Понятие, функции и сущность права

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 12:22, курсовая работа

Описание работы

Аристотель в своём учении проводит различия между естественным и условным правом. Естественное право имеет одинаковое значение, не зависит от признания или не признания людьми. Условное право существует благодаря законодателям, Аристотель выступал против сведения всего права к праву условному, установленному людьми. Разумность закона, по Аристотелю, означает его правильность. Закон должен быть нейтральным, что означает его возвышение над всеми людьми. Применение силы закона должно происходить в рамках справедливости.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3-5
Глава I. Право, как регулятор общественных ……………………….…6-8
отношений
Глава II. Принципы права……………………………….……………….9-10
Глава III. Сущность права…………………………………………………11
Источники права……………………………………………….13-14
Функции права…………………………………………………15-18
Заключение………………………………………………………………...19-21
Список литературы……………

Работа содержит 1 файл

Понятие, сущность и функции права.doc

— 138.00 Кб (Скачать)

В XIX в. наиболее широкий философский подход к сущности права был представлен в трудах Гегеля. Он стремился философски объяснить сущность позитивного права. Для юриста, писал Гегель, право есть то, что законно, а философ должен раскрыть, что есть право по своей сути. И эту суть он видел в мере свободы, ее диалектическом развитии в разных системах права. В частности, высшей своей формы идея свободы, по Гегелю, достигается в законе государства.

     Во  второй половине XIX в. сложилась позитивная теория права. Ее основателем можно считать И. Бентама. Меру должного поведения человека он ищет в практической пользе. Однако в отличие от исторической школы права Бентам утверждал принципы сознательного творения права законодателем. Право для него — это нормы государства, направленные на удовлетворение интересов человека.

     В XIX в. позитивизм стал одним из основных направлений теории права. Его представителями в Германии были П. Лабанд, К. Бергбом, в России — Г.Ф. Шершеневич, в Англии — Д. Остин. Позитивизм сохранился до сегодняшнего дня. Он соответствует стремлению “среднего класса”, составляющего большинство общества в развитых странах, к стабильности и порядку. Главный тезис юридического позитивизма — признание правом только норм, создаваемых государством для общего блага или для удовлетворения интересов человека.2

     Во  второй половине XIX в. сложились социалистические и коммунистические учения (в том числе марксизм), исходившие из классовой природы государства и права. Они отражали обнажившиеся противоречия раннего капитализма: жестокое подавление первых выступлений пролетариата, запрещение профсоюзов, цензовый характер политической демократии. Все это послужило причиной вывода К. Маркса о классовой природе государства и права.

        В системе марксистского учения  закономерным было и понимание  права как возведенной в закон  воли господствующего класса, определяемой  материальными условиями жизни этого класса.

     Социалистические  учения не сводились только к марксизму  и ленинизму. Так называемые правые социалисты, анархисты проповедовали другие государственно-правовые взгляды. Они рассматривали право как средство обеспечения демократического режима, которое рабочий класс должен использовать в своих целях.

     Сегодня классовое понятие права на наших  глазах сходит с исторической сцены. Это длительный процесс, но направление развития к общечеловеческим ценностям, демократическим, гуманным нормам и порядкам представляется уже ясным. Причем происходит встречное движение буржуазно-либеральных и социал-демократических правовых идей. Примером может служить признание необходимости государственной поддержки социально слабых слоев населения, закрепление широкого спектра социальных прав в конституциях западных стран. С другой стороны, государства бывшего социалистического лагеря отказываются от тоталитарных порядков и обращаются к достижениям мировой цивилизации. 

                                                     

                                                

                                                      Глава II

                                              Принципы права.

      Опыт  развития права в России и зарубежных странах показывает, что организация и деятельность права определяются различными принципами. Дадим определение принципа права.

      Принципы  права - это основания, на которых базируется право.

      Рассмотрим  основные принципы права.

      В теории права существуют три вида принципов права: общеправовые, межотраслевые, отраслевые.

      Общеправовые - это принципы, действующие в рамках всей системы права, они записаны в Конституции.

      Межотраслевые - действуют в нескольких отраслях права, как правило, в смежных.

      Отраслевые - принципы, действующие в одной отрасли права, например, принцип презумпции невиновности в конституционном праве, в соответствии с которым каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. 

        Общеправовые  принципы:

  1. Законность – конституционный принцип точного и неуклонного соблюдения закона всеми  гражданами, должностными лицами, госслужащими и государством. Она имеет несколько уровней:
  • граждане и их объединения
  • законность в деятельности государства (нужно отличать законность от директивности, которая может противоречить закону)

      Принцип законности (законы должны быть правомерны):

  • Одинаковое понимание законов
  • Необходимость наличия и соблюдения процессуальных норм обеспечивающих защиту законных прав субъекта
  • Обеспечение правосудия

      Правопорядок  – часть общественного порядка, сформировавшегося на основе соблюдения принципов законности. Оно зависит от государства, деятельности органов и должностных лиц 

      
  1. Равенство граждан перед законом – граждане, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений равны перед законом. Все граждане, занимающие одинаковое процессуальное положение, пользуются одной и той же совокупностью прав и обязанностей. Для того, чтобы возможность использования прав была реальной, закон устанавливает дополнительные гарантии лицам, которые по разным причинам не могут защищать свои права и интересы, таким образом закон устанавливает обязательное участие защитника по делам несовершеннолетних, немых. глухих, слепых и других лиц, которые в силу своих физических и психических недостатков не могут сами осуществлять свое право на защиту.
  2. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина - закреплен в Конституции РФ, имеет два аспекта: во-первых, честь, достоинство, права и свободы человека провозглашаются высшими ценностями, во- вторых, все государственные органы, общественные организации и должностные лица обязаны проявлять уважение к человеку, защищать его права и свободы.
  3. Справедливость ( максимальная индивидуализация ответственности и наказания) .Например, ст. 50 Конституции РФ: « Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление».
  4. Гуманизм (человечность наказания преступника). Например, ст. 21 Конституции РФ: « Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому обращению или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию ». Принцип гуманизма предполагает установление в праве и применения принудительных мер, необходимых для защиты личности, общества и государства от преступных посягательств.
  5. Социальная направленность права (защитная). Например, ст. 37 Конституции РФ:  право на безопасные условия труда, достойную оплату труда в случае нетрудоспособности, инвалидности.

      Следует подчеркнуть, что та или иная классификация  принципов права выполняет определенную роль. Склонность к той или иной классификации принципов права определяется задачами права.

      Система права - это подразделение совокупности правовых норм на отрасли права (конституционное, уголовное и т. д.) и институты права в зависимости от предмета (характер и сложность регулируемых общественных отношений) и метода регулирования. 

                                                     

                                                        Глава III

                                                 Сущность права.

        Сущность права  – это главная,  внутренняя, относительно  устойчивая качественная  основа права,  которая отражает  его истинную природу и назначение в обществе.

         Регулятивная природа права определяется  тем, что оно отличается волевым  характером. В истории правовой  мысли .это обстоятельство подмечено  уже давно. Так, уже Гуго  Греции отмечал, что «право  имеет своим источником волю». Эта конструктивная мысль поддерживается и в современной юридической литературе.

         Если учесть, что в понимании  психологов воля есть сознательная  целеустремленность, активность человека, проявляющаяся в действиях, то  можно заключить, что признание волевого характера права позволяет наиболее точно отобразить социально-психологический механизм действия права. Принципиально важным в этой связи является уяснение того, чья воля находит выражение в праве, интересы каких социальных групп и слоев населения оно защищает. Сущность права, таким образом, отражает основную, решающую его связь с социальной структурой и материальными производственными отношениями, социально-культурными условиями, приоритетами и ценностями человеческой личности.

          При анализе этого положения наблюдаются существенные расхождения в правовых учениях прошлого и современных теориях. Так, Томас Гоббс утверждал, что «право есть продукт воли тех, которые имели верховную власть над другими». Для марксизма характерно понимание права как возведенной в закон воли господствующего класса. В современной западной юридической литературе обоснована мысль о том, что «право есть свободное выражение воли индивидов». Менее заметным для правоведов, а между тем весьма примечательным по своему значению является высказанное уже в работах Ж.-Ж. Руссо суждение о том, что право заключает в себе общую волю. Категория «общая воля», следовательно, может быть признана первоосновой права, его сущностью. Такой подход позволяет более точно связать право с приоритетами и ценностями человеческой личности, ее интересами и потребностями. Надо лишь уточнить, что общая воля не есть механическое сложение индивидуальных воль. Общая воля есть результат их (индивидуальных воль) согласования, сочетания, результат достигнутого общественного компромисса различных специфических интересов.

           Воля, закрепляемая в праве, официально  удостоверяется и обеспечивается  государственной властью; отвечает  требованиям нормативности; имеет  специфические формы внешнего  выражения (закон, судебный прецедент,  нормативный договор, правовой обычай и т.д.); является результатом согласования интересов участников регулируемых отношений и в силу этого выступает именно общей волей, в той или иной мере приемлема для них; соответствует прогрессивным идеям права и др.   Соответствие общей воли этим требованиям придает ей характер всеобщей, государственной воли, вследствие чего право приобретает качество реально действующего феномена, утверждается в качестве господствующей системы нормативного регулирования.Для понимания природы права принципиально важно иметь в виду следующее:

      Право выступает:

1) в форме  идей, представлений; 

2) юридических  предписаний (велений или установлений), исходящих от государства, 

3) действий или  отношений, в которых реализуются  идеи, принципы и предписания права.

 В теоретической  юриспруденции с давних пор  ведутся споры о том, что  следует признавать важнейшим  элементом права – идеи, нормы  или действия (отношения). 

Итак, сущность права – это обусловленная  материальными и социально-культурными  условиями жизнедеятельности общества, характером классов, социальных групп населения, отдельных индивидов общая воля, как результат согласования, сочетания частных или специфических интересов, выраженная в законе либо иным способом признаваемая государством и выступающая вследствие этого общим (общесоциальным) масштабом, мерой (регулятором) поведения и деятельности людей.

 

                            
 
 
 
 

                                

                                      1.  Источники права 

Источники права - внешние формы выражения правотворческой деятельности государства. Следует отметить, что указы президента о присвоении различных почетных званий деятелям науки, искусства не являются источниками права.  

      Источники  права:

Информация о работе Понятие, функции и сущность права