Отрасль права

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 21:09, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Формирование и применение права всегда предполагает правильное понимание его внутренней структуры. Научное обоснование существования системы права, в том числе такого ее основополагающего элемента, как отрасль права, способствует глубокому пониманию связи права с процессами развития общества, возможности права воздействовать на них, определяет исходные положения для выбора оптимальных форм и методов правового регулирования отдельных видов общественных отношений. Неудивительно, что в такой ситуации системе права в целом и отрасли права в частности уделяется значительной внимание в рамках теории государства и права.

Содержание

Введение 3
1 Понятие отрасли права 5
1.1 Отрасль права как структурный элемент системы права 5
1.2 Критерии деления права на отрасли 7
2 Общая характеристика основных отраслей права Российской Федерации 19
2.1 Публичные отрасли права 19
2.2 Частные отрасли права 20
Заключение 26
Список использованных источников 28

Работа содержит 1 файл

Отрасль права.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

    Отметим, что указанное нами разграничение  частного и публичного права нельзя абсолютизировать. Как справедливо  полагает Ю.А. Тихомиров, попытка рассматривать  отрасли публичного и частного права в контексте противопоставления и искусственной изоляции не отвечает общему смыслу правового регулирования, логике построения и развития системы законодательства   соотнесения отраслей и подотраслей [11, с. 400]. Главное заключается в умелом сочетании методов публично-правового и частноправового регулирования и гибком изменении их соотношения с учетом меняющихся ситуаций в экономике и социальной сфере. Сказанное касается как построения смешанных отраслей, где элементы публичного и частного переплетаются весьма причудливо, так и определения содержания законов и иных правовых актов и баланса содержащихся в них норм.  
 

 

    2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  ОСНОВНЫХ ОТРАСЛЕЙ  ПРАВА РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

2.1.  Публичные отрасли  права

 

    В состав публичного права РФ обычно включают отрасли права, лежащие за рамками частноправового регулирования общественных отношений: конституционное право, административное право, уголовное право, налоговое и таможенное право и т.д. В рамках данной работы мы остановимся лишь на базовых отраслях права, не акцентируя внимания на так называемых комплексных и вторичных отраслях права.

    Конституционное право представляет собой совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти. В нормах конституционного права закрепляются права и свободы граждан, экономическая основа общества, система органов государственной власти. Порядок их формирования, федеративное устройство, административно-территориальное деление, избирательная система и т.д. Нормы конституционного права являются исходным нормативным материалом для других отраслей права, которые функционируют на основе конституционных предписаний. Ведущим методом регулирования данной отрасли права является учредительно-закрепительный.

    Административное  право России может быть определено как система юридических норм, регулирующих общественные отношения в сфере  государственного управления и отношения управленческого характера, возникающие при осуществлении иных форм государственной деятельности, а также отношения, которые возникают в сфере негосударственного управления в связи с осуществлением общественными объединениями некоторых функций органов государственного управления исполнительной власти [7, с. 27]. Для осуществления своих оперативных функций все субъекты указанной деятельности наделяются необходимыми полномочиями, компетенцией, используя в качестве основного метода регулирования метод власти и подчинения, императивных приказов, указаний, строгой субординации, ответственности за совершенные деяния.

          Уголовное право являет собой совокупность правовых норм, определяющих, какие общественно опасные деяния следует считать уголовно наказуемыми; правомочия компетентных органов по отношению к лицам, совершившим преступления, основания и условия привлечения их к ответственности; принципы уголовно-правовой политики государства, виды и систему наказаний, формы вины и т.д. основным уголовно-правовым методом регулирования общественных отношений является императивно-запретительный, устанавливающий преступность деяния, головные запреты совершения преступлений и их наказуемость.

    Уголовно-процессуальное право составляют нормы, регламентирующие порядок производства по уголовным делам. Данная отрасль права регулирует деятельность органов дознания, следствия, прокуратуры и суда при расследовании и разрешении уголовных дел. Нормы уголовно-процессуального права определяют цели и задачи уголовного судопроизводства, правовое положение участников уголовного процесса, права и обязанности правоохранительных органов в этом процессе, регламентируют порядок проведения предварительного расследования, сбора и оценки доказательств, разрешения уголовных дел судебными органами, обжалования и опротестования судебных приговоров, их исполнения.

2.2 Частные отрасли  права

 

    Содержание  понятия частного права не является раз и навсегда данным: только в  течение 20 века представления отечественных  юристов о нем претерпели ряд  кардинальных изменений. Если в начале века в условиях отсутствия четко  оформленной структуры системы права российские ученые-юристы отождествляли частное право с правом гражданским (используя данные понятия в качестве синонимов), то возрождение идеи частного права в современной российской юриспруденции происходит в условиях четко структурированной правовой системы, окончательно оформившей разделение некогда единого гражданского права на ряд отраслей. В настоящее время с определенной долей условности в состав частного права помимо гражданского права можно включать ряд иных отраслей, которые за последние годы приобрели достаточно выраженный частноправовой характер – семейное, трудовое право и т.п.

    Гражданское право представляет собой основу отечественного частного права и объединяет нормы, которые определяют правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, регулирует договорные, другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Участниками гражданских правоотношений выступают чаще всего граждане и юридические лица. Как отмечает А.С. Пиголкин, в РФ имущественные отношения регулируются не только гражданским, но и административным, финансовым и другими отраслями права. В отличие от этих отраслей права предмет гражданского права специфичен в силу того, что участники гражданских отношений занимают равноправное положение, сами в установленных законом рамках определяют свое поведение по отношению друг к другу [12, с. 189]. 

    Гражданско-правовой метод регулирования проявляется в юридическом равенстве сторон, возможности выбора между несколькими вариантами поведения, применении специфических способов защиты нарушенных или оспариваемых субъективных прав. Названные признаки следует также дополнить указанием на признание за участниками гражданских правоотношений автономии воли и имущественной самостоятельности.

    Трудовое  право как самостоятельная частноправовая отрасль российской системы права регулирует определенный круг общественных отношений, составляющих предмет его правового регулирования.

    Указывая, что одной из основных задач трудового  законодательства является правовое регулирование  трудовых отношений и иных непосредственно  связанных с ними отношений, ст. 1 ТК РФ тем самым определяет предмет  трудового права. Вслед за КЗоТом новый ТК РФ исходит из того, что трудовое законодательство регулирует трудовые отношения. Кроме них, в предмет трудового права входят и другие отношения, тесно связанные с трудовым. Одни из них предшествуют, другие – функционируют одновременно, третьи – приходят на смену трудовым отношениям. Круг их определен, как уже отмечалось, ст.1 ТК РФ.

    К предшествующим отношениям относятся, например, отношения по трудоустройству. Цель их – обеспечить граждан работой, способствовать возникновению трудовых отношений между ними и работодателями. Нормы, составляющие содержание отношений по трудоустройству, устанавливают квоту рабочих мест, гарантии социальной поддержки гражданам, ищущим работу, полномочия и обязанности работодателей в сфере занятости. Для этих отношений характерна множественность субъектов. К ним относятся не только работники и работодатели, но и органы государственной власти, представительные органы работников.

    Примером  отношений, функционирующих наряду с трудовыми, служат отношения по надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства, включая законодательство об охране труда. Кодекс предусматривает различные нормы в области надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, способствующие обеспечению безопасных и здоровых условий труда [173, с. 20].

    Перечень  отношений, входящих в предмет трудового  права, ТК РФ завершает отношениями  по разрешению трудовых споров. К ним  относятся как отношения по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, так  и порядок разрешения коллективных трудовых споров.  Содержанием этих отношений являются процессуальные права и обязанности их участников, поскольку они определяют процесс (процедуру) деятельности органов  по рассмотрению трудовых споров и поведение участников спора в связи с разрешением разногласий по вопросам применения трудового законодательства или установления условий труда. Эти отношения прекращаются со вступлением в законную силу решения, принятого органом, разрешающим трудовой спор.

    Метод трудового права носит комплексных характер в силу сочетания в нем диспозитивных и императивных начал, проявляющихся в: сочетании централизованного, регионального, местного и локального регулирования трудовых отношений; договорном характере труда, установления его условий; равноправии сторон трудовых правоотношений при заключении и расторжении трудовых договоров (контрактов) и подчинение в процессе труда трудовому законодательству и правилам внутреннего трудового распорядка [9, с. 15]. Таким образом, для метода трудового права характерно, что общие, исходные начала регулирования, минимальные гарантии устанавливаются централизованно, в законодательном порядке, а их конкретизация, уточнение достигаются в договорном порядке, через соглашение сторон или путем дачи рекомендаций. Сочетание этих элементов зависит от конкретного института трудового права, от целей регулирования, роли государства, конкретного этапа развития общества.

    В предмет семейного права включаются личные неимущественные и имущественные отношения, возникающие в связи с созданием, функционированием и распадом семьи, обладающие рядом характерных особенностей. Во-первых, подобные отношения образуют только физические лица. Органы государства, их должностные лица, а также юридические лица в отличие от гражданского права не могут являться участниками подобных отношений. Во-вторых, носят устойчивый, длящийся во времени и лично-доверительный характер. Ведущим методом регулирования является диспозитивный в определенном сочетании с императивным.

    Гражданское процессуальное право является самостоятельной отраслью права. Нормы этой отрасли права регулируют общественные отношения, которые складываются в процессе рассмотрения и разрешения судом общей юрисдикции гражданских споров» [2, с. 254-255].

    При возникновении спора о гражданском праве он подлежит разрешению компетентными органами, обязанностью которых является защита прав и интересов участников гражданских правоотношений. Следовательно, эти органы осуществляют правоохранительную деятельность.

    Государственными  правоохранительными органами являются: суды общей юрисдикции; арбитражные суды; некоторые административные органы, например, прокуратура.

    Предметом гражданско-процессуального права  являются те общественные отношения, которые  складываются в ходе установления фактов гражданских правонарушений и применения к правонарушителю предусмотренных санкций судом общей юрисдикции.

    Метод гражданско-процессуального права  составляет предусмотренная законом  процедура рассмотрения и разрешения гражданских дел. Будучи специально предусмотренной законом процедурой, она связана с властными предписаниями, содержащимися в судебном решении.

    Важнейшим источником гражданско-процессуального  права является Конституция Российской Федерации, которая содержит, в частности, основные принципы гражданского судопроизводства.

    Арбитражное процессуальное право. Арбитражный процессуальный суд призван рассматривать споры между организациями, расположенными в одних или различных регионах России, а также споры с участием иностранных фирм, коммерческих российских фирм, предпринимателей - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в установленном законом порядке. «Арбитражный суд осуществляет правосудие путем разрешения экономических споров и иных дел, отнесенных к его компетенции Арбитражным процессуальным кодексом и другими федеральными законами» [24, с. 360].

    Задачами  арбитражного суда являются: защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере  предпринимательской и иной экономической деятельности; содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 2 АПК РФ).

      Экологическое право.  В процессе осуществления хозяйственной, военной, управленческой и иной деятельности человек может оказывать и оказывает отрицательное воздействие на окружающую природную среду, в результате чего уменьшаются невосполняемые природные ресурсы, ухудшаются условия жизни людей. «Отношения, возникающие в результате взаимодействия общества и окружающей природной среды (экологические отношения), регулируются отдельной отраслью права - экологическим правом» [13, с. 316]. Часть этих отношений - отношения по использованию обществом природных ресурсов (право природопользования), другая часть - отношения по охране окружающей природной среды (природоохранительное право).

    При регулировании экологических отношений  используются известные методы правового  регулирования общественных отношений. В первую очередь это административно-правовой метод регулирования общественных отношений, основанный на подчинении одной стороны другой, т.е. одна сторона, наделенная властью (соответствующий орган государственного управления), в одностороннем порядке устанавливает правила поведения, обязательные для другой стороны. Применительно к охране окружающей природной среды это установление предельно допустимых концентраций (ПДК) веществ, загрязняющих окружающую среду, лицензирование отдельных видов деятельности, оказывающих на нее воздействие.

Информация о работе Отрасль права