Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 17:08, реферат
парламент РБ
Введени…………………………………………………………...….…...3
1 Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь –представительный и законодательный орган…………………..…..4
2 Законодательный процесс и его стадии………………..………....12
Заключение……………………………………………………..……....21
Список использованных источников…………………………….....22
СОДЕРЖАНИЕ
Введени………………………………………………………….
1 Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь –представительный и законодательный орган…………………..…..4
2 Законодательный процесс и его стадии………………..………....12
Заключение……………………………………………………
Список
использованных источников…………………………….....22
ВВЕДЕНИЕ
Наука
конституционного права определяет
Парламент как коллегиальный
представительный орган государственной
власти. Сам термин «парламент» происходит
от французского корня «parler», в переводе
на русский язык означающего «говорить».
Отсюда происходит и английское слово
«parliament», давшее название законодательным
органам многих государств, в том
числе и Республики Беларусь. Современный
парламент, по принятой в современном
конституционном праве
Парламент
в современном обществе имеет
большое значение, так как он стоит
между правительством и народом
и в силу своего положения является
выразителем идеи общественного
компромисса, призван представлять
и защищать интересы представителей
всего общества, различных политических
сил. Данная работа имеет своей целью
рассмотреть и уяснить роль и
место Парламента Республики Беларусь
в системе государственных
1
ПАРЛАМЕНТ – НАЦИОНАЛЬНОЕ
СОБРАНИЕ РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ – ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ
И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ
ОРГАН
Принципиально
важное значение для уяснения роли
и места Парламента в государстве
имеет само определение этого
государственного органа власти, принятое
в основном законе государства –
Конституции Республики Беларусь. Согласно
статье 90 IV раздела, 4 главы Конституции
РБ, Парламент – Национальное собрание
Республики Беларусь является представительным
и законодательным органом
Таким образом, в основном законе государства заложено, во-первых, двойное название: Парламент – Национальное собрание РБ, во-вторых, определен его общественный статус и его положение в системе государственной власти, и в-третьих – определена его структура. Таким образом, характеризуя Парламент как орган государственной власти, можно выделить его основные обобщенные характеристики:
-
Парламент – Национальное
-
Парламент – представительный
орган – означает что-либо
весь Парламент, либо его
-
Парламент – это
Концепция
парламента, как народного
-
народное представительство
-
народ, как источник власти
и носитель суверенитета
- народ избирает в парламент своих представителей;
-
член парламента является
Исходя
из этих положений следует вывод,
что Парламент знает волю народа
и выражает ее в законах, т.о. будет
верен тезис, что воля Парламента
есть воля народа. На практике, естественно
все обстоит гораздо сложнее,
поскольку в большинстве
В целом, в Конституции Республики Беларусь, Парламенту посвящена 4 глава «Парламент – Национальное собрание» IV раздела Конституции, который называется «Президент, Парламент, Правительство, Суд».
Частью
второй ст. 90 Конституции РБ определена
структура Национального
Необходимо отметить, что мировая практика знает две группы парламентов в зависимости от структуры: однопалатный и двухпалатный.
В двухпалатном Парламенте, согласно конституционной теории, одна из палат представляет народ, а вторая – депутатов, избираемых по принципу представительства территорий, либо иных субъектов конституционного права. Деление парламента на две палаты служит избирателям защитой от их же собственных заблуждений, препятствует превращению законодательного органа в «служанку толпы». Таким образом, преимущество двухпалатного Парламента состоит в том, что вторая палата удерживает нижнюю, от поспешных решений, обеспечивая реальное действие системы «сдержек и противовесов».
В
традиционной концепции конституционного
права, принятие двухпалатной структуры
парламента в большинстве случаев
объясняется федеральным
В
свою очередь, в теории конституционного
права различают две основные
разновидности двухпалатной системы:
система слабой верхней палаты и
система сильной верхней
При системе слабой верхней палаты, она может лишь отсрочить принятие парламентского решения, с которым она не согласна. При системе сильной верхней палаты, без ее согласия ни одно решение парламента не может быть принято.
Таким
образом, Национальное собрание Республики
Беларусь можно охарактеризовать как
двухпалатный Парламент с сильной
верхней палатой, формируемой по
принципу территориальной
В
структуру Парламента входят его
руководящие органы – председатели
палат, а также коллегиальные
органы палат, имеющие процедурные,
координационные и
В структуре Парламента имеются также вспомогательные службы, например аппарат Парламента, предназначенный для обслуживания по специальным вопросам консультативного порядка, архив, служба охраны, служба хозяйственного обеспечения и т.п.
Порядок формирования руководящих органов палат Парламента определен в ст. 96 Конституции РБ, в которой сказано, что Палата представителей избирает из своего состава Председателя Палаты представителей и его заместителя. Совет Республики избирает из своего состава Председателя Совета Республики и его заместителя.
Этой же статьей Конституции определены основные обязанности председателей палат. Председатели Палаты представителей и Совета Республики, их заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком палат.
В
конституционном праве
Статьей 91 Конституции РБ определяется состав и порядок формирования Палаты представителей и Совета Республики. Так, состав Палаты представителей – 110 депутатов и их избрание осуществляется в соответствии с законом на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.
Совет
Республики является палатой территориального
представительства и
Порядок выборов в палаты Парламента регулируется на основе конституции другими законами. В Республике Беларусь выборы в Палату представителей проводятся в соответствии с законом РБ от 26.11.1996 г. «О порядке формирования Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь». Выборы с Совет республики проходят в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь №3 от 11.12.1996 г. утверждающим «Положение о выборах членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь». В соответствии с законодательством РБ, указом Президента назначаются даты проведения выборов в Парламент республики. К примеру, в 2000 г. Президентом РБ изданы указы №492 от 11.09.2000 г. и №384 от 13.07.2000 г. о назначении выборов в Палату представителей и Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь второго созыва.
Выборная
система формирования Парламента Республики
Беларусь обеспечивает необходимые
условия в рамках обеспечения
народного представительства
Статьей 92 Конституции РБ определено, что Депутатом Палаты представителей может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года. Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, города Минска не менее пяти лет.
Четвертой частью этой же статьи, в Конституции закрепляется принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, в которой говорится, что не допускается совмещение обязанностей депутата Палаты представителей, члена Совета Республики с одновременным занятием должности Президента либо судьи.