Планирование как главная функция управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 15:12, курсовая работа

Описание работы

Планирование-это одна из основных функций управления. Руководство любого предприятия ощущает необходимость выбора. Оно должно осуществить выбор оптимальной цены реализации, величины объема продукции, принимать решения в области кредитной и инвестиционной продукции, и многое другое. Чтобы обеспечить возможность принятия экономически обоснованных решений, на предприятии производятся и анализируются расчеты альтернативных предложений и описываются ожидаемые результаты экономической деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Планирование как главная функция управления 6
1.1 Предмет, задачи и принципы планирования 6
1.2 Роль и место планирования в управлении предприятием. 9
2 Реализация функции планирования в деятельности ОАО СКК «Тинаки» 19
2.1 Краткая характеристика предприятия 15
2.2 Основные виды планов ОАО СКК «Тинаки»и их применение в практике управления предприятием
Заключение 25
Список использованных источников 27

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ!!.docx

— 47.10 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1 Планирование как главная функция управления 6

1.1 Предмет, задачи и принципы планирования 6

1.2 Роль и место планирования в управлении предприятием. 9

2 Реализация функции планирования в деятельности ОАО СКК «Тинаки» 19

2.1 Краткая характеристика предприятия 15

2.2 Основные виды планов ОАО СКК «Тинаки»и их применение в     практике управления предприятием 

Заключение 25

Список использованных источников 27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Процесс управления имеет четыре взаимосвязанные  функции планирование, организация, мотивация и контроль.

Планирование-это  одна из основных функций управления. Руководство любого предприятия  ощущает необходимость выбора. Оно  должно осуществить выбор оптимальной  цены реализации, величины объема продукции, принимать решения в области  кредитной и инвестиционной продукции, и многое другое. Чтобы обеспечить возможность принятия экономически обоснованных решений, на предприятии  производятся и анализируются расчеты альтернативных предложений и описываются ожидаемые результаты экономической деятельности. Правда руководители многих предприятий склонны считать, что не стоит тратить время на так называемое «формальное» планирование (т.е. подробно фиксировать на бумаге всю схему действий), поскольку экономическая ситуация так быстро меняется, что приходиться постоянно вносить изменения и дополнения в первоначальную схему действий.

Однако  ученые, а также руководители крупных предприятий относят планирование к деятельности высшего порядка и считают, что формальное планирование предоставляет немало выгод:

- помогает  руководству предприятия мыслить  перспективно;

- способствует  четкой координации предпринимаемых  предприятием усилий;

- демонстрирует  взаимосвязь обязанностей всех  должностных лиц;

Планирование  хорошо работает в условиях стабильной, четкой, формализуемой и прогнозированной среды. В этом случае планирование позволяет заранее предвидеть все основные наступающие события и вовремя принять все полезные меры, включая эффективное размещение и использование ресурсов.

Однако  планирование может использоваться не только в условиях стабильной, четкой, формализуемой и предсказуемой  среды, но и в условиях турбулентной, нечеткой и плохо прогнозируемой среды.

Вышеперечисленные факты обусловили актуальность исследования поставленной проблемы.

Объектом  исследования работы является ОАО СКК  «Тинаки».

Предметом является основные виды планов ОАО  СКК «Тинаки».

Целью курсовой работы является всестороннее и полное рассмотрение вопроса планирования как главной функции управления и реализации данной функции в  деятельности современной корпорации.

Достижения  поставленной цели предусматривает  постановку следующих задач:

- анализ  планирования как главной функции  управления;

- исследование функции планирования на исследуемом предприятии;

- рассмотрение  основных видов планов в ОАО  СКК «Тинаки»

Теоретико-методологическую базу работы составляют труды отечественных  и зарубежных ученых по выше обозначенной тематике.

Эмпирическую  базу исследования составляют материалы  ресурсов интернет, внутренние документы  исследуемого предприятия.

Структура курсовой работы обусловлена целью  и задачами исследования и включает в себя: введение, два раздела (первый раздел-«Планирование как главная функция управления» второй раздел – «Реализация функции планирования в деятельности современной корпорации ОАО СКК «Тинаки»), заключение, список использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ГЛАВНАЯ ФУНКЦИЯ  УПРАВЛЕНИЯ

1.1 Предмет, задачи и принципы планирования

 

Методология, методика и технология плановой деятельности на предприятиях в наиболее полной мере определяют в целом предмет  планирования.

Общим или  итоговым предметом плановой деятельности на предприятиях служат проекты планов, которые носят различные названия: комплексный план, заказ-наряд, бизнес-план и другие.

К задачам  планирования как к процессу практической деятельности относятся:

- формулирование  состава предстоящих плановых  проблем, определение системы  ожидаемых опасностей или предполагаемых  возможностей развития предприятия;

- обоснование  выдвигаемых стратегий, целей  и задач, которые планирует  осуществить предприятие в предстоящий  период, проектирование желаемого  будущего организации;

- планирование  основных средств достижения  поставленных целей и задач,  выбор или создание необходимых  средств для приближения к желаемому будущему;

- определение  потребности ресурсов, планирование  объемов и структуры необходимых  ресурсов и сроков их поступления;

- проектирование  внедрения разработанных планов  и контроль за их выполнением.

В планировании обоснование принимаемых решений  и прогноз ожидаемых результатов  опираются на теоретические положения  и принципы, а также практические данные и факты. Теория планирования использует такое предположение, что  каждое предприятие будет стремиться к повышению совокупной прибыли, обоснованию планов предприятия  по выбору вида выпускаемой продукции, набору требуемой рабочей силы, закупках необходимых ресурсов для организации производства определенного количества товаров и получению максимальной прибыли.

В изучении экономического поведения производителей и потребителей находят свое применение два взаимосвязанных метода научных  исследований. Первый называется индуктивным  и предполагает создание экономических  теорий и принципов на основе сбора  и анализа фактов. Второй - дедуктивный, или гипотетический, он означает формирование новых экономических принципов, положений, начиная с уровня теории, которая затем с помощью фактов подтверждается или опровергается. В рыночном планировании дедукция и  индукция – не противостоящие, а  взаимодополняющие методы экономических  исследований, которые являются ориентиром при сборе и систематизации эмпирических данных. Следовательно, современные  экономическая теория и научные  методы исследования, прежде всего анализ и синтез, служат фундаментом планирования на предприятии и перспективного прогнозирования развития предприятий [1, с.215].

Плановая  научная и практическая деятельность на предприятиях тесно связана с  экономическими целями и действиями и естественно со многими учебными дисциплинами цикла подготовки экономистов-менеджеров. Это, прежде всего, такие дисциплины, как маркетинг, менеджмент, экономика  предприятия, организация производства, нормирование труда, технология отрасли, управление затратами, бухгалтерский  учет, статистика и другие.

Конечным  результатом планирования является ожидаемый экономический эффект, определяющий в общем виде степень  достижения заданных плановых показателей, социально-экономических и других целей. Сравнение планируемого и  фактического эффекта является основанием для оценки достигнутых конечных результатов, но и степени научной  разработанности применяемых методов планирования на предприятии

[2 ,с.178].

Определяющим  содержание и результаты действия плановых служб является использование принципов  планирования. К числу основных из них относятся системность, участие, непрерывность, гибкость, эффективность.

Принцип системности предполагает, что планирование на  предприятии должно носить системный  характер. Предприятие – это сложная, многоуровневая социально-экономическая  система. В каждой из подсистем осуществляется функция планирования. Принцип системности  планирования реализуется по вертикали  путем интеграции и дифференциации, а по горизонтали - путем координации  планов структурных подразделений  предприятия.

Принцип участия тесно связен с принципом  системности. Он предполагает, что каждый работник предприятия должен быть в  той или иной мере участником плановой деятельности. Конечно, привлекать рабочего к составлению стратегического  плана неразумно (конкретный процесс  планирования должен охватывать тех, кого он непосредственно касается). Очень  важно привлечь линейных руководителей  высшего уровня к разработке стратегического  плана. Работники плановых служб  должны работать в тесном контакте с линейными руководителями. Рабочих  же нужно привлечь к планированию на уровне участка. Решающая роль здесь  принадлежит мастеру. Реализация принципа участия дает следующие результаты:

- каждый  из работников предприятия (подразделения)  получает более глубокое понимание  деятельности предприятия (подразделения);

- личное  участие работников в процессе  планирования приводит к тому, что планы предприятия (подразделения)  становятся личными планами работающих, а их реализация приносит личное  удовлетворение;

- работников  предприятия, занимаясь планированием,  развивают себя как личности.

Принцип непрерывности заключается в  том, что процесс  планирования на предприятии должен осуществляться постоянно, а разработанные планы непрерывно приходить на смену друг другу, перекрывать друг друга. Это обусловлено неопределенностью внутренней и внешней среды, сменой условий существования, и как следствие происходит корректировка планов. Изменяются не только условия, но и представление об условиях и возможностях предприятия.

Принцип гибкости связан с принципом непрерывности. Состоит в придании планам способности  менять свои параметры, поэтому в  планах обычно предусматриваются резервы. Эти резервы должны быть оптимальными, иначе затраты могут оказаться  настолько высокими, что гибкость плана и связанные с ней  преимущества не окупятся. Резервы  обычно создаются в мощностях.

Принцип эффективности заключается в  том, что затраты на планирование не должны превышать эффект от его  применения, т.е. планы должны быть конкретизированы и детализированы настолько, насколько  это необходимо для управления при  наличии соответствующей плановой службы (ее содержание также требует  средств).

Таким образом, было представлено пять основных принципов  планирования и в чем они заключаются. Планирование опирается на теоретические  положения и принципы, а также  практические данные и факты.

 

1.2 Роль  и место планирования в управлении  предприятием.

 

Прежде  чем начать какое-либо дело, человек  должен тщательно продумать, что  именно, к какому сроку, какими способами  и с помощью каких средств  он должен сделать. В противном случае его намерения могут оказаться  невыполненными. Следовательно, первой и основополагающей стадией управления любым видом целесообразной деятельности всегда является процесс постановки цели и нахождения способов ее выполнения. Именно к стадии постановки цели можно  отнести предвидение, прогнозирование, планирование. Конечным результатом этой стадии является построение идеальной модели хода производственного процесса, направленного на достижение главной цели предприятия  [3, с.248]

Процесс управления предприятием  складывается из многих функций. В их число входят планирование и прогнозирование; организация; координация и регулирование; учет, контроль и анализ; активизация и  стимулирование. Каждая функция характеризуется  присущим ей технологическим способом воздействия на управляемый объект [4, с.56]

Функции управления всегда направлены на достижение целей управления. Поскольку цель управления формируется в рамках функции «планирование – прогнозирование», можно сказать, что данная функция  в системе управления предприятием является центральной. Функции управления в своей основе объективны и являются формами реализации управленческих отношений, через которые, в свою очередь, реализуются требования экономических  законов развития производства.

Функция планирования служит основой для  принятия управленческих решений и  представляет собой управленческую деятельность, которая предусматривает  выработку целей и задач управления производством, а также определение  путей реализации планов для достижения поставленных целей.

 Прогнозирование  в управленческом цикле предшествует  планированию и ставит своей  задачей научное предвидение  развития производства, а также  поиск решений, которые обеспечивают  развитие производства в оптимальном  режиме. Поскольку прогнозирование  всегда предшествует планированию, его можно рассматривать как  подфункцию планирования.

В системе  управления выделяют конкретные функции, которые учитывают влияние на них объекта управления, что находит  свое отражение в объекте и  предмете планирования.

Информация о работе Планирование как главная функция управления