Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 17:08, реферат
парламент РБ
Введени…………………………………………………………...….…...3
1 Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь –представительный и законодательный орган…………………..…..4
2 Законодательный процесс и его стадии………………..………....12
Заключение……………………………………………………..……....21
Список использованных источников…………………………….....22
Законодательные полномочия палат Парламента Республики Беларусь определены в 97 и 98 статьях Конституции РБ [1 ст,97].
Статья 97 наделяет Палату представителей следующими полномочиями:
1)
рассматривает по предложению
Президента либо по инициативе
не менее 150 тысяч граждан Республики
Беларусь, обладающих избирательным
правом, проекты законов о внесении
изменений и дополнений в
2)
рассматривает проекты законов,
3) назначает выборы Президента;
4) дает согласие Президенту на назначение Премьер-министра;
5)
заслушивает доклад Премьер-
6)
рассматривает по инициативе
Премьер-министра вопрос о
7)
по инициативе не менее одной
трети от полного состава
8) принимает отставку Президента;
9)
выдвигает большинством
10)
отменяет распоряжения
Палата представителей может принимать решения по другим вопросам, если это предусмотрено Конституцией.
Статья 98 Конституции наделяет Совет Республики следующими законодательными полномочиями:
1)
одобряет или отклоняет
2)
дает согласие на назначение
Президентом Председателя
3)
избирает шесть судей
4)
избирает шесть членов
5)
отменяет решения местных
6)
принимает решение о роспуске
местного Совета депутатов в
случае систематического или
грубого нарушения им
7)
рассматривает выдвинутое
8)
рассматривает указы
Совет Республики может принимать решения по другим вопросам, если это предусмотрено Конституцией.
парламент
национальный собрание беларусь
2
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ
ПРОЦЕСС И ЕГО
СТАДИИ
В традиционном конституционном праве, законодательная деятельность представляет собой реализацию полномочий депутатским корпусом по принятию законов. Это главная часть деятельности Парламента, занимающая наибольшее место в объеме его полномочий, что подтверждается приведенными выше статьями Конституции РБ.
Законодательный процесс в Республике Беларусь имеет в своей основе идеологию законодательной политики самостоятельного государства с учетом опыта, накопленного в мировой практике. Конституция РБ, создавая правовые гарантии продвижения государства к рынку, свободному предпринимательству и добросовестной конкуренции, в то же время обеспечивает необходимый в обществе социальный баланс, гарантируя права малоимущих слоев населения, стабильность в обществе. Именно поэтому Парламент РБ в своей законодательной деятельности уделяет большое внимание социальной политике государства, мерам регулирования правовых и экономических отношений в обществе, защите прав человека, обеспечению стабильных и гармоничных межнациональных и межрелигиозных отношений.
Таким образом, народные депутаты своим ежедневным и кропотливым трудом создают правовую базу независимого и демократического государства.
В
юридической науке понятие «
Поскольку закон – это один из наиболее важных нормативно-правовых актов, на базе которого принимаются все другие акты, процедура его принятия строго регламентирована и должна последовательно соблюдаться. Стадии процесса принятия законов выделяются исходя из логической последовательности осуществления правотворческой деятельности и в обобщенном виде включают в себя:
- принятие решения о подготовке проекта акта;
- подготовка (разработка) проекта;
-
обсуждение и принятие
- опубликование акта и введение его в действие.
Подготовка и принятие любого нормативно-правового акта осуществляется в рамках перечисленных стадий. Содержание каждой из них определяется в основном особенностями нормативного акта, его видом, объемом, сложностью, характером регулируемых отношений и т.п. Наиболее полно содержание всех стадий правотворческого процесса можно проследить на примере процедуры принятия законов. Законотворчество является составной частью правотворчества и в значительной степени обладает всеми признаками характерными для этого процесса. Вместе с тем, разработка и принятие законов имеет отличительные особенности, обусловленные местом и ролью законов в обществе.
Порядок разработки, представления, обсуждения, введения в действие и опубликования законодательных и иных нормативно-правовых актов регламентируются специальными законами и регламентами. Однако, основополагающие нормы законодательного процесса содержатся в Основном законе Конституции Республики Беларусь. Выделяют следующие четыре стадии законодательного процесса:
1) законодательная инициатива
2) обсуждение проекта закона
3) официальное принятие проекта
4)
опубликование закона и
Суть стадии законодательной инициативы заключается в осуществлении определенными субъектами предоставленного им права официального внесения в законодательный орган на его рассмотрение проектов законов. Право законодательной инициативы предполагает обязанность законодательного органа рассмотреть предложенные законопроект.
В Конституции Республики Беларусь, в статье 99 четко определены государственные институты, обладающие законодательной инициативой – это Президент, депутаты Палаты представителей, Совета Республики, Правительство, а также граждане, обладающие избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек, реализующие свое законодательное право в Палате представителей.
Особенностью регулирования законодательной инициативы в Республике Беларусь является то, что Конституцией оговариваются некоторые нюансы законотворческого процесса. Так, законопроекты, следствием принятия которых может быть сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов, могут вноситься в Палату представителей лишь с согласия Президента либо по его поручению – Правительства.
Одновременно,
этой статьей Конституции РБ определен
порядок представления и
Президент
либо по его поручению Правительство
имеют право вносить
По требованию Президента либо, с его согласия, Правительства Палата представителей, Совет Республики на своих заседаниях принимают решения, голосуя в целом за весь внесенный Президентом или Правительством проект или его часть, сохранив лишь те поправки, которые предложены или приняты Президентом либо Правительством.
На стадии законодательной инициативы осуществляется огромная работа, связанная с всесторонней предварительной экспертной оценкой предложенного проекта, отработкой его текста. Именно для проведения этой работы в Парламенте создаются комиссии, комитеты, рабочие группы, которые к своей работе привлекают высококвалифицированных специалистов, ученых и специалистов по профилю подготавливаемого законопроекта.
В
процессе оценочной проработки предложенного
проекта анализируется
Стадию законодательной инициативы можно считать завершенной, если предложенный проект закона включен в план законопроектных работ или в повестку дня законодательного органа.
Второй стадией законодательного процесса является обсуждение проекта закона. Подготовленный проект закона официально вносится на обсуждение законодательного органа от имени субъекта законодательной инициативы. Как правило, проект сопровождается объяснительной запиской, содержащей мотивацию необходимости его принятия и ожидаемые последствия, которая подготавливается теми парламентскими комиссиями или комитетами, которые предварительно готовили проект к обсуждению.