Политический режим как содержательно - динамическая сторона государственной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 15:39, курсовая работа

Описание работы

целью данной курсовой работы является исследование категории политический (государственный) режим, как содержательно – динамическую сторону и выражение государственной власти.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

•дать определение политического (государственного) режима;
•выявить факторы возникновения и признаки политического (государственного) режима;
•дать характеристику основных типов политического режима;
•выявить динамику режима как элемента формы государства.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 131.00 Кб (Скачать)

Введение. 

     Темой данной курсовой работы является проблема понимания такой важной категории юридической науки как политический (государственный) режим.

     Политический (государственный) режим стал признаваться в качестве компонента формы государства лишь начиная с 60-х гг 19 века. До  этого к форме государства относили только форму правления и государственного устройства, поскольку именно они представляют собой формальную характеристику государственности. Что касается режима, то он указывает на содержательные аспекты государственности. Иногда форму правления и государственное устройство называют внешней формой государства, а политический режим - внутренней. Считается также, что политический режим является ведущим элементом формы государства, так как он оказывает решающее влияние на два других элемента.

     Актуальность выбранной темы исследования во многом определяется тем, что политический режим – характеристика не только государства, но и всей политической системы. В настоящее время проблема политических режимов является предметом серьёзных научных дискуссий правоведов и политологов. Характеристика данного элемента формы государства позволяет оценить уровень развития основополагающих политических институтов в стране, методов и средств осуществления государственной власти, наконец, соответствие механизмов политического управления современным международным стандартам демократического правления.

     Итак, целью данной курсовой работы является исследование категории политический (государственный) режим, как содержательно – динамическую сторону и выражение государственной власти.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • дать определение политического (государственного) режима;
  • выявить факторы возникновения и признаки политического (государственного) режима;
  • дать характеристику основных типов политического режима;
  • выявить динамику режима как элемента формы государства.

   Научную и правовую основу составили труды таких правоведов и политологов как: Матузов Н.И, Малько А.В, Марченко М.Н, Василика М.А, Тирских М.Г, Морозова Л.А. и др.  
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1.Политический (государственный) режим, понятия и  признаки.

§1.1 Понятие политического (государственного) режима.                 

     Помимо принадлежности к тому или иному типу, а также наличия определенных форм правления и государственного устройства, государства отличаются друг от друга своими режимами.1

     Политический (государственный) режим — это система методов, способов и средств осуществления  государственной власти. Всякие изменения, происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства.2

     В литературе зачастую происходит отождествление понятий «политический режим» и «государственный режим». А отдельные исследователи говорят о «замене» терминов «государственный» на «политический» режим.

     Так, применительно к Конституционному праву понятие «политический режим» постепенно заменяется на «государственный режим». Чиркин В.Е. так это объясняет: в последние десятилетия постепенно стал превалировать взгляд, согласно которому политический режим выходит за пределы формы государства, относится не только к такой форме, но и к политической системе общества в целом. Он не может быть сведен к методам деятельности государственных органов, а включает, например, роль политических партий, массовых общественных объединений, политическую, в том числе неорганизованную, деятельность различных социальных групп. Поэтому в конституционном праве все чаще говорится не о политическом режиме (это скорее категория политологии), а о режиме государственном. Однако эти понятия нельзя «разводить» и тем более противопоставлять.          

При демократическом политическом режиме и государственный режим будет демократическим, и наоборот.3

     При этом государственный режим определяется как «обобщенная характеристика форм и методов осуществления государственной власти в той или иной стране».4 Таким образом, получается, что существует две формы с одним содержанием, когда и под политическим и государственным режимом понимается «совокупность способов и методов осуществления власти».

     Согласно взглядам многих правоведов в теории государства и права государственный и политический режим - это тождественные понятия. Такой вывод можно сделать основываясь на следующих обстоятельствах:

     1) Как политический, так и государственный режим - это характеристики именно формы государства;

     2) Обе эти категории характеризую набор способ и методов осуществления государственной власти.

     Идентифицируя государственный режим с системой методов и способов осуществления государственной власти, исследователи неизменно рассматривают его как наиболее динамичную составную часть формы государства, чутко реагирующую на все наиболее важные процессы и изменения, происходящие в окружающей экономической и социально-политической среде, в частности в соотношении социально-классовых сил. Государственный режим в значительной мере индивидуализирует форму государства, определяет ее роль в государственно-правовом механизме и социально-политическую значимость, а также указывает на ее известную организационную законченность.

     Без учета данного обстоятельства, равно как и без учета характера самого государственного режима, весьма трудно было бы понять не только сущность и содержание, но и социально - политическую роль и назначение государства, существующего в той или иной стране.5

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§1.2 Факторы возникновения  государственного режима.

     Государственный режим не возникает спонтанно. Он складывается и развивается под действием целого ряда объективных и субъективных факторов. Среди них самые разнообразные экономические, политические, социальные и иные факторы:

  1. характер экономики (централизованная, плановая, децентрализованная, рыночная и др.);
  2. уровень развития общества, его общей, политической и правовой культуры;
  3. тип и форма государства;
  4. соотношение в обществе социально-классовых сил;
  5. исторические, национальные, культурные и иные традиции;

    Эти и другие им подобные факторы относятся к разряду объективных факторов.

     Однако помимо них и наряду с ними весьма важную роль в становлении и поддержании определенного государственного режима играют и субъективные факторы. Среди них одним из важнейших является фактор, обычно называемый духом и волей нации или народа.

   Данной категорией с давних пор достаточно широко и активно оперируют в своих исследованиях и философы, и историки, и социологи, и юристы. Последние используют эти категории как в процессе изучения государства и права в целом, так и при анализе их отдельных атрибутов, включая государственный режим.

   Оперируя данными категориями, исследователи пытаются определить, как влияют дух и воля народа или нации на состояние государственного строя, государственного режима и состояния общества; направлены ли они благодаря своей активной, целенаправленной поддержке на их укрепление или же, наоборот, своим пассивным, безразличным отношением они непроизвольно способствуют их ослаблению; наконец, способны ли они в случае необходимости защитить себя не только от опасности разрушения государства и общества, исходящей извне, но и от аналогичной опасности, исходящей от властей предержащих, изнутри общества и государства.

     В качестве исходного тезиса при этом неизменно берется положение о том, что каковы общество, нация и народ, каковы их дух и воля, таковым в конечном счете будет и создаваемое ими государство, а вместе с ним и соответствующий государственный режим.6

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§1.3 Признаки политического  режима.

     О характере режима, существующего в той или иной стране, могут свидетельствовать самые разнообразные признаки:

   • степень участия народа в  механизмах формирования политической  власти, а также сами способы  такого формирования;

   • степень реальности и гарантированности прав и свобод граждан;

   • характеристика реальных механизмов  осуществления власти в обществе; степень реализации политической власти непосредственно народом;

   • положение средств массовой  информации, степень гласности в  обществе и прозрачности государственного аппарата;

   • место и роль негосударственных  структур в политической системе  общества; соотношение между законодательной  и исполнительной ветвями власти;

   • тип политического поведения;  характер политического лидерства;  доминирование определенных методов ( убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении политической власти;

   • политическое и юридическое  положения и роль в обществе  «силовых» структур государства  (армия, полиция, органы государственной  безопасности и т.д.);

   • меру политического плюрализма, в том числе многопартийности;

   • роль права в жизни общества  и в решении государственных  дел;

   • основные способы разрешения  возникающий в обществе социальных  и политических конфликтов;7

     Учитывая данные признаки можно перейти к типологизации режимов, причем критериями при этом должны служить не столько сами признаки по отдельности, сколько их сочетание, взаимодействие в реальной жизни.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§1.4 Классификация политических режимов.

       В зависимости от того, какой из методов осуществления государственной власти в той или иной стране выступает на первый план, как они сочетаются и переплетаются друг с другом, а также в зависимости от некоторых других факторов все когда-либо существовавшие и ныне существующие государственные режимы подразделяются на определенные виды и подвиды.8

     Юридической науке известны несколько вариантов классификации государственных режимов. Так, при соотнесении политических режимов с типами государства выделяют следующие: деспотический; теократически-монархический; аристократический; олигархический; режим рабовладельческой демократии — при рабовладельческом строе; абсолютистский; феодально-демократический; клерикально-феодальный; милитаристско-полицейский; режим «просвещенного абсолютизма» — при феодальном строе; буржуазно-демократический; бонапартистский; военно-полицейский и фашистский режимы — при капитализме; корпоративный, или расистско-националистический, и т.п.

    Некоторые исследователи выделяют и следующую классификацию политических режимов: тоталитарный, жестко-авторитарный, авторитарно-демократический, демократически-авторитарный, развернуто-демократический и анархо-демократический.

    В зависимости от исторических условий различают деспотический, тиранический, фашистский, тоталитарный, авторитарный, либерально-демократический и демократический режимы.9

     Существует деление политических режимов на однопартийные, двухпартийные, многопартийные, режимы «меркантилистские», «священно-коллективистские» и другие в развивающихся странах, а также военные и гражданские.10

     По мнению М.Н. Марченко, «каждый из этих видов в зависимости от того или иного этапа развития общества... множества других обстоятельств подразделяется на самые различные подвиды и разновидности».11

Информация о работе Политический режим как содержательно - динамическая сторона государственной власти