  по существу представляя собой полугосударство,* хотя оно и имело ряд черт присущих именно государству.  Высшей властью в нашей стране, на протяжении семидесяти лет,  обладало не государство,  а внегосударственная структура – партия.

      При рассмотрении признаков государства  необходимо выделить и законы (система юридических норм),  при помощи которых обеспечивается общеобязательность велений государства, его способность делать свои веления обязательными для населения всей страны. Являясь инструментом государственной власти,  система юридических норм в силу всеобщности законов регламентирует, ограничивает и связывает деятельность ее органов.

      Названные выше признаки, в своей совокупности и взаимодействии, позволяют вывести следующее определение:

      Государство – единая политическая организация общества,  которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население,  располагает для этого специальным аппаратом управления,  издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.

      Да.  Но древние греки,  не случайно подчеркивали значение формы. Платон отводил ей определяющую,  активную роль,  так как сама идея государства неотделима от ее формы. У Аристотеля. Форма имеет приоритет над содержанием.  "Forma dat esse rei" – форма дает бытие вещи – считали римские юристы.  В настоящее время под формой государственной власти понимают организацию государственной власти и ее устройство.

      Развитие  общественной жизни,  рост социальной,  политической  и нравственной зрелости человека,  объективно приводит к изменению государства.  Его признаки, оставаясь неизменными,  наполняются новым содержанием. Обогащается сущность государства, отпадают старые и появляются новые прогрессивные функции его деятельности, которые соответствуют потребностям общественного развития.

 

              

Функции  государства. 

      В юридической науке под функциями  государства принято понимать основные направления его деятельности, в которых выражаются сущность и социальное назначение,  цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и методах.*

      Сущность  государства в том,  чтобы обеспечить, с помощью аппарата политической власти, целостность общества и его надлежащее функционирование в эпоху цивилизации.  Другими словами, в обстановке когда общество существует как суверенный, самостоятельный организм и когда в нем утверждается демократия,  государство становится гарантом народовластия,  экономической свободы, свободы личности.

      С изменением объективных условий,  характерных для конкретного  уровня развития общества, меняются взгляды  и социальное назначение государства.  Вся история Советского государства подтверждает объяснение государства как орудия насилия,  неизменно оно оставалось инструментом для подавления большинства народа. Современное же демократическое государство характеризуется сегодня как орудие  и средство социального компромисса по содержанию,  и как правовое государство – по форме.**

      Функции государства определяются в зависимости  от задач,  которые стоят перед  государством на различных этапах его  исторического развития и представляют собой средство реализации этих задач. (В западной науке вопрос о функциях государства практически не рассматривается, речь идет в основном о целях и задачах государства.)

      Государственные функции имеют существенные признаки,  которые отличают их от функций государственных органов,  видов государственной деятельности:

1). Устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства в различных сферах общественной жизни.

2). Непосредственная связь между сущностью государства и его социальным предназначением,  которая реализуется посредством соответствующих функций.

3). Направленность функций государства на выполнение конкретных задач и достижение тех или иных целей,  которые встают на каждом историческом этапе развития общества.

4). Реализация функций осуществляется в определенных формах (чаще в правовых) и особыми методами, присущими государственной власти.***

      В современной юридической науке  функции государства подразделяются по объектам и сферам государственной  деятельности, по способу государственного воздействия на общественные отношения, по территориальному масштабу.  По продолжительности действия отличают постоянные и временные функции. Одной из основных классификаций функций государства является их разделение на законодательную,  исполнительную,  судебную,  то есть по принципу разделения властей.

      Жизнь любого современного общества проходит в двух основных областях: внутри страны и на международной арене.  В этой связи, сегодня общепринята классификация на внутренние и внешние функции государства.

      Отожествив, государство с диктатурой класса Сталин утверждал, что у каждого государства есть две основные функции:  внутри страны подавлять враждебные классы,  вне страны нападать на другие страны и обороняться.  При этом он умолчал о проблеме рюличения законодательной,  исполнительной и судебной функций государства.*

      До  недавнего времени в  Советском  государстве осуществлялись хозяйственно-организаторская,  культурно-воспитательная функции,  функция охраны социалистической собственности, правопорядка. Среди внешних выделялись – оборона страны,  упрочение дружеских отношений между социалистическими странами.**

      Сегодня государство должно выполнять меньший  по объему,  но обновленный набор функций. При этом саморегулирование является основной тенденцией в развитии современных функций государства.

      Внутренние  функции – это основные направления деятельности государства, характеризующие его цели и задачи внутри страны.

      Экономическая функция является одной из главных,  хотя она в разном объеме  и  содержании осуществляется в том  или ином обществе и на различных  этапах его развития. В современных условиях участие государства в экономике  проявляется в выработке и осуществлении экономической и налоговой политике,  в непосредственном управлении государственными предприятиями и учреждениями.

      В переходной экономике, которая присуща  сегодня нашей стране, государство должно создать благоприятную среду для институциональных нововведений.  Сами эти изменения происходят спонтанно. Задача государства состоит в установлении созидательных,  разрешительных и запретительных мер.***

      Социальная  функция,  ее основное назначение в обеспечении общественного благополучия и создании для всех граждан одинаковых возможностей в его достижении.

      Политика  государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие человека.**** Данная функция включает:  удовлетворение потребности людей в работе,  жилье,  поддержании здоровья граждан, осуществлении социальной защиты. Социальная функция исполняется в форме государственной поддержки здравоохранения, образования, воспитательных и научных учреждений.

      Важной  функцией государства является налогообложение  и взимание налогов, финансовый контроль. Данная функция заключается в выявлении и учете государством доходов производителей,  а также в направлении их части в государственный бюджет для обеспечения социальных  и прочих общегосударственных нужд.  Контроль, за правильностью расходования налогов, государство осуществляет в лице своих органов.

      Функция – охраны прав и свобод человека и гражданина, правопорядка,  соблюдения законности, воздействие на нарушителей установленных норм, восстановление нарушенного состояния – обеспечивается с помощью правоохранительных органов:  правосудия, прокуратуры, внутренних дел.                                         

      Экологическая функция государства обусловлена  социальной обязанностью государства обеспечивать экологическое благополучие  и экологическую безопасность граждан,  принимать меры к предотвращению массовых катастроф,  наносящих ущерб индивидам и окружающей среде. Также государство должно предоставить эффективные,  юридические средства гражданам,  чтобы обеспечить ответственность за нарушение права человека на благоприятную окружающую среду.

      В отечественной юридической литературе сегодня имеется несколько отличительное толкование внутренних функций государства. Так С.С.Алексеев называет всего лишь две основные функции:  управленческо-обеспечительную и охранительную.

      Существование и сила власти в государстве, опирающейся  на аппарат принуждения, оправданы постольку, поскольку на ее основе осуществляется управленческо-обеспечительная и охранительная функция государства.*

      А.И.Коваленко  к функциям государства относит  культурно-просветительную функцию.**  Е.Н.Тарасов,  среди прочих,  называет организаторскую.***

      Скорее  всего,  данные функции государства  относятся к классово-антагонистическому обществу,  где государство является политической организацией господствующего класса и в первую очередь,  обслуживает его интересы, применяя насилие в отношении других классов и социальных групп. Следовательно,  хозяйственно организаторская должна быть существенно сокращена,  а культурно-воспитательная  должна стать уделом гражданского общества.****

      Внешние функции государства представляют собой основные направления деятельности на международной арене.  Они решают такие внешние задачи государства как установление и поддержание  взаимовыгодных,  равноправных отношений с другими государствами  и обеспечение обороны страны от возможной внешней агрессии.

        В соответствии с названными задачами для современного государства характерны следующие основные внешние функции:  взаимовыгодное сотрудничество с другими   государствами мирового сообщества в экономической,  политической,  культурной и других областях на равноправной основе при гармоничном сочетании интересов  данного государства с конкретными и общими интересами всех государств. 

      Межгосударственное  сотрудничество в экономике включает в себя:  международное разделение труда,  кооперирование и специализацию производства,  обмен технологиями, координацию товарооборота, развитие кредитно-фи-нансовых связей.

Информация о работе Понятие государства