Парламент Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 17:08, реферат

Описание работы

парламент РБ

Содержание

Введени…………………………………………………………...….…...3
1 Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь –представительный и законодательный орган…………………..…..4
2 Законодательный процесс и его стадии………………..………....12
Заключение……………………………………………………..……....21
Список использованных источников…………………………….....22

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 34.95 Кб (Скачать)

     Обсуждение  законопроекта осуществляется в  соответствии с регламентом законодательного органа и проходит, как правило, в  несколько этапов – чтений. В  ходе первого чтения проводится тщательный анализ проекта, вносятся дополнения, замечания, поправки. При повторном  выносе законопроекта на обсуждение в палаты парламента – второе чтение, он может быть принят, или же вновь  отклонен и отправлен на доработку.

     Следует отметить, что вопросам законодательной  инициативы в Республике Беларусь регулируют помимо Конституции РБ еще ряд  нормативных актов, таких как  Указ Президента РБ №99 от 4.03.1998 г. «О некоторых  вопросах законопроектной деятельности в Республике Беларусь»; Закон Республики Беларусь №361-з от 10.01.2000 г. «О нормативных  правовых актах Республики Беларусь», которые определяют понятие и  виды нормативных правовых актов  Республики Беларусь, устанавливают  общий порядок их подготовки, оформления, принятия (издания), опубликования, действия, толкования (разъяснения) и систематизации [4, 5].

     Следующей стадией законодательного процесса является официальное принятие проекта. Проект закона принимается путем  голосования, порядок проведения которого определен регламентом законодательного органа.

     В Республике Беларусь палаты Парламента выработали и своими постановлениями  утвердили регламент своей работы. Так, Постановлением Палаты представителей Национального Собрания РБ №415-П/III от 4 декабря 1997 г. утвержден регламент  Палаты представителей Национального  Собрания РБ, аналогичным постановлением Совета Республики Парламента РБ №278-СР/IV от 2 апреля 1998 г. утвержден регламент  работы верхней палаты парламента [6].

     Статья 100 Конституции РБ гласит, что любой  законопроект, если иное не предусмотрено  Конституцией, вначале рассматривается  в Палате представителей, а затем  в Совете Республики.

     Законопроект, за исключением случаев, предусмотренных  Конституцией, становится законом после  принятия Палатой представителей и  одобрения Советом Республики большинством голосов от полного состава каждой палаты.

     Принятые  Палатой представителей законопроекты  в течение пяти дней передаются на рассмотрение в Совет Республики, где могут рассматриваться не более двадцати дней, если иное не предусмотрено  Конституцией.

     Закон считается одобренным Советом Республики, если за него проголосовало большинство  от полного состава Совета Республики, либо если в течение двадцати дней, а при объявлении законопроекта срочным – десяти дней со дня внесения он не был рассмотрен Советом Республики. В случае отклонения законопроекта Советом Республики палаты могут создать согласительную комиссию, формируемую на паритетной основе, для преодоления возникших разногласий. Текст законопроекта, выработанный согласительной комиссией, представляется на одобрение обеих палат.

     Если  согласительной комиссией не принят согласованный текст законопроекта, Президент либо по его поручению  Правительство могут потребовать, чтобы Палата представителей приняла  окончательное решение.

     Закон считается принятым Палатой представителей при условии, что за него проголосовало  не менее двух третей от полного  состава Палаты представителей.

     Закон, принятый Палатой представителей и  одобренный Советом Республики, либо принятый Палатой представителей в  порядке, предусмотренном настоящей  статьей, представляется в десятидневный  срок Президенту на подпись. Если Президент  согласен с текстом закона, он его  подписывает. Если Президент не возвращает какой-либо закон на протяжении двух недель после того, как он был  ему представлен, закон считается  подписанным. Закон не считается  подписанным и не вступает в силу, если он не мог быть возвращен в  Парламент в связи с окончанием сессии.

     При несогласии с текстом закона Президент  возвращает его со своими возражениями в Палату представителей, которая  должна рассмотреть закон с возражениями Президента не позднее тридцати дней. Если закон будет принят Палатой  представителей большинством не менее  двух третей голосов от полного состава, он вместе с возражениями Президента в пятидневный срок направляется в Совет Республики, который также  должен рассмотреть его повторно не позднее двадцати дней.

     Закон считается принятым, если он одобрен  большинством не менее двух третей голосов от полного состава Совета Республики. Закон после преодоления  Палатой представителей и Советом  Республики возражений Президента подписывается Президентом в пятидневный срок. Закон вступает в силу и в том случае, если он не будет подписан Президентом в этот срок.

     В таком же порядке палатами рассматриваются  возражения Президента на отдельные  положения закона, которые возвращаются для повторного голосования. В этом случае до вынесения соответствующего решения Палатой представителей и Советом Республики закон подписывается  Президентом и вступает в силу, за исключением тех положений, относительно которых имеются возражения Президента [7, с. 121].

     Следует отметить, что ст. 101 Конституции  РБ уполномочивает Палату представителей и Совет Республики законом, принятым большинством голосов от полного  состава палат, по предложению Президента делегировать ему законодательные  полномочия на издание декретов, имеющих  силу закона. Этот закон должен определять предмет регулирования и срок полномочий Президента на издание декретов.

     Не  допускается делегирование полномочий Президенту на издание декретов, предусматривающих  изменение и дополнение Конституции, ее толкование; изменение и дополнение программных законов; утверждение  республиканского бюджета и отчета о его исполнении; изменение порядка  выборов Президента и Парламента; ограничение конституционных прав и свобод граждан. Закон о делегировании  законодательных полномочий Президенту не может разрешать ему изменение  этого закона, а также предоставлять  право принимать нормы, имеющие  обратную силу.

     Такие полномочия Президенту РБ определены в Законе Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь» №52-з от 7 июля 1997 года, который на основе и во исполнение Конституции Республики Беларусь устанавливает  правовой статус и полномочия Президента Республики Беларусь, гарантии и порядок  их осуществления.

     В силу особой необходимости Президент  по своей инициативе либо по предложению  Правительства может издавать временные  декреты, имеющие силу закона. Если такие декреты издаются по предложению  Правительства, они скрепляются подписью Премьер-министра. Временные декреты должны быть в трехдневный срок представлены для последующего рассмотрения Палатой представителей, а затем Советом Республики. Эти декреты сохраняют силу, если они не отменены большинством не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат. Палаты могут регулировать законом отношения, возникшие на основе декретов, которые отменены.

     Заключительной  стадией законодательного процесса является опубликование закона и  введение его в действие.

     Опубликование – это помещение нормативно-правового  акта в определенном печатном издании, на которое можно официально ссылаться. Такие издания определены специальными актами, в частности в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь, утвержденного указом Президента РБ №369 от 20 июля 1998 г., а также Декретом Президента РБ №22 от 10 декабря 1998 г. «Об  утверждении положения об официальном  опубликовании и вступлении в  силу правовых актов Республики Беларусь».

     Статьей 4 положения определено, что официальным  опубликованием является доведение  правовых актов до всеобщего сведения путем воспроизведения их текстов  в полном соответствии с подписанными подлинниками в следующих официальных  изданиях:

     - издании Национального реестра  правовых актов Республики Беларусь;

     - газете «Советская Белоруссия»  (декреты, указы, распоряжения  Президента Республики Беларусь, международные договоры, которые  не подлежат ратификации и  вступили в силу для Республики  Беларусь, постановления пленумов  Верховного Суда и Высшего  Хозяйственного Суда);

     - газете «Звезда» (законы Республики  Беларусь, постановления Палаты  представителей и Совета Республики  Национального собрания Республики  Беларусь, ратифицированные международные  договоры, решения Конституционного  Суда (на белорусском языке);

     - «Народной газете» (законы Республики  Беларусь, постановления Палаты  представителей и Совета Республики  Национального собрания Республики Беларусь, ратифицированные международные договоры, решения Конституционного Суда (на русском языке);

     - газете «Рэспублiка» (постановления  Совета Министров Республики  Беларусь, распоряжения Премьер-министра  Республики Беларусь, правовые акты  республиканских органов государственного  управления);

     - периодических печатных изданиях, определяемых в соответствии  с законодательством Республики  Беларусь областными и Минским  городским Советами депутатов,  областными и Минским городским  исполнительными комитетами (правовые  акты этих органов) [6].

     Сроки введения закона в действие, как  правило, определяются в последней  статье закона. В некоторых случаях, например законы принятые Национальным Собранием, подлежат немедленному опубликованию  и вступают в силу через 10 дней после  опубликования, если в самом законе не установлен иной срок.

 

     

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

         В реферате был рассмотрен  один  из  органов   государственной власти - Парламент. Современный парламент является высшим органом народного представительства,   который   выражает   суверенную   волю    народа.   Он регламентирует   важнейшие общественные  отношения.  Для этого он  издает законы и другие  нормативные акты. Так как  Парламент   является  представительным  органом,   он  должен выражать  интересы  различных  социальных  и  политических  сил  и  находить компромиссы  между ними.

Характеризуя  Парламент в РБ, следует выделять 3 обстоятельства:

     * специфическим свойством Парламента  является  и  определение   его  как общенационального  представительного органа;

      * характеристика Национального  Собрания –  он  является  законодательным органом.

       Конституционные  органы  подтверждают  вывод  о  том,  что   Национальное Собрание  является  единым  в  РБ  законодательным   органом,   исключение составляет, предоставление  Конституцией  РБ  права  Президенту  издавать  декреты, имеющие силу закона. Согласно Конституции  РБ, Национальное  Собрание  является  постоянно  действующим  органом,   поэтому   первостепенное   значение   приобретает правильная и чёткая организация  деятельности  самого  Парламента  и  его палат в отдельности. Вопрос об организации и деятельности  Национального Собрания и  каждой из  его   палат   рассматривается   самой   Конституцией   РБ   и детально конкретизируется в регламенте палат Национального Собрания. Важной  существенной  функцией  Парламента  является  законодательный процесс, осуществление  представительства.  Только  этому представительному органу дано право законодательствовать. 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

1. Конституция  Республики Беларусь 1994 г., с изменениями  и дополнениями принятыми на  республиканском референдуме 24 ноября 1996 г.

2. Закон Республики Беларусь от 26.11.1996 г. «О порядке формирования Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь».

3. Декрет Президента Республики Беларусь №3 от 11.12.1996 г. «Об утверждении Положения о выборах членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь».

4. Указ Президента Республики Беларусь №99 от 4.03.1998 г. «О некоторых вопросах законопроектной деятельности в Республике Беларусь».

5. Закон Республики Беларусь №361-з от 10.01.2000 г. «О нормативных правовых актах Республики Беларусь».

6. Декрет Президента Республики Беларусь №22 от 10 декабря 1998 г. «Об утверждении положения об официальном опубликовании и вступлении в силу правовых актов Республики Беларусь».

7. Кунцевич К.Н., Конституционное право Республики Беларусь, Мн., 2000 г. 
 

Информация о работе Парламент Республики Беларусь