Политическая система общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 20:30, курсовая работа

Описание работы

В последнее время все более широкое распространение получает системный подход к анализу политической системы общества. Государство, политические партии, общественные движения и объединения, группы интересов, давления и поддержки, СМИ и другие, а в общем – государственные и негосударственные политические институты в обществе выступают как субъекты политики. Их взаимодействие образует реальный политический процесс, в котором с большей или меньшей мерой активности участвуют и индивиды, различные слои и группы.

Содержание

Введение
Глава I. Системный подход к анализу политической системы общества
Глава II. Основные субъекты политической системы
§1. Государство в политической системе общества
§2.Политические партии
§3. Общественные объединения /движения/
Глава III. Некоторые особенности развития политической Системы Республики Казахстан
§1. Выборы 1994 года в Верховный Совет РК
§2. Выборы в Сенат и Мажилис Парламента республики 1996 год
§3. Выборы Президента Республики Казахстан 10 января 1999 года
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

politicheskaya-sistema-obschestva-kazahstana-kursovaya.doc

— 191.00 Кб (Скачать)

Все эти организации  данного класса, общества существуют, взаимодействуют друг с другом. Они  составляют своего рода «оркестр», в  котором у каждого своя роль. И  тот кто становится за дирижерский  пульт, кто берет на себя нелегкую задачу обеспечить «оркестру» максимальную сыгранность, должен знать возможности каждого исполнителя.

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Некоторые особенности  развития политической системы Республики Казахстан.

§ 1 Выборы 1994 года в Верховный Совет РК.

В становлении многопартийности в Казахстане особую роль играли неоднозначные  события конца 1993 года. Кризис системы  Советом народных депутатов как  органов представительной власти, сложение полномочий и принятие кодекса «О выборах в Республики Казахстан» подготовили условия для проведения первых многопартийных выборов.

Как отметил А. Перуашев и Е. Бабакумаров: «Ситуация накануне предвыборной гонки характеризовалась  следующими основными общественно-политическими  тенденциями:

очередным витком инфляции, частично связанным с ведением национальной валюты;

систематически задержка зарплаты, пенсий, стипендий;

заметной активизацией референтных групп славянского  населения, вследствие углубление разрыва  отношений с Россией;

роспуск Советов, в результате чего сотни депутатов оказались отстраненными от прежних рычагов управления;

образование межпартийных и иных блоков, альянсов, коалиций (как  официально заявленных, так и неофициальных) в преддверии борьбы за депутатские  мандаты.

Более отчетливо проявилась роль партий при подготовке к выборам нового состава Верховного Совета.

Вообще выборы 1994 года были первыми свободными выборами, в которых впервые могли участвовать  все политические силы общества и  граждане. К этому времени уже  сложилась группа партий, которые в случае стабильной политической ситуации могли составить основу партийной системы республики. Это Социалистическая партия Казахстана, Народный Конгресс Казахстана и Союз Народное Единство Казахстана. СПК и НКК относили себя к конструктивной оппозиции и готовы к активному сотрудничеству с правительством. Эти структуры уже практически закончили свое становление как партии парламентского типа. Интернациональные как по своему составу, так и по программным целям, они имели, более широкую социальную базу. Однако, политические возможности и перспективы партий на выборах были далеко неодинаковы.

Социалистическая партия, после XX съезда фактически подтвердив свой социал-реформаторский характер, не отказалось от социалистического  выбора. Руководство партии открыто декларировало свою приверженность демократии и социализму, рыночной экономике и социальным гарантиям населению, независимости Казахстана и, в то же время, его более тесную интеграцию в СНГ вплоть до создания наднациональных структур и подписания конфедеративного договора. Однако, в тот момент, по таким принципиальным позициям как конфедерация и двойное гражданство, был очевиден внутренний раскол не только среди членов партии, но и в самом руководстве СПК. Очевидно недооценивая перспективу такого раскола, социалисты несколько «переборщили» с предвыборными лозунгами. Противоречия в руководстве партии по принципиальным позициям – двойное гражданство и два государственных языка – нарастали и вели к возможности фракционного раскола.

Аналогичная картина  складывалась и Народном Конгрессе Казахстана. Партия смогла бы избежать раскола, если бы спорные лозунги, носившие предвыборный прикладной характер, после выборов нового Парламента, утратили свою актуальность.

СПК первоначально полностью  поддерживали курс руководства республики на демократизацию политической системы и экономической реформы, более открыто заявила об отсутствии у правительства реальной стабилизационной программы, неправильном выборе модели реформ и т.д. это было связано с ухудшением общей социально-экономической ситуации в республике. Пытаясь вести собственную политику, социалисты принципиально не участвовали в работе «круглого стола» политических партий и общественных деятелей, так как не считали его эффективной формой межпартийного сотрудничества.

Руководство СПК привлекало на свою сторону известных в республике политических и общественных деятелей, которые были бы способны, возглавив фракцию социалистов в Верховном Совете РК, объединить все оппозиционные силы в парламенте и выдвинуть своих людей на ключевые посты в законодательной и исполнительной ветвях власти.

Социалистическая партия в период проведения выборов заняла достаточно жесткую позицию по отношению  к руководству страны. В прессе появились множество публикаций, которые критически оценивали состояние экономики и социальной сферы.

На XX съезде социалистов  четко были очерчены политические союзники и противники. К первым можно отнести  «демократов» разных направлений (Партия Правовое Развитие Казахстана, Социал-демократическая  Партия Казахстана, профсоюз «Бирлесу», и политиков – одиночек выступающих с демократических позиций). Промежуточную позицию заняли «национал либералы» (Народный Конгресс Казахстана, Конгресс промышленников и предпринимателей, различные союзы и общественные объединения), с которыми СПК была готова к конструктивному сотрудничеству в парламенте. К политическим противникам социалисты отнесли «национал радикалов» (движение «Азат», Республиканская партия Казахстана и другие политизированные группы в центре и на местах), а также «национал консерваторов».

Понимая необходимость  поддержки профсоюзов, социалисты были готовы к самому тесному сотрудничеству с массовыми организациями трудящихся, т.к. «…профсоюзам нужна политическая опора». Социалистическая партия относительно усилилась за счет «свежих сил, пополнявших ряды партии в виду отставок. Это прежде всего выдвиженцы старой номенклатуры, потерявшие свои посты в результате кадровых изменений и реформы политической системы.

Партия «Народный Конгресс Казахстана» была гораздо активнее на фоне других политических организаций республики. В программных документах партия заявила, что НКК – «партия либерального демократизма», а основная цель – создание гуманного демократического общества независимого, правового, унитарного государства – Республика Казахстан. Своей социальной базой программа НКК объявила все население республики. На V пленуме ЦК НКК ставился вопросов ориентации в своей работе, прежде всего на интеллигенцию, студенческую молодежь, предпринимателей, что вызвало дискуссию среди делегатов. НКК подготовила ряд альтернативных законопроектов в том числе «О политических партиях», «О Верховном Совете РК», «О выборах депутатов в Верховный Совет РК» и другие.

В преддверии парламентских  выборов НКК открыто заявил о  своем намерении создать предвыборный блок с близкими по программным целям партиями и общественными организациями. Руководство НКК заявило о предвыборном блоке с Союзом Народное Единство Казахстана, а после выборов, и о создании «Народной партии», в которую вошли бы политические организации как национально-демократического толка («Азат», «Национал-демократическая партия Казахстана», «Республиканская партия Казахстана») так и отстаивающие интересы русскоязычного населения («Лад», «Единство»). По мнению Олжаса Сулейменова, председателя партии, это позволило бы создать мощную парламентскую фракцию и сформировать правительство, которое бы выполняло экономическую и социальную программу единой «Народной партии», лидером которой стал бы Н.А. Назарбаев.

Анализируя предвыборные лозунги, особо стоит отметить наиболее актуальные с точки зрения непосредственного воздействия на избирателя – экстренные меры в борьбе с коррупцией и организованной преступностью.

На втором внеочередном съезде НКК с докладом выступил О. Сулейменов. Он критиковал правительство за безоговорочное подчинение Международному Валютному Фонду. В Казахстане, чтобы утвердить рыночные отношения необходимо создать многочисленный средний класс и накормить людей. От партии в депутаты нового парламента было выдвинуто 76 кандидатов.

Политический союз «Народное единство Казахстана», образованный 5 февраля 1993 года и набравший к началу выборов, более 70 тысяч человек, стал «лакмусовой бумажкой» политической ситуации в республике. СНЕК подстегнул межпартийную борьбу, активизировав тем самым политическую жизнь в республике.

Негативную роль сыграло  массовое выступление на первом этапе  представителей властных структур, чиновников, что понизило имидж СНЕКа как  народной организации. Несмотря на это, союз имел хорошие перспективы на парламентских выборах.

В то время обозначилась группа политических организаций, которые  в предвыборной период не смогли сыграть  самостоятельной, либо сколько-нибудь значительной роли. Среди них были партии-клубы – Социал-демократическая  партия Казахстана, партия справедливости и экологического возрождения Казахстана – «Табигат», партия демократического прогресса Казахстана, национал демократические и некоммунистические организации. Несмотря на то, что их деятельность была затруднена отсутствием правового статуса, они проводили предвыборную кампанию, используя профсоюзы и неополитизированные общественные объединения.

В предвыборный период наблюдалось  заметное снижение роли партийной идеологии  в деятельности большинства политических организаций.

Произошло заметное снижение активности политических организаций, носящих мононациональный характер и отстаивающих интересы отдельных этнических групп.

Коммунистическое движение, несмотря на переживаемые трудные времена, пользовалось определенным влиянием среди  населения. Оно было представлено компартией Казахстана, а также казахстанскими отделениями ВКП (б) и отдельными некоммунистическими организациями, не представляющими значимой политической силы. КПК в тот момент не могло зарегистрироваться из-за классовой позиции по отношению к вопросу о необходимости республики иметь собственные вооруженные силы. Коммунисты были вынуждены изменить свои программные документы. В самой партии происходило идейное расслоение на радикалов и умеренных, идейно близких к социалистам. У руководства СПК и КПК были крайне сложные отношения из-за правопреемства КПСС.

Процесс образования  избирательных групп имел довольно скрытый, невыраженный характер. Это  во многом связано с тем, что политическая активность населения была достаточно низкой. В республике отсутствовали социальные группы с четко выраженными электоральными предпочтениями.

Таким образом, характерными чертами партийной составляющей предвыборной кампании 1994 года можно  назвать следующие:

с появлением на политической сцене СНЕК началась первая фаза предвыборной борьбы. Произошла резкая активизация деятельности большинства политических объединений. Заметно увеличилось число областных, городских, районных организаций, различных партий и политических организаций. Образование новых партийных структур изменило соотношения сил на казахстанской политической сцене;

произошла активизация  межпартийных контактов;

четко обозначилась тенденция  создания политическими партиями собственных  коммерческих структур, активное привлечение  спонсоров, использование помощи от различных зарубежных организаций;

важной особенностью политических партий РК стало их стремление использовать в своих интересах  интеллектуальную элиту республики;

мелкие политические образования, даже понимая слабость своих позиций, отнеслись с опаской  к политическим союзам с более крупными партнерами;

предвыборная кампания и сами выборы были отмечены активностью  в основном в столице. В регионах население не отличалось достаточной  активностью. Характерной чертой выборов  стал феномен скрытия партийной  принадлежности или дистанцирования от политических кандидатов в депутаты.

В то же время в ходе выборов наблюдатели отмечали нарушения  избирательного процесса. Парламентская  комиссия ОБСЕ выразила сомнения в  демократичном характере выборов 1994 года. «Председатель Центризберкома опровергает заявления наблюдателей ОБСЕ, он признает лишь единичные нарушения кодекса о выборах».

Критические высказывания в адрес Центризберкома раздавались  и со стороны руководителей политических партий, которые не смогли получить депутатские мандаты. Например, газета «Караван» от 11 февраля 1994 года опубликовала материал «Окружные комиссии начали, отстрел неугодных кандидатов» (беседа с кандидатом в депутаты Е. Ертысбаевым).

Аналогичную позицию  заняли и представители независимых  профсоюзов.

Зарубежные СМИ также  уделили значительное место выборам  в Казахстане. Газета "Индепендент» от 10 марта 1994 года опубликовала статью Хью Поупа, в которой говориться «Благодаря уверенному руководству  Президента Н. Назарбаева, а также  возросшему международному интересу к залежам нефти и газа, Казахстан является образцом демократического прогресса и межнациональных отношений.

Выборы 1994 года можно  считать большим шагом в деле развития демократического процесса в  Казахстане.

Результаты выборов 1994 года привели к формированию Верховного Совета с участием значительного числа представителей партий и движений Казахстана. По партийным спискам было избрано 96 человек, или 48% от общего числа депутатов. В том числе: от СНЕКа – 39 депутатов, СПК - 14 депутатов, НКК – 13, федерации профсоюзов – 12, Славянского движения «Лад» – 4, Крестьянского союза – 4, Республиканского союза женских организаций – 3, по одному депутатскому мандату получили Демократический комитет по правам человека, Республиканская партия, Союз молодежи и другие организации.

Партийная принадлежность, как показали последующие события, не могли стать решающим фактором позиции депутатов при принятии решений. 177 депутатов верховного Совета можно условно разделить на три  группы. Это сторонники курса Президента и Правительства, представители оппозиции, а также те депутаты, которые заняли промежуточные позиции.

К первой, проправительственной группе можно было отнести 65 парламентариев, т.е. 37% от общего числа депутатов. Потенциально их во время голосования поддерживали еще около 26 депутатов – центристов.

В оппозицию вошли  представители депутатских групп  «Прогресс», «Правовое развитие Казахстана», «Социальная защита» и «Евразия», а также большинство социалистов, членов ПНКК. 

 

§ 2 Выборы в Сенат и  Мажилис Парламента республики 1996 год.

Избрание Верховного Совета в 1994 году не поставило окончательную  точку над развитием парламентаризма  в Казахстане.

11 марта 1995 года Президент  Н. Назарбаев обратился в суд  республики с официальным запросом  – в связи со вступлением в силу постановления Конституционного суда от 6 марта 1995 года, принятого по иску гр. Квятковской Т.Г., по нескольким вопросам о легитимности выборов в Верховный Совет Республики Казахстан.

Информация о работе Политическая система общества