Парламент Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 17:08, реферат

Описание работы

парламент РБ

Содержание

Введени…………………………………………………………...….…...3
1 Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь –представительный и законодательный орган…………………..…..4
2 Законодательный процесс и его стадии………………..………....12
Заключение……………………………………………………..……....21
Список использованных источников…………………………….....22

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 34.95 Кб (Скачать)

     Законодательные полномочия палат Парламента Республики Беларусь определены в 97 и 98 статьях Конституции РБ [1 ст,97].

     Статья 97 наделяет Палату представителей следующими полномочиями:

     1) рассматривает по предложению  Президента либо по инициативе  не менее 150 тысяч граждан Республики  Беларусь, обладающих избирательным  правом, проекты законов о внесении  изменений и дополнений в Конституцию,  о толковании Конституции;

     2) рассматривает проекты законов,  в том числе об утверждении  основных направлений внутренней  и внешней политики Республики  Беларусь; военной доктрины; ратификации  и денонсации международных договоров;  об основном содержании и принципах  осуществления прав, свобод и  обязанностей граждан; о гражданстве,  статусе иностранцев и лиц  без гражданства; о правах национальных  меньшинств; об утверждении республиканского  бюджета и отчета о его исполнении; установлении республиканских налогов  и сборов; о принципах осуществления  отношений собственности; об основах  социальной защиты; о принципах  регулирования труда и занятости;  о браке, семье, детстве, материнстве,  отцовстве, воспитании, образовании,  культуре и здравоохранении; об  охране окружающей среды и  рациональном использовании природных  ресурсов; об определении порядка  решения вопросов административно-территориального  устройства государства; о местном  самоуправлении; о судоустройстве, судопроизводстве и статусе судей;  об уголовной ответственности;  об амнистии; об объявлении войны  и о заключении мира; о правовом  режиме военного и чрезвычайного  положения; об установлении государственных  наград; о толковании законов;

     3) назначает выборы Президента;

     4) дает согласие Президенту на  назначение Премьер-министра;

     5) заслушивает доклад Премьер-министра  о программе деятельности Правительства  и одобряет или отклоняет программу;  повторное отклонение палатой  программы означает выражение  вотума недоверия Правительству;

     6) рассматривает по инициативе  Премьер-министра вопрос о доверии  Правительству;

     7) по инициативе не менее одной  трети от полного состава Палаты  представителей выражает вотум  недоверия Правительству; вопрос  об ответственности Правительства  не может быть поставлен в  течение года после одобрения  программы его деятельности;

     8) принимает отставку Президента;

     9) выдвигает большинством голосов  от полного состава Палаты  представителей обвинение против  Президента в совершении государственной  измены или иного тяжкого преступления; на основании соответствующего  решения Совета Республики принимает  большинством не менее двух  третей голосов от полного  состава решение о смещении  Президента с должности;

     10) отменяет распоряжения Председателя  Палаты представителей.

     Палата  представителей может принимать  решения по другим вопросам, если это  предусмотрено Конституцией.

     Статья 98 Конституции наделяет Совет Республики следующими законодательными полномочиями:

     1) одобряет или отклоняет принятые  Палатой представителей проекты  законов о внесении изменений  и дополнений в Конституцию;  о толковании Конституции; проекты  иных законов; 

     2) дает согласие на назначение  Президентом Председателя Конституционного  Суда, Председателя и судей Верховного  Суда, Председателя и судей Высшего  Хозяйственного Суда, Председателя  Центральной комиссии по выборам  и проведению республиканских  референдумов, Генерального прокурора,  Председателя и членов Правления  Национального банка;

     3) избирает шесть судей Конституционного  Суда;

     4) избирает шесть членов Центральной  комиссии Республики Беларусь  по выборам и проведению республиканских  референдумов;

     5) отменяет решения местных Советов  депутатов, не соответствующие  законодательству;

     6) принимает решение о роспуске  местного Совета депутатов в  случае систематического или  грубого нарушения им требований  законодательства и в иных  случаях, предусмотренных законом;

     7) рассматривает выдвинутое Палатой  представителей обвинение против  Президента в совершении государственной  измены или иного тяжкого преступления, принимает решение о его расследовании.  При наличии оснований большинством  не менее двух третей голосов  от полного состава принимает  решение о смещении Президента  с должности;

     8) рассматривает указы Президента  о введении чрезвычайного положения,  военного положения, полной или  частичной мобилизации и не  позднее чем в трехдневный  срок после их внесения принимает  соответствующее решение.

     Совет Республики может принимать решения  по другим вопросам, если это предусмотрено  Конституцией.

     парламент национальный собрание беларусь 
 

 

     2 ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ  ПРОЦЕСС И ЕГО  СТАДИИ 

     В традиционном конституционном праве, законодательная деятельность представляет собой реализацию полномочий депутатским  корпусом по принятию законов. Это главная  часть деятельности Парламента, занимающая наибольшее место в объеме его  полномочий, что подтверждается приведенными выше статьями Конституции РБ.

     Законодательный процесс в Республике Беларусь имеет  в своей основе идеологию законодательной  политики самостоятельного государства  с учетом опыта, накопленного в мировой  практике. Конституция РБ, создавая правовые гарантии продвижения государства  к рынку, свободному предпринимательству  и добросовестной конкуренции, в  то же время обеспечивает необходимый  в обществе социальный баланс, гарантируя права малоимущих слоев населения, стабильность в обществе. Именно поэтому  Парламент РБ в своей законодательной  деятельности уделяет большое внимание социальной политике государства, мерам  регулирования правовых и экономических  отношений в обществе, защите прав человека, обеспечению стабильных и  гармоничных межнациональных и  межрелигиозных отношений.

     Таким образом, народные депутаты своим ежедневным и кропотливым трудом создают  правовую базу независимого и демократического государства.

     В юридической науке понятие «законодательный процесс» применяется исключительно  в отношении процедуры принятия законов и рассматривается в  более узком смысле, чем понятие  «правотворческий процесс», который  осуществляется на принципах законности, демократизма, научной обоснованности и ряда других. Таким образом, законодательный  процесс должен не только соответствовать  предъявляемым требованиям к  правотворчеству, но и обеспечивать неукоснительное их соблюдение.

     Поскольку закон – это один из наиболее важных нормативно-правовых актов, на базе которого принимаются все другие акты, процедура его принятия строго регламентирована и должна последовательно соблюдаться. Стадии процесса принятия законов выделяются исходя из логической последовательности осуществления правотворческой деятельности и в обобщенном виде включают в себя:

     - принятие решения о подготовке  проекта акта;

     - подготовка (разработка) проекта; 

     - обсуждение и принятие нормативного  акта;

     - опубликование акта и введение  его в действие.

     Подготовка  и принятие любого нормативно-правового  акта осуществляется в рамках перечисленных  стадий. Содержание каждой из них определяется в основном особенностями нормативного акта, его видом, объемом, сложностью, характером регулируемых отношений  и т.п. Наиболее полно содержание всех стадий правотворческого процесса можно проследить на примере процедуры  принятия законов. Законотворчество является составной частью правотворчества  и в значительной степени обладает всеми признаками характерными для  этого процесса. Вместе с тем, разработка и принятие законов имеет отличительные  особенности, обусловленные местом и ролью законов в обществе.

     Порядок разработки, представления, обсуждения, введения в действие и опубликования  законодательных и иных нормативно-правовых актов регламентируются специальными законами и регламентами. Однако, основополагающие нормы законодательного процесса содержатся в Основном законе Конституции Республики Беларусь. Выделяют следующие четыре стадии законодательного процесса:

     1) законодательная инициатива

     2) обсуждение проекта закона

     3) официальное принятие проекта

     4) опубликование закона и введение  его в действие.

     Суть  стадии законодательной инициативы заключается в осуществлении  определенными субъектами предоставленного им права официального внесения в законодательный орган на его рассмотрение проектов законов. Право законодательной инициативы предполагает обязанность законодательного органа рассмотреть предложенные законопроект.

     В Конституции Республики Беларусь, в  статье 99 четко определены государственные  институты, обладающие законодательной  инициативой – это Президент, депутаты Палаты представителей, Совета Республики, Правительство, а также  граждане, обладающие избирательным  правом, в количестве не менее 50 тысяч  человек, реализующие свое законодательное  право в Палате представителей.

     Особенностью  регулирования законодательной  инициативы в Республике Беларусь является то, что Конституцией оговариваются  некоторые нюансы законотворческого  процесса. Так, законопроекты, следствием принятия которых может быть сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов, могут вноситься  в Палату представителей лишь с согласия Президента либо по его поручению  – Правительства.

     Одновременно, этой статьей Конституции РБ определен  порядок представления и рассмотрения срочных законопроектов.

     Президент либо по его поручению Правительство  имеют право вносить предложения  в Палату представителей и Совет  Республики об объявлении рассмотрения проекта закона срочным. Палата представителей и Совет Республики в этом случае должны рассмотреть данный проект в  течение десяти дней со дня внесения на их рассмотрение.

     По  требованию Президента либо, с его  согласия, Правительства Палата представителей, Совет Республики на своих заседаниях принимают решения, голосуя в  целом за весь внесенный Президентом  или Правительством проект или его  часть, сохранив лишь те поправки, которые  предложены или приняты Президентом  либо Правительством.

     На  стадии законодательной инициативы осуществляется огромная работа, связанная  с всесторонней предварительной  экспертной оценкой предложенного  проекта, отработкой его текста. Именно для проведения этой работы в Парламенте создаются комиссии, комитеты, рабочие группы, которые к своей работе привлекают высококвалифицированных специалистов, ученых и специалистов по профилю подготавливаемого законопроекта.

     В процессе оценочной проработки предложенного  проекта анализируется действующее  законодательство по затронутому вопросу, состояние практики его применения, возможные последствия после  вступления законопроекта в силу. Примером значимости данной стадии законодательного процесса можно привести 3-х летнее обсуждение поправок и дополнений к  вступившему в силу в 2000 году Кодексу  об административных правонарушениях. Только Оперативным отделом Гродненского пограничного отряда, в вышестоящие  инстанции было направлено более 20 поправок и дополнений к КоАП РБ в части касающейся практики применения Пограничными войсками 184 статьи Кодекса.

     Стадию  законодательной инициативы можно  считать завершенной, если предложенный проект закона включен в план законопроектных  работ или в повестку дня законодательного органа.

     Второй  стадией законодательного процесса является обсуждение проекта закона. Подготовленный проект закона официально вносится на обсуждение законодательного органа от имени субъекта законодательной  инициативы. Как правило, проект сопровождается объяснительной запиской, содержащей мотивацию необходимости его  принятия и ожидаемые последствия, которая подготавливается теми парламентскими комиссиями или комитетами, которые  предварительно готовили проект к обсуждению.

Информация о работе Парламент Республики Беларусь