Отличительные черты частного и публичного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 19:58, курсовая работа

Описание работы

Весьма актуальным для жизни современного российского общества является деление системы права на отрасли частного права и публичного. Еще в Древнем Риме различалось право частное («jus privatum») и право публичное («jus publicum»). Такое разграничение связывается с именем древнеримского юриста Ульпиана (170-228 гг.), который обосновал его впервые.

Содержание

План
Введение…………………………………………………………………………...2
1. Понятие и соотношение частного и публичного права...................................4
2. Публичное право как область власти и подчинения…....................................9
3. Частное право как основа предпринимательства и рыночных отношений.18
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованных правовых актов и литературы…………………........30

Работа содержит 1 файл

ТГП Курсовик.docx

— 60.85 Кб (Скачать)

Свобода предпринимательства не безгранична. Ее пределы заданы законодательством, главным образом законом, например, предусматриваются запреты и  ограничения (лицензирование) определенных видов деятельности; определяются перечни  видов товаров (работ, услуг), свободная  реализация которых запрещена либо ограничена; устанавливаются запреты  и ограничения недобросовестной конкуренции и другие случаи. 
Необходимость таких запретов и ограничений в случаях, предусмотренных законодательством, не вызывает сомнений. Это соответствует интересам как общества в целом, так и самих предпринимателей, создавая цивилизованные правила игры на рынке. Благодаря взаимодействию норм публичного права и норм частного права определяется баланс общих и частных интересов. 
Другое дело – произвольное, нерегламентированное законодательством вмешательство кого-либо в частные дела. Оно, в соответствии с действующим законодательством, недопустимо, что также следует рассматривать как проявление принципа дозволительной направленности частноправового регулирования. Запрет на произвольное вмешательство в частные дела сформулирован широко (ст. 23 Конституции РФ), но прежде всего он касается органов государственной власти и местного самоуправления. Гарантией от такого вмешательства является, в частности, норма ст. 13 ГК РФ, в соответствии с которой ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы частного лица, может быть признан судом недействительным со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Наряду с принципами дозволительной направленности частноправового регулирования  в разных его проявлениях, имеющими непосредственное отношение к предпринимателям, важным является также принцип равенства  участников частноправовых отношений, составляющих предмет частноправового  регулирования. Это обусловлено  самой сущностью имущественных  и связанных с ними личных неимущественных  отношений22
Субъекты частноправовых отношений, будь то физические или юридические лица, в том числе предприниматели, взаимно не подчинены и в этом смысле обладают принципиально равными правовыми возможностями. 
Применительно к предпринимателям прямо установлено правило о том, что гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием23. Поэтому предприниматели равны по отношению к другим субъектам частного права, в том числе к государству как участнику частноправовых отношений.

Указанный принцип, воплощающий равенство  участников регулируемых частным правом отношений, означает также равенство  среди предпринимателей независимо от их организационно-правовой формы  и формы собственности, на базе которой  они функционируют, и направлен  на достижение практического функционирования рыночной экономики, на создание единого  рынка, на котором выступают все  предприниматели: физические и юридические  лица, в том числе иностранные.

Таким образом, создаются условия  для развития их инициативы и конкуренции, применения механизма имущественного воздействия, включая устранение с  рынка тех предпринимателей, которые, не выдержав требований конкуренции, становятся банкротами.

В сфере предпринимательства принцип  равенства участников частноправовых отношений проявляет себя в более  строгих требованиях, предъявляемых  законодателем к предпринимателю  и его деятельности. В частности, это проявляется в требованиях  государственной регистрации предпринимателя, учета его деятельности и периодической  отчетности, лицензирования определенных законом видов деятельности, определения  организационно-правовых форм предпринимательства, ограничения монополистической  деятельности, установления специального налогообложения и т. д.

Принцип восстановления нарушенных прав субъектов частного права вытекает из присущей этому праву восстановительной  функции. Действительно, равенство  участников частноправовых отношений, значительной частью которых являются предпринимательские отношения, и  их широкая самостоятельность, выражающаяся в возможности действовать по своему усмотрению, предполагает их ответственность  за результаты собственных действий. Если эти действия причиняют убытки другим лицам или иным образом  умаляют их имущественную сферу, нарушают частные права и охраняемые законом интересы, то эти убытки должны быть полностью возмещены  правонарушителем, имущественная сфера  потерпевшего, его частные права и охраняемые законом интересы восстановлены. 
Восстановление нарушенных прав обеспечивается применением способов их защиты24. При этом следует иметь в виду, что восстановление нарушенных прав является односторонне обязательным – обязательным для правонарушителя. Что касается потерпевшего, то требование о восстановлении нарушенных прав – это его право, а не обязанность, что является проявлением принципа дозволительной направленности частноправового регулирования. Осуществление и защита частных прав, как известно, зависят от усмотрения их обладателей, поэтому никто не вправе понуждать участников частноправовых отношений к осуществлению или защите их субъективных прав.

Особенности применения принципа восстановления нарушенных частных прав в сфере  предпринимательства проявляются  в более строгой имущественной  ответственности предпринимателей.

Принцип судебной защиты нарушенных частных прав. Этот принцип нашел прямое закрепление в ст. 46 Конституции РФ, в соответствии с которой «каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод», и в ст. 11 ГК. Защита нарушенных или оспариваемых частных прав осуществляется в соответствии с подведомственностью дел, определяемой процессуальным законодательством, судом общей юрисдикции, арбитражным судом или третейским судом, кроме случаев защиты частных прав в административном порядке, прямо предусмотренных законом.

Судебную власть при разрешении возникающих в процессе предпринимательской  деятельности споров осуществляет арбитражный  суд.

В определенных законом случаях  предпринимательский спор, подведомственный арбитражному суду, по соглашению сторон может быть передан на разрешение третейского суда. В этом, в частности, проявляется принцип дозволительной направленности частноправового регулирования  на стадии возникновения и разрешения споров в сфере предпринимательства. Выбор способа разрешения спора проявляется также в том, что стороны вправе принять меры к разрешению спора либо самостоятельно путем переговоров, либо через посредника, выбираемого ими по взаимному согласию.

Суть частноправового подхода  заключается в исключении именно необоснованного и произвольного  вмешательства государства. Это  ограничение устанавливается в  строго определенных законом пределах. Частноправовой подход нигде не действовал и нигде не действует в чистом виде, а подвергается в законодательном  порядке ограничениям публично-правового  характера.

Частное право не может существовать без публичного, поскольку нормы  публичного права гарантируют эффективное  применение норм частного права, а частноправовые средства обеспечиваются, гарантируются  публично-правовыми средствами.

Соотношение использования частноправовых и публично-правовых средств регулирования  в сфере предпринимательской  деятельности не является постоянным. Оно зависит от конкретных условий  развития экономики. В тех странах, где рынок сформировался и основные принципы рыночной экономики эффективно функционируют, использование публично-правовых инструментов регулирования сведено к минимуму (например, США, Япония и др.). Там же, где происходит процесс становления рыночной экономики, где имеются особенности исторического и географического характера, роль публично-правовых средств регулирования весьма существенна. Представляется, что к таким странам относится, в частности, Россия.

 

Заключение

 

В заключении подведем итоги проделанной  работы.  В ходе написания работы мы выяснили, что деление права  на частное и публичное, имеющее  принципиальное значение, сложилось  в юридической науке и практике давно - его проводили еще римские  юристы. Сейчас оно в той или  иной форме существует во всех развитых правовых системах. Правда, в некоторых  странах деление словесно выражается иначе. Например, в английском праве  различают общее право и право  справедливости. Не столь четко оно  выражено в юриспруденции США. Однако сама идея двух срезов права сохраняется  везде.

Суть указанного разделения состоит  в том, что в любой системе  права есть нормы, призванные обеспечивать прежде всего общезначимые (публичные) интересы, т.е. интересы общества, государства в целом (конституционное право, уголовное, уголовно-процессуальное, административное, финансовое, военное), и нормы, защищающие интересы частных лиц (гражданское право, трудовое, семейное, торговое, предпринимательское, кооперативное и т.д.).

Публичное право связано с публичной  властью, носителем которой является государство. Частное право "обслуживает" в основном потребности частных  лиц (физических и юридических), не обладающих властными полномочиями и выступающих  в качестве свободных и равноправных собственников.

В основе этой градации лежат две  в известной мере самостоятельные  сферы социальных отношений, иными  словами - предметы правового регулирования. Широко известно высказывание древнеримского юриста Ульпиана (170 - 228) о том, что публичное право есть то, которое относится к положению Римского государства, тогда как частное - к пользе отдельных лиц. Публичное право - это область государственных дел, а частное право - область частных дел.

Частное право связано в первую очередь с возникновением и развитием  института частной собственности  и теми отношениями, которые зарождаются  на его основе. Исторически "частное  право развивается одновременно с частной собственностью" (Ф. Энгельс). Частная собственность, экономическая  свобода, предпринимательство, равноправие  и юридическая защищенность субъектов  рыночной системы - неотъемлемые атрибуты гражданского общества, признанные всем цивилизованным миром.

Частное право - это совокупность правовых норм, охраняющих и регулирующих отношения  частных собственников в процессе производства и обмена, их интересы как свободных субъектов рынка.

Публичное же право составляют нормы, закрепляющие и регулирующие порядок  деятельности органов государственной  власти и управления, формирования и работы парламентов, других представительных и правительственных учреждений, осуществления правосудия, борьбы с  посягательствами на существующий строй.

Разумеется, указанные функции, в конечном счете, тоже отвечают интересам всех. Поэтому частное право не может существовать без публичного, ибо последнее призвано охранять и защищать первое. Частное право опирается на публичное, без которого оно могло бы быть обесценено.

В общей правовой системе они  тесно взаимосвязаны и их разграничение  до некоторой степени условно.

В настоящее время, когда признана и законодательно закреплена частная  собственность, когда Россия взяла  курс на рыночные отношения, легализация  частного права стала естественной и неизбежной. Без этого условия  невозможно формирование гражданского общества, правового государства, стимулирование частнопредпринимательской деятельности.

По мнению С.С. Алексеева, именно частное  право стало главным носителем  правового прогресса, намного опередив в этом отношении развитие публично-правовых институтов. Он подчеркивает, что частное  право - это в основном "рыночное право" и в данном качестве оно  может сыграть важную роль в создании единого правового пространства в рамках СНГ, так как рынок в принципе не знает межгосударственных границ.

В России существующий Гражданский кодекс, призван стать "второй конституцией" - экономической. Кодекс сориентирован на рыночные отношения, равенство всех форм собственности, отражает идеи гражданского общества. Государство сознательно ограничивает свое "присутствие" в сфере хозяйственных отношений, оно устанавливает лишь общие основы свободной конкурентной экономики.

В Кодексе получает окончательное  признание и законодательное  закрепление частное право, без  которого невозможны ни стабильный развитой рынок, ни подлинный институт собственности, ни реализация естественных прав и  свобод человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных правовых актов и литературы

 

 

Нормативно-правовые акты

Информация о работе Отличительные черты частного и публичного права