Понятие, функции и сущность права

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 12:22, курсовая работа

Описание работы

Аристотель в своём учении проводит различия между естественным и условным правом. Естественное право имеет одинаковое значение, не зависит от признания или не признания людьми. Условное право существует благодаря законодателям, Аристотель выступал против сведения всего права к праву условному, установленному людьми. Разумность закона, по Аристотелю, означает его правильность. Закон должен быть нейтральным, что означает его возвышение над всеми людьми. Применение силы закона должно происходить в рамках справедливости.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3-5
Глава I. Право, как регулятор общественных ……………………….…6-8
отношений
Глава II. Принципы права……………………………….……………….9-10
Глава III. Сущность права…………………………………………………11
Источники права……………………………………………….13-14
Функции права…………………………………………………15-18
Заключение………………………………………………………………...19-21
Список литературы……………

Работа содержит 1 файл

Понятие, сущность и функции права.doc

— 138.00 Кб (Скачать)

     Другая функция – урегулирование спорных вопросов, конфликтов. Следующая – перераспределение между людьми товаров и услуг . Функция социального охранения состоит в том, что право можно рассматривать как мускулы и скелет общества. Закон защищает право каждого человека 1.

   Таким образом, право- это совокупность общеобязательных норм, санкционированных государством, и опирающихся в своей реализации на принуждение со стороны государства.

                                                             
 
 

                                                                     Заключение 

          Теория государства и права – составная часть обществоведения, идейная основа практической юриспруденции. Деятельность государства, принятие и реализация законов, обеспечение прав граждан, поддержание общественного порядка тесно связаны с положениями политико-правовой теории.

         Право, как и государство, является продуктом общественного развития. Оно возникает в государственно-организованном обществе как основной нормативный регулятор общественных отношений. Обычаи, моральные и религиозные нормы первобытного общества отходят на второй план, уступая место правовому регулированию общественных отношений. Взгляды на право, его происхождение, место и роль в системе нормативного регулирования менялись по мере развития самого общества, зрелости научной правовой мысли, всевозможных объективных и субъективных факторов.

      Право, как и государство, принадлежит  к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений.

           Пытаясь понять, что такое право и какова его роль в жизни общества, еще римские юристы обращали внимание на то, что оно не исчерпывается одним каким-либо признаком или значением. Право, писал один из них, употребляется в нескольких смыслах. Во-первых, право означает то, что «всегда является справедливым и добрым», - таково естественное право. В другом смысле право – это то, что «полезно всем или многим в каком-либо государстве, каково цивильное право».

         Споры о понятии права, равно, как и о соотношении государства и права, права и закона имели место не только в далеком историческом прошлом. Они продолжались и в XX в., имеют место также дискуссии и в настоящем. Современные исследователи, так же как и их предшественники, выделяют в основном два подхода и два разных определения права.

      Один  из этих  подходов, именуемый позитивистским1, ориентируется не только на неразрывную связь государства и права, но и на то, что государство является единственным, исключительным источником права. Право при этом определяется не иначе, как «система общеобразовательных, формально-определенных, государственно-принудительных норм, выражающих возведенную в закон государственную волю господствующего класса и выступающего в качестве классового регулятора общественных отношений»1.

      При таком подходе право полностью  или почти полностью отождествляется с законом, а точнее – с нормативно-правовыми актами, исходящими от государства и обеспечиваемыми государством.

      Другой  подход к праву – непозитивистский, не связывает столь жестко, как первый, понятие права с понятием государства. Право при этом рассматривается как «претендующий на всеобщность и общеобязательность социальный институт нормативного регулирования общественных отношений в целях разумного устройства человеческого общежития путем определения меры свободы, прав и обязанностей и представляющий собой воплощение в обычаях, традициях, прецедентах, решениях референдумов, канонических, корпоративных, государственных и международных нормах правового идеала, основанного на принципах добра, справедливости, гуманизма и сохранения окружающей природной среды»2.

      При таком подходе  к праву последнее  не отождествляется  с законом  и подзаконными актами. Закон считается  правовым лишь в том случае, если он несет в себе идеи добра, справедливости, гуманизма, если в его содержание «заложен» правовой идеал.

     В этом заключается одна из главных  причин того, что данный подход, несмотря на свою явную привлекательность, в реальной жизни, на практике является менее распространенным и применяемым, чем первый, позитивистский подход.  

     Несмотря  на противоречивость и различие научных  представлений о праве, все эти  учения имеют ряд общих положений:

  • право, есть социальное явление, без которого невозможно существование цивилизованного общества;
  • право в нормативной форме должно отражать требования общечеловеческой справедливости, служить интересам общества в целом, а не отдельным его классам или социальным группам, учитывать индивидуальные интересы и потребности личности как первоосновы общества;
  • право частной собственности является основой всех прав человека;
  • право есть мера поведения, установленная и охраняемая государством.
 
 
 
 
 

На основании  курсовой работы, мы сделали следующий  вывод, право — это система норм, выраженных в законах, иных признаваемых государством источниках и являющихся общеобязательным, нормативно-государственным критерием правомерно-дозволенного (а также запрещенного и предписанного) поведения.

     Функция права - понятие собирательное в  том смысле, что отражает не только настоящее и будущее (цели и задачи) в праве, то «функционирование» отражает действие права в настоящем, если иное специально не оговорено.

      Знание  теории права является базой для  развития юридического мышления, включает правовой анализ событий, способность  общения с представителями различных профессий, кроме того, теория права расширяет общеполитический кругозор, помогает разобраться в современной политической обстановке внутри страны и на международной арене. 
 
 
 
 
 
 

                                 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                        Список литературы

1. Зорькин  В.Д. Позитивистская теория права  в России. М, 1978.

2. Алексеев С.С.  Введение в юридическую специальность.  Теория государства и права,  М, 1976.

3. Емельянов  С.А. Право: определение понятия. М, 1992.

4. Хропанюк  В.И. ТГП, М, 1993.

5. Современная  универсальная Российская энциклопедия, М, 2000.

6. Фридмэн  Л. Введение в американское  право, М, 1992.

7. Енгибарян  Р.В., Краснов Ю.К. Теория государства  и права: Учебное пособие. –  М.: Юристъ, 1999.

8. Черданцев  А.Ф. Теория государства и права.  Учебник. – М.: Юрайт 2001.

9. Алексеев  С.С. Теория права - М.: Изд-во БЭК, 2004.

10. "Общая  теория права и государства".  В.В. Лазарева. - М.: Юрист, 2000.

11. Конституция  Российской Федерации

12. Лазарева В.В. Общая ТГП, М, 1996.

13.Марченко  М.Н. Проблемы теории государства  и права. Учебник. – М.: Проспект, 2001.

14. Алексеев Л.И. К вопросу об общем понятии права // Государство и право. – 1994. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Понятие, функции и сущность права