Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 14:39, курсовая работа
Политическая система общества – это сложная, многогранная система отношений государственных и негосударственных социальных институтов, выполняющих определенные политические функции. Она призвана отражать многообразные интересы социальных групп, которые непосредственно или через свои организации и движения оказывают влияние на государственную власть.
1. Введение
2. Понятие и основные черты политической системы
2.1. Типы политических систем
2.2. Структура политической системы
2.3. Функции политической системы
3. Соотношение с политической организацией общества
4. Заключение
Однако наличие однородных субкультур не мешает находить согласие в обществе, поскольку имеется общая культурная основа – либеральные
ценности.
3) Доиндустриальные и частично индустриальные политические системы имеют смешанную политическую культуру. Она состоит из местных политических субкультур, в основе которых лежат ценности клана, рода, общины. Поэтому найти согласие и компромисс, не прибегая к насилию, здесь практически невозможно. Интеграция общества приводит концентрации власти и влияния в руках узкого круга лиц.
Тоталитарные политические системы функционируют на основе приоритета классовых, национальных или религиозных ценностей. Власть в них сконцентрирована в руках монопольно - правящей партии или группы лиц и контролирует все стороны жизнедеятельности общества и индивида, неотъемлемой частью в них являются репрессивные органы.
Демократические политические системы собрали в себе: правление
большинства, свободу
критики и оппозицию
Авторитарные
политические системы
2.2 Структура политической системы
Структура – расположение, порядок, совокупность внутренних связей, строение внутреннего устройства объекта. Иногда в определении понятия структура добавляется, что указанные внутренние связи устойчивы и в этой связи обеспечивают целостность объекта и его тождественность самому себе. Таким образом, структура определяет специфику элементов системы, особенность их функциональной деятельности, линию их поведения, характер взаимодействия их сторон и свойств.
Структура политической системы позволяет:
Среди многочисленных социальных и политических институтов наиболее существенное влияние на процессы политической жизни оказывает государство. Предварительно отмечу, что термин «государство» используется в узком и широком значениях:
Нужно указать те свойства государства, которые придают ему статус основного компонента политической системы. Таких черт несколько. Среди них важнейшими являются, по крайней мере, следующие две.
Во-первых, это право государства на применение физического принуждения, для чего оно имеет в своем распоряжении специальные органы. Насилие отнюдь не является нормальным и единственным средством государства, но именно только государство обладает монополией легитимного насилия. Только государство обладает всеми публично-властными прерогативами, которые оно не делит ни с какими иными существующими в обществе учреждениями, корпорациями, союзами.
Во-вторых, всеобщность влияния государства на своих граждан, обязательность его велений для всех членов общества. Влияние же любого другого социального института в лучшем случае распространяется на его добровольных членов или приверженцев. Эта черта государства обусловлена самим фактом существования общества как целостного социального организма, нормальное функционирование которого невозможно без решения общих для него проблем. Именно государство, являясь официальным представителем всех граждан, осуществляет выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества.
Таким образом, государство является всеобщей организацией, основным инструментом реализации интересов и воли не только экономически доминирующих социальных сил, но и всех без исключения групп и слоев общества. Оно есть главный институт, посредством которого осуществляется власть в политическом сообществе. Именно в силу всего этого государство выступает в качестве основного компонента политической системы общества.
Государству свойственны определенные признаки, раскрывающие его природу как специфического социального образования в политической системе общества. К числу таких признаков, по мнению правоведов и политологов относятся, прежде всего, следующие: территория, население и суверенная власть.
1.Территория – физическая, материальная основа государства. Под территорией государства принимается пространство, в пределах которого осуществляется государственная власть. Причем эта территория, наряду с так называемой твердой земной поверхностью, включает также недра, воздушное пространство, территориальные воды. Территория как признак государства нераздельна; исключительна; неотчуждаема.
Территориальная организация власти
предопределяет центральную и местную
власть, подчиненность одного территориального
звена другому, а также административно-
2.Народ (население) –
3.Государственный суверенитет
– верховенство
Несомненно, государство выполняет основной объем деятельности по управлению, оказывает упорядочивающее, регулирующее воздействие практически на все основные сферы общества.
Таким образом, государство- это центральный, но не единственный институт политической системы. Особое место в практическом освоении политики занимают политические партии, выступающие субъектами политического процесса, во многом определяющие жизнеспособность и функционирование политической системы.
Политические партии не являются непосредственными институтами власти, они участвуют в осуществлении политической власти опосредованно, а именно через органы государства. Они выступают как самодеятельные организации определенных классов, социальных групп и слоев общества, основанные на общности их интересов и идеалов. Они участвуют в разработке политического курса страны и его осуществлении, оказывают влияние на выдвижение лидеров государства и формирование состава правительственных учреждений. Партии являются основным источником кадров для законодательных, исполнительных и судебных органов.
Осознанию места и роли партий в политическом процессе, способствует рассмотрение вопроса о свойственных им функциях в политической системе. В числе функций – основных направлений деятельности политических партий можно выделить следующие:
Специфическая роль в политической системе принадлежит общественным организациям и движениям.
Общественное объединение – добровольное формирование граждан, создаваемое в результате свободного их волеизъявления на основе общности интересов.
Устав общественного объединения должен содержать структуру и определять полномочия объединения:
Право граждан на объединение включает следующие возможности:
- право создавать на
добровольной основе общественн
- право вступать в
существующие общественные
- право воздерживаться от вступления в них;
- право беспрепятственно выходить из общественных объединений.
Общественная организация – основанное на членстве общественное объединение граждан, созданное на основе их общих интересов и совместной деятельности для реализации уставных целей.
Общественные организации
характеризуются следующими
- Наличие общих целей;
- Совокупность функциональных положений и ролей (руководящий и технический персонал)
- Наличие правил, регулирующих
отношения между членами
- Отношения субординации (власти);
- Специфическая целевая деятельность.
К общественным организациям относятся политические партии, профсоюзы, молодежные, творческие и иные объединения.
Наряду с общественными организациями последние годы заметную роль в политической жизни играют общественные движения. Понятие «общественное движение» означает совместные действия различных социальных, демографических, этнических групп, которые объединены общей целью, общими ценностями, общей системой норм, регулирующих и регламентирующих поведение его участников. Таким образом, общественное движение – массовое общественное объединение, состоящее из участников, не имеющих постоянного членства.
В структуру политической системы включает и такие организации, которые к политическим, строго говоря, отнести нельзя. Поскольку главное в их деятельности - выражение не политических, а экономических или иных интересов. К таким организациям относятся профсоюзы, кооперативные и иные организации. Например, профсоюзы создаются для защиты интересов своих членов по вопросам, связанным с трудовыми отношениями. Однако профсоюзы имеют широкие возможности для воздействия на деятельность государства. Так, они участвуют в разработке государственных программ занятости, имеют право на участие в урегулировании вопросов, связанных с проведением забастовки, участвуют в осуществлении приватизации государственного и муниципального имущества и т.д.
Являясь самостоятельным организмом,
политическая система обладает своими
возможностями, или условно говоря,
способностями. Американские политологи
Д. Истон, Г. Алмонд называют четыре главные
способности:
1) регулирующая, касающаяся управления
поведением групп и индивидов (ведение
норм, действие администрации и т. д.);
2) экстракционная, связанная с добыванием
необходимых для своего функционирования
экономических и других ресурсов;
3) дистрибутивная - способность распределять
и перераспределять ресурсы, блага, услуги,
знаки отличия и прочее;
4) реагирующая, связанная с необходимостью
постоянно отвечать на требования социальной
среды, адаптироваться к ее изменениям.
П.Шарон вполне обоснованно добавляет
еще пятую, не менее существенную, а возможно,
самую важную способность: саморегуляции,
характеризующую внутреннюю, обращенную
на себя управляемость.
Способности реализуются
в функциях политической системы, или
иначе, в главных ее видах деятельности. Последние же определяются
той ролью, которую объективно призвана
играть политическая система в обществе.
А именно: обеспечивать существование
данного общества как единого самоуправляемого
социального организма.
Функциональный подход в анализе политической
системы включает три уровня: рассмотрение
взаимодействия системы с обществом в
целом в ее внутреннем функционировании
и в ее сохранении и адаптации. Разумеется,
они взаимосвязаны, более того, взаимопроникают
и в реальной жизни скорее представляют
аспекты (стороны) различных видов деятельности
политических институтов.
Интеграционная функция политической системы находит свое выражение в интеграции, объединении в общественное целое, единое сообщество всех элементов социальной структуры посредством использования государственной власти на базе социальных ценностей, норм и идеалов, как их понимают господствующие политические и экономические силы.
Регулятивная функция находит свое выражение главным образом в согласовании интересов различных социальных групп, что, в сущности своей, есть не что иное, как регулирование распределения благ и услуг между различными категориями населения. Регулятивная функция состоит, далее, в обеспечении легитимации власти, общественного признания правящей группы и проводимой ею политики, объяснении и оправдании политических решений, деятельности политических институтов, а при необходимости их изменения и обновления.
Целеполагающая функция политической системы состоит в определении целей и задач политического, экономического, социального и культурного развития общества. Задачей политической власти является определение перспектив общественного развития с учетом интересов различных социальных групп и общества в целом, разработка программ деятельности по достижению намеченных целей и задач. Без реализации данной функции невозможно обеспечить устойчивость общества и его динамичное развитие.