Понятие государства и его типы

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 14:25, реферат

Описание работы

Госуда́рство — это особая форма организации общества, действующая на ограниченной территории. Государство обладает определёнными средствами и методами применения власти внутри общества, устанавливает определённый порядок взаимоотношений между членами общества, и вовлекает в свою деятельность всё население на установленной и экспансируемой территориях. Порядок взаимоотношений между членами общества и применения власти определяется: конституцией, законами и другими правовыми документами государства, которые являются частью формального устройства государства; а также обычаями, сформировавшимися внутри общества независимо от государства, которые являются основаниями для понимания законов государства и определяют неформализованный порядок применения и трактовки законов.

Работа содержит 1 файл

Правоведеье1 семинар.docx

— 55.06 Кб (Скачать)
justify">9.   в двухпалатном парламенте одна из палат представляет интересы субъектов;

10. двухканальная система  сбора налогов:

11. разграничение предметов  ведения федерации и ее субъектов;

12. субъекты федерации  лишены права самостоятельно  выступать на мировой политической  арене, этого не признает за  ними и международное право.

В зависимости от способа формирования:

  • Союзная федерация — появилась исторически первой, создается из нескольких государств путем заключении единого федеративного договора(Швейцария).
  • Смешанная федерация — начала формироваться как союзная, а продолжила свое формирование как альтернативная, либо наоборот (типичный пример это США, СССР).
  • Альтернативная федерация — создается на основе уже существующего унитарного государства, через усиление полномочий частей унитарного государства. Альтернативные федерации в свою очередь, бывают:
  • октроированные — статус субъекта определяется актами центральной власти;
  • договорные — статус субъекта определяется договором между субъектом и центральной властью.

В зависимости от правовых оснований образования:

  • Договорные федерации — образуются на основе заключаемого членами федерации договора об образовании федеративного союза;
  • Конституционные федерации — основанием образования является факт закрепления в Конституции.

По способу образования субъектов федерации различают:

  • Территориальные федерации — субъекты не являются суверенными образованиями, не имеют права представительства в международных отношениях, запрещен односторонний выход из союза (США, Бразилия, Мексика, Германия и другие). Территориальный подход способствует укреплению государственности, стимулирует процессы интеграции. В некоторых случаях территориальный подход должен быть дополненнациональной культурной автономией, то есть правом национальных меньшинств на пользование родным языком, обучение на этом языке, развитие своих национальных обычаев, традиций, культурных учреждений и так далее;
  • Национальные федерации — субъекты объединены по принципу добровольности; формирование высших государственных органов из представителей субъектов (ранее — СССР, Югославия, Чехословакия). Федерации, основанные на национальном признаке, являются непрочными, поскольку преувеличение роли национального фактора в федерации способно не сплотить, а, напротив, разделить население, подорвать государственную общность.
  • Федерации, образованные на основе сочетания территориального и национального принципов — РФ.

В зависимости от правового положения субъектов:

  • Симметричные федерации — состоят из однопорядковых составных частей, то есть все субъекты федерации юридически и фактически равноправны(ранее — Чехословакия).
  • Асимметричные федерации — фактическое или юридическое неравенство субъектов. В мире не существует абсолютно симметричных федераций, все они имеют элементы асимметрии.

Конфедеративное государство (конфедерация) — это союз суверенных государств, созданный для достижения определенных целей (политических, военных, экономических). 

Признаки:

1.   временное межгосударственное образование, которое распадается после достижения тех целей, ради которых оно было учреждено (созданные в 1958 году Египтом и Сирией для разрешения арабо-израильского конфликта конфедеративный союз — Объединенная Арабская Республика — распался в 1961 году, т.е. когда надобность в нем отпала). Конфедерация — это неустойчивое образование, либо со временем перерастает в федерацию, либо распадается;

2.   государства-члены конфедерации в полном объеме сохраняют за собойсуверенитет и обладают правом сецессии;

3.   отсутствие единой территории, гражданства;

4.   добровольный характер вступления в конфедерацию, о чем лишний раз свидетельствует право сецессии, которым обладают члены конфедерации;

5.   формирование органов управления, необходимых для достижения целей, послуживших  основанием для объединения;

6.   рекомендательный характер актов органов конфедерации: для их вступления в силу требуется одобрение высшими органами власти субъектов объединения;

Выделяют также межгосударственное объединение — это союз государств, созданные на основе межгосударственного договора и преследующий цель экономической и политической интеграции государств-участников (Европейский Союз, СНГ и другие). Общей правовой основой образования является Конституция страны (статья 79 Конституции РФ). Типичной разновидностью межгосударственных объединений, участником которых является РФ, являютсяСодружество Независимых Государств и Союз Суверенных Республик. СНГ образовано 10 декабря 1991 года. В его состав входят 12 государств — бывших республик СССР. СНГ имеет специальные органы: Совет глав государств; Совет глав правительств; Совет министров иностранных дел; Главное командование объединенных вооруженных сил; Совет командования пограничными войсками; Экономический Суд; Комиссия по правам человека; Межпарламентская ассамблея; Межгосударственный экономический комитет. Правовой основой деятельности СНГ является его Устав, принятый в 1993 году, а также большое количество многосторонних договоров (об образовании экономического, таможенного союзов, о безвизовом пересечении границ гражданами государств — участников СНГ). Выход из СНГ свободный, он возможен в одностороннем порядке при предварительном письменном уведомлении за 12 месяцев хранителя Устава СНГ, которым является Республика Белоруссия.

К межгосударственным объединениям относятся некоторые сообщества функционально-целевого назначения, например, Совет Европы, членом которого с 1996 года является Российская Федерация. Совет Европы — одна из авторитетных и представительных организаций, объединяющая в своем составе свыше 40 европейских государств; образован в 1949 году. Главная цель — содействие более тесному европейскому сплочению и укреплению мира, а также защита прав и свобод человека.

Существуют в современном  мире универсальные объединения государств, типаООН, объединяющей около 200 государств.

 

Отличие:

В отличие от федеративного  государственного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами: во-первых, конфедерация не имеет своих  общих законодательных, исполнительных и судебных органов, характерных  для федерации. Конфедеративные  органы, состоящие из представителей суверенных государств, решают проблемы экономического, оборонного сотрудничества (ради чего и создается конфедеративное  государство). Во-вторых, конфедеративное  устройство не имеет единой армии, единой системы налогов и единого  государственного бюджета. Однако эти  вопросы могут координироваться по согласию членов конфедерации. Например, могут выделяться средства из общеконфедерального бюджета на укрепление обороноспособности отдельных стран, входящих в конфедерацию, или оказание им необходимой экономической помощи. В-третьих, конфедерация сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе, хотя режим перемещения граждан одного государства на территорию другого государства значительно упрощен (без виз и других формальностей). В-четвертых, конфедеративные государственные органы могут договориться о единой денежной системе, единых таможенных правилах, а также единой межгосударственной кредитной политике на период существования данного государственного образования. Возможно функционирование и конфедеральных внешнеполитических, оборонных и других органов, которые занимаются координированием общих интересов объединенных государств в межгосударственных отношениях с мировым сообществом. В-пятых, конфедеративные государства недолговечны. Они или распадаются по достижении общих целей, или превращаются в федерации.

 

 

Вопрос 4. Формы государства.

Понятие формы государства относится к важнейшим его характеристикам. Онопозволяет установить, как устроено государство, в каких формах организовано функционирование государственной власти, какими органами она представлена, каков порядок их образования и деятельности, срок полномочий, наконец, какими методами осуществляется государственная власть в стране.

Выделяют три основных элемента в форме государства: 

·  форму правления, 

·  форму территориального (государственного) устройства 

·  политический (государственный) режим.

В совокупности эти элементы раскрывают форму государства.

Под формой правления обычно понимают организацию верховной государственной власти: ее высших и центральных органов, их компетенцию, взаимоотношения между собой и с населением. В зависимости от того, осуществляется ли верховная власть в государстве одним лицом или коллегиальным выборным органом, различают монархическую и республиканскуюформы правления.

Монархия обладает следующими юридическими признаками:

1) это, как правило, единоличное правление;

2) власть монарха носит бессрочный, пожизненный характер и передается по наследству;

Выделяют две разновидности монархической формы правления: абсолютную(неограниченную) и ограниченную (парламентарную) монархию.

В абсолютной монархии власть монарха безусловна и не ограничена никакой иной властью. В государстве отсутствуют какие-либо представительные учреждения, народ отстранен от государственной власти и не имеет возможности контролировать управление государством. Этот вид монархии характерен для древних форм правления периода рабовладения и для государств восточной деспотии.

В ограниченной монархии власть монарха ограничивается конституцией и представительным органом (парламентом). Монарх не обладает всей полнотой власти и делит ее с парламентом. В целом монарх выполняет главным образом представительскую роль и символизирует единство нации и стабильность правового порядка.

В настоящее время ограниченная монархическая форма правления  существует в Великобритании, Испании, Швеции, Норвегии, Японии, неограниченная - в Саудовской Аравии, Кувейте, Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ) и др.

Для республиканской формы правления характерны следующие юридическиепризнаки:

1) высшие органы власти формируются путем выборов на определенный срок, либо должности в них замещаются путем назначения на определенный срок. Это означает, что в республике нет несменяемых должностей, и они не могут передаваться по наследству.

2) должностные лица несут политическую и юридическую ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них полномочий. Эта ответственность выражается в форме отставки правительства, роспуске парламента и т.д.

Республиканская форма правления  также относится к одной из древних. Республики были и в рабовладельческом  мире, при феодальном строе (аристократическая  республика в Древнем Риме или  демократическая в Древней Греции, Новгородская и Псковская республики в феодальной Руси).

Выделяют два вида республик: президентскую и парламентарную. Различие между этими двумя формами проводится в основном по порядку формирования правительства и его ответственности. Все другие признаки относятся к дополнительным.

В президентской республике глава государства самостоятельно решает вопрос о формировании правительства, свободен в выборе министров и может уволить любого члена правительства в отставку или расформировать весь состав правительства. Парламент в президентской республике не имеет полномочий, касающихся формирования правительства, и последнее не несет ответственности перед парламентом. Кроме того, глава государства не обладает правом роспуска парламента, а парламент вправе возбудить вопрос об отрешении президента от должности в предусмотренных конституцией случаях. В этом виде республики президент нередко совмещает свой пост с должностью главы правительства.

В парламентарной республике правительство формируется парламентом (партией, имеющей парламентское большинство), и оно несет ответственность за свою деятельность перед ним. Это означает, что парламент вправе объявить вотум недоверия всему составу правительства или отдельному его члену, и это влечет автоматический уход со своего поста министра или всего состава правительства.

К числу президентских в настоящее  время относятся США, Бразилия, Сирия, Мексика Франция и др. К парламентарным республикам - Италия, Турция, Финляндия  и др.

В "чистом" виде президентские  и парламентарные республики сегодня  встречаются редко. Широко используются смешанные формы, например, полупрезидентскиеили полупарламентарные республики. В таких моделях либо ограничивается власть парламента и усиливается исполнительная власть или, напротив, снижается роль президента. Например, в президентской республике устанавливается ответственность некоторых министров перед парламентом (Уругвай, Колумбия и др.), а в парламентарных республиках ограничивается вотум недоверия, который вправе вынести парламент, в частности, путем установления повышенного кворума (например, ФРГ).

Понятие формы государственного устройства относится к характеристике территориальной  организации государства.

Форма государственного устройства представляет собой административно-территориальную  и национально-государственную организацию  государственной власти, раскрывающую взаимоотношения между отдельными частями государства, в частности  между центральными и местными органами.

Выделяют две основные формы государственного устройства: унитарную и федеративную.

Унитарное государство имеет следующие признаки:

Информация о работе Понятие государства и его типы