Осуществление государственной власти в субъектах Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:30, курсовая работа

Описание работы

Основные принципы организации органов, посредством которых осуществляется государственная власть в субъектах РФ были заложены в Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999. Целью данной работы является рассмотрение, на основании этого закона и поправок к нему, а также других литературных источников, системы органов государственной власти субъектов РФ.

Содержание

Введение 3
Глава I. Развитие системы органов государственной власти субъектов РФ 4
1.1 История развития органов государственной власти в субъектах 4
1.2 Современная система органов государственной власти субъектов РФ 11
Глава II. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ 14
2.1 Статус законодательных органов государственной власти субъектов РФ 14
2.2 Основные полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ 16
Глава III. Органы исполнительной власти субъекта РФ 19
3.1 Основные положения 19
3.2 Высшее должностное лицо субъекта РФ 19
Глава IV. Судебная власть субъектов РФ 22
4.1 Конституционные (уставные) суды субъектов РФ 22
4.2 Мировые судьи 23
Заключение 25
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая (2).docx

— 70.36 Кб (Скачать)
  1. утверждение бюджета субъекта РФ; утверждение разработанной в соответствии со схемой управления структуры органов исполнительной власти субъекта РФ;
  2. установление основ организации и деятельности органов местного самоуправления; установление отнесенных к ведению субъекта РФ налогов, сборов, тарифов, платежей, а также порядка их взимания; установление порядка образования и деятельности внебюджетных, валютных и иных фондов субъекта РФ;
  3. установление порядка предоставления и изъятия земельных участков, использования природных ресурсов, охраны объектов природы и культурного наследия; установление порядка управления и распоряжения собственностью субъекта РФ;
  4. установление порядка назначения и проведения референдума субъекта РФ; установление основ административно-территориального устройства субъекта РФ и порядка его изменения и др.

      Кроме того, законодательный орган субъекта РФ дает толкование конституции (устава) субъекта РФ, осуществляет право законодательной  инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания РФ и др.

      Полномочия  законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ могут быть прекращены досрочно в случае: а) принятия указанным органом  решения о самороспуске; б) роспуска указанного органа высшим должным лицом  субъекта РФ; в) вступления в силу решения  соответственно Верховного суда республики, суда края, области, города федерального значения, автономной области, автономного  округа о неправомочности данного  состава депутатов законодательного (представительного) органа государственной  власти субъекта РФ, в том числе  в связи со сложением депутатами своих полномочий. Федеральный закон  от 6 октября 1999 г. "Об общих принципах  организации законодательных (представительных) и исполнительных   органов   государственной   власти

субъектов Российской Федерации" предусматривает, что высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного  органа государственной власти субъекта) РФ вправе принять решение о досрочном  прекращении полномочий законодательного (представительного) органа государственной  власти субъекта РФ в случае принятия данным органом конституции (устава) и закона субъекта РФ, иного нормативного правового акта, противоречащих Конституции  РФ, федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ и предметам  совместного ведения РФ и субъектов  РФ, конституции (уставу) субъекта РФ, если такие противоречия установлены  соответствующим судом, а законодательный (представительный) орган государственной  власти субъекта РФ не устранил их в  течение 6 месяцев со дня вступления в силу судебного решения. При  этом такое решение высшего должностного лица субъекта РФ принимается в форме  указа (постановления). При досрочном  прекращении полномочий законодательного (представительного) органа государственной  власти субъекта РФ назначаются внеочередные выборы, которые проводятся не позднее  чем через 6 месяцев со дня вступления в силу решения о досрочном  прекращении этих полномочий.19

 

Глава III. Органы исполнительной власти субъекта РФ

3.1 Основные положения

      Орган исполнительной власти – это организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности. Она образована в соответствии с законодательством, наделена правом выступать по поручению государства, призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферами, заниматься межотраслевым управлением.20

      В субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, возглавляемым руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. В систему органов исполнительной власти субъектов РФ входят министерства и другие ведомства. Конституцией (уставом) субъекта РФ может устанавливаться должность высшего должностного лица субъекта РФ, которое возглавляет высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ.21

3.2 Высшее должностное лицо субъекта РФ

      Итак, в законе субъекта зачастую выделяется должность высшего должностного лица субъекта РФ. Система органов исполнительной власти состоит из Высшего должностного лица субъекта РФ (Мэра, Губернатора, Президента, главы Администрации), Правительства, территориальных органов исполнительной власти.22

      Высшее  должностное лицо представляет субъект РФ в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправлении и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени субъекта РФ; обнародует законы, удостоверяя их обнародование путем подписания законов или издания специальных актов, либо отклоняет законы, принятые законодательным органом с последующим возвратом их на новое рассмотрение с мотивированным обоснованием или с предложением об изменениях и дополнениях; формирует высший исполнительный орган государственной власти в соответствии с законодательством субъекта РФ; имеет право участвовать в работе законодательного органа с правом совещательного голоса; обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ с иными органами государственной власти субъекта РФ и в соответствии с законодательством РФ может организовывать взаимодействие органов исполнительной власти субъекта РФ с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями.23

      Высшим  должностным лицом может стать гражданин РФ, обладающий пассивным избирательным правом, в возрасте не менее 30 лет. Это лицо не может быть одновременно депутатом законодательного органа, депутатом представительного органа местного самоуправления, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Высшее должностное лицо обретает полномочия на срок не более 5 лет и не может занимать указанную должность более двух сроков подряд.

      Решение о досрочном прекращении полномочий высшего должностного лица субъекта РФ принимается законодательным органом власти субъекта по представлению Президента РФ, за исключением случаев; когда сам Президент отрешает высшее должностное лицо от должности своим Указом (в связи с утратой доверия).

      Решение Президента РФ об отрешении высшего  должностного лица субъекта РФ от должности  влечет за собой отставку возглавляемого указанным лицом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта. Однако этот орган продолжает действовать до сформирования нового такого органа.24

 

Глава IV. Судебная власть субъектов РФ

       Судами  субъекта РФ являются Конституционный (уставной) суд и мировые судьи.

4.1 Конституционные  (уставные) суды субъектов  РФ

       Прежде  всего, Конституционные (уставные) суды субъектов представляют собой конституционные (уставные) органы государственной власти, входящие в систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации. По смыслу Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" – это "иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации".25

     Также Конституционные (уставные) суды являются формой судебной власти; они функционируют именно как суды. Это подчеркивается сосредоточением норм о них в главах конституций (уставов), посвященных судебной власти; указанием на то, что они входят в судебную систему Российской Федерации и в судебную систему ее субъектов, являющуюся составной частью общероссийской судебной системы.26 Данные суды опираются на основополагающие принципы и нормы российского судопроизводства, путем издания юрисдикционных актов, обязательных к исполнению.

       Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», принятый 31 декабря 1996 г., закрепил, с учетом складывающейся практики, законодательное регулирование  статуса конституционных и уставных судов субъектов Российской Федерации. Согласно принятому акту конституционные (уставные) суды являются судами субъектов Российской Федерации и входят в состав судебной системы Российской Федерации. Особенность их правового положения в том, что формирование и деятельность конституционных (уставных) судов регулируется на основе федеральных законов законодательными актами субъектов Российской Федерации. 
Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. "О судебной системе Российской Федерации" устанавливается:

  1. право суда при рассмотрении конкретного дела решать вопрос о соответствии акта государственного и иного органа, а равно должностного лица, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации (ст.5);
  2. общая характеристика компетенции конституционных (уставных) судов(ч.1,ст.27);
  3. распространение принципа единства статуса судей в Российской Федерации на судей конституционных (уставных) судов (ст.12);
  4. обязательность судебных постановлений конституционных (уставных) судов (ст.6);
  5. участие судей конституционных (уставных) судов в региональных органах судейского сообщества (ст.29).27

4.2 Мировые судьи

       Мировой суд - низшее звено системы судов  общей юрисдикции (ниже, чем районные (городские) суды). Судопроизводство в  мировом суде осуществляется мировым  судьей.  Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков, создаваемых из расчета численности населения на одном участке от 15 до 30 тысяч человек.

       Федеральным законом установлено число мировых  судей и соответствующее количество судебных участков в субъектах РФ.  

Например, Москва - 429; Санкт-Петербург - 211; Московская область – 318.28

       Мировой судья единолично рассматривает дела, отнесенные к его компетенции. В компетенцию мировых судей входят, например: уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее 3 лет лишения свободы; дела о выдаче судебного приказа; дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях; дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей и др.

       Согласно  ст.5 ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" мировым судьей может быть гражданин РФ, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет, сдавший квалификационный экзамен рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ.

       Мировые судьи либо назначаются на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ, либо избираются на должность населением и получивший соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта РФ. Срок полномочий мирового судьи не должен превышать 5 лет, после чего он вправе выдвигать свою кандидатуру на второй срок (ст.6,7).29

 

Заключение

       Рассмотрев  систему органов государственной  власти субъектов Федерации, становится очевидным, что она в настоящий  момент ещё далека от совершенства. Существуют проблемы, которые не охватывает наше законодательство. Большинство  субъектов склонны к делегированию  значительной части своих полномочий Федерации, во многом из-за недостатка бюджетных средств, органы государственной  власти не всегда в силах решить поставленные перед ними задачи и  не всегда в этом заинтересованы.

       На  мой взгляд, главная проблема в  недостаточном контроле над деятельностью  органов государственной власти субъектов. Зачастую губернаторы не справляются с возложенными на них  обязанностями, а законодательные  органы не имеют существенного влияния на обстановку в субъектах.

       Но  нельзя забывать о том, что вертикаль  органов государственной власти в нашей стране находится в  постоянном развитии, определённый действия предпринимаются по совершенствованию  законодательства. И вполне возможно, что в скором времени реальные полномочия соответствующих органов, прописанные, в частности, в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации найдут своё воплощение в действительности. 

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)//www.consultant.ru.
  2. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. от 21 апреля 2011 г.)//www.consultant.ru.
  3. Конституции и Уставы субъектов Российской Федерации//www.constitution.garant.ru.
  4. Конституция СССР 1936 г., гл. VIII, ст.94//www.hist.msu.ru.
  5. Послание Д. Медведева Федеральному Собранию 12 ноября 2009 года//www.consultant.ru.
  6. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (в ред. от 27.12.2009) //www.consultant.ru.
  7. Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации"(в ред. от 11.02.2010)//www.consultant.ru.
  8. Федеральный закон от 29 декабря 1999 года N 218-ФЗ «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации» (в ред. от 08.03.2011)//www.consultant.ru.

Информация о работе Осуществление государственной власти в субъектах Российской Федерации