Парламент и Президент: основы взаимодействия по Конституции РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 00:16, контрольная работа

Описание работы

Актуальность данной работы выражена в том, что на сегодняшний день уже имеется определенный практический опыт применения норм Конституции и оценивать основы взаимоотношений Президента и парламента можно не только путем теоретических исследований норм Конституции, но и с учетом сложившейся политической ситуации.
Кроме этого, в последнее время складывается тенденция увеличения значения президентской власти по отношению к правительству. Фактически правительство не обладает той долей власти, которая заложена в конституционных основах страны, что также непосредственным образом влияет на характер парламентско-президентских отношений.

Содержание

Введение

1. Федеральное Собрание – Парламент Российской Федерации
2. Правовой статус Президента России. Президент и Правительство в механизме государственной власти

Вопросы взаимодействия и баланса полномочий Президента и Парламента


Заключение

Работа содержит 1 файл

Prezident.doc

— 150.50 Кб (Скачать)

     Свое  понимание роли и места Президента в определении государственной политики В.Путин выразил в послании Федеральному Собранию (2000 года): «Только действующий глава государства вправе ставить перед органами власти программные задачи, и только у него есть реальная возможность организовать их эффективное выполнение».

     В качестве очевидной тенденции соотношения  власти между Президентом и Правительством следует отметить «перетягивание»  в сторону президентской власти различных полномочий, размывание границ полномочий других институтов власти. Фактически в первое десятилетие со дня принятия Конституции, особенно под руководством Президента Б.Н.Ельцина, исполнительная власть в России пришла в негодность и требовала коренных преобразований. В сущности за Правительством сохранялись лишь функции руководства социально-экономическим блоком федеральных органов управления, а также весьма неясная координация тех органов управления, которые находятся в прямом ведении Президента.

     Таким образом на конституционном уровне фактически были созданы два центра руководства органами федеральной исполнительной власти при лидирующей роли Президента. Из этого вытекает, что в каком бы соотношении и субординации они не находились, всегда будет остро стоять проблема разграничения их полномочий. И здесь следует напомнить о роли таких структур, как Администрация Президента, Совет Безопасности и др., которые призваны помогать Президенту в осуществлении его функций. В научной литературе эти органы обычно называют «вспомогательные государственные органы при главе государства».20 Однако на практике, о чем неоднократно говорилось, эти органы действовали как самостоятельная политическая сила под эгидой президентского покровительства, как «второе Правительство».

     Еще одной «порочной» практикой является выделение, «вычленение» из прямого  ведения Правительства многих федеральных министерств и ведомств. Следствием этого может стать ослабление коллегиального начала в работе Правительства и бесконтрольность «силовых ведомств». Как видится, в этом есть серьезная угроза демократии. Прямое подчинение силовых структур Президенту при слабом контроле со стороны парламента способствует самовозрастанию их значимости в жизни государства.

     Президент В.Путин неоднократно отмечал неэффективность  сложившейся в настоящее время  системы управления, слабость исполнительной вертикали, обращал внимание на многие другие дефекты в организации федеральной и региональной власти. Им дан критический анализ состояния организации государственной власти с точки зрения ее соответствия конституционным принципам.

     Сложившаяся практика подтверждает, на первый взгляд, фактическое верховенство Президента России в исполнительной власти. Но политические реалии изменчивы, они не всегда соответствуют логике предписаний Закона. Конституция закрепляет за ним статус главы государства и не более того. В этой связи небесспорны суждения о том, что «анализ конституционных норм подтверждает вывод, что Президент РФ фактически глава исполнительной власти, верховный руководитель Правительства, осуществляющий общее стратегическое руководство им».21

     Как следует из Конституции и федеральных законов, правительство осуществляет свою власть не номинально. Правительство и по духу, и по букве закона – это действительно высший орган общей компетенции. Президент без Правительства – это заведомо слабая фигура. Специфика этих органов в том, что они должны выполнять свои функции без административной субординации. То есть, получается, что конституционная доктрина исходит из необходимости согласованного, но не соподчиненного, функционирования двух этих органов – Президента и Правительства, при политическом лидерстве главы государства.

     Если  взять за основу, что Президент  является фактическим руководителем  Правительства, то он, соответственно, должен нести полную ответственность  за деятельность этого высшего исполнительного  органа. Но такой ответственности не предусмотрено Конституцией. За организацию работы Правительства несет ответственность Председатель Правительства. Получается, что возлагая ответственность на Президента за деятельность Правительства, принижается роль Председателя Правительства. Более того, виновником тех или иных просчетов, поскольку в Конституции определена ответственность именно Председателя Правительства, будет являться именно последний, который не справляется со своей работой.

     Политическое  единство Президента и Правительства не противоречит конституционной самостоятельности и полноценному функционированию Правительства как высшего исполнительного органа, ответственного перед народом. Но в то же время это требует правового понимания Президентом своего места в системе власти. Нерациональна такая конструкция структуры государственных органов, где систему исполнительной власти возглавляют два высших федеральных органа государственной власти. У Правительства и Президента разные конституционные статусы и назначение в механизме государственной власти. Однако характер имеющихся сегодня у главы государства полномочий свидетельствует о том, что объем его полномочий в области принятия политических решений явно завышен. Фактически Президент создает и формирует Правительство, отправляет его в отставку, освобождает членов Правительства по предложению Председателя Правительства. Эти кадровые полномочия дают ему возможность так или иначе воздействовать на Правительство.

     Таким образом, на сегодняшний день, определяя  правовой статус Президента России и  характер его взаимоотношений с  Правительством Российской Федерации, нельзя не отметить очевидную тенденцию в фактическом превращении Президента в руководителя исполнительной власти, главу федерального правительства, политического посредника в спорах между органами различных ветвей и уровней власти. Примечательно, что такое положение вещей оказывает влияние не только на качество ответственности Президента за выполняемые им действия, но и в масштабах его взаимодействия  с другими органами государственной власти, в том числе и Парламентом России. 
 
 
 
 
 

  1. Вопросы взаимодействия и  баланса полномочий

Президента  и Парламента 

      Рассматривая  порядок взаимодействия двух основных субъектов федеральной власти –  Президента и Парламента, следует  отметить, что законодатель закрепил основы такого взаимодействия в главе 4 Конституции Российской Федерации, которая в целом посвящена статусу именно Президента России, что еще раз подчеркивает высший статус Президента как органа государственной власти по отношению к другим субъектам.

      Основы  взаимодействия Федерального Собрания с Президентом охватывают чрезвычайно широкий спектр вопросов, в частности таких, как согласование назначений ряда должностных лиц, назначение выборов и роспуск Государственной Думы, участие Президента в законодательном процессе, введение военного и чрезвычайного положения, отрешение Президента от должности и другие.22

      В соответствии со ст.83 Конституции РФ Президент Российской Федерации:

      - назначает с согласия Государственной  Думы Председателя Правительства  Российской Федерации;

    - имеет право председательствовать  на заседаниях Правительства Российской Федерации;

          - принимает решение  об отставке Правительства Российской  Федерации;

          - представляет Государственной  Думе кандидатуру для назначения  на должность Председателя Центрального  банка Российской Федерации; ставит  перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

          - по предложению  Председателя Правительства Российской  Федерации назначает на должность  и освобождает от должности  заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров;

          - представляет Совету  Федерации кандидатуры для назначения  на должности судей Конституционного  Суда Российской Федерации, Верховного  Суда Российской Федерации, Высшего  Арбитражного Суда Российской  Федерации, а также кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;

          - формирует и возглавляет  Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;

          - утверждает военную  доктрину Российской Федерации;

          - формирует Администрацию  Президента Российской Федерации;

          - назначает и освобождает  полномочных представителей Президента Российской Федерации;

          - назначает и освобождает  высшее командование Вооруженных  Сил Российской Федерации;

          - назначает и отзывает  после консультаций с соответствующими  комитетами или комиссиями палат  Федерального Собрания дипломатических  представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

          Таким образом, совместные полномочия Президента и Парламента можно условно подразделить на несколько  групп, в зависимости от выполняемых  этими органами функций.

          Прежде всего, это формирование органов государственной власти. Так, Президент назначает Председателя Правительства Российской Федерации, но осуществляет это только с согласия Государственной Думы – низшей палаты парламента России.

     Как видно, Президент имеет большие  полномочия, связанные с формированием федеральных органов государственного управления. Значительный объем такого рода полномочий обусловлен следующими причинами.

     Поскольку путем всенародных выборов программ лица, ставшего Президентом, поддержана избирателями, он, естественно, должен обладать определенными полномочиями в формировании федеральных органов исполнительной власти. Так как реализация его программы в основном лежит на органах исполнительной власти, полномочия Президента в отношении их формирования наиболее значительны.

     Составляющий  одну из основ конституционного строя  Российской Федерации принцип разделения властей не допускает, чтобы какой-либо орган государственной власти Российской Федерации был обязан своим «рождением»  только одно ветви власти. Поэтому в соответствии с Конституцией в формировании федеральных органов государственной власти задействованы и Президент, и Федеральное Собрание – представитель Парламента. Это достигается двумя путями: либо Президент назначает определенных должностных лиц, а Парламент одобряет, либо парламент назначает, а кандидатуры предлагает Президент.

     В отношении формирования исполнительной власти полномочия Президента наиболее широки.

     Так, Президент назначает Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства и федеральных министерств.

          Что касается органов  судебной власти, то Президент предлагает кандидатуры судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда и т.п., а назначает указанных  лиц Совет Федерации.

          Также в совместной компетенции Президента и Парламента находится утверждение и отзыв дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях. Однако роль Парламента здесь, в сущности, номинальна. Президент назначает и отзывает дипломатических представителей после консультаций (а не согласования), с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания.

          Исследованный порядок  формирования федеральных органов  государственной власти должен, как  уже указывалось выше, стать гарантией против их ориентации на одну из ветвей власти.

          Ст.84 Конституции  Российской Федерации содержит полномочия Президента Российской Федерации по взаимодействию с федеральной законодательной  властью. Осуществление государственной  власти невозможно без тесного сотрудничества, взаимодействия глав государства с парламентом. В демократическом государстве законодательная и судебная ветви имеют рычаги взаимного влияния. В рамках такого же влияния строятся отношения между Президентом России и палатами Федерального Собрания Российской Федерации.

          В отношениях с Государственной  Думой на Президента возложен ряд  иных полномочий, связанных с деятельностью  данного государственного органа. Так, согласно ст.84 Конституции РФ Президент  назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией и федеральным законом, а также распускает Государственную Думу в случае и порядке, предусмотренных Конституцией. Последнее полномочие выступает как правовое средство разрешения конфликтных, тупиковых ситуаций, угрожающих самим условиям государственности. Конституция предусматривает три основания роспуска Государственной Думы Президентом: трехкратное отклонение представленных Президентом кандидатур Председателя Правительства (ч.3 ст.111); повторное в течение трех месяцев выражение недоверия Правительству (ч.3 ст.117); отказ в доверии Правительству, вопрос о котором был поставлен по инициативе его Председателя (ч.4 ст.117).

Информация о работе Парламент и Президент: основы взаимодействия по Конституции РФ