Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 07:31, контрольная работа
Теория государства и права изучает в обобщенном виде великое множество государств— от существовавших в далеком и не слишком далеком прошлом до существующих в настоящее время. И если бы наука не изучала и не обобщала этот исторический опыт, то государственно-правовая практика либо извечно топталась бы на одном месте, либо отбрасывалась, поскольку люди забывали бы ценный опыт и достижения прошлых поколений.
С территориальной организацией населения сопряжено не только возникновение государства, но и начало складывания отдельных стран.
А потому с этих позиций понятия «государство» и «страна» во многом совпадают.
От негосударственных организаций (профсоюзов, политических партий и др.) государство отличается тем, что олицетворяет все население страны, распространяет на него свою власть.
Профсоюзы и политические партии объединяют в своих рядах часть населения, создаются добровольно по тем или иным интересам.
2. Наличие публичной власти, не совпадающее с населением. Публичная власть представляет собой организующую государством силу, которая внешне выражена через аппарат управления.
Именно управленческий аппарат, состоящий из профессионалов, является олицетворением политической власти в обществе.
Публичная власть лежи в основе государства, не позволяет анархическим силам разложить государство изнутри. Однако она может служить инструментом для подавления воли народа, ущемление его прав и законных интересов. В этом случае мы говорим об авторитаризации власти, централизме. Публичная власть осуществляется через сложный механизм управления обществом, социальными сферами и процессами, который представляет собой систему государственных органов и организаций, необходимых для выполнения задач и функций государства. Аппарат управления существует не только в государстве, но и в других коллективных образованиях. Но только государство с помощью аппарата реализует власть. Аппарат наделен государственно-властными полномочиями, предполагающие юридическую способность издавать правовые акты обязательной силы и обеспечивать их исполнение.
3. Государственный суверенитет.
Понятие государственного суверенитета приобрело особое значение в Средневековье, когда период феодальной раздробленности сменился централизацией. Государственная власть приобрела независимость от власти церковной. Государственный суверенитет- это свойство единой государственной власти самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять внешние и внутренние функции государства. Суверенитет как свойство (атрибут) государственной власти заключается в ее верховенстве, самостоятельности и независимости.
Верховенство государственной власти означает, что власть распространяется на все общество, на все государственные и общественные организации, должностные и юридические лица, граждан.
Самостоятельность и независимость государственной власти от всякой другой власти внутри страны и вне ее выражается в ее исключительном, монопольном праве свободно решать все свои дела. В современный период, в условиях глобализации, наличие органов мирового сообщества (ООН, Европейского союза) возникают факты ограничения суверенитета государства. Более того, он претерпевает определенные изменения. Признание государствами международных органов и международного права по вопросам внутренней жизни и международных отношений -права человека, экологии, борьбы с международным терроризмом и т.д.- происходит чаще добровольно, нежели принудительно.
В Советском Союзе и бывших социалистических государствах государственная власть не была ни верховной, ни самостоятельной, ни независимой, ибо выше нее была власть партийная. Государство проводило в жизнь партийные директивы, было исполнительным инструментом правящей партии. Все это ослабляло государственную власть, стало одной из причин глубокого кризиса общества и государства.
4. Государство издает законы и подзаконные акты. Только государство вправе издавать правовые акты, имеющие нормативный и общеобязательный характер. В отличие от государства негосударственные организации имеют право издавать акты, обязательные для исполнения только членами этой организации. Государственно-правовые акты обязательны для всех, так как правотворчество - исключительная прерогатива государства
5. Налоги являются обязательным признаком государства. Это учрежденные публичной властью поборы с населения, взыскиваемые принудительно в установленных размерах и в заранее определенные сроки), внутренние и внешние займы, государственные кредиты, долги государства, то есть все то, что характеризует экономическую деятельность государства и обеспечивает его функционирование. Если мы обратимся к соответствующему высказыванию Ф. Энгельса, то увидим, что, говоря о налогах, он использует своего рода риторическую фигуру. Налоги, пишет Энгельс, «были совершенно не известны родовому обществу. Но мы теперь их знаем достаточно хорошо». Из сказанного, однако, несовсем понятно, появляются ли налоги с переходом от родового общества к государственно-организованному или же они представляют собой относительно недавнее «изобретение». Иными словами, даже в марксистской литературе не было единого мнения по вопросу о том, применим ли данный признак ко всем историческим типам государства или лишь к более или менее зрелым.
6.Наличие аппарата принуждения, наряду с аппаратом власти и управления. Благодаря ним публичная власть приобретает институализированный характер, то есть осуществляется не с помощью отдельных лиц, специализирующихся на выполнение отдельных работ по управлению, а с помощью отдельных органов и учреждений.1. Это особые отряды вооруженных людей: армия, полиция, разведка, и принудительные учреждения: тюрьмы, лагеря и т.п.2.
1. Семин Г. Основы Российского
правового государства/
2. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права: учеб. пособие. М., 2004, с.36
Однако очевидно, что осуществление государством властных полномочий не сводится только лишь к физическому насилию или угрозе его применения. Механизм принуждения включает в себя различные способы материального, финансового стимулирования, а также средства идеологического и психологического воздействия на граждан.
7. Взаимосвязь государства и права. Тесная связь государства и права обобщается вышеуказанными признаками государства. Не существует государства без права, как не существует права без государства. Право юридически закрепляет государство, нормативно регулирует общественные отношения с участием государства.
Взятые в совокупности признаки государства подчеркивают его особое место в политической системе общества.
В своем предметно-вещественном,
организационном содержании признаки государств неодинаковы.
Известны различные варианты института
монархии, парламента, правительства,
судебной системы, полицейской системы,
армии (истории известны примеры отсутствия
армии), административно-
провинции, губернии, земли, штаты и др.), налоговой системы (история знает случаи отсутствия налогов вообще).
Государство существует
в обществе всегда в единственном
числе. Его невозможно спутать с
другими политическими и
Кроме названных признаков в теории выделяют формальные атрибуты, символику государства. К последним относят герб, флаг, гимн, столицу. Как показывает историческая практика многих государств, в том числе и российского государства, атрибутика подвижна, изменчива.
Это происходит в силу различных причин и обстоятельств - мировоззренческих, идеологических, политических, религиозных, национальных, военных и др.
Таким образом, понятие государства, его характеристики конкретизируются при раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так и от негосударственных организаций общества.
Глава № 3. Сущность и социальное назначение государства.
Параграф № 3.1. Сущность государства.
Характеристика государства была бы неполной, если ограничиться одними его признаками. Подробное рассмотрение государства возможно при рассмотрении его сущности.
Сущность-это главное, основное в понятии или явлении. Раскрыть сущность государства значить выявить то главное, определяющее, что обусловливает его объективную необходимость в обществе, уяснить, почему общество не может существовать и развиваться без государства. История анализа философской категории "сущность" насчитывает не одну тысячу лет, В середине ХХ в. и позднее отдельные философы вообще отрицали научную и познавательную ценность этой категории, видя в ней некую интеллектуальную конструкцию для классификации и систематизации явлений и фактов. В соответствии с философским осмыслением сущность - это закон бытия вещи. Без сущности вещь перестает быть собою. Только познание сущности во всех внешних формах ее проявления позволит составить адекватное научное представление о вещи. Познание сущности государства может осуществляться по таким внешним выражениям качественной, сущностной стороны государства, как форма правления, форма государственного устройства, государственный режим, государственный аппарат, государственный орган, функции государства и др. Именно на этих ступенях познания обнаруживают себя сущностные свойства государства. На этих ступенях (формы, функции и т.д.) сущность государства не всегда проявляется точно. Данная исходная методологическая, теоретико-познавательная позиция свидетельствует о том, что сущность государства - это государственная (политическая) власть. Государство по своей сущности является политическим властным суверенным институтом (организацией). К какому бы типу или какой исторической эпохи государству ни обратиться - всегда будет властная, властвующая организация.
Любые варианты монархии или республики - это внешнее оформление властной сущности государства. Унитаризм или федерация - это внешнее оформление государственной власти. Демократический, авторитарный или тоталитарный государственные режимы - это наглядные способы проявления свойств сущности государства.
Сущность государства многие ученые толковали по-разному. Распространена также точка зрения, что государство выступает, прежде всего, как средство социального компромисса, как механизм управления делами общества.
Французский мыслитель Жан Боден (1530-1596) рассматривал государство как «правовое управление семействами и тем, что у них есть общего с верховной властью, которая должна руководствоваться вечными началами добра и справедливости. Эти начала должны давать общее благо, которое и должно составлять цель государственного устройства».
Достаточно долгое время, в течение всего советского периода истории нашего государства, существовал только один марксистский подход к сущности государства. Государство рассматривалось как машина для подавления одного класса другим. Примерно таким же образом понималась и политическая власть. В частности, К.Маркс и Ф.Энгельс писали, что «политическая власть есть организованное насилие одно класса для подавления другого». В.И.Ленин стоял на тех же позициях и считал, что сущность государства, его социальное предназначение состоит в поддержании господства одного класса над другим. Все другие понятия государства, особенности его происхождения и сущности, основанные на марксистской теории, подчеркивали, прежде всего, его классовую природу, характерную для недемократических, диктаторских государств. В настоящее время подобный подход к сущности государства справедливо критикуется большинством авторов как однобокий и не раскрывающий всего многообразия сущностных характеристик государства. Марксистский подход содержал одностороннее понимание сущности и социального назначения государства, упрощал ее и своди к насилию одного класса над другим, выражавшееся через принуждение. Строго говоря, вся сущность государства по марксистки - это борьба на внутреннем и внешних фронтах.
Другие подходы к пониманию сущности государства в большинстве своем приходят к тому, что государство-результат социального компромисса, а сущность государства - достижение всеобщего блага. Данные суждения рассматривают, прежде всего, общесоциальную сущность государства, которая состоит в обеспечении социального согласия, смягчения и преодоления противоречий, поиске форм сотрудничества различных слоев населения. «Деятельность государства,- писал К.Маркс, -охватывает два момента: и выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфическую функцию, вытекающую из противоположности между правительством и народными массами».1.
Наряду с этими двумя подходами к сущности государства (классовый, общесоциальный) можно еще выделить национальный, религиозный, расовый и др. В зависимости от различных условий доминировать могут те или иные вопросы.
1. К.Маркс - соч.Т.25.ч.1.с 422
Отвечая на вопрос о цели и сущности государства, известный русский юрист И.А. Ильин пишет: «сущность государства состоит в том, что все его граждане имеют и признают – помимо своих различных и частных интересов и целей – еще единый интерес и единую цель, а именно: общий интерес и общую цель, ибо государство есть некая духовная община»1. Он выделял двойственность проявления сущности государства, которая может выступать как учреждение (больница, вуз) или как некая корпорация (садово-огородное товарищество).
Сведение воедино классового и общесоциального подходов породило в юридической науки концепцию двуединой сущности государства, как общесоциального регулятора общественных отношений и классового инструмента, используемого исходя из разумного сочетания и компромиссов интересов господствующего класса и интересов всего общества.
Поэтому нельзя согласиться с теми, кто стремится к иной односторонности, предлагая полностью отказаться от классового подхода, ограничившись лишь общесоциальным.
Следует
иметь в виду, что соотношение
между общесоциальным и
Параграф № 3.2. Социальное назначение государства.
Важным для понимания сущности государства является уяснение его целей, задач и социального назначения. Пункт 1 ст. 7 Конституции, гласит: "Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека".2.
1. Абдуллаев М.И. Теория государства и права. Учебник. – СПб: Питер, 2003. - С. 42.
2. Конституция РФ, 1993 г. ст.7, пункт1.
Таким образом, социальное назначение Российского государства ставится в тесную и непосредственную связь с его формой, со всеми ее элементами.
Данное обстоятельство
еще не привлекло к себе должного
внимания ни государствоведов, ни специалистов
в области теории права. В отечественной
литературе, за редким исключением, практически
нет работ, посвященных исследованию взаимовлияния формы государства
и его социальных функций, того, в какой
мере реализация социальных функций государства
зависит от формы правления, формы государственно-