Политическое и идеологическое многообразие как одна из основ конституционного строя Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2011 в 04:10, курсовая работа

Описание работы

Основной целью настоящей работы является, изучив нормативный и научный материал, рассмотреть одну из основ конституционного строя Российской Федерации – политическое и идеологическое многообразие.

Для достижения указанной цели следует решить ряд задач:

проанализировать конституционное закрепление идеологического и политического многообразия в Российской Федерации;
выявить понятие, черты и виды политических партий, их роль в политическом процессе;
рассмотреть вопрос о функционировании гражданского общества;
выяснить аспекты правового регулирования организации и деятельности политической партии;
выявить проблемы становления многопартийности в современной России.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ПО КПРФ.doc

— 134.50 Кб (Скачать)
">     Гражданское общество есть та социальная среда, где  реализуется большинство прав и  свобод граждан и их объединений. 
 
 
 
 

3 Правовое регулирование организации и деятельности политической партии 

      Деятельность  политических партий основывается на Конституции Российской Федерации  и регулируется федеральными конституционными законами, Федеральным законом "О политических партиях" и иными законами актами.

      Государство на законодательной основе гарантирует  политическим партиям свободу деятельности и функционирования. Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность политических партий, равно как и вмешательство политических партий в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается. Вопросы, затрагивающие интересы политических партий, решаются органами государственной власти и органами местного самоуправления с участием соответствующих политических партий или по согласованию с ними.

        Законодательство Российской Федерации  предусматривает следующие аспекты  организации и деятельности политических  партий12:

      - создание политической партии;

      -  государственная регистрация политической партии;

      -  внутреннее   устройство   политической  партии;

      - права  и обязанности политической партии;

      -  государственная поддержка политических партий;

      -  государственное финансирование политических партий;

      -  участие политических  партий в выборах и референдумах;

      -  приостановление деятельности и ликвидация политических партий.

        Основы конституционного строя закрепляют в Российской Федерации идеологическое и политическое многообразие, в том числе многопартийность. Каждой партии предоставляется возможность беспрепятственно действовать, разрабатывать собственную идеологию, завоевывать симпатии и поддержку у населения, рекрутировать членов в свои ряды. В то же время государство обязуется соблюдать по отношению к партиям, их деятельности нейтралитет: оно не может провозглашать какую-либо одну партию в качестве ведущей, основной силы политической системы общества, создавать какие-либо льготы и преимущества для деятельности одних партий перед другими.

     Действенной гарантией принципа идеологического многообразия служит закрепленный в ч. 3 ст.13 Конституции принцип политического многообразия, многопартийности13.

     Партии, выражая политическую волю своих  членов, своими основными задачами видят участие в формировании органов государственной власти и управления, а также в осуществлении власти через своих представителей, избранных в законодательные и иные представительные органы власти. Партии принимают программные документы, публикуемые для всеобщего сведения, ежегодно оглашают свои бюджеты, не могут получать финансовую и иную материальную помощь от иностранных граждан, государств и организаций.

     Политическая  партия, в соответствии с законодательством РФ должна отвечать следующим требованиям:

     - политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии;

     - руководящие и иные органы  политической партии, ее региональные  отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации.

     Партии  имеют право выдвигать кандидатов в депутаты и на иные выборные должности, в том числе единым списком, вести  предвыборную агитацию, формировать  фракции из своих сторонников в представительных органах.

     Конституция закрепляет равенство всех партий перед  законом, так же соперничество партий должно проходить в в рамках конституционных отношений. Оно выливается в форму избирательной борьбы, где силы противников оцениваются по количеству полученных голосов14.

     Закрепляемые  законодательством обязанности  политических партий, как бы они  ни формулировались, носят отнюдь не декларативный характер - невыполнение их влечет за собой применение различного рода санкций, которые предусматриваются как специальными законами о политических партиях, так и иными законодательными актами (например, уголовным законодательством, законами о финансировании политических партий). Устанавливается юридическая ответственность политических партий за правонарушения, определяются конкретные составы правонарушений и соответствующие санкции.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     4 Проблемы становления  многопартийности  в современной  России 

    Многопартийность  — существенная характеристика демократического правового строя. У каждой страны свой путь к демократии, парламентаризму и многопартийности; Особенность нашего пути была обусловлена долгим господством тоталитарной однопартийной системы, а также форсированными темпами демократических преобразований15.

    После преодоления монополии КПСС в  обществе бурно пошли процессы становления  политического плюрализма, формирования политических партий и движений. Первоначально эти процессы в значительной мере были инициированы самим обществом и намного опережали правовое регулирование в данной сфере. Позднее укрепившаяся после октября 1993 г. демократическая власть, заинтересованная в многопартийности парламентского типа, предприняла ряд важных шагов по стимулированию ее развития. Главный из них — введение смешанной пропорционально-мажоритарной избирательной системы со значительной долей пропорционального представительства (когда половина депутатов Государственной Думы избирается по партийным спискам).

      Можно сказать, что партийность:

  1. принадлежность человека к политической партии;
  2. идейная направленность мировоззрения, выражающая направленность определённых классов и социальных групп и проявляющаяся как в социальных, политических тенденциях, так и в личных позициях.

      В широком смысле партийность –  принципы поведения людей, деятельности организаций, политической и идеологической борьбы. Партийность – результат и политическое выражение развитых классовых противоположностей; неразрывно связана с деятельностью политических партий.

    Как известно, политическими партиями считаются организации, борющиеся за власть. В условиях демократии эта борьба протекает в цивилизованных формах избирательного процесса. Тесная связь с институтом выборов, постоянное участие в избирательных кампаниях и являются основными конституирующими признаками политической партии. Политические партии — это общественные объединения, главной уставной целью которых является борьба за власть путем участия в выборах. Поэтому невозможно определить политический характер каких-либо общественных объединений до того, как они реализуют свой политический потенциал на выборах (нельзя же всерьез полагаться на те декларации политических целей, которые они записывают в своих уставах).

      В современной России существует проблема становления многопартийности.

      Впрочем, ценность многопартийности разделяется сегодня очень немногими. По данным Института комплексных социальных исследований Российской академии наук, доля респондентов, считающих важным право выбирать между несколькими партиями, сократилась за последние пять лет с 15,5 до 3,1 процента, а признающих значимость наличия оппозиции, способной контролировать Президента и Правительство, - с 20,6 до 14,7 процента. Уровень доверия к партиям как общественному институту составляет всего 5,7 процента16.

      Думается, это можно объяснить тем, что лидеры партий вместо того, чтобы предложить убедительные программы развития страны и повышения благосостояния народа, занимаются преимущественно взаимной критикой и не чураются популистских лозунгов.  

      Заключение 

      История ясно показала, что тоталитарное государство (фашистское или социалистическое) не может допустить идеологического плюрализма. Оно неминуемо закрепляет в конституции идеологию правящей верхушки, принуждая население к следованию ей. В СССР, например, эта идеология, пронизывала дошкольное воспитание, среднюю и высшую школу, навязывалась прессе и науке. В разного рода кружках и «университетах» марксизма-ленинизма происходила массовая обработка людей, исключавшая возможность выбора системы взглядов по собственному желанию. Более того, за «чуждые взгляды» привлекали к уголовной ответственности, судили, ссылали и уничтожали.

      В настоящее время в России появилось  много различных политических  партий. Они постоянно развиваются, ведут между собой политическую борьбу,  идет их развитие, объединение и выработка совместных позиций.

     Идеологическое  многообразие понимается как право  отдельной личности, социальных групп, политических партий и общественных объединений беспрепятственно разрабатывать  теории, взгляды, идеи относительно экономического, политического, правового и иного устройства Российской Федерации, зарубежных государств и мировой цивилизации в целом; пропагандировать свои взгляды, идеи; вести активную деятельность по внедрению идеологии в практическую сферу.

     Политическое многообразие  - это свобода политических мнений и политических действий, что предполагает создание равных  возможностей участия в политическом процессе всем политическим партиям и другим общественным объединениям,  действующим в рамках Конституции, существования многопартийности, а также право граждан состоять в любой партии или не состоять ни в какой.

     Конституция Российской Федерации устанавливает меру и принципы политической и идеологической свободы в Российской Федерации.

     Идеологическое  многообразие понимается как право отдельной личности, социальных групп, политических партий и общественных объединений:

     1) беспрепятственно разрабатывать  теории, взгляды, идеи относительно  экономического, политического, правового  и иного устройства Российской  Федерации, зарубежных государств и мировой цивилизации в целом;

     2) пропагандировать свои взгляды,  идеи с помощью средств массовой  информации: прессы, радио, телевидения,  а также путем издания монографических  и научно - популярных работ, трудов, статей и т.п.;

     3) вести активную деятельность по внедрению идеологии в практическую сферу: разрабатывать программные документы партий, готовить законопроекты, иные документы, предусматривающие меры по совершенствованию социального и политического строя Российской Федерации;

     4) публично защищать свои идеологические воззрения, вести активную полемику с иными идеологиями;

     5) требовать по суду или через  иные органы государства устранения  препятствий, связанных с реализацией  права на идеологическое многообразие.

     Если  обобщить эти признаки, то можно сказать, что с юридической точки зрения политическая партия — это добровольная устойчивая самоуправляющаяся организация определенной группировки общества, созданная на основе общности убеждений и целей ее членов, действующая на основе принципов демократии и гласности, имеющая своей главной задачей не извлечение прибыли или удовлетворение профессиональных, культурных и иных запросов своих членов, а участие в формировании и выражении политической воли народа и в борьбе за государственную власть мирными, конституционными средствами.

     Политическая  партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

     Политическая  партия, в соответствии с законодательством РФ должна отвечать следующим требованиям:

Информация о работе Политическое и идеологическое многообразие как одна из основ конституционного строя Российской Федерации