Парламент и Президент: основы взаимодействия по Конституции РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 00:16, контрольная работа

Описание работы

Актуальность данной работы выражена в том, что на сегодняшний день уже имеется определенный практический опыт применения норм Конституции и оценивать основы взаимоотношений Президента и парламента можно не только путем теоретических исследований норм Конституции, но и с учетом сложившейся политической ситуации.
Кроме этого, в последнее время складывается тенденция увеличения значения президентской власти по отношению к правительству. Фактически правительство не обладает той долей власти, которая заложена в конституционных основах страны, что также непосредственным образом влияет на характер парламентско-президентских отношений.

Содержание

Введение

1. Федеральное Собрание – Парламент Российской Федерации
2. Правовой статус Президента России. Президент и Правительство в механизме государственной власти

Вопросы взаимодействия и баланса полномочий Президента и Парламента


Заключение

Работа содержит 1 файл

Prezident.doc

— 150.50 Кб (Скачать)

     Государственная Дума не вправе, в свою очередь, решить вопрос об отставке Президента, однако такое полномочие предоставлено другой палате Федерального Собрания – Совету Федерации, который вправе отрешить Президента Российской Федерации от должности в случаях, установленных законом.

          Президент и Парламент  обладают равной законодательной инициативой  и вправе вносить законопроекты для обсуждения. Однако, в отличие от Парламента, Президент законы не принимает. Таким правом наделена Государственная Дума. В то же время, после принятия закона, он может быть отклонен Советом Федерации. Но и в законотворческом процессе наблюдается тесная взаимосвязь деятельности Президента и Парламента, поскольку, если закон принят Государственной Думой и не был отклонен Советом Федерации, он поступает именно к Президенту, который подписывает и обнародует его.

     Средством влияния главы государства на деятельность Федерального Собрания является и предусмотренный п.«е» ст.84 Конституции РФ институт послания Президента парламенту о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Ст.84 Конституции в самом общем виде определяет основное содержание послания: положение в стране, основные направления внутренней и внешней политики.

          Президент Российской Федерации утверждает военную доктрину Российской Федерации, является Верховным  Главнокомандующим Вооруженными Силами России, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил, формирует и возглавляет Совет Безопасности. Ему предоставлено право в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии вводить на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение. Однако введение военного положения, как и введение чрезвычайного положения, возможны только при соблюдении условия незамедлительного сообщения об этом Совету Федерации и Государственной Думе (ч.2 ст.87 Конституции РФ). В то же время Президенту Российской Федерации не принадлежит право объявления войны и заключения мира. Этот вопрос относится к исключительной компетенции Совета Федерации (ст.106 Конституции Российской Федерации).

          В соответствии со ст.93 Конституции РФ Президент России может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственно измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

          Таким образом, как  следует из п.1 ст.93 и п.«ж» ст.103 Конституции РФ выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации – это прерогатива Государственной Думы. Она должна образовать специальную комиссию, которая в соответствии с Регламентом Государственной Думы оценивает соблюдение процедурных правил и фактической обоснованности обвинения. Специальная комиссия заслушивает на своих заседаниях лиц, имеющих сведения о фактах, положенных в основу предложения о выдвижении обвинения, рассматривает соответствующие документы, заслушивает представителя Президента. Предложения о выдвижении обвинения против Президента рассматриваются на заседании Государственной Думы.

     Решение об отрешении Президента Российской Федерации от должности принимает  Совет Федерации. Однако отрешение  Президента от должности на основании  предъявленного обвинения не означает привлечения его к уголовной ответственности.

     Нельзя  не заметить, что процедура отрешения  Президента Российской Федерации от должности весьма своеобразна и  достаточно сложна. Существуют даже предположения, что Президента в рамках имеющейся  на сегодняшний день процедуры вообще невозможно отрешить от должности. Таким образом, эта сложность не позволяет парламенту превратить ее в орудие политической борьбы и угрожать Президенту отстранением от должности по чисто политическим мотивам.

     По  классификации, принятой в науке конституционного права, в Российской Федерации существует модель полупрезидентской, или смешанной формы правления, сочетающей в себе признаки и президентской, и парламентарной республик. Однако в реальности, как показывает анализ вышеизложенных конституционных норм о взаимодействии Президента и парламента, не по всем категориям можно определить Россию именно как полупрезидентскую республику, скорее, она носит в себе явные черты президентской. Впрочем, по этому вопросу нет единства мнений ни у теоретиков, ни у практиков.

     Так, изначально модель республики в Российской Федерации строилась по образцу  французской, инициированной в 1958 году генералом де Голлем. При выборе именно этой модели, как считает  М.А.Краснов23, действовало несколько факторов.

     Во-первых, приходящая после крушения авторитарного  строя политическая сила заинтересована не просто в закреплении новых  общественных отношений, но и в стабильности. А это требует, с одной стороны, чтобы была обеспечена оперативно действующая  эффективная защита демократической трансформации при минимизации возможностей для парламентско-правительственных кризисов и конституционных тупиков, а с другой, - возможность согласования политических интересов. Первую способен гарантировать президент, наделенный довольно широкими полномочиями, вторую – парламент, имеющий рычаги воздействия на правительство, но и сам несущий ответственность.

     Во-вторых, незримыми аргументами при принятии новых конституций в ряде европейских  стран послужили обстоятельства, связанные с возникновением Пятой республики (нараставшее брожение в обществе, грозившее перерасти в гражданскую войну) и результаты конституционной реформы во Франции, положительно сказавшиеся на укреплении ее государственности.

     В-третьих, как и во Франции, при принятии конституции складывался фактор личности лидера реформаторских сил, еще не размежеванных политически. Личность Президента воспринималась больше как харизма, чем «управленец», требовался именно тип «национального освободителя».

     Таковы  основные предпосылки модели полупрезидентской, смешанной модели республики.

     Впрочем, доктрина допускает и иные ее черты, с которыми, однако, не всегда можно  согласиться. Так,  Н.А.Сахаров24 пишет, что «в любом случае правительство при полупрезидентской системе правления обладает большой независимостью от президента, поскольку опирается на парламентское большинство». В итоге премьер оппозиционной президенту партии не подчинен президенту, и глава государства может оказаться в роли «генерала без армии». О той же опоре правительства на парламентское большинство в полупрезидентских республиках говорит и Б.А.Страшун.25 Однако далее он пишет, что в этих странах «глава правительства, на которого возложено текущее управление, подчас выступает в роли «мальчика для битья»: если что-то не получается, то причина не в политическом курсе президента, а в плохом проведении этого курса правительством. Но если правительство опирается на парламентское большинство, оппозиционное президентской партии, кабинет трудно превратить в «мальчика для битья». На самом же деле такое противоречие объясняется во многом противоречивостью самой полупрезидентской конструкции. К тому же в разных странах с полупрезидентской формой различны конфигурации отношений в треугольнике: президент – правительство – парламент. Такие конфигурации на практике и предопределяют возможности для стимуляции или, наоборот, торможения развития политической конкуренции.

     Таким образом получается, что итак не самая удачная модель полупрезидентской  республики, сложившись в Российской Федерации с учетом собственной специфики страны (особенно если учесть семидесятилетний опыт правления советской власти), говорит о том, что прерогативы основных институтов государственной власти в России до сих пор не сбалансированы. И это накладывает отпечаток на всю публичную жизнь страны, поскольку предопределяет существо политической системы, а последняя непосредственно влияет как на векторы развития, так и на качество федеративных отношений.

     Сконструированная на основе российской Конституции 1993 года политическая система именно в силу не до конца сбалансированных полномочий между институтами власти объективно ведет к тенденции безоппонентного режима.

     Как видится, не одна лишь Конституция «виновата» в складывающейся ситуации. Здесь  действуют разнообразные факторы: идейная недосказанность на старте российских преобразований, обусловившая мировоззренческую «кашу»; патерналистские стереотипы; отсутствие системного реформирования государственного аппарата; несправедливость распределения национального богатства; разочарование в новых институтах, с которыми большая часть общества связывает все негативные проявления жизни, и многое другое. Но роль Конституции как раз и должна заключаться в минимизации негативных факторов, сопутствующих переходному периоду. Прежде всего, она должна содействовать созданию системы публичной политической конкуренции. А вот этот-то потенциал в ней, как оказалось, не заложен.26

     Длительное  время считалось, что российская Конституция не мешает созданию конкурентной политической среды. Однако в реальности в ней есть такие положения, которые препятствуют созданию системы «качающегося маятника» (оппозиционная сила становится правящей и наоборот, но при этом не меняется политический режим). В числе таких положений следует отметить: ничем не обусловленное право Президента отправлять Правительство (Премьера) в отставку; определение главой государства основных направлений внутренней и внешней политики; возможность отмены им постановлений и распоряжений Правительства в случае их противоречия Указам Президента; обязанность Президента распустить Государственную Думу при ее трехкратном отказе с президентской кандидатурой премьер-министра; подпись Президентом как последней инстанцией федеральных законов и т.д.

     Фактически  на сегодняшний день сложился так  называемый институт президента – «хозяина», «гаранта», поскольку правительство, как таковое, самостоятельностью не обладает. Причем, наличие такого института обоснованно, но при соблюдении определенных условий. Так, зона политической ответственности президента может находиться только в области сохранения и укрепления основ государственности в рамках конституционного строя, ответственного лидерства в чрезвычайных ситуациях, разрешения конституционных тупиков, политический арбитраж. Для этой роли не стоит «скупиться» на предоставление полномочий президенту и только в этой роли может быть оправдана беспартийность главы государства. Иными словами, если сохранять полупрезидентскую модель, то придется более сбалансировано определить функции и полномочия институтов власти.

     Однако, как считают многие правоведы, боле рациональным для России на сегодняшний  день является не очередное реформирование полупрезидентской формы, а создание модели президентской республики, которая  должна обеспечить баланс полномочий между высшими органами власти.

     В общих чертах путем введения такой  модели возможны следующие результаты:

     1. Исчезнет дополнительный центр  власти в виде обособленной  структуры правительства, который  не просто отягощает всю конструкцию  разделения властей, но делает  политическую систему запутанной и нездоровой.

     2. Появится четкость программных  установок очередного лидера  и соответственно основания для  его оценки избирателями.

     3. Станет реальным парламентский  контроль за исполнительной властью.

     4. Станет затруднительным «аппаратный» метод определения кандидатов в президенты.

     Таким образом, во взаимоотношениях основных государственных ветвей власти на сегодняшний  день особенно актуальным является вопрос баланса полномочий и функций  властных институтов, который должен решить проблему политической конкуренции и обеспечить реальную политическую ответственность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

      Практически во всех государствах в ХХ веке появился ряд совершенно новых политических и социальных институтов, одним из которых стал, несмотря на то, что  он известен уже не первое столетие, институт парламентаризма.

     Открытием он стал и для России: сначала – Российской Империи, которая в начале ХХ века создала так недолго просуществовавшую Государственную думу. В то время Российская империя по форме правления оставалась еще монархией с незначительными элементами конституционализма.

     Современный отечественный парламентаризм начал свое развитие относительно недавно – с конца 80-х – начала 90-х годов. В настоящее время в научных публикациях развиваются принципиальные положения теорий правового, конституционного государства, исследуются и конкретные проблемы деятельности парламента. На законодательном уровне в Конституции и других федеральных законах парламент Российской Федерации – Федеральное Собрание, представляет собой законодательную и представительную ветвь власти, наделенную определенными полномочиями и несущую ответственность за свою деятельность.

Информация о работе Парламент и Президент: основы взаимодействия по Конституции РФ