Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 08:27, курсовая работа
Традиционно теория государства и права всегда выделяла в форме государства три основных, взаимосвязанных блока: форму правления, форму государственного устройства и политический режим. Если форма правления отвечает на вопрос о том, кто и как правит, осуществляет государственную власть в государственно-организованном обществе, как устроены, организованы и действуют в нем государственно-властные структуры (органы государства), то форма государственного устройства раскрывает способы объединения населения на определенной территории, связь этого населения через различные территориальные и политические образования с государством в целом.
Введение.
Понятие формы государства и ее структура.
Формы государственного устройства.
Унитарное государственное устройство.
Федеративное государственное устройство.
Конфедеративное государственное устройство.
Форма правления и ее виды.
4.1. Монархия.
4.2. Республика.
5. Форма государственного политического режима.
5.1. Тоталитарный политический режим.
5.2. Авторитарный политический режим.
5.3. Демократический политический режим.
6. Заключение.
• демократические – когда
• авторитарные – когда функции управления обществом сосредоточиваются в одном лице или узком социальном слое;
• тоталитарные – когда отрицаются или значительно ограничиваются права и свободы личности, жестко контролируются авторитарным государством все стороны жизни общества14.
Тоталитарный режим является, как признано, порождением ХХ в., это фашистские государства, социалистические государства периодов “культа личности”. Сам термин появился в конце 20-х годов, когда некоторые политологи стремились отделить социалистическое государство и искали четкое определение социалистической государственности. Тоталитарный режим является крайней формой авторитарного режима. Тоталитарное государство выступает как всеохватывающая, всеконтролирующая и всепроницающая власть. Тоталитарный режим характеризуется, как правило, наличием одной официальной идеологии, которая формируется и задается общественно-политическим движением, политической партией, правящей элитой, политическим лидером, вождем народа в большинстве случаев харизматическим. Тоталитарный режим допускает только одну правящую партию, а все другие, даже ранее существовавшие партии, стремится разогнать, запретить или уничтожить. Правящая партия объявляется ведущей
силой общества, ее установки рассматриваются как священные догмы.
Конкурирующие идеи о социальном переустройстве общества объявляются
антинародными, направленными на подрыв устоев общества, на разжигание
социальной вражды. Правящая партия захватывает бразды государственного
управления: происходит сращивание партийного и государственного аппаратов. В результате этого становится массовым явлением одновременное занятие партийной и государственной должности, а там, где этого не происходит, государственными должностными лицами выполняются прямые указания лиц, занимающих партийные посты. В государственном управлении тоталитарный режим характеризуется крайним централизмом. Практически управление выглядит как исполнение команд сверху, при котором инициатива не поощряется, а строго наказывается. Местные органы власти и управления становятся простыми передатчиками команд. Центром тоталитарной системы является вождь. Его фигура становится сакральной для всех. Он объявляется самым мудрым, непогрешимым, справедливым, неустанно думающим о благе народа. Какое-либо критическое отношение к нему пресекается.
Авторитарный (от лат. "autoritas" – власть)
режим – государственно-
Сохраняются авторитарные режимы
с помощью аппарата принуждения
и насилия – армии. Власть, подчинение
и порядок ценятся при
Существующие в авторитарных
государствах демократические институты
реальной силы в обществе не имеют.
Легализуется политическая монополия
одной партии, поддерживающей режим;
исключается деятельность других политических
партий и организаций. Отрицаются принципы
конституционности и
Авторитарный режим
Тоталитарный режим агрессивен по своей сути и агрессия помогает достичь сразу несколько целей: отвлечь народ от его бедственного экономического положения, обогатиться бюрократии, правящей элите, решить геополитические проблемы военным путем. Тоталитарные режимы существовали в фашистских государствах, в некоторых африканских и
других странах с пожизненными президентами, в условиях военных режимов.
Демократический режим (греч. democratia - народовластие) - это режим,
основанный на признании принципа равенства и свободы всех людей, участии народа в управлении государством. Предоставляя своим гражданам широкие права и свободы демократическое государство не ограничивается только их провозглашением, т.е. формальным равенством правовых возможностей. Оно обеспечивает для них социально-экономическую основу и устанавливает конституционные гарантии этих прав и свобод. В результате широкие права и свободы становятся реальными, а не только формальными.
В демократическом государстве народ является источником власти. И это
становится не просто декларацией, а фактическим положением дел.
Представительные органы и должностные лица в демократическом государстве, как правило, избираются, но меняются политические взгляды и профессионализм.
«Демократическая политическая система – это организация легальной, опирающейся на законы и подконтрольной обществу власти. Она работает на основе понятных и принятых обществом принципов, имеет ясные цели и способна содействовать реализации общих интересов»15.
Демократический государственный режим невозможен без многопартийности, без достаточно высокого социально-экономического уровня жизни широких масс населения, без эффективного контроля над преступностью, особенно над ее наиболее опасными организованными формами.
Категория форма государства может быть понята только в единстве трех составляющих элементов: формы правления, формы государственного устройства, формы политического режима. Целью данной работы было подробное рассмотрение и анализирование каждого из этих трех элементов, выделение общего и особенного, поиск соответствия между различными элементами формы государства, систематизация и обобщение многообразных фактов современной политической жизни.
Вывод данной работы складывается в том, что все выше перечисленные
составляющие активно влияют и дополняют друг друга. Так весьма сложно представить демократической государство, которое по форме правления являлось бы абсолютной монархией. Немаловажным является и тот факт, что выделение главенствующего фактора представляется невозможным, т.к. форма правления, режим и форма устройства государства оказывают взаимное равное воздействие друг на друга. Наиболее прогрессивным в результате исследования можно признать республиканский демократический строй. Вопрос государственного устройства не требует однозначных выводов, т.к. его решение напрямую зависит от конкретных условий, в рамках отдельного государства.
Источники
пособие – М: Юрист, 1999 г.
Корельского и проф. В.Д. Перевалова. М.: Норма, 2003 г.
Проспект, 2000г.
Монографии статьи, научная литература.
1 Еншбарян Р. В., Краснов Ю. К. «Теория
государства и права» – Уч. пособие – М: Юрист, 1999г
2 Платон диалоги «Государство» 360 г. до н. э.
3 Теория государства и права: Учебник для
вузов/ под ред. Проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. М.: Норма,
2003 г.
4 Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И.Матузова, А.В.Малько. М.: Юристъ,2001г.
5 Ильин И.А. О государственной форме ;Советское государство и право. 1991 г.
7 Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. М., 1999г.
8 Теория государства и права . Учебник для ВУЗов / Под ред. Г.Н.Манова. М.: Издательство БЕК,1995г.
9 Теория государства и права: Учебник для
вузов/ под ред. Проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. М.: Норма,
2003г.
10 Еншбарян Р. В., Краснов Ю. К. «Теория
государства и права» – Уч. пособие – М: Юрист, 1999г.
11 Теория государства и права: Учебник для
вузов/ под ред. Проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. М.: Норма,
2003 г.
12 Ильин И.А. О государственной форме // Советское государство и право.
1991г.
13 Теория государства и права: Учебник для
вузов/ под ред. Проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. М.: Норма,
2003 г.
15 Теория государства и права. Курс лекций. Под ред Матузова Н.И., Малько А.В // Государственно-правовой режим (В.Л. Кулапов) 2000 г.