Понятие федерации. Федеративное устройство России по Конституции 1993 г.

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 15:05, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является выявление особенностей федеративного устройства России согласно Конституции Российской Федерации 1993 года.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• дать определение понятию форма государственного устройства;
• выделить основные формы государственного устройства, описать их признаки;
• дать характеристику России с точки зрения принадлежности к различным видам федерации;
• выяснить, соответствуют ли принципы федеративного устройства России по Конституции 1993 года теоретическим основам.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
I. ФЕДЕРАЦИЯ КАК ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА 5
1. Понятие государственного устройства 5
2. Формы государственного устройства и их особенности 10
II. ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ ПО КОНСТИТУЦИИ 1993 ГОДА 17
1. Становление российского федерализма 17
2. Конституция 1993 года – основа российского федерализма 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28

Работа содержит 1 файл

Курсовая ТГП-2.doc

— 170.00 Кб (Скачать)

Унитарное (от лат. "унус" - один) государство - это одно, единое государство, которое подразделяется лишь на административно-территориальные единицы, не включая в себя никаких государственных образований.[10]

Унитарная форма государственного устройства имеет место во многих странах (Финляндия, Франция, Япония и многие другие). Она характеризуется единой структурой государственного аппарата на всей территории страны. Парламент, глава государства, правительство распространяют свою юрисдикцию на территорию страны. Их компетенция (функциональная, предметная, территориальная) ни юридически, ни фактически не ограничивается полномочиями каких-либо местных органов. Вместе с тем эта компетенция может быть распределена (по некоторым вопросам) между центром и местами, как правило, на договорной или конституционной основе.

Все административно-территориальные единицы имеют одинаковый юридический статус и равное положение по отношению к центральным органам. Они могут иметь в своей основе юридические акты, определяющие и закрепляющие их правовое положение (например, уставы). Административно-территориальные единицы не могут обладать какой-либо политической самостоятельностью. Однако в области хозяйственной, социально-культурной их полномочия могут быть достаточно широкими, позволяющими осуществлять управление территорией, учитывая при этом ее особенности.

Далее – единое гражданство. Население унитарного государства имеет единую государственную принадлежность. Никакие административно-территориальные образования собственного гражданства не имеют и не могут иметь.

Для унитарного государства характерной является единая система права. Ее базу образует единая конституция – основной закон, нормы которого применяются на всей территории страны без каких-либо изъятий или ограничений. Местные органы власти обязаны применять и все другие нормативные акты, принимаемые центральными органами государственной власти. Их собственная нормоустанавливающая деятельность имеет сугубо подчиненный характер, распространяется на соответствующую локальную территорию.

В унитарном государстве действует единая судебная система, которая осуществляет правосудие на территории всей страны, руководствуясь общими для всех государственных образований нормами материальною и процессуального права. Судебные органы, как, впрочем, и все другие правоохранительные органы, представляют собой звенья единой централизованной системы.

В унитарном государстве используется одноканальная система налогов. Как правило, налоги поступают в центр, а оттуда уже распределяются в разные регионы для непосредственного удовлетворения социальных и иных нужд.

Таким образом, в унитарном государстве осуществляется централизация всего государственного аппарата его деятельности и вводится прямой либо косвенный контроль над местными органами.

Присущая всем унитарным государствам централизация может проявляться в разных формах и в разной степени. В некоторых странах вообще отсутствуют местные органы и административно-территориальные единицы управляются назначенными представителями центральной власти. В других государствах местные органы создаются, но они поставлены под контроль (прямой или косвенный) центральной власти. В зависимости от того, какой вид контроля осуществляет центральная власть за местными органами, различают централизованные и децентрализованные унитарные государства. В некоторых же унитарных государствах используется предоставление более льготного правового статуса одной или нескольким административно-территориальным единицам. Такое унитарное государство характеризуется наличием административной автономии для некоторых структурных территориальных подразделений. Указанная форма государственного устройства находит применение там, где требуется учет специфических интересов территориальных единиц (национальных, этнических, географических, исторических и др.). Права по самоуправлению у автономных образований несколько шире, чем у населения обычных административно-территориальных единиц. Однако самостоятельность автономии допускается только в пределах, установленных центральной властью. В унитарном государстве может функционировать и местное самоуправление, действовать муниципальные органы.

Далее необходимо рассмотреть такую сложную форму государственного устройства как конфедерация.

Конфедерация – это «государственный союз государств», носящий временный характер и созданный для достижения определенных целей (экономических, военных, политических и т.д.) Она представляет собой непрочное государственное образование, промежуточную ступень между союзом государств и собственно государством.

Конфедерация - достаточно редкое образование. Конфедерацией были штаты Северной Америки, которые в 1787 г. создали федеративное государство - США. В 1952 г. в конфедерацию объединились Египет и Сирия и образовали Объединенную Арабскую Республику, которая в дальнейшем распалась.

Ей свойственны следующие черты:

      создается для достижения определенных целей, отвечающих интересам государств, образовавших конфедерацию;

      создание конфедерации закрепляется, как правило, договором;

      каждый субъект конфедерации полностью сохраняет свой суверенитет. На конфедерацию в целом суверенитет не распространяется;

      члены конфедерации обладают правом выхода из конфедерации на основе юридически обоснованного одностороннего волеизъявления и правом нуллификации, то есть отмены действия актов органов конфедерации на своей территории;

      неустойчивость, переходный характер: конфедерации либо распадаются после достижения целей, ради которых они создавались, либо превращаются в суверенное государство - унитарное или федеративное;

      у конфедерации есть свои органы управления (один или несколько), но она не имеет общей конституции, у нее нет единых законодательных органов, единой судебной системы, единого гражданства, единой армии, единой системы налогов, бюджета, денежной единицы. А конфедеративные органы лишь координируют действия членов конфедерации.

Наиболее сложно формой государственного устройства является федерация.

Она представляет собой союзное государство, объединяющее несколько государств или государственных образований (США, Российская федерация).

Можно выделить следующие признаки федерации:

      двухуровневая система органов государственной власти. Субъекты федерации имеют свои законодательные, исполнительные и судебные органы, обладают правом принятия собственной конституции; верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам;

      компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной (федеральной) конституцией или федеральным договором;

      существование федеральной системы законодательства и законодательных систем субъектов федерации при наличии принципа верховенства общефедерального закона;

      бикамерализм, т.е. двухпалатное строение парламента, при котором одна из палат представляет интересы субъектов федерации;

      наличие в большинстве федераций двойного гражданства;

      двухканальная система налогов, т.е. наличие общих федеральных налогов и налогов субъектов;

      суверенитет федерации произведен от суверенитета входящих в нее государственных единиц;

      после вхождения в федерацию ее субъекты суверенитетом практически не обладают. Хотя степень суверенности субъектов в разных федерациях может быть различной;

      у субъектов отсутствует право выхода из федерации.

Принято выделять следующие виды федераций:

      по порядку создания:

      договорные, когда между отдельными государствами заключен договор (например, США);

      административные, создаваемые по решению центральной власти (например, Бельгия);

      эволюционные, когда происходит превращение конфедерации в федерацию;

      по правовому статусу субъектов:

      симметричные, состоящие из однопорядковых составных частей, имеющих одинаковый правовой статус;

      ассиметричные, которые имеют три разновидности:

      наряду с субъектами федерации в состав федерации входят иные территориальные образования (федеральные территории, федеральные округа), например в США – федеральный округ Колумбия;

      федерация включает в свой состав различные субъекты, которые не равны друг другу;

      «скрытая» ассиметричная федерация, когда федерация состоит из однопорядковых субъектов, но они не являются равноправными, т.к., например, имеют разное представительство в высшем законодательном органе – Германия, Австрия;

      по условиям формирования субъектов:

      территориальные, где деление происходит по чисто территориальному принципу;

      национально-территориальные, в основе которых лежит два принципа: национальные республики и автономии и административно-территориальные края, области;

      национальные, в которых разделение происходит по национальному признаку.[11]

Таким образом, можно выделить следующие отличия федерации от конфедерации. В федерации присутствуют:

      единые выборные органы государственной власти;

      единое законодательство;

      единое гражданство;

      единая налоговая система;

      единая территория.

Итак, в первой части данной работы автор рассмотрел понятие формы государственного устройства, дал характеристику выделяемым в современной науке формам.

Было отмечено, что форма государственного устройства – это организация государственной власти по территории, характеризующий соотношение государства как целого с его составными частями.

Также автор рассмотрел основные три формы государственного устройства: унитарное государство, конфедерация и федерация.

Согласно определению, эти формы отличаются друг от друга степенью отношения государства частями, входящими в его состав. Так, унитарное государство, являясь простой формой, представляет собой единое целое, его территориальные единицы не имеют самостоятельности.

Конфедерация и федерация представляют собой более сложно организованные формы.

Отличительной особенностью конфедерации является то, что в ее состав входят независимые друг от друга государства для достижения какой-либо цели. Они обладают суверенитетом, имеют право устанавливать свои налоги, вводить в обращение денежные знаки, иметь собственные армию и флот. При этом конфедерация является неустойчивой формой и впоследствии либо распадается, либо преобразуется в федерацию.

Федерация имеет ряд отличий от конфедерации, выражающихся единстве власти, налогообложения, гражданства, но при этом за субъектами федерации сохраняется определенная самостоятельность.

Итак, необходимо перейти ко второй части данной работы и рассмотреть федеративное устройство России согласно Конституции Российской федерации, принятой на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.


II. ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ ПО КОНСТИТУЦИИ 1993 ГОДА

1.      Становление российского федерализма

Для начала необходимо остановиться на истории становления Российской Федерации как самостоятельного государства.

Итак, как известно из истории в декабре 1991 года лидеры России (Б. Н. Ельцин), Украины (Л. М. Кравчук) и Белоруссии (С. С. Шушкевич) подписали так называемые Беловежские соглашения, объявлявшие о роспуске СССР и создании Содружества Независимых Государств, к которому 21 декабря присоединились Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан.

С этой даты ведется отсчет новейшей российской государственности. Можно выделить следующие этапы современной истории российского федерализма:

      1 этап - июнь 1990 - август 1991 - «Революция или парад суверенитетов» - на I Съезде народных депутатов СССР 25.05.1989 был поднят вопрос о перестройке СССР с учетом реального суверенитета - автономные республики становились полноправными субъектами общесоюзного государства, отношения между союзными и автономными республиками предполагалось строить на договорных началах - была поддержана идея подписания российского Федеративного договора;

      2 этап - сентябрь 1991 - декабрь 1991 - «Распад СССР» - в результате событий августа 1991 сорвался процесс формирования союзных отношений был предложен союз по типу конфедерации;

      3 этап - декабрь 1991 - март 1992 - «Федеративный договор - поиск компромисса» - работа над созданием Федеративного договора, в основе принцип - сила государства в учете интересов всех народов, осознающих государственное единство, территориальную целостность России как свой общий интерес;

      10 апреля 1992 года в Конституцию РФ был включен в качестве ее составной части Федеративный договор, подписанный его участниками 31.03.1992. Договором признается суверенитет республик в составе РФ. Субъектами РФ были признаны также края, области, автономная  область и автономные округа, города Москва и Санкт-Петербург. Существенно расширены права всех субъектов РФ. Договором предусмотрено разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти республик, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономных округов в составе РФ;

Информация о работе Понятие федерации. Федеративное устройство России по Конституции 1993 г.