Политический режим как содержательно - динамическая сторона государственной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 15:39, курсовая работа

Описание работы

целью данной курсовой работы является исследование категории политический (государственный) режим, как содержательно – динамическую сторону и выражение государственной власти.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

•дать определение политического (государственного) режима;
•выявить факторы возникновения и признаки политического (государственного) режима;
•дать характеристику основных типов политического режима;
•выявить динамику режима как элемента формы государства.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 131.00 Кб (Скачать)

     Таким образом, в современной науке существует множество классификаций политических режимов. Однако следствием их обилия являются сложности в понимании сути режимов и, соответственно, в постановке и достижении согласия в разрешении вопросов, касающихся режимов. На данный момент общепринятым и стандартным считается деление политических режимов на демократические и антидемократические (авторитарные и тоталитарные).

     Рассмотрим указанные типы политических режимов подробнее. 
 
 
 
 
 

Глава 2. Характеристика политических (государственных) режимов.

§ 2.1 Демократический политический режим.

      Термин «демократия» происходит от греческого слова demokratia, состоящего в свою очередь из двух слов: demos — народ и kratos — власть, правление. Следовательно, «демократия» в буквальном смысле означает «народовластие». Однако ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование, пока нигде не реализована. Это, скорее, идеал, то, к чему нужно всем стремиться. Между тем есть ряд государств, которые продвинулись в этом направлении дальше других (Германия, Франция, Швеция, США, Швейцария, Великобритания) и на которые зачастую ориентируются иные государства.12

      Демократии как разновидности политического режима присущи следующие основные признаки, выделяемые в научной литературе:

    1)Гарантированность прав и свобод человека и гражданина. Речь идет в первую очередь о личных и политических правах (так называемых «правах первого поколения» или «естественных правах») человека и гражданина. К гарантированным в демократическом государстве правам следует отнести также и социальные права, «права второго поколения» — право на достойную жизнь, право на труд, на повышение своего культурного статуса. Наличие и гарантированность политических прав проявляется в свободных периодических выборах, возможности проведения референдума и других политических правах.13

     2) предполагается существование правового государства и гражданского общества;

     3)выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;

   4)силовые структуры (вооруженные силы, полиция, органы

безопасности и т.п.) находятся под демократическим контролем общества;

   5)доминируют методы убеждения, компромисса;

   6)политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции;

   7)реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную (призванную принимать законы, формировать стратегию развития общества), исполнительную (призванную осуществлять принятые законы, претворять их в жизнь, проводить повседневную политику государства) и судебную (призванную выступать арбитром в случаях конфликтов, различного рода правонарушений);

   8) решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства. Эти два положения в демократическом государстве связаны, поскольку нарушение прав меньшинства само по себе является отрицанием демократического политического режима;14

   9)информированность о происходящих в обществе процессах. Главную роль здесь играют независимые средства массовой информации, особое место среди которых занимает компьютерная сеть Интернет в связи с оперативностью и относительно недорогим способом распространения информации.15

      Демократия (народовластие) может осуществляться посредством двух форм: прямой (непосредственной) и представительной.

    Прямая демократия позволяет осуществлять власть самим народом без политических посредников. Отсюда и ее название — непосредственная, т.е. та, которая проводится в жизнь через следующие институты прямого народовластия: выборы на основе всеобщего избирательного права, референдумы, сходы и собрания граждан, петиции граждан, митинги и демонстрации, всенародные обсуждения.

     Представительная демократия позволяет осуществлять власть представителям народа — депутатам, другим выборным органам исполнительной и судебной власти, которые призваны выражать интересы различных классов, социальных групп, слоев, политических партий и общественных организаций.

    Таковы существенные черты демократического политического режима, отличающие его от авторитарного и тоталитарного режимов. Знание вышеперечисленных признаков имеет важное значение, помогает четче ориентироваться в квалификации системы методов, приемов и средств осуществления политической власти.16  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  §2.2. Тоталитарный политический режим.

     Термин  «тоталитаризм» (от лат. totus – весь, целый, полный) был введен в политический оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале XX века. В 1925 г. данное понятие впервые прозвучало в итальянском парламенте. Его использовал лидер итальянского фашизма Б. Муссолини. С этого времени начинается становление тоталитарного строя в Италии. В 1929 году газета «Таймс» употребила этот термин применительно к режиму, сложившемуся в Советском Союзе. После Второй мировой войны в западной политической науке стало общепринятым обозначать понятием «тоталитаризм» режимы, существовавшие в фашистской Германии, Советском Союзе, странах «победившего социализма».17

     В каждой из стран, в которых возникал и развивался политический тоталитарный режим, он имел свою специфику. Вместе с тем есть общие черты, которые присущи всем формам тоталитаризма и отражают его суть. Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.

     Основными характеристиками тоталитарного политического режима являются следующие:

  1. государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;
  2. общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется представление о «единстве», «слиянии» власти и народа;
  3. монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т.д., вплоть до личной жизни. До мотивов поступков людей;
  4. государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена «ореолом тайны» и недоступна для контроля со стороны народа;
  5. доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор;
  6. господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил; права и свободы человека носят декларативный, формальный характер, отсутствуют четкие гарантии их реализации;
  7. фактически устраняется плюрализм; централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением; бесконтрольность репрессивных государственных органов со стороны общества и т.д.18

     Таким образом, можно дать следующее определение тоталитарного режима. Тоталитарный режим – это политический режим, при котором государство стремится к установлению абсолютного (тотального) контроля над различными сторонами жизни каждого человека и всего общества в целом, используя при этом преимущественно принудительные средства воздействия.

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§2.3. Авторитарный политический режим.

     Авторитарный режим можно рассматривать как своего рода компромисс между тоталитарным и демократическим политическими режимами. Он (авторитарный режим), с одной стороны, мягче, либеральнее, чем тоталитаризм, но с другой – жестче, антинароднее, чем демократический.

     Авторитарный режим — государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (класс, партия, элитная группа и т.д.) при минимальном участии народа. Главную черту данного режима составляет авторитаризм как метод властвования и управления, как разновидность общественных отношений (например, Испания периода правления Франко, Чили во времена власти Пиночета).19

     Основные характеристики авторитарного политического режима:

   • в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти;

 •  игнорируется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (зачастую президент, исполнительно – распорядительные органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями);

  роль представительных органов власти ограничена, хотя они и могут существовать;

 • суд выступает, по сути, вспомогательным органом, вместе с которым могут использоваться и внесудебные органы;

 • сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчетности и подконтрольности их населению;

  • в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор;

• сохраняется ограниченная цензура, «полугласность»;

• существует частичный плюрализм;

• права и свободы человека и гражданина главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются во всей своей полноте;

• силовые структуры обществу практически неподконтрольны и используются подчас и в сугубо политических целях и т.п.20

    Авторитарный режим неоднороден по своему характеру. В литературе выделяют деспотический, тиранический, военный и иные его разновидности.

    На основе выше сказанного можно выделить два параметра, которые отличают авторитарный политический режим от тоталитарного:

  1) если при тоталитаризме устанавливается  всеобщий контроль, то авторитаризм предполагает наличие сфер социальной жизни, недоступных государственному контролю;     

   2) если при тоталитаризме осуществляется систематический террор по отношению к противникам, то в авторитарном обществе проводится тактика «выборочного» террора, направленного на предотвращение возникновения оппозиции.21 

Глава 3. Динамика режима как  элемента формы государства.

 §3.1 Динамика политических режимов.

      Рассматривая политические режимы, мы приходим к выводу, что те средства, методы, способы государственного управления, которые и формируют политический режим, создаются в результате наличия определенных отношений  в политической системе данного государства. Действительно, государственная власть по своей природе является властью политической. Решения и действия, предпринимаемые ею, в силу указанной особенности государственной власти, также политические по своему характеру. Следовательно, в случае наличия определенных изменений политической системы данного государства произойдет и преобразование тех методов, которые использует власть для управления страной.  Можно выделить три группы причины, приводящие к динамике политического режима.

     Во – первых, определенные методы государственного управления, составляющие политический режим, зависят от целей носителя государственной власти. В зависимости от постановки тех или иных политических задач, их изменения, государственное руководство выбирает те методы, которые могут привести к успешному достижению этих целей. Следовательно, изменение политического курса может привести к изменению и государственного режима (или отдельных его элементов).

Информация о работе Политический режим как содержательно - динамическая сторона государственной власти