Политическая система общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 20:30, курсовая работа

Описание работы

В последнее время все более широкое распространение получает системный подход к анализу политической системы общества. Государство, политические партии, общественные движения и объединения, группы интересов, давления и поддержки, СМИ и другие, а в общем – государственные и негосударственные политические институты в обществе выступают как субъекты политики. Их взаимодействие образует реальный политический процесс, в котором с большей или меньшей мерой активности участвуют и индивиды, различные слои и группы.

Содержание

Введение
Глава I. Системный подход к анализу политической системы общества
Глава II. Основные субъекты политической системы
§1. Государство в политической системе общества
§2.Политические партии
§3. Общественные объединения /движения/
Глава III. Некоторые особенности развития политической Системы Республики Казахстан
§1. Выборы 1994 года в Верховный Совет РК
§2. Выборы в Сенат и Мажилис Парламента республики 1996 год
§3. Выборы Президента Республики Казахстан 10 января 1999 года
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

politicheskaya-sistema-obschestva-kazahstana-kursovaya.doc

— 191.00 Кб (Скачать)

С О Д Е Р Ж  А Н И Е

Введение

Глава I. Системный подход к анализу политической системы общества

Глава II. Основные субъекты политической системы

§1. Государство в политической системе общества 
§2.Политические партии 
§3. Общественные объединения /движения/

Глава III. Некоторые особенности развития политической Системы Республики Казахстан

§1. Выборы 1994 года в Верховный Совет  РК 
§2. Выборы в Сенат и Мажилис Парламента республики 1996 год 
§3. Выборы Президента Республики Казахстан 10 января 1999 года

Заключение 
Список использованной литературы 

 

Глава I. Системный подход к анализу политической системы  общества.

В последнее время  все более широкое распространение  получает системный подход к анализу политической системы общества.

В научной литературе существует около 40 определений системы. Суть их сводится к тому, что система  – сложный комплекс взаимодействующих  тем или иным образом элементов (компонентов системы). По своей структуре система представлена:

элементным составом;

данным типом взаимосвязей входящих в систему частей;

целостным единством, которое  предполагает разнородность и разно  качественность ингредиентов системы, их относительную автономность и  дифференцированость, внутреннюю активность и способность к самоорганизации.

Также можно выделить сущностные признаки любой общественной системы, в том числе политической. К этим признакам следует отнести:

наличие в системе  таких интегральных качеств и  свойств, которые не присущи образующим ее частям (компонентам, элементам);

историческую обусловленность  системных образований, предопределяющую: возникновение, становление, развитие, совершенствование, консервацию частей, упадок, распад, преобразование, гибель;

объективное и субъективное целеполагание, выбор оптимальных средств достижения стратегических целей и тактических результатов на определенных этапах развития системы;

функциональность системы, внутренних подсистем и их элементов;

включенность данной системы в иную, более высокого уровня организации общественную систему;

фактор неизолированности  конкретной системы от других, внешних  по отношению к ней систем, их взаимосвязь, взаимозависимость, взаимообусловленность  и взаимодополняемость.

Политическая система  общества относится к социальным системам, которые взаимодействуют между собой, а также с природными системами, образуя сложные макро социо экосистемы. Они развиваются и по статистическим (вероятностным) законам тенденциям, и по динамическим законам.

В трудах некоторых авторов  превалирует подход, согласно которому в конкретном значении политическая система есть реальный механизм формирования и функционирования власти в обществе, который включает «государство», а также партии, СМИ, политические ассоциации и объединения, различных политических субъектов (группы и индивиды) и их взаимоотношения, политическое сознание и культуру, политические нормы». Обычно подчеркивается, что политическая система общества – это «прежде всего комплекс институтов. Среди них центральным, вокруг которого группируется остальные институты, является государство». Это не что иное как сложная, многогранная система государственных и негосударственных социальных институтов, выполняющих «политические функции по защите интересов определенных классов и социальных групп, возможной их гармонизации.

При рассмотрении политической системы общества ученые акцентрируют внимание на некоторых исходных положениях, имеющих теоретическое и методологическое значение.

Одно из таких положений  заключается в том, что политическая система рассматривается как относительно самостоятельный и саморегулирующий общественный организм, погруженный в социальную среду и реагирующий на поступающие извне импульсы (сигналы). Будучи подсистемой более общей – социальной – системы, политическая система средой не поглощается, имеет границы отделяющие ее от среды.

По Д. Истону, канадскому политологу, всякая политическая система  имеет «вход», через который она  получает извне требования и поддержку, и «выход», где концентрируется  политические решения и действия. Если законные требования граждан удовлетворяются, обеспечивается их поддержка властей, - политическая система функционирует нормально.

Исходя из этого может  быть построена типология политических систем. Демократическая, авторитарная и тоталитарная политические системы различаются, тем самым, по данному признаку. Демократия удовлетворяет растущие естественные требования граждан; авторитаризм, лавируя, заигрывая массами, дозирует использование «кнута и пряника»; тоталитаризм игнорирует требования и интересы людей, подавляет их законные права и свободы.

Данная общая типология  политических систем содержит и другие измерения. Речь идет о внутренних и  внешних функциях политсистемы; общая  цель которых – обеспечение порядка, жизнеспособности и устойчивого  развития общества (функциональный принцип); о содержании и способах регулирования социально-политических процессов (регулятивный принцип); о распределении в обществе собственности, накопленного богатства, живого труда и статусного положения различных социальных страт и групп (диструбутиный принцип); об условиях привлечения необходимых ресурсов, сил и средств для практической реализации целей

прогресса общества (экстративный принцип).

Определенное значение имеет, наряду со структурно-функциональным и институтоциональным подходами к политической системе, также такой подход, когда в ней первенствующее значение придается не объективным факторам социального и политического развития, а таким субъектам политики, как элиты. Это властные группировки, «социальный слой, занимающий командные высоты в какой-либо сфере деятельности и имеющий, в силу этого, возможность оказывать непосредственное влияние на принятие важнейших решений».

Соответственно этому, элитарные теории исходят из «исключительной  миссии, социально-политической и интеллектуальной активности привилегированных слоев общества (элит) и пассивности остальных людей (масс)».

Не преувеличивая роль элиты в политике, целесообразно  дифференцировать различные ее слои с учетом их реального веса в определении  политической стратегии, ее целей, приоритетов, направлений и т.п. С этой точки зрения важно анализировать состояние (статику) и динамику государственно-бюрократической элиты (государственные деятели, крупное чиновничество, включая руководство силовых структур), партийных, научных, творческих, предпринимательских, финансовых элит, ведущих функционеров общественных движений и др.

Следует заметить, что  деления политических систем на демократические, авторитарные и тоталитарные не являются исчерпывающим. Так, имеет место  членение демократических политсистем на либеральные и национальные; авторитарных – на теократические и национальные; тоталитарных – на военные, фашистские, каудилистского вида (хунты) и другие.

Имеются различные классификации, построенные на различных основаниях. По генетическому признаку политические системы делятся на материальные и идеальные; по форме – на малые, средние, большие и сложные; по характеру взаимодействия со средой – на открытые и закрытые; по характеру своих закономерностей – на вероятностные. Л. Санистебен в исторической типологии политсистем выделяет империи, конфедерации и современное национальное государство.

Нельзя не заметить, что  принятые в политологии основания  для типологии (классификации) политических систем общества фиксируют их как уже сложившиеся, действующие, функционирующие. Вот почему их затруднительно или даже невозможно применить «напрямую» к политических систем нашего переходного общества.

Главной функцией политической системы является обеспечение ее выживания, самосохранения и на этой основе – создание предпосылок дальнейшего развития и совершенствования. Для этого политические системы создают определенные механизмы, адаптирующие их к изменяющейся обстановке. На этом пути преодолеваются дисфункциональные процессы и тенденции, способные разрушить данную систему или существенно ослабить всю иерархию власти.

Также необходимо рассмотреть  соотношение политической системы  и политической организации.

При сопоставлении понятий  «политическая система» и «политическая  организация» необходимо принимать во внимание различие их методологических потенциалов и смыслов, вытекающее прежде всего из дифференциации идей линейной и многоканальной (многофакторной) детерминации политической жизни.

Категория «политическая  организация» связана материалистической детерминации, воплощающейся в такой системе отношений, как производительные силы – производственные отношения (базис) – классовая структура общества – соответствующая ей надстройка, элементом которой и служит политическая организация с государством – аппаратом классового господства, политическими партиями – выразителями интересов действующих в обществе классов, идеологий – теоретическим выражением этих интересов. В обществе государство, политические партии, общественные движения не могут формироваться и функционировать вне тех или иных организационных форм. В этом смысле политическая организация – скелетная основа, несущий каркас политической системы общества.

Категория «политическая  система» вносит в политический анализ принцип многоканальной, многофакторной зависимости, говорящий о том, что наряду с экономическими факторами, а в определенных ситуациях и вопреки им политические события и институты зависят и от культурной среды, и от традиций, и от природных особенностей, и от структуры господствующих в обществе ценностей, и т.д.

Государство, политические партии, общественные движения и объединения, группы интересов, давления и поддержки, СМИ и другие, а в общем –  государственные и негосударственные  политические институты в обществе выступают как субъекты политики. Их взаимодействие образует реальный политический процесс, в котором с большей или меньшей мерой активности участвуют и индивиды, различные слои и группы.

 

Глава II. Основные субъекты политической системы

§ 1. Государство в политической системе общества

Государство – это  особая организация публичной, политической власти господствующего класса (социальной группой, всего народа), располагающая  специальным аппаратом управления и принуждения, которая, представляя  общество, осуществляет руководство этим обществом и обеспечивает его интеграцию.

Государство относится  к наиболее устойчивой структуре  политической системы общества, является ее основой.

Государство это центральный  институт политической системы, ее ядро, концентрированное воплощения идеи политического. Борьба между различными социально – политическими силами разворачивается прежде всего за завоевание государственной власти и рычагов государственного управления. Политические партии, избирательная система, система представительства и т.д. немыслимы взятые сами по себе, вне их связи с государством. Оно реализует отношение власти и контроля, это базисная структура правления и порядка в обществе.

Именно государство, в  отличие от политических партий и  движений и др. институтов, выражает всеобщий интерес, оно – главный инструмент власти и субъект суверенитета. Государство – основная форма политической интеграции общества на данной территории.

Государство – арбитр и активный участник отношений между  основными социальными группами: в этой своей деятельности оно представляет все общество в совокупности. Как показал исторический опыт XX века, именно от гражданского общества зависят сущностные характеристики политической системы.

Правовое государство  призвано обеспечивать условия для  жизнеспособности и функционирования гражданского общества. Государство, стремящиеся к торжеству правопорядка строит свои взаимоотношения с другими субъектами политической системы на основе законодательства. В механизме этих взаимоотношений определяющее значение имеет то обстоятельство, что государство как наиболее устойчивая, сохраняющая преемственность и обладающая наибольшим объемом властных полномочий, структурно является фундаментом политической системы.

Во-первых, государство  определяет юридическо-правовые условия  функционирования слагаемых политической системы. Не вмешиваясь в работу партий, профсоюзов, движений, других самостоятельных организаций, признавая их самостоятельность в решении внутренних организационных вопросов и отправлении функциональных обязанностей, оно тем не менее определяет порядок юридической регистрации общественных объединений, получение ими прав юридического лица.

Во-вторых, государство  применяет политические санкции (заявления, предупреждения, запрещения и др.) в  отношении субъектов политической системы общества на основе права и закона.

В-третьих, обязательными  для исполнения всеми субъектами политической системы является Конституция (основной закон государства) и другие законы. В уставах партий часто  содержатся положения об обязательности соблюдения их организации Конституции страны. Это не означает, что партии, движения и другие общественные организации не могут играть роль оппозиции государственным структурам (парламенту, правительству, главе государства). Более того, в оппозиции, политическом противовесе властным структурам видится проявление плюрализма – естественного состояния демократического, организованного общества. В противном случае оправданы санкции со стороны государства, обязанного защищать законы, вплоть до использования рычагов принуждения и насилия.

В-четвертых, потребности  общественного консенсуса, скоординированного развития общества как цельного организма  требуют содействия государственной  политике со стороны всех субъектов  политической системы. Разумеется, содержание политики и механизм ее осуществления могут быть объектом критики и борьбы. Для этого выработаны такие методы и формы как отстаивание своей позиции через СМИ; предание гласности своих платформ, заявлений, проведения митингов, борьба за избирателей и др.

Государство обладает свойством принудительности и содержит для этого специальный аппарат. Государство имеет эксклюзивное право нормировать жизнь общества. Оно обеспечивает общественный порядок, личную и всеобщую безопасность, охрану труда и окружающей среды. Без принуждения государство обойтись не сможет и в будущем: например борьбы с преступными проявлениями или без взимания налогов. Политическая система должна ориентироваться не только на безусловную легитимность функционирования своих институтов, государства в первую очередь, но и на дальнейшее развитие и совершенствование демократии во всех без исключения сферах жизни общества. И государство по самой своей сущности и призванию обязано выступать не орудием, машиной подавления одной части общества другой частью, не диктатурой, а демократическим инструментом всего общества, гарантом соблюдения неотъемлемых и неотчуждаемых права свобод граждан: экономических, социальных, политических и собственно гражданских (личных).

Информация о работе Политическая система общества