Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 07:31, контрольная работа
Теория государства и права изучает в обобщенном виде великое множество государств— от существовавших в далеком и не слишком далеком прошлом до существующих в настоящее время. И если бы наука не изучала и не обобщала этот исторический опыт, то государственно-правовая практика либо извечно топталась бы на одном месте, либо отбрасывалась, поскольку люди забывали бы ценный опыт и достижения прошлых поколений.
Введение
Я выбрала тему для курсовой работы – «государство, понятие, признаки, сущность, социальное назначение». Я считаю, что это самый основополагающий вопрос в современной науки, потому что он затрагивает интересы различных слоев общества, классов общества, политических партий и движений. С появлением государства начинается сложная и противоречивая история его взаимодействия с обществом. Как форма организации общества и управляющая система государство выполняет функции в интересах всего общества, разрешает возникающие в нем противоречия, преодолевает кризисные ситуации. Вместе с тем иногда оно может играть и деструктивную роль — возвышаться над обществом, огосударствлять его, т. е. проникать во все общественные сферы, сковывать их, ослаблять и разрушать общественный организм. Но в общем и целом государство движется вместе с обществом вперед, постепенно становится более современным и цивилизованным, сохраняя при этом относительную самостоятельность по отношению к обществу.
Теория государства и права изучает в обобщенном виде великое множество государств— от существовавших в далеком и не слишком далеком прошлом до существующих в настоящее время. И если бы наука не изучала и не обобщала этот исторический опыт, то государственно-правовая практика либо извечно топталась бы на одном месте, либо отбрасывалась, поскольку люди забывали бы ценный опыт и достижения прошлых поколений. Изучая и обобщая практику, современная наука формулирует понятия и определения государства, вырабатывает научные рекомендации и выводы, формулирует новые идеи, позволяющие не только понять сущность, содержание и формы государства, но и умело использовать их в целях прогрессивного развития общества. В то же время значение теории государства и права во многом определяется ее связью с общественной практикой, способностью удовлетворять потребности последней.
Актуальность данной темы объясняется необходимостью детального рассмотрения многообразий определений государства, раскрытию основных его признаков, отличающих государство от родового слоя и негосударственных организаций общества, с целью всесторонне раскрыть сущность и социальное назначение государства.
Объектом исследования данной работы является государство со всеми присущими ему чертами
Целью данной курсовой работы является рассмотреть понятие, признаки, сущность, социальное назначение государства с точки зрения различных позиций ученых, подвести итоги.
Для полного рассмотрения темя данной курсовой работы были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть понятие государства, как особой формы организации. Ответить на вопрос, почему такое многообразие взглядов на государство.
2) найти отличия государства от родового строя и негосударственных организаций общества.
3) определить признаки государства.
4) всесторонне раскрыть
сущность государства,
5) обобщить полученные сведения в заключении.
Исследование данной темы проходило с помощью следующих методов:
- формально-логический
-специально-юридические методы исследования (сравнительно-правовой, документальный, метод анализа правовых актов.
То есть в процессе
рассмотрения данной курсовой р
Так в процессе работы в качестве теоретических материалов были использованы труды таких авторов, как Венгеров А.Б., Комаров С. А., Малько А.В и др.
Правовая основа работы – Конституция Российской Федерации, 1993 г.
Структура данной работы – состоит из введения, 3- х глав, заключения, списка использованной литературы. Работа изложена на 34 страницах.
Глава № 1. Понятие государства.
Вопрос о понятии государства не имеет единообразных трактовок ни в отечественной, ни в зарубежной литературе. Это объясняется в значительной степени многообразием подходов, которые сложились в науке относительно понимания государства. Понятие государства неразрывно связано, по меньшей мере, с двумя методологически очень важными обстоятельствами.
Первое. Государство - это всегда итог, результат социально-духовного, политического, культурного, психоэмоционального творчества людей, общества. Оно представляет собой материально-предметное воплощение соответствующих объективных общественных потребностей. Однажды возникнув, государство не может оставаться неизменным навсегда. Оно - объективно меняющийся и противоречивый внутренне реальный факт исторического движения общества. Государство может и реально переживает, например, такие фазы в своем существовании - становление, развитие, подъем, расцвет, кризис, деградация, упадок. Эти стадии могут проходить вместе или параллельно с обществом или относительно независимо от общества. В связи с этим, естественно, может со стороны общества или исследователя меняться не только субъективная оценочная, ситуативная характеристика государства, но и само его понятие. Другими словами, невозможно сформулировать понятие государства, одинаково успешно "работающее" и объясняющее государства в различные эпохи, в различных формациях и цивилизациях его существования.
Второе. В процессе познания нельзя смешивать понятие (или определение) и понимание государства. Одно из назначений определения государства состоит в том, чтобы выделить государство из окружающих его мира вещей, форм, институтов в различных сферах жизни общества и человека. Определение государства лежит в самом начале познания государства. Понимание же государства в методологическом плане требует выработки развернутой системы понятий и определений, в которых находят свое научное выражение и фиксацию различные стороны исторического движения государства - сущность, формы, функции, государственная власть, государственный аппарат, государственный орган и др. Понять государство - это значит создать развернутую и целостную систему понятий и определений различных сторон государства, т.е. создать своего рода его конкретный теоретический портрет.
С давних времен мыслители пытались ответить на вопрос, что такое государство. Еще древнеримский оратор, философ и политический деятель Марк Туллий Цицерон спрашивал и одновременно отвечал: «Да и что такое государство, как не общий правопорядок?» У Цицерона было немало последователей в разное время и в различных странах — основатель нормативистской теории права Г. Кельзен, русский экономист и философ П. Струве и т. д. Несколько иной позиции придерживался крупный правовед Н. М. Коркунов. Он утверждал, что «государство есть общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства»1. Словом, многие ученые характеризовали государство как организацию правопорядка (порядка), усматривали в том его суть и главное назначение. Но это только один из признаков данного феномена.
В буржуазную эпоху широкое распространение получило определение государства как совокупности (союза) людей, территории, занимаемой этими людьми, и власти. Известный государствовед Л. Дюги выделяет четыре элемента государства: 1) совокупность человеческих индивидов; 2) определенную территорию; 3) суверенную власть; 4) правительство 2. «Под именем государства,— писал Г. Ф.Шершеневич,— понимается союз людей, осевших в известных границах и подчиненных одной власти» 3.
1. Коркунов Н. М. Русское
2.Дюги Л. Конституционное право. Общая теория государства. - М., 1908 г., с. 100-101.
3. Шершеневич Г. Ф. Общее учение о праве и государстве. - М., 1911 г., с. 18.
Рассматриваемое определение, верно отражающее некоторые черты государства, послужило поводом для различных упрощений.
Ссылаясь на него,
одни авторы отождествляли
Не согласны с приведенным понятием и сторонники психологической теории права. «Государство не совокупность людей определенного рода,— утверждал Ф. Ф. Кокошкин,— а отношения между ними, форма общежития, известная психическая связь между ними» 2. Однако «форма общежития», форма организации общества — тоже лишь один из признаков, но не все государство.
М. Вебер, в частности, писал: «Ведь государство нельзя социологически определить, исходя из содержания его деятельности. Почти нет таких задач, выполнение которых политический союз не брал бы в свои руки то здесь, то там; с другой стороны, нет такой задачи, о которой можно было бы сказать, что она во всякое время полностью, то есть исключительно, присуща тем союзам, которые называют "политическими", то есть в наши дни — государствам или союзам, которые исторически предшествовали современному государству» 3.
Не один раз обращались
к определению государства «К.
Маркс и Ф. Энгельс. Они считали,
что это «та форма, в которой
индивиды, принадлежащие к господствующем
1.Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 1., с. 439.
2. Кокошкин Ф. Ф. Русское государственное право. - М., 1908 г., с. 3—4.
3. Вебер М. Избранные произведения. - М., 1990 г., с. 645.
4. Маркс К.. Энгельс Ф. Соч. Т. 3., с. 63.
Много лет спустя Ф. Энгельс сформулировал краткое, но, пожалуй, самое конфронтационное определение, согласно которому «государство есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим» 1. В. И. Ленин внес в приведенное определение некоторые изменения. Он писал: «Государство — это есть машина для поддержания господства одного класса над другим»2.
Обе формулировки были широко распространены и в науке, и в официальной пропаганде. Однако они применимы только к таким государствам, в которых возникает высокая классовая напряженность и политическое противоборство грозит разрушением общества. Иначе говоря, эти определения подходят к тираническим и диктаторским государствам. Выводя на первый план их насильственную сторону, указанные определения мешают увидеть в государстве ценные феномены цивилизации, культуры и социального порядка.
Многообразие взглядов на государство обусловлено, прежде всего, тем, что само государство представляет собой чрезвычайно сложное, многогранное и исторически меняющееся явление. Научность этих взглядов определяется степенью зрелости человеческой - мысли в тот или иной период развития общества, объективностью методологических подходов к изучению государства.
В современной учебной литературе государство обычно определяется как политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющая специальный аппарат, способная делать свои веления обязательными для всей страны. Более точной будет следующая формулировка: государство — это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное
1.Маркс К. Энгельс Ф. Соч. Т. 22., с. 200-201.
2. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 39., с. 73.
значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.
Приведенное определение отражает общее понятие государства, но больше подходит к современному государству. В нем подчеркивается, что государство есть политическая организация всего общества, всех его граждан. Оно выполняет жизненно необходимые для общества функции, обеспечивает его единство и целостность, управляет важнейшими общественными делами. В то же время государство (особенно правовое) призвано всесторонне гарантировать права и свободы граждан, поддерживать надежный и гуманный правопорядок в обществе.
Глава № 2. Признаки государства.
Понятие государства, его характеристики конкретизируются при раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так и от негосударственных организаций общества. Иными словами, анализ признаков государства углубляет знания о нем, подчеркивает его уникальность в качестве ничем не заменимой формы организации общества и важнейшего общественно-политического института.
1. Территориальная организация населения
- это деление населения по территориальному
признаку. Государство всегда связано
с определенной территорией, на которой
проживает подвластное ему население.
Выражением территориального принципа
является административно-
границ 1.
В догосударственном обществе принадлежность индивида к тому или иному роду обусловливалась кровным или предполагаемым родством. Причем род часто не имел строго определенной территории, перемещался с одного места на другое. В государственно-организованном обществе кровнородственный принцип организации населения потерял свое значение. На смену ему пришел принцип его территориальной организации. Государство имеет строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается в подданных или граждан государства. Возникают, таким образом, пространственные пределы государства, в которых появляется новый правовой институт — подданство или гражданство.
Под гражданством понимается правовая связь лица с государством,
1. Комаров С. А. Теория государства и права в схемах и определениях. - М., 1997- с. 93
содержание, которой являются их взаимные права и обязанности и ответственность, основанная на признании и уважении прав и свобод личности Согласно ст.6 Конституции РФ гражданство РФ является единым и равным, приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом.