Политический режим как содержательно - динамическая сторона государственной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 15:39, курсовая работа

Описание работы

целью данной курсовой работы является исследование категории политический (государственный) режим, как содержательно – динамическую сторону и выражение государственной власти.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

•дать определение политического (государственного) режима;
•выявить факторы возникновения и признаки политического (государственного) режима;
•дать характеристику основных типов политического режима;
•выявить динамику режима как элемента формы государства.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 131.00 Кб (Скачать)

     Во – вторых, изменения структуры и состава политической системы. Государственная власть, существующая в том или ином государстве, является результатом сложного процесса взаимодействия в политической системе этой страны. Наличие однопартийной или многопартийной политической системы, уровень влияния политических элит на власть, характер отношений между субъектами политической системы (конструктивное сотрудничество или жесткая оппозиционность) - это некоторые из элементов данной системы, оказывающие влияние на преобразование тех или иных признаков государственного режима. Преобразования в политической системе создают реальную возможность: во-первых, для корректировки политических целей и способов их достижения правящей политической группой (партией); во-вторых, для ослабления или усиления контроля над субъектом, обладающим государственной властью (легитимированным, установившимся в данной системе способом) со стороны иных участников политического процесса; в-третьих, для усиления или ослабления непосредственного влияния иных политических сил, включенных в управленческий процесс (парламентская оппозиция и т.д.).

       В – третьих, преобразования, происходящие из-за возникновения или изменения иных причин политического характера. Данные преобразования напрямую не связаны ни с заменой носителя государственной власти, ни с состоянием политической системы данного государства. К этим причинам можно отнести такие, как: влияние международной политической системы (особенно в рамках ЕС), действие иных субъектов международной системы по изменению государственного режима (интервенция, установление зон контроля, политическое давление, поддержка оппозиции внутри страны). Эти причины могут оказать различное по своей природе воздействие. Например, ограничить деятельность данного государства на международной арене (политическая изоляция, эмбарго, экономические и другие санкции); и, наконец, непосредственное силовое воздействие или одного государства, или в рамках процедур международных организаций (в том числе оккупация территории данного государства полностью или в части, свержение политического руководства). Такого рода воздействие может увенчаться успехом и инициировать процесс преобразования как по пути демократизации (Германия 1945 г.), так и в направлении авторитаризации (Австрия 1938 г.) государственного режима, либо не возыметь должного результата и привести или к сохранению прежнего режима, или к еще большему усилению некоторых его черт (Ирак 1990 - 2000 гг.)22. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§3.2 Политический режим  современной России.

     Современная российская политическая система определяется Конституцией 1993 г. В статье 1 Конституции РФ сказано, что Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.23 Однако в реальной действительности политическая система России во многом не отвечает общепринятым критериям демократии, важнейшие из которых – представительность власти, ее ответственность перед обществом, наличие действенного общественного контроля за властью.24

     Исходя из признаков того или иного режима, можно констатировать, что современная политическая действительность в России больше ассоциируется с авторитарно-бюрократическим режимом, хотя и характеризующимся определенными внешними, формальными атрибутами демократии.

     Конечно, было бы неправильно отрицать и некоторые достижения проводимых реформ, прежде всего связанные с рядом таких демократических завоеваний, как выборы Президента, депутатов Государственной Думы и региональных законодательных органов, проведение референдумов, свобода слова, расширение отдельных политических прав для граждан, утверждение идей парламентаризма и политического плюрализма, наличие многопартийности, политической оппозиции, специфического разделения властей, института импичмента и т.п.

     Однако необходимо помнить о том, что все названные демократические институты и нормы имеют во многом формальный характер и сам факт их существования еще не свидетельствует о настоящей демократии. Важно, чтобы они работали на общество, на интересы большинства граждан, а не служили ширмой демократии, ее красивой упаковкой. С помощью выборов, как известно, пришел к власти А. Гитлер, но это не означает, что в Германии 30-х гг. победила демократия. Выборы Президента РФ — также весьма показательная политическая акция, когда были выборы, но выбора не было. Всем известны случаи давления средств массовой информации, руководителей предприятий, учреждений и организаций на избирателей и т.п.

     Весьма специфична многопартийность. Многие партии и движения находятся в большей мере в виртуальном, а не реальном мире. Подчас общественное объединение представляет лишь самих лидеров да небольшую группу лиц.

     В сегодняшней России есть парламент — Федеральное Собрание. Вместе с тем полномочия его палат (Государственной Думы РФ и Совета Федерации) весьма ограниченны и не позволяют полноценно влиять на политическую ситуацию. В частности, у нынешнего парламента по Конституции контрольные функции явно занижены.

     Точно так же можно квалифицировать и ситуацию по поводу установленного в Конституции РФ института импичмента. Осуществить его реально практически невозможно — слишком много на его пути законодательных и бюрократических препятствий.

    Что касается гласности, то апогеем ее были конец 80-х — начало 90-х гг. XX в. Сейчас же средства массовой информации оказались под контролем олигархов, иными словами — «денежных мешков».25

      Таким образом, современная Россия представляет собой переходный политический режим, который определяется тем, что государственной властью «сверху» осуществляется переход к рыночной экономике, формируется многопартийность, возникают слои предпринимателей, лиц, экономически не зависящих от государственной заработной платы, но демократические принципы и институты, которые закреплены в действующем законодательстве, на практике, в жизни далеко не всегда находят свое реальное воплощение.26 
 
 
 
 
 

             
 
 
 
 
 
 
 

                                  Заключение. 

     В данной работе была предпринята попытка раскрытия понятия политический (государственный) режим как содержательно–динамическую сторону и выражение государственной власти.

    В работе были раскрыты факторы возникновения режимов, черты по которым можно классифицировать политические режимы, а также дана характеристика основных типов политических режимов и факторы, приводящие режим к динамике.

    На основании изученного материала подведем итоги.

    Во – первых, политический режим означает совокупность приемов, методов, способов и средств осуществления государственной власти в обществе, характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип  политической системы, существующей в стране.

     Во – вторых, понятие политического (государственного) режима является ключевым для формирования представлений об основных системах власти. Именно исходя из политического режима судят о подлинной картине принципов организации политического устройства общества. Политический режим создает определенный политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития.

     В – третьих, политический режим фиксирует политическую сторону государственного управления — реальную принадлежность власти определенным субъектам политических действий, способы владения и удержания ее и, соответственно, механизмы воздействия на людей.

     В – четвертых, политический  режим находится в динамике. Динамика  политического режима связана  с изменениями целей носителя  государственной власти, изменениями, происходящими в политической системе, а также иными политическими причинами.

     И наконец, политический режим обеспечивает стабильность и определенную упорядоченность политической власти; управляемость субъектов политики, направленность политических отношений; достижение целей государственной власти и реализацию интересов властвующей элиты. 
 

 

 

                    Библиографический  список. 

Законодательство:

Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 30 декабря 2008 года // Российская газета. 21 января 2009 года. 

Учебная литература:

•  Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М.,1993;

    • Венгеров  А.Б.   Теория  государства  и  права:   Учебник  для

       юридических вузов. 3-е изд. - М.: Юриспруденция, 2000.

Дегтярев А. Основы политической теории : Учеб. пособие. -  

   М.: Высш.шк., 1998;

•  Головистикова  А.Н.,Дмитриев      Ю.А.Проблемы          

   теории государства и права.М.:Эксмо,2005.

• Курс    лекций    по    теории    государства    и    права.    Ч.    1    / 
   Колесников Е.В., Кулапов В.Л., Малько А.В., Матузов Н.И., 
  и   др.;   Под   общ.   ред.:   Малько   А.В.,   Разгельдеев   Н.Т.   - 
  Саратов, 1993.

• Матузов  Н.И., Малько А.В. Теория государства  и права.   

   М.: Юристъ, 2007.

• Морозова Л.А. Теория государства и права.М.:Эксмо,2009.

• Мухаев Р.Т.Теория государства и права:Учебник.М.:Юнити- 

  Дана,2005.

• Политология. Учбник / Под. ред.: Василика М.А.- М.: Юристъ,  

  2000.

• Правоведение. Учебник / Под. ред.: Мальцева Г.В.- М.: РАГС,  

  2008.

Проблемы теории государства и права: Учебник /   

  Под  ред. М.Н. Марченко. – М.: Юристь, 2001.

• Тавадов  Г.Т. Политология. М.: Фаир – Пресс, 2000.

• Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М.   

  1999.

• Чиркин В.Е. Государствоведение. М. 1999.

• Хейвуд. Э. Политология.Москва. 2005. 

Периодическая литература:

• Балзер Х. Управляемы плюрализм: формирующийся режим   

   В.Путина // Общественные науки и  современность.-2004.- 

   №2.

• Геъман В. А. Из огня да в полымя? //Полис.-2007.-№2.

• Зудин  А.Ю. Режим В. Путина: контуры новой  политической  

  системы// Общественные науки и современность.-2003.-№2.

• Иванов В. Формы правления и политического  режима: в  

  поисках  нового содержания// Свободная мысль.-2009.-№6.

• Исаев  Б.А. Понятие и типология политических режимов// 

  Социально  – гуманитарные знания.-2009.-№3.

• Красин Ю.А. Российская демократия: коридор

  возможностей // Полис.- 2004. -№6.

• Кудрявцев, Ю. А. Политические режимы :Критерии   

  классификации и основные виды //Правоведение. -2002.-№1.

• Лублин Д. Виды политических режимов//Власть.-2008.-№5.

• Святенков  П. Точка уязвимости // Москва.-2009.-№11.

• Сташ З.К. Особенности классификации политических    

  режимов  // Закон и порядок.-2008.- №11.

• Тирских  М. Г. О понятии политического режима   

  //Сибирский Юридический Вестник. - 2004. - № 3.

Информация о работе Политический режим как содержательно - динамическая сторона государственной власти