Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 12:22, курсовая работа
Аристотель в своём учении проводит различия между естественным и условным правом. Естественное право имеет одинаковое значение, не зависит от признания или не признания людьми. Условное право существует благодаря законодателям, Аристотель выступал против сведения всего права к праву условному, установленному людьми. Разумность закона, по Аристотелю, означает его правильность. Закон должен быть нейтральным, что означает его возвышение над всеми людьми. Применение силы закона должно происходить в рамках справедливости.
Введение……………………………………………………………………..3-5
Глава I. Право, как регулятор общественных ……………………….…6-8
отношений
Глава II. Принципы права……………………………….……………….9-10
Глава III. Сущность права…………………………………………………11
Источники права……………………………………………….13-14
Функции права…………………………………………………15-18
Заключение………………………………………………………………...19-21
Список литературы……………
В XIX в. наиболее широкий философский подход к сущности права был представлен в трудах Гегеля. Он стремился философски объяснить сущность позитивного права. Для юриста, писал Гегель, право есть то, что законно, а философ должен раскрыть, что есть право по своей сути. И эту суть он видел в мере свободы, ее диалектическом развитии в разных системах права. В частности, высшей своей формы идея свободы, по Гегелю, достигается в законе государства.
Во второй половине XIX в. сложилась позитивная теория права. Ее основателем можно считать И. Бентама. Меру должного поведения человека он ищет в практической пользе. Однако в отличие от исторической школы права Бентам утверждал принципы сознательного творения права законодателем. Право для него — это нормы государства, направленные на удовлетворение интересов человека.
В XIX в. позитивизм стал одним из основных направлений теории права. Его представителями в Германии были П. Лабанд, К. Бергбом, в России — Г.Ф. Шершеневич, в Англии — Д. Остин. Позитивизм сохранился до сегодняшнего дня. Он соответствует стремлению “среднего класса”, составляющего большинство общества в развитых странах, к стабильности и порядку. Главный тезис юридического позитивизма — признание правом только норм, создаваемых государством для общего блага или для удовлетворения интересов человека.2
Во второй половине XIX в. сложились социалистические и коммунистические учения (в том числе марксизм), исходившие из классовой природы государства и права. Они отражали обнажившиеся противоречия раннего капитализма: жестокое подавление первых выступлений пролетариата, запрещение профсоюзов, цензовый характер политической демократии. Все это послужило причиной вывода К. Маркса о классовой природе государства и права.
В системе марксистского
Социалистические учения не сводились только к марксизму и ленинизму. Так называемые правые социалисты, анархисты проповедовали другие государственно-правовые взгляды. Они рассматривали право как средство обеспечения демократического режима, которое рабочий класс должен использовать в своих целях.
Сегодня
классовое понятие права на наших
глазах сходит с исторической сцены.
Это длительный процесс, но направление
развития к общечеловеческим ценностям,
демократическим, гуманным нормам и порядкам
представляется уже ясным. Причем происходит
встречное движение буржуазно-либеральных
и социал-демократических правовых идей.
Примером может служить признание необходимости
государственной поддержки социально
слабых слоев населения, закрепление широкого
спектра социальных прав в конституциях
западных стран. С другой стороны, государства
бывшего социалистического лагеря отказываются
от тоталитарных порядков и обращаются
к достижениям мировой цивилизации.
Опыт развития права в России и зарубежных странах показывает, что организация и деятельность права определяются различными принципами. Дадим определение принципа права.
Принципы права - это основания, на которых базируется право.
Рассмотрим основные принципы права.
В теории права существуют три вида принципов права: общеправовые, межотраслевые, отраслевые.
Общеправовые - это принципы, действующие в рамках всей системы права, они записаны в Конституции.
Межотраслевые - действуют в нескольких отраслях права, как правило, в смежных.
Отраслевые
- принципы, действующие в одной отрасли
права, например, принцип презумпции невиновности
в конституционном праве, в соответствии
с которым каждый обвиняемый в совершении
преступления считается невиновным, пока
его виновность не будет доказана в предусмотренном
законом порядке и установлена вступившим
в законную силу приговором суда.
Общеправовые принципы:
Принцип законности (законы должны быть правомерны):
Правопорядок
– часть общественного порядка,
сформировавшегося на основе соблюдения
принципов законности. Оно зависит от
государства, деятельности органов и должностных
лиц
Следует подчеркнуть, что та или иная классификация принципов права выполняет определенную роль. Склонность к той или иной классификации принципов права определяется задачами права.
Система
права - это подразделение совокупности
правовых норм на отрасли права (конституционное,
уголовное и т. д.) и институты права в зависимости
от предмета (характер и сложность регулируемых
общественных отношений) и метода регулирования.
Сущность права – это главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная основа права, которая отражает его истинную природу и назначение в обществе.
Регулятивная природа права
Если учесть, что в понимании
психологов воля есть
При анализе этого положения наблюдаются существенные расхождения в правовых учениях прошлого и современных теориях. Так, Томас Гоббс утверждал, что «право есть продукт воли тех, которые имели верховную власть над другими». Для марксизма характерно понимание права как возведенной в закон воли господствующего класса. В современной западной юридической литературе обоснована мысль о том, что «право есть свободное выражение воли индивидов». Менее заметным для правоведов, а между тем весьма примечательным по своему значению является высказанное уже в работах Ж.-Ж. Руссо суждение о том, что право заключает в себе общую волю. Категория «общая воля», следовательно, может быть признана первоосновой права, его сущностью. Такой подход позволяет более точно связать право с приоритетами и ценностями человеческой личности, ее интересами и потребностями. Надо лишь уточнить, что общая воля не есть механическое сложение индивидуальных воль. Общая воля есть результат их (индивидуальных воль) согласования, сочетания, результат достигнутого общественного компромисса различных специфических интересов.
Воля, закрепляемая в праве,
Право выступает:
1) в форме идей, представлений;
2) юридических
предписаний (велений или
3) действий или
отношений, в которых
В теоретической
юриспруденции с давних пор
ведутся споры о том, что
следует признавать важнейшим
элементом права – идеи, нормы
или действия (отношения).
Итак, сущность
права – это обусловленная
материальными и социально-
Источники
права - внешние формы выражения правотворческой
деятельности государства. Следует отметить,
что указы президента о присвоении различных
почетных званий деятелям науки, искусства
не являются источниками права.
Источники права: