Понятие формы государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 08:27, курсовая работа

Описание работы

Традиционно теория государства и права всегда выделяла в форме государства три основных, взаимосвязанных блока: форму правления, форму государственного устройства и политический режим. Если форма правления отвечает на вопрос о том, кто и как правит, осуществляет государственную власть в государственно-организованном обществе, как устроены, организованы и действуют в нем государственно-властные структуры (органы государства), то форма государственного устройства раскрывает способы объединения населения на определенной территории, связь этого населения через различные территориальные и политические образования с государством в целом.

Содержание

Введение.
Понятие формы государства и ее структура.
Формы государственного устройства.
Унитарное государственное устройство.
Федеративное государственное устройство.
Конфедеративное государственное устройство.
Форма правления и ее виды.
4.1. Монархия.
4.2. Республика.
5. Форма государственного политического режима.
5.1. Тоталитарный политический режим.
5.2. Авторитарный политический режим.
5.3. Демократический политический режим.
6. Заключение.

Работа содержит 1 файл

тг.docx

— 65.97 Кб (Скачать)

правило, налоги поступают  в центр, а оттуда уже распределяются в разные

регионы. Таким образом, в  унитарном государстве осуществляется централизация всего государственного аппарата и вводится прямой  либо косвенный контроль над местными органами власти.

    1. . Федеративное государственное устройство.

Федерация (от лат. "федус" - союз ) - сложное союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют и высшие органы и законодательства субъектов федерации4.

В строго научном смысле федерацией называют союз государств, основанный на договоре или конституции. «При этом федеральные конституции устанавливают, в чем именно политически срастающиеся малые государства сохраняют свою «самостоятельность» а в чем они ее утратят»5. Сейчас в мире 25 федераций, существенный рост государств с федеративной формой устройства наблюдался после окончания Второй мировой войны. Обычно это крупные государства, существующие на всех континентах планеты: Германия и Россия — в Европе, Индия и Пакистан — в Азии, Нигерия и Эфиопия — в Африке, США и Бразилия - в Америке, Австралия в Океании и др. Среди них есть небольшие высокоразвитые

государства (Австрия, Бельгия), страны среднего уровня развития (Мексика).

Существует также разграничение  полномочий между центральными органами власти и органами власти субъектов федерации. Это способствует (наряду с разделением государственной власти на три "ветви"). Как правило, к ведению федеральных органов власти относится внешняя политика, 
оборона страны, экономическая, социальная и идеологическая политика, 
принятие федерального законодательства; в компетенцию органов государственной власти субъектов федерации входит решение вопросов о формировании органов власти на своей территории, принятие своего законодательства и иных нормативно правовых актов. Например в составе Российской Федерации двадцать одна республика, шесть краев, сорок девять областей, два города федерального значения, одна автономная область, десять автономных округов6.

Как и говорилось,  ранее  главным вопросом любой федерации, является разграничение компетенции между федерацией  и ее субъектами. Практика федеративных государств показывает, что вопрос полномочий федерации и органов субъекта решается на основе трех принципов:

1.     Принцип исключительной  компетенции федерации, т.е. определение

предметов ведения.

2.     Принцип совместной  компетенции, т.е. установление  одного и того же

перечня предметов ведения, как федерации, так и субъектов.

3.     Принцип трех  сфер полномочий предполагает  установление федеральных полномочий.

В современной юридической  теории принято выделять несколько  разновидностей федеративных государств: основанные на национально-территориальном признаке, и иные (территориальные и национальные) федерации; федерации симметричные и асимметричные; договорные и конститутивные (конституционные).

Так же на основании,  вышеизложенного можно выделить следующие признаки федерации, отличающие ее от иных форм государственных устройств.

1.Территория федерации  не представляет единого целого  в политико-административном отношении.  Правда, во многих федерациях  ее субъекты не обладают правом  выхода (право сецессии) из союза.

2. Субъект федерации, как правило, наделяется учредительной властью, т.е. ему предоставляется право принятия собственной конституции, в пределах установленной компетенции издание законодательных актов.

3. Для федерации характерны наличие двойного гражданства, двухпалатная структура парламента (бикамерализм)7.

«Сейчас эта форма государственного устройства характерна в основном для 
крупных и средних по территории демократических государств, особенно 
многонациональных, где принцип суверенитета каждой нации может найти 
отражение в предоставлении государственности в рамках федерации»8.

    1. . Конфедеративное государственное устройство.

Конфедерация представляет собой «союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей».

Конфедеративная форма государственного устройства позволяет создать наиболее благоприятные условия для деятельности входящих государств9. Эти цели могут носить как временный, так и постоянный характер. Так, страны Европейского экономического сообщества в своем общении преследуют, прежде всего, экономические цели, причем эти цели относятся к разряду постоянных: обеспечение наиболее благоприятных условий для движения товаров, перелива капитала, денежного обращения и т.д. Конфедерация в отличие от федерации – это, как

правило, союз государств, но вместе с тем конфедерация представляет собой некое государственное образование, объединение.

Для достижения поставленных целей в конфедерации создаются  необходимые органы управления. Финансовые средства, требуемые для ведения общих дел, объединяются добровольно. Их размер, чаще всего,  устанавливается по соглашению. В основном в конфедерациях нет общей армии, хотя и могут создаваться силы, для решения военных задач. Каждое государство-член конфедерации обладает собственным полицейским аппаратом. Порядок вступления в конфедерацию и выхода из нее определяется входящими в нее государствами и основан на принципе добровольности и согласии всех ее членов. Выход из конфедерации носит более простой характер, нежели выход из федерации. Он может производиться и на основе одностороннего волеизъявления,

имеющего, однако, правовую базу. Исторический опыт показывает, что конфедеративные объединения имеют нестойкий, переходный характер. Конфедерации распадаются весьма быстро, либо преобразуются в федерации. Например, штаты Северной Америки с 1776 по 1787 г.

были объединены в конфедерацию, что диктовалось интересами борьбы против британского господства. Вскоре конфедерация стала федерацией – США. Так и созданная в 1952 г. конфедерация Египта и Сирии (Объединенная Арабская республика) распалась моментально. Основными причинами подобной нестабильности конфедераций является два фактор. Каждый член конфедерации обладает правом  сецессии, т.е. правом одностороннего свободного выхода субъекта из состава конфедерации и правом нуллификации, т.е. правом не подчинения решениям конфедеративных властей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. .Форма правления и ее виды.

«Форма правления - особая организация власти, характеризуемая  ее формальным источником. При монархической  форме правления источником государственной  власти является монарх, а его власть передается по наследству»10.

В свое время Аристотель разграничил формы правления  в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть единолично (монархия), ограниченным числом лиц (аристократия), всем населением (демократия). В принципе вплоть до настоящего времени указанный  критерий остался: формы правления  различаются в зависимости от того, осуществляется ли верховная  власть одним лицом или принадлежит  выборному коллегиальному органу. В связи с этим и выделяют монархические и республиканские формы правления.

    1. Монархия.

Монархическая форма правления (греч. monarchia - единовластие) – весьма древняя форма правления. В этой форме правления «высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства – монарху, который престол по наследству и не несет ответственности перед населением»11

 Итак, монархия подразделяется  на два основных вида: абсолютную и ограниченную. В абсолютной монархии вся власть сосредоточена в руках единоличного главы государства. Как правило, любые формы коллегиальных органов имеют совещательный характер. Монарх является полным властителем, его особа священна, а решения общеобязательны. 
Ограниченная монархия предполагает наличие высшего органа 
представительной власти, имеющего мандат народа и наделенного тем или 
иным количеством полномочий. 
Исполнительная власть сосредоточена либо непосредственно монарха, либо 
она принадлежит правительству, которое им контролируется. Впрочем 
иногда, особенно в наше время, монарх является лишь символом государства 
и национального суверенитета (Например, современная Великобритания, 
Япония и др.)

    1. Республика. 

Республика (лат. respublica – общенародное дело) – это «форма правления, в

которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемымна определенный срок и несущими ответственность перед избирателями»12.

Республике присущ демократический способ образования верховных органов

государства. Государственная  власть строится на принципе разделения властей. В республике главой государства является президент, избираемый разными способами, но из среды граждан государства. По Конституции США 1787 г. президент не может быть «ни одно лицо, не являющееся по рождению гражданином или не состоящее в гражданстве Соединенных Штатов во время утверждения этой Конституции, не может быть избрано на должность Президента; равным образом не подлежит избранию на эту должность лицо, не достигшее 35-летнего возраста и не прожившее 14 лет в

пределах Соединенных Штатов»13.  Согласно части 2 статьи 81 Конституции Российской Федерации «Президентом Российской

Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации  не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет».  Таким образом, в разных странах выборы президента происходят по-разному, но во всех странах президент выбирается народом или его представителями.

Можно выделить следующие  основные признаки республики:

·        существование  единоличного или коллегиального главы  государства;

·        выборность на определенный срок главы государства  и других верховных органов государственной власти;

·        осуществление  государственной власти не по собственному праву, а по

поручению народа;

·        юридическая  ответственность главы государства  в случаях,

предусмотренных законом;

·        обязательность решений верховной государственной  власти для всех

других государственных  органов;

·        преимущественная защита интересов граждан государства, взаимная

ответственность личности и  государства;

·        имеет  место разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.

В основном все республики подразделяются на два вида: парламентские  и 
президентские. Однако некоторые авторы справедливо дают еще одну 
классификацию, а именно на республики аристократические и 
демократические. В наше время существуют только демократические 
республики.

Классификация республик  связана с тем, каким же именно образом 
осуществляется государственная власть, и кто из субъектов 
государственно-правовых отношений наделен большим количеством 
полномочий.

 

Парламентская республика. 
При этой форме правления большинство полномочий принадлежит 
представительным органам власти, а на исполнительно–распорядительные органы накладывается роль только выполняющих и не имеющих особо важных полномочий и прав в осуществлении государственной власти. 
 
Президентская республика. 
При президентской республике большинство этих прав и полномочий 
предоставляется президенту, который зачастую является главой 
исполнительной власти. Классическим набором прав президента являются 
права по формированию высших органов государственной власти, по 
осуществлению внешних сношений, по обороне страны и командованию 
Вооруженными Силами, по вопросам предоставления и выхода из гражданства, амнистии и т. д.

 

Отдельной формой принято  также выделять смешанные «полупрезидентские» республики, в которых есть признаки и парламентской и президентской республики.

В современном  цивилизованном обществе принципиальных различий между указанными видами республик, т.е. между парламентарной, президентской  и смешанной формой правления  не существует. Их сближают общие задачи и цели обеспечения наиболее оптимальной организации общественной жизни, гарантированного свободного развития личности, надежной охраны ее прав и разнообразных интересов

 

 

  1. Форма государственного политического режима.

 

 Политический режим – это совокупность приемов, методов, способов, средств осуществления политической власти. Как писал Д. Истон, «это правила и цели политического взаимодействия». К ним относятся:

• ценности – жизненно важные, желаемые цели и события;

• нормы – правила, на основе которых  организуется жизнь государства, взаимодействие граждан. При этом нормы могут  быть обычными – формироваться постепенно, как бы сами собой, в ходе накопления политического и исторического  опыта, передаваться от поколения к  поколению, и легальными, т.е. специально установленными государством и зафиксированными в официальных документах (конституциях, кодексах, уставах и т.д.);

• авторитет – желание и способность  граждан действовать в рамках принятых правил и ценностей, подчиняться  системе действующей государственной  власти.

От содержания и соотношения  вышеназванных компонентов зависят  типы политических режимов:

Информация о работе Понятие формы государства