Понятие федерации. Федеративное устройство России по Конституции 1993 г.

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 15:05, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является выявление особенностей федеративного устройства России согласно Конституции Российской Федерации 1993 года.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• дать определение понятию форма государственного устройства;
• выделить основные формы государственного устройства, описать их признаки;
• дать характеристику России с точки зрения принадлежности к различным видам федерации;
• выяснить, соответствуют ли принципы федеративного устройства России по Конституции 1993 года теоретическим основам.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
I. ФЕДЕРАЦИЯ КАК ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА 5
1. Понятие государственного устройства 5
2. Формы государственного устройства и их особенности 10
II. ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ ПО КОНСТИТУЦИИ 1993 ГОДА 17
1. Становление российского федерализма 17
2. Конституция 1993 года – основа российского федерализма 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28

Работа содержит 1 файл

Курсовая ТГП-2.doc

— 170.00 Кб (Скачать)


2

 

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Российская правовая академия Минюста России»

Северный филиал

 

Юридический факультет

 

Кафедра  государственно -  правовых  дисциплин

 

 

 

 

Понятие федерации. Федеративное устройство России по Конституции 1993 г.

 

 

 

 

                                                                            Курсовая  работа

                                                                             студента  1 курса

                                                                             заочной формы обучения                           

                                                                             на базе высшего

                                                                             образования

                                                                            

 

 

                                                                            Научный руководитель:

                                                                            кандидат  юридических наук, 

                                                                            .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Петрозаводск

2011


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

 

I.  ФЕДЕРАЦИЯ КАК ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

 

1. Понятие государственного устройства

 

2. Формы государственного устройства и их особенности

 

II. ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ ПО КОНСТИТУЦИИ 1993 ГОДА

 

1. Становление российского федерализма

 

2. Конституция 1993 года – основа российского федерализма

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ

Одной из основных функций теории государства и права как науки является познание и изучение различных явлений, одним из которых является государство.

Государство – это сложная организация с различными функциями, формами, принципами образования. Как не существует двух совершенно одинаковых людей, так не существует двух совершенно одинаковых государств, каждое имеет свои особенности, одной их которых является форма государства. Понятие формы позволяет узнать, как устроено управление, кто правит, какова взаимосвязь между частями государства и целым государством, какие методы используются для осуществления власти. Более полное представление о форме конкретного государства дает анализ трех его составных частей - формы правления, государственного устройства и государственно-правового режима. По мнению автора, наиболее важными являются первые две составляющие. Третья носит очень субъективный характер, так как очень трудно объективно оценить насколько тот или иной режим подходит к историческим, культурным, религиозным и другим особенностям народов, проживающих в этом государстве.

Теоретическое знание о формах государственного устройства, их признаках, отличиях друг от друга является обязательным для любого правоведа и тем более законодателя, особенно в современных российских условиях.

Кроме того, изучение формы государственного устройства способствует реализации прогностической функции науки теория государства и права. Знание форм, их особенностей является необходимым для понимания не только настоящего, но и возможного будущего государства.

В современных российских условиях данное знание имеет очень важную роль. Россия – самое крупное в мире государство, имеет огромную территорию, состоит из большого числа субъектом.

Чтобы грамотно управлять таким государством, необходимо правильно выбрать форму государственного устройства, наладить взаимодействие между центром и субъектами, что в конечном счете может поспособствовать экономическому развитию страны, увеличению уровня жизни населения,  поэтому автор считает тему федеративного устройства очень актуальной для России.

Целью данной работы является выявление особенностей федеративного устройства России согласно Конституции Российской Федерации 1993 года.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

      дать определение понятию форма государственного устройства;

      выделить основные формы государственного устройства, описать их признаки;

      дать характеристику России с точки зрения принадлежности к различным видам федерации;

      выяснить, соответствуют ли принципы федеративного устройства России по Конституции 1993 года теоретическим основам.

Данная работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, и заключения.

В своей работе автор использовал литературу по теории государства и права, в частности работы А.Б. Венгерова, О.И. Чистякова, В.Е. Чиркина и других, а также ресурсами сети Интернет.

Основным юридическими документами работы являются Федеративный договор от 31 марта 1992 года, Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, а также Налоговый кодекс Российской Федерации.

 


I.                    ФЕДЕРАЦИЯ КАК ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

1. Понятие государственного устройства

В первой части данной работы автор хотел бы остановиться на понятии и видах государственного устройства, дать характеристику каждого вида, но в начале необходимо дать понятие и выделать основные признаки государства.

В науке существует несколько подходов к определению термина «государство». Обычно это понятие принято рассматривать в двух смыслах: широком и узком.

В широком смысле государство – это общество, организованное определенным образом. Для такого общества характерны 3 признака: определенная территория, население (народ) и публичная власть. В таком понимание понятие «государство» совпадает с понятием «общество» и понятием «страна».

В узком смысле государство – это организованная определенным образом публичная власть. (то есть не все общество, а его часть). Организация публичной власти представляет собой: во-первых, в государстве публичная власть не совпадает с населением и осуществляется специальном аппаратом управления, во-вторых, публичная власть обычно опирается на силу, на специальный аппарат принуждения, в-третьих, публичная власть существует за счет специальных взносов граждан (налогов).[1]

Исходя из вышеизложенного «узкого» определения государства, доктор юридических наук А.Б. Венгеров выделяет следующие его признаки:

      монополия на принудительную власть в отношении населения. Никакая иная организация общества не имеет права на применение силы, во всяком случае, без санкции государства;

      суверенитет государственной власти, т.е. ее верховенство и независимость от какой-либо иной власти, право и возможность осуществлять внутреннюю и внешнюю политику от имени всего общества внутри и вне страны;

      издание законов и правил, обязательных для всего населения, для всех, без изъятия, граждан данного государства;

      взимание налогов и сборов с населения данной территории для содержания государственного аппарата, формирования общенационального бюджета.[2]

Помимо названных признаков, автор считает необходимым указать признак территориальной обособленности государства, т.е. наличие собственной территории и определенных границ.

Наличие территории определяет одну из задач государства – его территориального устройства.

Необходимость определенным образом построить территориальную организацию государства вытекает из того обстоятельства, что любое государство расположено на ограниченной территории, там же проживают граждане (подданные) этого государства. Для выполнения своего социального назначения – организации экономической жизни, защиты граждан, создании страховых запасов, развития информационных систем общения, передачи управленческих воздействий и т.п. – государство ведет разнообразную деятельность. Например, финансовую (взимает и распределяет налоги, сборы, пошлины и т.п.), экономическую (регулирует в той или иной степени распределительные, рыночные отношения), военную (осуществляет организацию военной службы), информационную (сбор и распространение информации и т.д.). Но вести всю эту деятельность из одного центра при значительной численности населения и больших размерах государства становится объективно невозможным.

После определенного порога численности граждан и размеров территории возникает необходимость разделить территорию на округа, штаты, земли, области, края, кантоны, районы, губернии, уезды и т.д., а также создать на этих территориальных образованиях местные (территориальные) органы власти. Возникает потребность распределить полномочия между центральными и местными органами власти и управления.

Кроме того, население того или иного государства может быть многонациональным. Каждая народность, нация может иметь свои традиции, исторический опыт государственности, культурные, языковые и иные духовные потребности. Следовательно, приходится учитывать при устройстве государства и этот многонациональный аспект населения.

Наконец, субъективные и даже случайные факторы – заимствования, политико-правовые подражания, колониальные воздействия, политические интересы и многое другое влияют на территориальную организацию государства.

Таким образом, для обеспечение нормального функционирования института государства встает вопрос о выборе формы государственного устройства. Необходимо более подробно познакомиться с этим термином.

В последние годы само понятие «форма государственного устройства» подвергается критике, намечается тенденция к исключению его из научного оборота, замене более адекватным термином. Чиркин В.Е. указывает, что в политической литературе понятию «государственное устройство» придавалось излишне широкое содержание: нередко имелся в виду государственный строй в целом, а иногда включались и некоторые важнейшие элементы общественного строя (например, партии)[3]. Поэтому в последние годы этот термин стремятся заменить формулировкой «политико-территориальное», «территориально-политическое устройство» государства. Также взамен предложены понятия «территориальная организация публичной власти», «территориально-политическая организация государства», однако отмечается, что для обозначения системы взаимоотношений между центральной государственной властью и действующими в территориальных составных частях органами публичной власти полностью адекватный обобщающий термин еще не найден[4]. Однако следует заметить, что от традиционного понятия государственного устройства пытались отказаться и некоторые советские юристы. Так, О.И. Чистяков, соглашаясь с Н.П. Фарберовым, считал, что его целесообразно заменить термином «форма государственного единства», ибо там, где нет единства, там нет и государства.[5] Эта позиция не получила поддержки ни в советской, ни в современной теории государства. Из-за отсутствия достаточно аргументированной альтернативы по традиции сохраняется термин «государственное» устройство, но в юридической литературе при его употреблении имеется в виде только устройство территории государства, соотношение государства как целого с его основными частями.

Внутреннее деление государства, правовое положение его частей, их взаимоотношение друг с другом и с центральными органами власти охватываются понятием «территориальное устройство государства». В учебной и научной литературе прослеживается в принципе единообразная характеристика данного термина. Так, В.М Корельский. под формой государственного устройства понимает территориальную организацию государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями.[6] Миронов О.О. определяет государственное устройство как внутреннюю национально-территориальную организацию государства, соотношение целого и его частей.[7] Венгеров А.Б., детализируя сам термин, указывает, что форма национально-государственного и административно-территориального устройства раскрывает способы объединения населения на определённой территории, связь этого населения через различные территориальные и политические образования с государством в целом, а также связь центральных и местных органов власти и управления, распределение между ними полномочий.[8] Вводя более адекватный термин, Чиркин В.Е определяет политико-территориальное устройство государства как организацию государственной власти по территориальному признаку, которая характеризует соотношение государства как целого с его составными территориальными частями.[9] Как видно, при определении данного понятия существенных расхождений и споров не наблюдается, по-разному расставляются акценты: территориальная организация, национально-территориальная, административно-территориальная. В целом форму государственного устройства можно определить как организацию государственной власти по территории (территориальной или национально-территориальной организации), характеризующий соотношение государства как целого с его составными частями.

Итак, автор дал определение форме государственного устройства, отметил плюрализм мнений по этому вопросу. Теперь необходимо перейти к рассмотрению существующих форм государственного устройства.

 

 

 

 


2. Формы государственного устройства и их особенности

Как было отмечено выше, на форму государственного устройства влияют разнообразные факторы: тип государства, экономический строй общества, национальный состав населения, исторические традиции, территориальные размеры государства и др.

В зависимости от степени влияния факторов государственное устройство может быть простым и сложным. Простой формой государственного устройства считается унитарная, сложными формами – конфедерация и федерация. Остановимся на каждой их них более подробно.

Информация о работе Понятие федерации. Федеративное устройство России по Конституции 1993 г.