Парламент Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 17:08, реферат

Описание работы

парламент РБ

Содержание

Введени…………………………………………………………...….…...3
1 Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь –представительный и законодательный орган…………………..…..4
2 Законодательный процесс и его стадии………………..………....12
Заключение……………………………………………………..……....21
Список использованных источников…………………………….....22

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 34.95 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СОДЕРЖАНИЕ 

Введени…………………………………………………………...….…...3

1 Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь –представительный и законодательный орган…………………..…..4

2 Законодательный  процесс и его  стадии………………..………....12

Заключение……………………………………………………..……....21

Список  использованных источников…………………………….....22 

 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Наука конституционного права определяет Парламент как коллегиальный  представительный орган государственной  власти. Сам термин «парламент» происходит от французского корня «parler», в переводе на русский язык означающего «говорить». Отсюда происходит и английское слово  «parliament», давшее название законодательным  органам многих государств, в том  числе и Республики Беларусь. Современный  парламент, по принятой в современном  конституционном праве концепции, представляет собой высший орган  народного представительства, выражающий суверенную волю народа. Парламент  призван регулировать важнейшие  общественные отношения главным  образом путем принятия законов, а также осуществлять контроль над  деятельностью органов исполнительной власти и должностных лиц. История  развития и становления государственности  свидетельствует о том, что роль Парламента в обществе в отдельные  периоды увеличивается. Это подтверждает история тех стран, где принцип  конституционной независимости  исполнительной и законодательной  властей проводится наиболее последовательно. Однако на практике в ряде стран  используется концепция «рационализированного  парламентаризма», предусматривающая  ограничение роли Парламента и передачу части законодательных полномочий исполнительной власти, например президенту.

     Парламент в современном обществе имеет  большое значение, так как он стоит  между правительством и народом  и в силу своего положения является выразителем идеи общественного  компромисса, призван представлять и защищать интересы представителей всего общества, различных политических сил. Данная работа имеет своей целью  рассмотреть и уяснить роль и  место Парламента Республики Беларусь в системе государственных органов, его состав и правовой статус согласно Конституции РБ, изучить порядок  и стадии законотворческого процесса, а также рассмотреть полномочия его депутатов.

 

     1 ПАРЛАМЕНТ – НАЦИОНАЛЬНОЕ  СОБРАНИЕ РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ – ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ  И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ  ОРГАН 

     Принципиально важное значение для уяснения роли и места Парламента в государстве  имеет само определение этого  государственного органа власти, принятое в основном законе государства –  Конституции Республики Беларусь. Согласно статье 90 IV раздела, 4 главы Конституции  РБ, Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом Республики Беларусь. Парламент состоит из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики [1, ст.90].

     Таким образом, в основном законе государства  заложено, во-первых, двойное название: Парламент – Национальное собрание РБ, во-вторых, определен его общественный статус и его положение в системе  государственной власти, и в-третьих  – определена его структура. Таким  образом, характеризуя Парламент как  орган государственной власти, можно  выделить его основные обобщенные характеристики:

     - Парламент – Национальное собрание  – это собрание государственных  деятелей, которые принимают только  коллегиальные решения и несут  за них коллективную ответственность.  Т.к. Парламент в конституционном  праве Республики Беларусь рассматривается  как выразитель воли и интересов  всего народа, поэтому для его  характеристики использован термин  «национальное собрание».

     - Парламент – представительный  орган – означает что-либо  весь Парламент, либо его часть  представляют интересы народа  в целом и наделены доверием  избирателей.

     - Парламент – это общегосударственный  орган, главная функция которого  в системе разделения властей  заключается в осуществлении  законодательной власти.

     Концепция парламента, как народного представительства  включает в себя следующие положения:

     - народное представительство учреждается  конституцией;

     - народ, как источник власти  и носитель суверенитета уполномочивает  парламент осуществлять от его  имени законодательную власть;

     - народ избирает в парламент  своих представителей;

     - член парламента является представителем  всей нации, а не только тех,  кто его избрал. Он не зависит  от избирателей и не может  быть ими отозван. 

     Исходя  из этих положений следует вывод, что Парламент знает волю народа и выражает ее в законах, т.о. будет  верен тезис, что воля Парламента есть воля народа. На практике, естественно  все обстоит гораздо сложнее, поскольку в большинстве демократических  стран, как правило, парламентские  выборы монополизированы политическими  партиями и общественными объединениями.

     В целом, в Конституции Республики Беларусь, Парламенту посвящена 4 глава  «Парламент – Национальное собрание» IV раздела Конституции, который называется «Президент, Парламент, Правительство, Суд».

     Частью  второй ст. 90 Конституции РБ определена структура Национального собрания, как двухпалатный Парламент, состоящий  из Палаты Представителей и Совета республики [1, ст.90].

     Необходимо  отметить, что мировая практика знает  две группы парламентов в зависимости  от структуры: однопалатный и двухпалатный.

     В двухпалатном Парламенте, согласно конституционной  теории, одна из палат представляет народ, а вторая – депутатов, избираемых по принципу представительства территорий, либо иных субъектов конституционного права. Деление парламента на две  палаты служит избирателям защитой  от их же собственных заблуждений, препятствует превращению законодательного органа в «служанку толпы». Таким образом, преимущество двухпалатного Парламента состоит в том, что вторая палата удерживает нижнюю, от поспешных решений, обеспечивая реальное действие системы «сдержек и противовесов».

     В традиционной концепции конституционного права, принятие двухпалатной структуры  парламента в большинстве случаев  объясняется федеральным устройством  государства, к примеру, Российская Федерация. Однако в некоторых государствах, таких как РБ, Казахстан и др., двухпалатная структура парламента не связана с вопросами государственного устройства и в большей мере определяется, вероятно, особенностями политического  режима. Вместе с тем, конституционное  закрепление двухпалатной структуры  белорусского парламента можно объяснить  прогрессивностью данной формы парламентаризма.

     В свою очередь, в теории конституционного права различают две основные разновидности двухпалатной системы: система слабой верхней палаты и  система сильной верхней палаты.

     При системе слабой верхней палаты, она  может лишь отсрочить принятие парламентского решения, с которым она не согласна. При системе сильной верхней  палаты, без ее согласия ни одно решение  парламента не может быть принято.

     Таким образом, Национальное собрание Республики Беларусь можно охарактеризовать как  двухпалатный Парламент с сильной  верхней палатой, формируемой по принципу территориальной представительности, что закреплено в ч. 2 ст. 91 Конституции  РБ.

     В структуру Парламента входят его  руководящие органы – председатели палат, а также коллегиальные  органы палат, имеющие процедурные, координационные и административные права. В Парламенте действуют комиссии и комитеты, работающие на постоянной основе. Эти органы не имеют полномочий решающего характера, их задача состоит  в подготовке решений парламента, ведении законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению  палат.

     В структуре Парламента имеются также  вспомогательные службы, например аппарат  Парламента, предназначенный для  обслуживания по специальным вопросам консультативного порядка, архив, служба охраны, служба хозяйственного обеспечения  и т.п.

     Порядок формирования руководящих органов  палат Парламента определен в  ст. 96 Конституции РБ, в которой  сказано, что Палата представителей избирает из своего состава Председателя Палаты представителей и его заместителя. Совет Республики избирает из своего состава Председателя Совета Республики и его заместителя.

     Этой  же статьей Конституции определены основные обязанности председателей  палат. Председатели Палаты представителей и Совета Республики, их заместители  ведут заседания и ведают внутренним распорядком палат.

     В конституционном праве современных  государств, как правило, нижние палаты, в частности в РБ – Палата представителей, формируются путем всеобщих и  прямых выборов, со сроком полномочий 4-5 лет, с полным одновременным обновлением  депутатского корпуса, что не является исключением для Республики Беларусь. Статья 93 Конституции четко определяет срок полномочий Парламента – четыре года. Что касается верхней палаты, в РБ – Совет республики, то в  мировой практике известны различные  способы формирования, но в большинстве  случаев в него положен принцип  выборности.

     Статьей 91 Конституции РБ определяется состав и порядок формирования Палаты представителей и Совета Республики. Так, состав Палаты представителей – 110 депутатов и  их избрание осуществляется в соответствии с законом на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права  при тайном голосовании.

     Совет Республики является палатой территориального представительства и комплектуется  путем проведения тайного голосования  депутатов местных Советов депутатов  от каждой области и города Минска, на которых выбираются по восемь членов Совета Республики. Еще восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь. Таким образом, Совет Республики Национального собрания РБ состоит из 64 депутатов.

     Порядок выборов в палаты Парламента регулируется на основе конституции другими законами. В Республике Беларусь выборы в Палату представителей проводятся в соответствии с законом РБ от 26.11.1996 г. «О порядке  формирования Палаты представителей Национального  собрания Республики Беларусь». Выборы с Совет республики проходят в  соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь №3 от 11.12.1996 г. утверждающим «Положение о выборах членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь». В соответствии с законодательством РБ, указом Президента назначаются даты проведения выборов  в Парламент республики. К примеру, в 2000 г. Президентом РБ изданы указы  №492 от 11.09.2000 г. и №384 от 13.07.2000 г. о  назначении выборов в Палату представителей и Совет Республики Национального  собрания Республики Беларусь второго  созыва.

     Выборная  система формирования Парламента Республики Беларусь обеспечивает необходимые  условия в рамках обеспечения  народного представительства основного  органа законодательной власти в РБ [2,3].

     Статьей 92 Конституции РБ определено, что  Депутатом Палаты представителей может  быть гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года. Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживший  на территории соответствующей области, города Минска не менее пяти лет.

     Четвертой частью этой же статьи, в Конституции  закрепляется принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, в которой говорится, что не допускается  совмещение обязанностей депутата Палаты представителей, члена Совета Республики с одновременным занятием должности  Президента либо судьи.

Информация о работе Парламент Республики Беларусь