Политическое и идеологическое многообразие как одна из основ конституционного строя Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2011 в 04:10, курсовая работа

Описание работы

Основной целью настоящей работы является, изучив нормативный и научный материал, рассмотреть одну из основ конституционного строя Российской Федерации – политическое и идеологическое многообразие.

Для достижения указанной цели следует решить ряд задач:

проанализировать конституционное закрепление идеологического и политического многообразия в Российской Федерации;
выявить понятие, черты и виды политических партий, их роль в политическом процессе;
рассмотреть вопрос о функционировании гражданского общества;
выяснить аспекты правового регулирования организации и деятельности политической партии;
выявить проблемы становления многопартийности в современной России.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ПО КПРФ.doc

— 134.50 Кб (Скачать)

Введение     

        Конституционный строй - это упорядоченная система господствующих общественных отношений, в которых реализуются сущность общества и государства, их организация и взаимодействие.

     Основные вытекающие общественные отношения составляют основы конституционного строя, т.е. устои общества и государства. Они распределяются и регулируются нормами главы 1 Конституции РФ, и эти нормы представляют собой правовые основы конституционного строя РФ.

     Каждое  государство характеризуется определенными  чертами,  в которых выражается его специфика. Оно может быть демократическим или тоталитарным,  республикой или монархией и т.д.  Совокупность этих черт позволяет говорить об определенной форме, определенном способе организации государства или о государственном строе. Этот строй,  закрепленный  Конституцией  государства,  становится его конституционным строем. Таким образом, конституционный строй - это форма (или способ) организации государства, закрепленная в его Конституции.

     В демократическом  конституционном государстве общество функционирует одновременно и как управляемая государством, и как саморегулирующаяся система, а конституционное государство - как управляющая система, которая в то же время находится в зависимости от саморегулирующегося гражданского общества и его потребностей.

     В основу концепции конституционного строя РФ в действующей Конституции  России положены великие гуманистические  идеи, исходящие из незыблемости и  неотчуждаемости прав и  свобод  человека  и гражданина. В ней  гражданин не ставится под иго государства. Государство рассматривается Конституцией как официальный представитель общества,  правомочный решать только те вопросы,  которые за ним закреплены Конституцией.

     Поскольку конституционный строй РФ включает целую систему общественных отношений, складывающихся в обществе, в его закреплении участвуют не отдельные правовые нормы и даже не отдельные отрасли права и законодательства, а все отрасли Российского права и законодательства.

     Ведущее место среди правовых норм, регулирующих конституционный строй России, принадлежит нормам Конституции РФ. Это обусловлено тем, что Конституция наделена высшей юридической силой и является базой текущего законодательства.

      В Конституции Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

      Исходя  из этого конституционного принципа государством гарантируется равенство  политических партий перед законом  независимо от изложенных в их учредительных  и программных документах идеологии, целей и задач.

      Идеология - это система политических, правовых, религиозных, философских взглядов на социальную действительность, общество и отношения людей между собой.

     Идеологическое  многообразие понимается как право  отдельной личности, социальных групп, политических партий и общественных объединений беспрепятственно разрабатывать теории, взгляды, идеи относительно экономического, политического, правового и иного устройства Российской Федерации, зарубежных государств и мировой цивилизации в целом; пропагандировать свои взгляды, идеи; вести активную деятельность по внедрению идеологии в практическую сферу.

      Политическая  партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

      Государством  обеспечивается соблюдение прав и законных интересов политических партий.

      Основной  целью настоящей работы является, изучив нормативный и научный  материал, рассмотреть одну из основ  конституционного строя Российской Федерации – политическое и идеологическое многообразие.

      Для достижения указанной цели следует  решить ряд задач:

  1. проанализировать конституционное закрепление идеологического и политического многообразия в Российской Федерации;
  2. выявить понятие, черты и виды политических партий, их роль в политическом процессе;
  3. рассмотреть вопрос о  функционировании гражданского общества;
  4. выяснить аспекты правового регулирования организации и деятельности политической партии;
  5. выявить проблемы становления многопартийности в современной России.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1  Конституционное  закрепление идеологического  и политического  многообразия в  Российской Федерации 

      Гражданское общество предполагает широкий идеологический и политический плюрализм, вытекающий из свободы человека выражать свои взгляды и участвовать в политической деятельности. Люди от природы неодинаковы, различны и их интересы, условия жизни. Никто не в состоянии свести многообразие человеческих мнений к какой-то одной цели, выработать универсальное средство всеобщего осчастливливания. Гражданское общество и правовое государство не придумывают это многообразие, они принимают его как естественное состояние, не пытаясь насильственно изменить.

     В большинстве конституций мира признается идеологический и политический плюрализм  через закрепление соответствующих  прав и свобод человека и гражданина. Но Конституция России возводит принцип  идеологического многообразия в ранг основ конституционного строя. Помимо прочего, это сделано и из-за опасности возврата к тоталитарному прошлому, тем более что силы, заинтересованные в подобной реставрации, в стране легально существуют. Общество поэтому наделяет государство правом и обязанностью гарантировать незыблемость политической свободы и соответствующих прав человека.

     В Конституции1 РФ содержится глава, посвященная основам конституционного строя,  к которым относятся, прежде всего, основы, присущие каждому конституционному государству. В их число входит демократизм,  выражающийся в народном суверенитете; разделении властей;  идеологическом и политическом многообразии; в признании и гарантировании местного самоуправления, а также правовое государство, воплощением которого и является  конституционное  государство. Основу конституционного государства составляет и признание государством человека, его прав и свобод  высшей  ценностью. Такой основой является и социальное рыночное хозяйство, а также светская государственность, дополняющая принцип идеологического и политического многообразия многообразием духовным.

      Разумеется, государству намного проще осуществлять свои функции в условиях принудительного  идейно-политического монизма. Оно  не сталкивается тогда с организованной оппозицией, не нуждается в проведении сложных и дорогостоящих избирательных кампаний, не испытывает неудобств с неуправляемой прессой и т.д. В таком положении как раз и находилась советская тоталитарная система, несколько десятилетий убеждавшая народ в его «морально-политическом единстве». На деле же это только маскировало репрессии и, в конце концов, привело систему к краху вследствие неудержимого стремления людей к свободе2.

      Под идеологией обычно понимают систему  философских, политических, религиозных взглядов на закономерности общественного развития и пути совершенствования общественного устройства. Идеологическое многообразие (плюрализм) компенсирует несовершенство человеческого ума, его неспособность отразить в одной теории все многообразие мира3.

     Идеологическое  многообразие понимается как право  отдельной личности, социальных групп, политических партий и общественных объединений:

     1) беспрепятственно разрабатывать  теории, взгляды, идеи относительно  экономического, политического, правового  и иного устройства Российской Федерации, зарубежных государств и мировой цивилизации в целом;

     2) пропагандировать свои взгляды,  идеи с помощью средств массовой  информации: прессы, радио, телевидения,  а также путем издания монографических  и научно - популярных работ, трудов, статей и т.п.;

     3) вести активную деятельность  по внедрению идеологии в практическую  сферу: разрабатывать программные  документы партий, готовить законопроекты,  иные документы, предусматривающие  меры по совершенствованию социального  и политического строя Российской Федерации;

     4) публично защищать свои идеологические  воззрения, вести активную полемику  с иными идеологиями;

     5) требовать по суду или через  иные органы государства устранения  препятствий, связанных с реализацией  права на идеологическое многообразие.

     Конституционный принцип, согласно которому никакая  идеология не может устанавливаться  в качестве государственной или  обязательной, закрепляет равноправие  идеологий в обществе. Ни одна из них не имеет приоритета, который  закреплялся бы официально государством законодательным или иным способом4.

      Гражданское общество не только фиксирует идеологический плюрализм как проявление свободы духа и мысли, но оно в нем глубоко заинтересовано. Плюрализм взглядов, мнений, учений и идеологических доктрин рождает здоровую конкуренцию умов, составляет совокупный общественный интеллект. Только так могут происходить самопознание общества, своевременное осознание им грозящих опасностей и поиски путей к совершенствованию.

      Признание идеологического многообразия означает право каждого человека, политической партии и общественной организации свободно разрабатывать, исповедовать и пропагандировать идеи, теории, концепции об экономическом, социальном, политическом устройстве человеческого общества, предлагать практические рекомендации властям и обществу, публично защищать свои взгляды и воззрения и т.д. Препятствовать всему этому, отдавая предпочтение одним перед другими, правовое государство не имеет права.

      Особую  опасность представляет установление одной идеологии в качестве государственной или обязательной, что как раз запрещается в ч. 2 ст. 13 Конституции. В этом одна из главных гарантий против сползания государства к тоталитаризму.

      Таким образом запрещение устанавливать какую-либо одну идеологию в качестве государственной или обязательной всецело относится к государственным органам, правящим политическим партиям и высшим должностным лицам. Это означает, что ни конституция, ни законодательный или иной правовой акт не должны прямо или косвенно утверждать и закреплять какую-либо идеологию. Никакая идеология не рассматривается как господствующая и не должна в таком качестве монопольно внедряться в сознание людей в государственных школах и высших учебных заведениях, в государственных средствах массовой информации. Она не может быть критерием отбора граждан для службы в государственном аппарате и в армии.

      Продолжением  идеологического многообразия является политическое многообразие, многопартийность, которые также закрепляются в Конституции РФ (ч. 3 ст. 13). В демократическом государстве признается, что политические партии выражают интересы основных социальных групп населения.

     Политическое  многообразие  (плюрализм)  - это  свобода политических мнений и политических действий, что предполагает создание равных  возможностей участия в политическом процессе всем политическим партиям и другим общественным объединениям,  действующим в рамках Конституции, существования многопартийности, а также право граждан состоять в любой партии или не состоять ни в какой5.

     Необходимым предварительным условием признания принципа политического плюрализма в нашем обществе явилась ликвидация  монополии КПСС на политическую власть.

     Важным  условием реализации принципа политического  плюрализма является определение правового  статуса политических партий, других общественных объединений и массовых движений, участвующих  в политическом  процессе и составляющих институционную основу политического плюрализма.

      Партии  разрабатывают и представляют избирателям  альтернативные варианты наиболее оптимальных, по их мнению, решений проблем общественного развития. Всеобщие выборы, выражающие волю народа, имеют смысл только в том случае, если на суд избирателей выносятся различные программы, разрабатываемые политическими партиями. Многопартийность, следовательно, выступает как форма политической демократии и важнейшая предпосылка формирования органов государственной власти.

Информация о работе Политическое и идеологическое многообразие как одна из основ конституционного строя Российской Федерации