Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 20:30, курсовая работа
В последнее время все более широкое распространение получает системный подход к анализу политической системы общества. Государство, политические партии, общественные движения и объединения, группы интересов, давления и поддержки, СМИ и другие, а в общем – государственные и негосударственные политические институты в обществе выступают как субъекты политики. Их взаимодействие образует реальный политический процесс, в котором с большей или меньшей мерой активности участвуют и индивиды, различные слои и группы.
Введение
Глава I. Системный подход к анализу политической системы общества
Глава II. Основные субъекты политической системы
§1. Государство в политической системе общества
§2.Политические партии
§3. Общественные объединения /движения/
Глава III. Некоторые особенности развития политической Системы Республики Казахстан
§1. Выборы 1994 года в Верховный Совет РК
§2. Выборы в Сенат и Мажилис Парламента республики 1996 год
§3. Выборы Президента Республики Казахстан 10 января 1999 года
Заключение
Список использованной литературы
В тот же день Конституционный суд рассмотрел запрос главы государства и принял дополнительное определение.
Правовым следствием постановления Конституционного суда от 6 марта 1995 года является не конституционность полномочий Верховного Совета, избранного 7 марта 1994 года, а также избранных на дополнительных выборах 22 января 1995 года депутатов. В условиях отсутствия в республике с 19 апреля 1994 года законно избранного Верховного Совета, на период до избрания нового состава легитимного парламента вновь вступает в силу закон от 10 декабря 1993 года «О временном делегировании Президенту РК и главам местных администраций дополнительных полномочий», представляющий Президенту право принятия решений законодательного характера и иные полномочия.
Тем самым Конституционный суд поставил точку в деятельности Верховного Совета и начался новый этап формирования одной из трех ветвей власти.
Однако помимо этого существовала и объективная тенденция, которая по мере своего развития неминуемо привела бы к политическому кризису. Важнейшие вопросы, не решенные прежним Верховным Советом и первой Конституцией, все еще стояли перед всем обществом.
В целом не эффективность Верховного Совета обуславливается, прежде всего, его структурой и устаревшей организацией его деятельности. Необходима серьезная политическая реформа.
Был подготовлен проект новой Конституции государства, в котором, предполагалось изменение самой структуры Парламента.
Проект Конституции предусматривал учреждение в Казахстане компактного по численности, профессионального и постоянно действующего парламента, деятельность которого была бы сконцентрирована на принятии жизненно необходимых для общества и государства законов. Выполнение этой задачи связано с двухпалатной структурой парламента.
Значительную роль в событиях 1995 года сыграла Ассамблея народов Казахстана. Учитывая в то время сложившеюся к тому времени непростую ситуацию, связанную с отсутствием представительной ветви государственной власти из-за признания Конституционным судом РК не легитимным состава Верховного Совета 13-го созыва и приближавшимся очередными выборами главы государства, которые в совокупности с другими обстоятельствами могли вольно или невольно привести к нежелательным действиям со стороны оппозиционно настроенных и других негативных сил в обществе, Ассамблея высказалась за проведение первого республиканского референдума по продлению срока полномочий всенародно избранного Президента РК Н. А. Назарбаева до 1 декабря 2000 года.
Итоги апрельского референдума о продлении полномочий Президента РК Н.А. Назарбаева до 2000 года, в общем, подтвердили все еще сохраняющуюся тенденцию возможности широкой мобилизации населения государством при низком рейтинге политический партий и общественных движений.
На второй сессии Ассамблеи народов Казахстана, состоявшейся в конце июня 1995 года, Н.А. Назарбаев выступил с докладом «Осмысление пройденного и дальнейшее демократическое реформирование общества», в котором обосновал необходимость принятия новой Конституции РК.
Достаточно сложная ситуация сложилась и во время проведения референдума по проекту новой Конституции РК. Проект Конституции вызывал серьезное оживление в политической жизни государства. В ходе обсуждения проекта произошло определенное размежевания политических сил. Предложение поступали как от центриских, поддерживающих Президента и реформы, партий, так и от непримиримой оппозиции.
Выявилось два подхода к проекту Конституции.
1.Конструктивное обсуждение
проекта, участие в его
2.Резкая критика и отрицание политической реформы и проекта Конституции в целом.
Первый подход нашел
свое отражение в заявлении
все подписавшие заявления партии выступают за сильную государственную власть;
новая конституция обеспечивает
эффективный государственный
новая конституция дает
возможность осуществления
о характере государственности о языках, о частной собственности на землю и т.д.
В то же время со стороны всех названных политических партий поступили многочисленные конструктивные предложения по проекту новой Конституции.
Иначе отнеслась оппозиция Казахстана к проекту Конституции. Если совет федерации профсоюзов (С. Мукашев) в целом одобрил проект с оговорками, то независимый профцентр (Л. Соломин) крайне отрицательно отнесся к предложенному проекту.
В НПФ был подготовлен альтернативный проект Конституции РК.
РСД “Лад” (А. Докучаева) выступило с традиционной позицией: государственное двуязычие и двойное гражданство. Последнее могло иметь распространение на регионы (Павлодар, Костанай, Петропавловск).
«Казахстанско-американское бюро по правам человека» (Е. Жовтис) выступило с претензией о том, что права Парламента сильно урезаны, что повлияет на его работоспособность и сведет функции парламента лишь к фиксации решений Президента.
Движение «Правовое развитие Казахстана» (В. Воронов) подвергло критике проект Конституции «в юридической плоскости». Основная критика сводилась к тому, что в проекте дается «неверная концепция государственного устройства», и весь проект отличает «несовершенство статей Конституции как юридических норм».
Представители национально-демократических партий заняли более умеренную позицию.
В Коммунистической партии к данному моменту сложилась предкризисная ситуация. В руководстве партии были серьезные разногласия. Ряд активистов Компартии Казахстана выступали за проведение более активных и жестких мероприятий, вплоть до митингов и актов гражданского неповиновения с целью бойкотирования референдума. Тем не менее КПК не проявила себя как активная политическая сила.
Инициатором бойкота референдума выступило и движение “Республика”, к тому времени незарегистрированное Минюстом.
30 августа 1995 года народ
Казахстана принял на
Одним из важнейших итогов референдумов можно назвать подтверждение аморфного состояния и фрагментарности политической оппозиции, раздробленности ее рядов, неумение или даже нежелание мобилизоваться в наиболее ответственных ситуациях.
Причинами такому положению вещей стали узкая социальная база, внутренняя борьба в оппозиционных силах, амбициозность и междоусобная борьба между лидерами. Оппозиция не сумела представить достаточно организованное, монолитное и убедительное движение, способное повлиять на настроение электората.
Ряд партий и общественных движений были склоны к использованию популистических лозунгов, концентрировали свои усилия на личной критике Президента. Некоторые общественные движения стремились найти поддержку за рубежом – в СМИ и даже государственных органах.
Председатель гражданского движения «Азат» Х. Кожахмет заявил, что «Казахстан» все сильнее и сильнее сворачивает на авторитарный путь развития. Проведения референдума – это еще одно доказательство этого. Нарушены все международные законы, нарушена собственная Конституция. О какой демократии можно говорить в такой ситуации?
В то же время даже сами итоги референдума, на котором 95,143% казахстанцев проголосовали за продление полномочий Президента, сами за себя говорят о слабости оппозиции.
Основные центриские силы поддержали и саму идею референдума, и кандидатуру Н. Назарбаева. II Пленум ЦК ПНЕК принял специальное постановление «Об участии ПНЕКа в предстоящем референдуме».
Партия Возрождения Казахстана также с ободрением встретила предложение делегатов первой сессии Ассамблеи народов Казахстана о продлении полномочий Президента.
ПНЕК, Возрождения Казахстана и НКК выступили с совместным заявлением, в котором было подчеркнуто доверие к Президенту и о продлении полномочий до 2000 года.
На этапе подготовки
к парламентским выборам
Политические партии и общественные движения проявили высокую активность в выдвижении своих кандидатов и предвыборной агитации. Кандидаты были выдвинуты более, чем от 30 партий и движений. Всего кандидатов было выдвинуто 320, 140 из них само выдвиженцы.
Основные центристские партии Казахстана довольно эффективно подошли к выбороботке стратегии и тактики предвыборной борьбы.
ПНЕК к этапу времени стало достаточно внушительной силой. 11 октября 1995 года состоялся II (внеочередной) съезд партии на котором рассматривались вопросы участия ПНЕК в выборной компании депутатов в Парламент РК. Съезд утвердил предвыборную платформу партии и выдвинул по 54 избирательным округам кандидатов в депутаты Мажилиса Парламента РК.
ПНЕК приняло самое активное участие в выборах в парламент, и одержала весомую победу. В следствии создал свою фракцию, в нее вошли более 40 депутатов обеих палат.
В это же время продолжался процесс партийного строительства. Возникла демократическая партия Казахстана, которая сразу же заявила о своей поддержке курса Президента и центризме. 18 сентября 1995 года
состоялся пленум Демократической партии Казахстана. Демократическая партия Казахстана стала седьмой по счету партией, прошедшей официальную регистрацию в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
В октябре 1995 года состоялся II съезд партии, на котором обсуждалось тактика партии на предстоящих выборах. Было выдвинуто 32 кандидата в Мажилис.
ПНКК провела 15 сентября 1995 года заседания расширенного политисполкома, которое имело статус пленума. На III съезде партии произошли ключевые изменения в стратегии и тактики партии. Он ознаменовал переход ПНКК от конструктивной оппозиции к конструктивному сотрудничеству с государственной властью. Было выдвинуто 23 кандидата в Парламент.
Социалистическая партия 23 декабря 1995г. провела отчетно-выборный съезд. Было принято решение не выдвигать кандидатов в Парламент, а только поддержать выборы. Народно-кооперативная партия провела свой 2-й съезд на котором обсуждались вопросы подготовки к выборам. На съезде была принята предвыборная платформа. Основным лозунгом стали слова «Родина, свобода, справедливость, стабильность, благосостояние». Был утвержден список из 21 кандидата в новый парламент.
23 октября 1995 года состоялся
второй внеочередной съезд
В ноябре 1995 года произошло неординарное событие. Русский союз Казахстана, Республиканская партия Казахстана, Межгосударственная ассоциация уйгуров, ПНЕК, Независимый профцентр Казахстана, РОСД “Лад”, Лига женщин – мусульманок Казахстана, Русская община Казахстана, ПНКК, партия Возрождения Казахстана, Алматинский облсовпроф, Общество содействия казакам Семиречья, МАД “Невада - Семей ”, союз “Чернобыль” Казахстана, Демпартия Казахстана, Ассоциация возрождения “Туркi”, подписали соглашение общественных объединений. В нем, частности указывалось: «… исходя из ценностей демократии, прав и свобод человека, сознавая, что общечеловеческие интересы выше политических разногласий, заключили настоящие Соглашение с целью плодотворного сотрудничества на пути построения гражданского общества». В Соглашении был призыв к предотвращению социальной межнациональной напряженности, принятие активных действий по локализации возникающих конфликтов, участвовать в поддержке аппарата акима г. демократических реформ, обсуждать возникающие проблемы на «Круглом столе» с участием представителей Алматы и т.д.
На состоявшемся 21 октября XXIII съезде Компартии Казахстана было выдвинуто 28 кандидатов в Парламент.
Всего в выборах приняли участие 30 партий и движений, или было выдвинуто 157 претендентов.
Парламент Казахстана пополнился
представителями различных
Необходимо учитывать и то обстоятельство, что ряд депутатов выдвигался несколькими партиями.
Выборы в парламент характеризовались активизацией деятельности партий и движений, что уже само по себе являлось позитивным фактором. Но избиратели в очередной раз продемонстрировали плохое знание партийных программ и платформ, ориентировались в первую очередь на личные характеристики кандидатов. Большое число само выдвиженцев – депутатов еще раз показывает слабое влияние партий и движений.
§ 3. Выборы Президента Республики Казахстан 10 января 1999 года.
10 января 1999г. состоялось
самое знаменательное за всю
историю суверенного
По данным Центризберкома, действующий президент набрал 81,75% голосов.
В предвыборной кампании определились четыре кандидата в президенты – Н. Назарбаев, С. Абдильдин, Г. Касымов, Э. Габбасов.
Единственным оппозиционером явился лидер компартии Серикболсын Абдильдин. Остальным лидерам оппозиции пришлось отойти в сторону, так как они получили административные правонарушения.
20 октября 1998 года оппозиция
принила предвыборочный шаг.
Оценивая последние
изменения как
пересмотреть решение мажилиса от 8 октября 1998 года в части сокращения полномочий ныне действующего президента и назначении новых выборов президента РК;
предоставить возможность президенту РК завершить конституционный срок своих полномочий, установленный решением республиканского референдума от 29 апреля 1995 года, отчитаться перед началом выборов о результатах своей деятельности на посту президента и уйти в отставку согласно Конституции;