Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 18:54, курсовая работа
Целью исследования является комплексное изучение общих положений Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.
изучить исторический аспект становления правового регулирования организационного обеспечения деятельности судов;
рассмотреть вопросы правового статуса данного Судебного департамента;
выявить полномочия органов и должностных лиц Судебного департамента;
раскрыть структуру Судебного департамента.
стр.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Общие положения Судебного департамента в РФ 5
1.1. Исторический аспект становления правового регулирования организационного обеспечения деятельности судов 5
1.2. Правовой статус и система Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации 11
2. Полномочия, структура и организация деятельности Судебного департамента 16
2.1. Полномочия Судебного департамента 16
2.2. Структура и организация деятельности Судебного департамента 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
Приняты нормативные акты по обеспечению деятельности Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и его органов в регионах Федерации. Они представляют интерес для проведения сравнительно-правового анализа с существующим Федеральным законом «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» и для анализа развития этого института.
Как известно, III Всероссийский съезд судей (март 1994 г.) принял решение о необходимости создания департамента Минюста России по обеспечению судебной деятельности, единственной задачей которого должно стать ресурсное, организационное и кадровое обеспечение судов. Однако Минюст России это решение не выполнил15. В Постановлении Совета судей Российской Федерации от 18 октября 1995 г. уже говорилось о необходимости образования Судебного департамента. Об остроте развернувшейся дискуссии говорят следующие строки, в которых выражалось категорическое несогласие с попытками образовать Судебный департамент при Минюсте России: «Между тем Минюст России вопреки воле судейского сообщества и позиции Президента РФ предпринимает попытки любой ценой сохранить организационное руководство и право распоряжения финансовыми ресурсами, выделяемыми государством для нужд правосудия, и делается это за спиной судейского сообщества. Министерством юстиции тайком от Совета судей подготовлено несколько вариантов указов Президента и постановлений Правительства об образовании Судебного департамента при Министерстве юстиции Российской Федерации, Положение о Судебном департаменте»16. Обсуждалось образование Судебного департамента при Президенте РФ: «... оно не решило бы проблемы, поскольку такой департамент стал бы не чем иным, как одним из подразделений Управления делами Президента РФ, а на местах органы Судебного департамента представляли бы собой одну из структур местных администраций, т.е. те же управления (отделы) юстиции»17.
Определяется
правовой статус Судебного департамента
в качестве федерального государственного
органа. Закон не называет Судебный
департамент органом
Однако место Судебного департамента отражено в ст. 31 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1 «О судебной системе Российской Федерации»: Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации и входящие в его систему органы организационно обеспечивают деятельность судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества, предоставляют в их распоряжение необходимые ресурсы.
Основная функция Судебного департамента - организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции: верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов (далее - суды). В отечественном законодательстве нет нормативных правовых актов, подобных данному Закону, как нет и государственных структур, аналогичных Судебному департаменту. Своеобразие и специфичность его заключаются в том, что, являясь федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей, и «состоя» при Верховном Суде РФ, он в то же время не занимается организационным обеспечением этого суда, поскольку обязанность по обеспечению деятельности последнего возложена на его аппарат. Согласно Закону зависимость исключается и во взаимоотношениях между верховным судом республики, краевым, областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области и судом автономного округа, с одной стороны, и районными судами - с другой, поскольку организационное обеспечение первых возложено непосредственно на Судебный департамент (подп. 1 п. 1 ст. 6), а районных судов - на управления (отделы) Судебного департамента в субъектах РФ (ст. 14).
Организационное обеспечение правосудия - особый, не относящийся к сфере управления и к судебной сфере вид государственной деятельности, осуществляемый уполномоченными государственными органами с участием институтов судейского сообщества, строго регламентированный законом, несовместимый с выполнением судебных обязанностей и имеющий целью всемерное содействие эффективному функционированию правосудия путем решения вопросов организации судебной системы, создания и обеспечения для нее необходимых организационных, кадровых, материально-технических условий и укрепления независимости судей21.
Согласно ст. 30 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» обеспечение деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ осуществляется аппаратами этих судов, а других судов общей юрисдикции - Судебным департаментом.
В силу ст. 9 Закона РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» Судебный департамент и его органы в субъектах РФ предпринимают меры по созданию условий, необходимых для судебной деятельности судов общей юрисдикции и военных судов, а также по ее кадровому, организационному и ресурсному обеспечению.
В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» организационное обеспечение деятельности органов судейского сообщества осуществляется Судебным департаментом и входящими в его систему органами. Поэтому помимо судов в число обслуживаемых субъектов входят органы судейского сообщества. В дополнение к указаниям в Законе на обслуживание мировых судей только в части финансирования судейское сообщество предлагает распространить на мировые суды компетенцию Судебного департамента в полном объеме. Генеральный директор Судебного департамента А. Гусев справедливо считает, что «мировая юстиция должна обеспечиваться точно так же, как и все суды общей юрисдикции, - через Судебный департамент»22.
Постановлением VI Всероссийского съезда судей от 2 декабря 2004 г. «О состоянии правосудия в Российской Федерации и перспективах его совершенствования» обращено внимание глав субъектов РФ на необходимость:
- надлежащего кадрового, финансового, материально-технического и иного ресурсного обеспечения деятельности конституционных, уставных судов, мировых судей в целях создания им условий для полного и независимого осуществления правосудия;
- повышения квалификации судей конституционных, уставных судов и мировых судей в Российской академии правосудия.
Таким
образом, впервые в истории современной
России, сама судебная власть взяла
под контроль обеспечение деятельности
федеральных судов общей
В соответствии с федеральными законами Судебный департамент был образован для того, чтобы осуществлять организационное обеспечение деятельности всех судов общей юрисдикции, под которым понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.
Полномочия Судебного департамента установлены ст. 6 Закона «О Судебном департаменте». Можно выделить следующие основные его полномочия в исключительном ведении Судебного департамента, и иные полномочия23.
Судебный департамент24:
1)
изучает организацию
2)
разрабатывает и представляет
в Правительство РФ
3) вносит в Верховный Суд РФ предложения о создании либо об упразднении судов;
4)
определяет потребность судов
в кадрах; обеспечивает работу
по отбору и подготовке
5) ведет судебную статистику, организует делопроизводство и работу архивов судов; взаимодействует с органами юстиции при составлении сводного статистического отчета;
6)
организует разработку и
7) принимает во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей;
8)
организует материальное и
9)
взаимодействует с адвокатурой,
10) осуществляет иные меры по обеспечению деятельности судов, органов судейского сообщества, а также органов и учреждений Судебного департамента25.
Полномочия управления (отдела) Судебного департамента26:
Информация о работе Полномочия, структура и организация деятельности Судебного департамента