Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 14:25, реферат
Госуда́рство — это особая форма организации общества, действующая на ограниченной территории. Государство обладает определёнными средствами и методами применения власти внутри общества, устанавливает определённый порядок взаимоотношений между членами общества, и вовлекает в свою деятельность всё население на установленной и экспансируемой территориях. Порядок взаимоотношений между членами общества и применения власти определяется: конституцией, законами и другими правовыми документами государства, которые являются частью формального устройства государства; а также обычаями, сформировавшимися внутри общества независимо от государства, которые являются основаниями для понимания законов государства и определяют неформализованный порядок применения и трактовки законов.
10. двухканальная система сбора налогов:
11. разграничение предметов
ведения федерации и ее
12. субъекты федерации
лишены права самостоятельно
выступать на мировой
В зависимости от способа формирования:
В зависимости от правовых оснований образования:
По способу образования субъектов федерации различают:
В зависимости от правового положения субъектов:
Конфедеративное государство (конфедерация) — это союз суверенных государств, созданный для достижения определенных целей (политических, военных, экономических).
Признаки:
1. временное межгосударствен
2. государства-члены конфеде
3. отсутствие единой территории, гражданства;
4. добровольный характер вступления в конфедерацию, о чем лишний раз свидетельствует право сецессии, которым обладают члены конфедерации;
5. формирование органов управления, необходимых для достижения целей, послуживших основанием для объединения;
6. рекомендательный характер актов органов конфедерации: для их вступления в силу требуется одобрение высшими органами власти субъектов объединения;
Выделяют также межгосударствен
К межгосударственным объединениям относятся некоторые сообщества функционально-целевого назначения, например, Совет Европы, членом которого с 1996 года является Российская Федерация. Совет Европы — одна из авторитетных и представительных организаций, объединяющая в своем составе свыше 40 европейских государств; образован в 1949 году. Главная цель — содействие более тесному европейскому сплочению и укреплению мира, а также защита прав и свобод человека.
Существуют в современном мире универсальные объединения государств, типаООН, объединяющей около 200 государств.
Отличие:
В отличие от федеративного государственного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами: во-первых, конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, характерных для федерации. Конфедеративные органы, состоящие из представителей суверенных государств, решают проблемы экономического, оборонного сотрудничества (ради чего и создается конфедеративное государство). Во-вторых, конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы налогов и единого государственного бюджета. Однако эти вопросы могут координироваться по согласию членов конфедерации. Например, могут выделяться средства из общеконфедерального бюджета на укрепление обороноспособности отдельных стран, входящих в конфедерацию, или оказание им необходимой экономической помощи. В-третьих, конфедерация сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе, хотя режим перемещения граждан одного государства на территорию другого государства значительно упрощен (без виз и других формальностей). В-четвертых, конфедеративные государственные органы могут договориться о единой денежной системе, единых таможенных правилах, а также единой межгосударственной кредитной политике на период существования данного государственного образования. Возможно функционирование и конфедеральных внешнеполитических, оборонных и других органов, которые занимаются координированием общих интересов объединенных государств в межгосударственных отношениях с мировым сообществом. В-пятых, конфедеративные государства недолговечны. Они или распадаются по достижении общих целей, или превращаются в федерации.
Вопрос 4. Формы государства.
Понятие формы государства относится к важнейшим его характеристикам. Онопозволяет установить, как устроено государство, в каких формах организовано функционирование государственной власти, какими органами она представлена, каков порядок их образования и деятельности, срок полномочий, наконец, какими методами осуществляется государственная власть в стране.
Выделяют три основных элемента в форме государства:
· форму
правления,
· форму
территориального (государственного)
устройства
· политический (государственный) режим.
В совокупности эти элементы раскрывают форму государства.
Под формой правления обычно понимают организацию верховной государственной власти: ее высших и центральных органов, их компетенцию, взаимоотношения между собой и с населением. В зависимости от того, осуществляется ли верховная власть в государстве одним лицом или коллегиальным выборным органом, различают монархическую и республиканскуюформы правления.
Монархия обладает следующими юридическими признаками:
1) это, как правило, единоличное правление;
2) власть монарха носит бессрочный, пожизненный характер и передается по наследству;
Выделяют две разновидности монархической
формы правления: абсолютную(
В абсолютной монархии власть монарха безусловна и не ограничена никакой иной властью. В государстве отсутствуют какие-либо представительные учреждения, народ отстранен от государственной власти и не имеет возможности контролировать управление государством. Этот вид монархии характерен для древних форм правления периода рабовладения и для государств восточной деспотии.
В ограниченной монархии власть монарха ограничивается конституцией и представительным органом (парламентом). Монарх не обладает всей полнотой власти и делит ее с парламентом. В целом монарх выполняет главным образом представительскую роль и символизирует единство нации и стабильность правового порядка.
В настоящее время ограниченная монархическая форма правления существует в Великобритании, Испании, Швеции, Норвегии, Японии, неограниченная - в Саудовской Аравии, Кувейте, Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ) и др.
Для республиканской формы правления характерны следующие юридическиепризнаки:
1) высшие органы власти формируются путем выборов на определенный срок, либо должности в них замещаются путем назначения на определенный срок. Это означает, что в республике нет несменяемых должностей, и они не могут передаваться по наследству.
2) должностные лица несут политическую и юридическую ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них полномочий. Эта ответственность выражается в форме отставки правительства, роспуске парламента и т.д.
Республиканская форма правления
также относится к одной из
древних. Республики были и в рабовладельческом
мире, при феодальном строе (аристократическая
республика в Древнем Риме или
демократическая в Древней
Выделяют два вида республик: президентскую и парламентарную. Различие между этими двумя формами проводится в основном по порядку формирования правительства и его ответственности. Все другие признаки относятся к дополнительным.
В президентской республике глава государства самостоятельно решает вопрос о формировании правительства, свободен в выборе министров и может уволить любого члена правительства в отставку или расформировать весь состав правительства. Парламент в президентской республике не имеет полномочий, касающихся формирования правительства, и последнее не несет ответственности перед парламентом. Кроме того, глава государства не обладает правом роспуска парламента, а парламент вправе возбудить вопрос об отрешении президента от должности в предусмотренных конституцией случаях. В этом виде республики президент нередко совмещает свой пост с должностью главы правительства.
В парламентарной республике правительство формируется парламентом (партией, имеющей парламентское большинство), и оно несет ответственность за свою деятельность перед ним. Это означает, что парламент вправе объявить вотум недоверия всему составу правительства или отдельному его члену, и это влечет автоматический уход со своего поста министра или всего состава правительства.
К числу президентских в
В "чистом" виде президентские
и парламентарные республики сегодня
встречаются редко. Широко используются смешанные формы, например, полупрезидентскиеили
Понятие формы государственного устройства относится к характеристике территориальной организации государства.
Форма государственного устройства представляет
собой административно-
Выделяют две основные формы государственного устройства: унитарную и федеративную.
Унитарное государство имеет следующие признаки: