Понятие формы государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 08:27, курсовая работа

Описание работы

Традиционно теория государства и права всегда выделяла в форме государства три основных, взаимосвязанных блока: форму правления, форму государственного устройства и политический режим. Если форма правления отвечает на вопрос о том, кто и как правит, осуществляет государственную власть в государственно-организованном обществе, как устроены, организованы и действуют в нем государственно-властные структуры (органы государства), то форма государственного устройства раскрывает способы объединения населения на определенной территории, связь этого населения через различные территориальные и политические образования с государством в целом.

Содержание

Введение.
Понятие формы государства и ее структура.
Формы государственного устройства.
Унитарное государственное устройство.
Федеративное государственное устройство.
Конфедеративное государственное устройство.
Форма правления и ее виды.
4.1. Монархия.
4.2. Республика.
5. Форма государственного политического режима.
5.1. Тоталитарный политический режим.
5.2. Авторитарный политический режим.
5.3. Демократический политический режим.
6. Заключение.

Работа содержит 1 файл

тг.docx

— 65.97 Кб (Скачать)

• демократические – когда обеспечивается право па участие народа в решении государственных дел, уважаются и охраняются права человека;

• авторитарные – когда функции  управления обществом сосредоточиваются  в одном лице или узком социальном слое;

• тоталитарные – когда отрицаются или значительно ограничиваются права и свободы личности, жестко контролируются авторитарным государством все стороны жизни общества14.

    1. Тоталитарный  политический  режим

Тоталитарный режим является, как признано, порождением ХХ в., это фашистские государства, социалистические государства периодов “культа личности”. Сам термин появился в конце 20-х годов, когда некоторые политологи стремились отделить социалистическое государство и искали четкое определение социалистической государственности. Тоталитарный режим является крайней формой авторитарного режима. Тоталитарное государство выступает как всеохватывающая, всеконтролирующая и всепроницающая власть. Тоталитарный режим характеризуется, как правило, наличием одной официальной идеологии, которая формируется и задается общественно-политическим движением, политической партией, правящей элитой, политическим лидером, вождем народа в большинстве случаев харизматическим. Тоталитарный режим допускает только одну правящую партию, а все другие, даже ранее существовавшие партии, стремится разогнать, запретить или уничтожить. Правящая партия объявляется ведущей

силой общества, ее установки  рассматриваются как священные  догмы.

Конкурирующие идеи о социальном переустройстве общества  объявляются

антинародными, направленными на подрыв устоев общества, на разжигание

социальной вражды. Правящая партия захватывает бразды государственного

управления: происходит сращивание партийного и государственного аппаратов. В результате этого  становится массовым явлением  одновременное занятие партийной и государственной должности, а там, где этого не происходит, государственными должностными лицами выполняются прямые указания лиц, занимающих партийные посты. В государственном управлении тоталитарный режим характеризуется крайним централизмом. Практически управление выглядит как исполнение команд сверху, при котором инициатива не поощряется, а строго наказывается. Местные органы  власти и управления становятся простыми передатчиками команд. Центром тоталитарной системы является вождь. Его фигура становится  сакральной для всех. Он объявляется самым мудрым, непогрешимым, справедливым, неустанно думающим о благе народа. Какое-либо критическое отношение к нему пресекается.

    1. Авторитарный политический режим.

 Авторитарный (от лат. "autoritas" – власть) режим – государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (классом, партией, элитной группой) при минимальном участии народа. Главную характеристику данного режима оставляет авторитаризм как метод властвования и управления, а также как разновидность общественных отношений.

Сохраняются авторитарные режимы с помощью аппарата принуждения  и насилия – армии. Власть, подчинение и порядок ценятся при авторитарном режиме правления больше, чем свобода, согласие и участие народа в политической жизни. В таких условиях рядовые  граждане вынуждены платить налоги, повиноваться законам без личного  участия в их обсуждении. Слабые стороны авторитаризма – полная зависимость политики от позиции  главы государства или группы высших руководителей, отсутствие у  граждан возможностей предотвращать  политические авантюры или произвол, ограниченность политического выражения  общественных интересов.

Существующие в авторитарных государствах демократические институты  реальной силы в обществе не имеют. Легализуется политическая монополия  одной партии, поддерживающей режим; исключается деятельность других политических партий и организаций. Отрицаются принципы конституционности и законности. Игнорируется разделение властей. Происходит строгая централизация всей государственной  власти. Главой государства и правительства  становится лидер правящей авторитарной партии. Представительные органы на всех уровнях превращаются в декорацию, прикрывающую авторитарную власть.

Авторитарный режим обеспечивает власть индивидуального или коллективного  диктата любыми средствами, в том числе прямым насилием. Вместе с тем авторитарная власть не вмешивается в те области жизни, которые непосредственно не связаны с политикой. Относительно независимыми могут оставаться экономика, культура, межличностные отношения, т.е. в ограниченных рамках функционируют институты гражданского общества.

Тоталитарный режим агрессивен по своей сути и агрессия помогает достичь сразу несколько целей: отвлечь народ от его бедственного экономического положения, обогатиться бюрократии, правящей элите, решить геополитические проблемы военным путем. Тоталитарные режимы существовали в фашистских государствах, в некоторых африканских и

других странах с пожизненными президентами, в условиях военных  режимов.

    1. Демократический режим.

 Демократический режим (греч. democratia - народовластие) - это режим,

основанный на признании принципа равенства и свободы всех людей, участии народа в управлении государством. Предоставляя своим гражданам широкие права и свободы демократическое государство не ограничивается только их провозглашением, т.е. формальным равенством правовых возможностей. Оно обеспечивает для них социально-экономическую основу и устанавливает конституционные гарантии этих прав и свобод. В результате  широкие права и свободы становятся реальными, а не только формальными.

В демократическом государстве  народ является источником власти. И это

становится не просто декларацией, а фактическим положением дел.

Представительные органы и должностные лица в демократическом  государстве, как правило, избираются, но меняются политические взгляды и профессионализм.

«Демократическая политическая система – это организация легальной, опирающейся на законы и подконтрольной обществу власти. Она работает на основе понятных и принятых обществом принципов, имеет ясные цели и способна содействовать реализации общих интересов»15.

 Демократический государственный режим невозможен без многопартийности, без достаточно высокого социально-экономического уровня жизни широких масс населения, без эффективного контроля над преступностью, особенно над ее наиболее опасными организованными формами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Заключение.

Категория форма государства  может быть понята только в единстве трех составляющих элементов: формы  правления, формы государственного устройства, формы политического  режима. Целью данной работы было подробное рассмотрение и анализирование  каждого из этих трех элементов, выделение общего и особенного, поиск соответствия между различными элементами формы государства, систематизация и обобщение многообразных фактов современной политической жизни.

Вывод данной работы складывается в том, что все выше перечисленные

составляющие активно  влияют и дополняют друг друга. Так весьма сложно представить демократической государство, которое по форме правления являлось бы абсолютной монархией. Немаловажным является и тот факт, что  выделение главенствующего фактора представляется невозможным, т.к. форма правления, режим и форма устройства государства оказывают взаимное равное  воздействие друг на друга. Наиболее прогрессивным в результате исследования можно признать республиканский демократический строй. Вопрос государственного устройства не требует однозначных выводов, т.к. его решение напрямую зависит от конкретных условий, в рамках отдельного государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источники

  1. "Конституция Российской Федерации" (12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).
  2. Теория государства и права. Курс лекций.  Под ред Матузова Н.И., Малько А.В // Государственно-правовой режим (В.Л. Кулапов) 2001 г.
  3. Еншбарян Р. В., Краснов Ю. К. «Теория государства и права» – Уч.

пособие – М: Юрист, 1999 г.

  1. Теория государства и права: Учебник для вузов/ под ред. Проф. В.М.

Корельского и проф. В.Д. Перевалова. М.: Норма, 2003 г.

  1. Титов Ю.П. «Хрестоматия по истории государства и права России», М:

Проспект, 2000г.

  1. Чиркин В.Е. “Государствоведение”, Учебник для вузов, М: Юрист, 1999 г.
  2. Якушев А.В. «Теория государства и права (конспект лекций)», М: Приор, 2001 г.
  3. Теория государства и права. Курс лекций /Под ред. Н.И. Матузова., 
    А.В.Малько. Саратов, 1995г.

Монографии  статьи, научная литература.

    1. Кулябин А.И. Президентство - лучшая ли это форма исполнительной власти. В журн.: "Государство и право",1992, №8.
    2. Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. М., 1994г. 
    3. Цит.по: Демидов А.И., Малько А.В. Политология в вопросах и ответах. - М.: Юристъ,1998 г.
    4. Лосев А.Ф. Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. М.: Мол. гвардия,1993г.
    5. См.: Тарасов Е.Н. Государство как институт политической системы. - В жур.: " Социально-политический журнал", 1994, № 2.

1 Еншбарян Р. В., Краснов Ю. К. «Теория

государства и права» – Уч. пособие – М: Юрист, 1999г

2 Платон диалоги «Государство» 360 г. до н. э.

3 Теория государства и права: Учебник для

вузов/ под ред. Проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. М.: Норма,

2003 г.

4 Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И.Матузова, А.В.Малько. М.: Юристъ,2001г.

5 Ильин И.А. О государственной форме ;Советское государство и право. 1991 г.

6 Теория государства и права. Курс лекций.  Под ред Матузова Н.И., Малько А.В. 2001г.

7 Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. М., 1999г.

8 Теория государства и  права . Учебник для ВУЗов / Под ред. Г.Н.Манова. М.: Издательство БЕК,1995г.

9 Теория государства и права: Учебник для

вузов/ под ред. Проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. М.: Норма,

2003г. 

10 Еншбарян Р. В., Краснов Ю. К. «Теория

государства и права» – Уч. пособие – М: Юрист, 1999г.

11 Теория государства и права: Учебник для

вузов/ под ред. Проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. М.: Норма,

2003 г.

12 Ильин И.А. О государственной форме // Советское государство и право.

1991г. 

13 Теория государства и права: Учебник для

вузов/ под ред. Проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. М.: Норма,

2003 г.

14Теория государства и права. Курс лекций.  Под ред Матузова Н.И., Малько А.В // Государственно-правовой режим (В.Л. Кулапов) 2000 г.

15 Теория государства и права. Курс лекций.  Под ред Матузова Н.И., Малько А.В // Государственно-правовой режим (В.Л. Кулапов) 2000 г.

 


Информация о работе Понятие формы государства