Понятие, функции и сущность права

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 12:22, курсовая работа

Описание работы

Аристотель в своём учении проводит различия между естественным и условным правом. Естественное право имеет одинаковое значение, не зависит от признания или не признания людьми. Условное право существует благодаря законодателям, Аристотель выступал против сведения всего права к праву условному, установленному людьми. Разумность закона, по Аристотелю, означает его правильность. Закон должен быть нейтральным, что означает его возвышение над всеми людьми. Применение силы закона должно происходить в рамках справедливости.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3-5
Глава I. Право, как регулятор общественных ……………………….…6-8
отношений
Глава II. Принципы права……………………………….……………….9-10
Глава III. Сущность права…………………………………………………11
Источники права……………………………………………….13-14
Функции права…………………………………………………15-18
Заключение………………………………………………………………...19-21
Список литературы……………

Работа содержит 1 файл

Понятие, сущность и функции права.doc

— 138.00 Кб (Скачать)

                   Министерство образования

                                                  Российской Федерации 
     
     
     
     
     
     
     
     
     

                          Курсовая работа

                    по

            Теории государства и права Понятие, функции и сущность

                    права 
         
         
         
         
         
         
         

                                                                                     
         

                                                             Выполнил: Дубнова  Анна

                                                                                           210 гр.

                                                             Проверил: Фефолов Петр Иванович 
         
         
         
         
         
         
         
         

                                            
         
         

                               Челябинск 2009

                                                          Содержание   

Введение……………………………………………………………………..3-5

Глава I.   Право, как регулятор общественных ……………………….…6-8

                                          отношений

Глава II.  Принципы права……………………………….……………….9-10

Глава III. Сущность права…………………………………………………11

    1. Источники права……………………………………………….13-14
    2. Функции права…………………………………………………15-18

Заключение………………………………………………………………...19-21

Список  литературы……………………………………………………....22 

                                              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                       Введение 

      В далеком историческом прошлом имели  место споры о понятии права  и государства, об их соотношении, они  продолжаются и в настоящем. Современные  исследователи выделяют несколько  подходов и определений права. Один из этих подходов – позитивистский, другой непозитивистский.

      Первые  идеи о государстве и праве  были выдвинуты ещё в эпоху  рабовладения. Первоначальные наиболее полные, системные знания о государстве и праве были изложены в работах величайших мыслителей Древней Греции – Платона и Аристотеля.

      В учении Платона об идеальном государстве  и праве лежит принцип разделения труда. Разумность закона, по Платону, предполагает его необходимое соответствие справедливости и праву, в социологическом аспекте право понимание опирается на его учение. Платон рассматривает справедливость, право и закон как социально-политические явления, как элементы упорядоченной жизни. Платон под правом понимает справедливость и разумность, рассматривает право как Божественный разум, он считал, что право и закон – это не одно и то же, законы должны соответствовать праву.

      Аристотель  в своём учении проводит различия между естественным и условным правом. Естественное право имеет одинаковое значение, не зависит от признания или не признания людьми. Условное право существует благодаря законодателям, Аристотель выступал против сведения всего права к праву условному, установленному людьми. Разумность закона, по Аристотелю, означает его правильность. Закон должен быть нейтральным, что означает его возвышение над всеми людьми. Применение силы закона должно происходить в рамках справедливости.

      Тема  «права» актуальна в наше время, так как является основой практической юриспруденции, знание теории права развивает юридическое мышление. Право является системой норм, санкционированной государством, обязательной для исполнения всеми членами общества, оно закрепляет отношение собственности, регламентирует порядок деятельности представительных органов, органов государственного управления, определяет меры борьбы с преступлениями и правонарушениями.

      Право выполняет определяющую роль в формировании политико-правовой культуры и политико-правового  сознания. 
 
 
 

      Существует  несколько подходов к изучению предмета права:

  • государство – творец права, но очевидно, что это не всегда так, государство должно открывать право действительности;
  • либеральная концепция: право – продукт жизнедеятельности общества, результат конфликта интересов людей. Основа права складывается в процессе отношений людей, а государство лишь санкционирует правила или стереотипы поведения в той или иной ситуации. Тогда государство, в случае нарушения может принуждать нарушителя к совершению некоторых действий.

      Всякое  право предполагает соглашение. Например, при конфликте между двумя  людьми, но если они не договорятся, то начнут действовать каждый в своих интересах, то это будет произвол по отношению друг к другу. Произвол может быть не только по отношению друг к другу, но и со стороны чиновников.  Реализация права обычно происходит добровольно, но если граждане начинают его нарушать, за этим следует юридическая ответственность.

      Методы  науки – способы изучения предмета науки, обозначают определённые подходы и выражают общественные позиции. При изучении государства и права используют общенаучные и частнонаучные методы. На основе общенаучных методов изучаются общие закономерности государства и права в целом. На основе частнонаучных методов исследуются отдельные стороны государства и права в целом.

      Существует  несколько подходов к пониманию  методологии права:

  • Изучение методов исследования
  • Совокупность методов применяемых в действительности
  • Методология – как средство получения нового знания

      Объект  права – это реализация права. Реализация права - претворение предписаний  правовых норм в поведение субъектов  права, реализующих свои потребности и интересы в различных областях общественной жизни.

      По  характеру правореализуюших действий, обусловленных содержанием правовой нормы, выделяют четыре формы реализации права:

      Соблюдение - выполнение предписаний запрета (реализация запрещающей нормы);

      Исполнение - исполнение соответствующей обязанности, активная деятельность субъекта (реализация обязывающей нормы) ;

      Использование - использование предоставленного права, полностью зависит от волеизъявления субъекта права (реализация управомочивающей нормы) ;

      Применение - властная организующая деятельность государства в лице его органов, имеющая цель обеспечить адресатам правовых норм реализацию принадлежащих им прав и обязанностей, а также гарантировать контроль за данным процессом.

      Субъект права - лицо, за которым право признает известные полномочия, запретности, обязанности, таким образом способное  вступать в юридические правоотношения.

      Теперь  непосредственно рассмотрим понятие  права, его сущность и функции.

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                  

                                                   Глава I

                Право, как регулятор  общественных отношений.

 

      Право — одно из сложных, тонких, многоаспектных научных понятий. Само слово “право” в русском языке используется в разных значениях. Мы говорим “право”, когда имеем в виду систему норм, причем не только юридических, но и коренящихся в обычаях или морали (моральное право). Мы употребляем слово “право” в смысле допустимой (законом, обычаем или нравственностью) меры поведения. Корень “прав” содержится в словах “правильный”, “справедливый”, “правый”, а также “правда”.

     В Древнем Китае моральные и  правовые нормы как бы сливались  воедино. Примерно то же самое наблюдалось  в Древней Индии. В праве Древней  Греции важное место занимало понятие “дике” (справедливость), в римском праве — “эквитас” (справедливость) и “натуралис ратио” (естественный разум). Дигесты римского императора Юстиниана начинаются с превосходного определения Цельса: “Право есть наука о добром и справедливом”. Древнейшие источники феодального права именовались правдами.

     В современной Конституции Испании (1978 г.) желание “установить справедливость”  названо в числе главных стремлений народа, утверждающего Конституцию. Конституция Индии (1949 г.) среди целей народа на первое место также ставит обеспечение социальной, экономической и политической справедливости. Подобные утверждения можно найти в конституциях и законах многих современных государств. Не являлось исключением и социалистическое право, хотя справедливость здесь понималась весьма однобоко, сугубо классово, а на практике часто попиралось.

     Таким образом, стремление воплотить в  законах и других юридических источниках справедливость свойственно позитивному праву, созданному многими государствами прошлого и современности. И, невзирая на все различия в понимании справедливости царем Хаммурапи и законодателями наших дней, отождествление права со справедливостью никогда не было абсолютной истиной, ни абсолютной ложью. Позитивное право должно было восприниматься как нечто справедливое, как некий официальный эталон справедливости, признанный в данном обществе. Само понятие справедливости всегда предполагало защиту интересов всех членов данного общества. Таким оно выступало при первобытном строе, таким прошло через тысячелетия истории цивилизации, таким остается и сегодня. Это наиболее устойчивая категория, выражающая общечеловеческие интересы, “правду” и “право” для каждого из людей.

    Однако справедливость понималась  в истории человечества по-разному. Ее корни уходили в более глубокие основы существования общества. Поэтому с изменением представлений об этих основах менялось и представление о сущности права.

       В глубокой древности источник, из которого проистекает позитивное право, видели, прежде всего в воле богов. Их ближайшими правовестниками провозглашались священнослужители (например, брахманы в Индии) и обожествляемые правители (ван — в Китае, фараон — в Египте и т.п.). В представлении древних право обуславливалось волей богов и их “помазанников” — правителей государств.

     Однако  уже в Древней Греции источником права, наряду с божественной волей, признается разум человека: “правление лучших” (у Сократа и Платона), “правление средних” (в “Политике” Аристотеля). По Аристотелю, право представляет собой политическую справедливость, норму политического общения и служит общей пользе граждан. По происхождению Аристотель делил право на естественное и условное (человеческое).

     Влияние религии на содержание законов и  права в средние века привело  к почти тысячелетнему господству теологических воззрений, утверждавших божественное происхождение права и законов. Наиболее последовательным их выражением является учение Фомы Аквинского.

     Однако  уже с XVII в. теологическое направление начинает уступать первенство гуманистическим и светским теориям. К ним относится, прежде всего теория естественного права. Ее основатель Гуго Гроций (1583-1645) утверждал, что наряду с изменчивым положительным (позитивным) правом, создаваемым волей Бога или людей, существует неизменное естественное право, т.е. “то, что согласно с природой общества разумных существ”. Оно не обусловлено ни временем, ни местом, никем не может быть изменено. Теория естественного права сыграла огромную роль в освобождении правопонимания от религиозных догм. Она получила широкое развитие в трудах французских просветителей XVIII в. — Ж.-Ж. Руссо, Ш.-Л. Монтескье, Д. Дидро, М.Ф. Вольтера и др. Римские юристы понимали естественное право в практическом аспекте, они видели его выражение в браке, рождении детей, их воспитании и т.п.1  В конце XVIII - начале XIX в. возникла историческая школа права (Г. Гуго, К.Ф. Савиньи, Г.Ф. Пухта). Ее сторонники отрицали существование естественного права. Но позитивное право, по их мнению, не творится произволом законодателя, а является закономерным историческим продуктом народной жизни. Согласно исторической школе право всегда “национально” и в разные эпохи имеет различное содержание.

Информация о работе Понятие, функции и сущность права