Полномочия, структура и организация деятельности Судебного департамента

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 18:54, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является комплексное изучение общих положений Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.
изучить исторический аспект становления правового регулирования организационного обеспечения деятельности судов;
рассмотреть вопросы правового статуса данного Судебного департамента;
выявить полномочия органов и должностных лиц Судебного департамента;
раскрыть структуру Судебного департамента.

Содержание

стр.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Общие положения Судебного департамента в РФ 5
1.1. Исторический аспект становления правового регулирования организационного обеспечения деятельности судов 5
1.2. Правовой статус и система Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации 11
2. Полномочия, структура и организация деятельности Судебного департамента 16
2.1. Полномочия Судебного департамента 16
2.2. Структура и организация деятельности Судебного департамента 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

Работа содержит 1 файл

Садыков Артур. Курсовая теория. Судебный департамент в РФ..doc

— 171.50 Кб (Скачать)

     Приняты нормативные акты по обеспечению  деятельности Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и его органов в регионах Федерации. Они представляют интерес для проведения сравнительно-правового анализа с существующим Федеральным законом «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» и для анализа развития этого института.

1.2. Правовой статус и система Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации

 

     Как известно, III Всероссийский съезд  судей (март 1994 г.) принял решение о  необходимости создания департамента Минюста России по обеспечению судебной деятельности, единственной задачей которого должно стать ресурсное, организационное и кадровое обеспечение судов. Однако Минюст России это решение не выполнил15. В Постановлении Совета судей Российской Федерации от 18 октября 1995 г. уже говорилось о необходимости образования Судебного департамента. Об остроте развернувшейся дискуссии говорят следующие строки, в которых выражалось категорическое несогласие с попытками образовать Судебный департамент при Минюсте России: «Между тем Минюст России вопреки воле судейского сообщества и позиции Президента РФ предпринимает попытки любой ценой сохранить организационное руководство и право распоряжения финансовыми ресурсами, выделяемыми государством для нужд правосудия, и делается это за спиной судейского сообщества. Министерством юстиции тайком от Совета судей подготовлено несколько вариантов указов Президента и постановлений Правительства об образовании Судебного департамента при Министерстве юстиции Российской Федерации, Положение о Судебном департаменте»16. Обсуждалось образование Судебного департамента при Президенте РФ: «... оно не решило бы проблемы, поскольку такой департамент стал бы не чем иным, как одним из подразделений Управления делами Президента РФ, а на местах органы Судебного департамента представляли бы собой одну из структур местных администраций, т.е. те же управления (отделы) юстиции»17.

     Определяется  правовой статус Судебного департамента в качестве федерального государственного органа. Закон не называет Судебный департамент органом исполнительной власти. Однако в самом названии: «при Верховном Суде Российской Федерации» - определяется его место в системе разделения властей. Относительно данного вопроса существуют и обосновываются следующие точки зрения: Судебный департамент как организационно-обеспечивающий орган судебной власти (аналог - аппарат Государственной Думы и аппарат Совета Федерации Федерального Собрания РФ; Администрация Президента РФ); Судебный департамент должен быть самостоятельным федеральным органом исполнительным власти и подчиняться Президенту РФ: «Деятельность Судебного департамента непосредственно не относится к правосудию (правоохранительной деятельности судебной власти), к тому же этот Департамент как орган (организационный рабочий аппарат) не входит в судебную систему (систему судопроизводства) и является федеральным государственным органом, по реализуемым функциям - фактически исполнительным органом власти»18; «По своему статусу Судебный департамент является государственным органом, осуществляющим исполнительные и распорядительные функции, аналогичные тем, которые ранее осуществлялись Министерством юстиции. Следование принципу разделения властей не позволяло по формальным основаниям отнести к органам исполнительной власти Судебный департамент, функции и управленческие полномочия которого аналогичны соответствующим полномочиям органов исполнительной власти»19; «По своей природе и осуществляемым функциям Судебный департамент является органом не судебной, а исполнительной власти... Представляется, что Судебный департамент должен находиться под эгидой Президента РФ» (д.ю.н., проф. А.А. Власов)20.

     Однако  место Судебного департамента отражено в ст. 31 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1 «О судебной системе Российской Федерации»: Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации и входящие в его систему органы организационно обеспечивают деятельность судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества, предоставляют в их распоряжение необходимые ресурсы.

     Основная  функция Судебного департамента - организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции: верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов (далее - суды). В отечественном законодательстве нет нормативных правовых актов, подобных данному Закону, как нет и государственных структур, аналогичных Судебному департаменту. Своеобразие и специфичность его заключаются в том, что, являясь федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей, и «состоя» при Верховном Суде РФ, он в то же время не занимается организационным обеспечением этого суда, поскольку обязанность по обеспечению деятельности последнего возложена на его аппарат. Согласно Закону зависимость исключается и во взаимоотношениях между верховным судом республики, краевым, областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области и судом автономного округа, с одной стороны, и районными судами - с другой, поскольку организационное обеспечение первых возложено непосредственно на Судебный департамент (подп. 1 п. 1 ст. 6), а районных судов - на управления (отделы) Судебного департамента в субъектах РФ (ст. 14).

     Организационное обеспечение правосудия - особый, не относящийся к сфере управления и к судебной сфере вид государственной  деятельности, осуществляемый уполномоченными  государственными органами с участием институтов судейского сообщества, строго регламентированный законом, несовместимый с выполнением судебных обязанностей и имеющий целью всемерное содействие эффективному функционированию правосудия путем решения вопросов организации судебной системы, создания и обеспечения для нее необходимых организационных, кадровых, материально-технических условий и укрепления независимости судей21.

     Согласно  ст. 30 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» обеспечение деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ осуществляется аппаратами этих судов, а других судов общей юрисдикции - Судебным департаментом.

     В силу ст. 9 Закона РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» Судебный департамент и его органы в субъектах РФ предпринимают меры по созданию условий, необходимых для судебной деятельности судов общей юрисдикции и военных судов, а также по ее кадровому, организационному и ресурсному обеспечению.

     В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» организационное обеспечение деятельности органов судейского сообщества осуществляется Судебным департаментом и входящими в его систему органами. Поэтому помимо судов в число обслуживаемых субъектов входят органы судейского сообщества. В дополнение к указаниям в Законе на обслуживание мировых судей только в части финансирования судейское сообщество предлагает распространить на мировые суды компетенцию Судебного департамента в полном объеме. Генеральный директор Судебного департамента А. Гусев справедливо считает, что «мировая юстиция должна обеспечиваться точно так же, как и все суды общей юрисдикции, - через Судебный департамент»22.

     Постановлением VI Всероссийского съезда судей от 2 декабря 2004 г. «О состоянии правосудия в Российской Федерации и перспективах его совершенствования» обращено внимание глав субъектов РФ на необходимость:

     - надлежащего кадрового, финансового, материально-технического и иного ресурсного обеспечения деятельности конституционных, уставных судов, мировых судей в целях создания им условий для полного и независимого осуществления правосудия;

     - повышения квалификации судей конституционных, уставных судов и мировых судей в Российской академии правосудия.

     Таким образом, впервые в истории современной  России, сама судебная власть взяла  под контроль обеспечение деятельности федеральных судов общей юрисдикции, что стало одним из наиболее принципиальных завоеваний судебной реформы. Был сделан еще один крупный шаг на пути укрепления самостоятельности и независимости судебной власти.

     В соответствии с федеральными законами Судебный департамент был образован  для того, чтобы осуществлять организационное  обеспечение деятельности всех судов  общей юрисдикции, под которым понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

 

2. Полномочия, структура и организация деятельности Судебного департамента

2.1. Полномочия Судебного департамента

 

     Полномочия  Судебного департамента установлены  ст. 6 Закона «О Судебном департаменте». Можно выделить следующие основные его полномочия в исключительном ведении Судебного департамента, и иные полномочия23.

     Судебный  департамент24:

     1) изучает организацию деятельности  судов и разрабатывает предложения  о ее совершенствовании; разрабатывает  научно обоснованные нормативы  нагрузки судей и работников  аппаратов судов; организует проведение  научных исследований в области судебной деятельности и финансирует их;

     2) разрабатывает и представляет  в Правительство РФ согласованные  с Председателем Верховного Суда  РФ и Советом судей предложения  о финансировании судов, мировых  судей и квалификационных коллегий  судей; разрабатывает по вопросам своего ведения проекты нормативных правовых актов;

     3) вносит в Верховный Суд РФ  предложения о создании либо  об упразднении судов;

     4) определяет потребность судов  в кадрах; обеспечивает работу  по отбору и подготовке кандидатов  на должности судей; перераспределяет по согласованию с Председателем Верховного Суда РФ и с учетом мнения председателей верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, военных и специализированных судов образовавшиеся в соответствующих судах вакансии на должности судей; ведет статистический и персональный учет судей и работников аппаратов судов, а также работников органов и учреждений Судебного департамента;

     5) ведет судебную статистику, организует делопроизводство и работу архивов судов; взаимодействует с органами юстиции при составлении сводного статистического отчета;

     6) организует разработку и внедрение  программно-аппаратных средств,  необходимых для ведения судопроизводства  и делопроизводства, а также информационно-правового обеспечения судебной деятельности; осуществляет работу по систематизации законодательства; ведет банк нормативных правовых актов РФ, а также общеправовой рубрикатор законодательства;

     7) принимает во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей;

     8) организует материальное и социальное  обеспечение, медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение судей, работников аппаратов судов;

     9) взаимодействует с адвокатурой,  правоохранительными и другими  государственными органами по  вопросам надлежащего обеспечения  деятельности судов; устанавливает  и развивает связи с государственными и иными органами, учреждениями и организациями, в том числе иностранными, в целях совершенствования организации работы судов и повышения эффективности деятельности Судебного департамента;

     10) осуществляет иные меры по  обеспечению деятельности судов, органов судейского сообщества, а также органов и учреждений Судебного департамента25.

     Полномочия  управления (отдела) Судебного департамента26:

  • организационно обеспечивает деятельность верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, военных и специализированных судов, органов и учреждений Судебного департамента, а также Всероссийского съезда судей и образуемых им органов судейского сообщества;
  • управляет органами и учреждениями Судебного департамента;
  • разрабатывает по вопросам своего ведения проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов;
  • разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации согласованные с Председателем Верховного Суда Российской Федерации и Советом судей Российской Федерации предложения о финансировании судов, мировых судей и органов судейского сообщества;
  • изучает организацию деятельности судов и разрабатывает предложения о ее совершенствовании;
  • вносит в установленном порядке в Верховный Суд Российской Федерации предложения о создании либо об упразднении судов;
  • определяет потребность судов в кадрах;
  • обеспечивает работу по отбору и подготовке кандидатов на должности судей;
  • взаимодействует с образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов;
  • обеспечивает отбор и профессиональную подготовку работников аппарата Судебного департамента и работников органов и учреждений Судебного департамента;
  • разрабатывает научно обоснованные нормативы нагрузки судей и работников аппаратов судов;
  • перераспределяет по согласованию с Председателем Верховного Суда Российской Федерации и с учетом мнения председателей верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, военных и специализированных судов образовавшиеся в соответствующих судах вакансии на должности судей;
  • ведет статистический и персональный учет судей и работников аппаратов судов, а также работников органов и учреждений Судебного департамента;
  • ведет судебную статистику, организует делопроизводство и работу архивов судов;
  • взаимодействует с органами юстиции при составлении сводного статистического отчета;
  • рассматривает жалобы и заявления граждан в пределах своей компетенции;
  • принимает меры по материально-техническому и иному обеспечению деятельности органов и учреждений Судебного департамента; организует проведение научных исследований в области судебной деятельности и финансирует их;
  • организует строительство зданий, а также ремонт и техническое оснащение зданий и помещений судов, органов и учреждений Судебного департамента27;
  • организует разработку и внедрение программно-аппаратных средств, необходимых для ведения судопроизводства и делопроизводства, а также информационно-правового обеспечения судебной деятельности; осуществляет работу по систематизации законодательства;
  • ведет банк нормативных правовых актов Российской Федерации, а также общеправовой рубрикатор законодательства;
  • принимает во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей;
  • организует материальное и социальное обеспечение судей, в том числе пребывающих в отставке, работников аппаратов судов, а также принимает меры по обеспечению их благоустроенным жильем;
  • организует медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение судей, в том числе пребывающих в отставке, членов их семей и работников аппаратов судов в соответствии с федеральным законодательством;
  • устанавливает и развивает связи с государственными и иными органами, учреждениями и организациями, в том числе иностранными, в целях совершенствования организации работы судов и повышения эффективности деятельности Судебного департамента;
  • взаимодействует с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам надлежащего обеспечения деятельности судов;
  • финансирует возмещение издержек по делам, рассматриваемым судами и мировыми судьями, которые относятся на счет федерального бюджета;
  • осуществляет иные меры по обеспечению деятельности судов, органов судейского сообщества, а также органов и учреждений Судебного департамента28.

Информация о работе Полномочия, структура и организация деятельности Судебного департамента