Осуществление государственной власти в субъектах Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:30, курсовая работа

Описание работы

Основные принципы организации органов, посредством которых осуществляется государственная власть в субъектах РФ были заложены в Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999. Целью данной работы является рассмотрение, на основании этого закона и поправок к нему, а также других литературных источников, системы органов государственной власти субъектов РФ.

Содержание

Введение 3
Глава I. Развитие системы органов государственной власти субъектов РФ 4
1.1 История развития органов государственной власти в субъектах 4
1.2 Современная система органов государственной власти субъектов РФ 11
Глава II. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ 14
2.1 Статус законодательных органов государственной власти субъектов РФ 14
2.2 Основные полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ 16
Глава III. Органы исполнительной власти субъекта РФ 19
3.1 Основные положения 19
3.2 Высшее должностное лицо субъекта РФ 19
Глава IV. Судебная власть субъектов РФ 22
4.1 Конституционные (уставные) суды субъектов РФ 22
4.2 Мировые судьи 23
Заключение 25
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая (2).docx

— 70.36 Кб (Скачать)

    Министерство  образования и  науки Российской Федерации

    ФГУ ВПО Московский государственный  лингвистический  университет

    факультет экономики и права (юридическое  отделение) 
 
 
 
 
 
 
 

    Курсовая  работа

    по  конституционному праву

    Тема: «Осуществление государственной власти в субъектах Российской Федерации» 
 
 

                                                      

                  Студент(ка): Грицацуева Дарья Дмитриевна

                  Группа: 743

                  Консультант темы: Ковяров

                  Михаил Юрьевич 
                   
                   
                   
                   

Москва, 2011

                                                           План                                                 стр.

Введение 3

Глава I. Развитие системы органов государственной власти субъектов РФ 4

1.1 История развития органов государственной власти в субъектах 4

1.2 Современная система органов государственной власти субъектов РФ 11

Глава II. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ 14

2.1 Статус законодательных органов государственной власти субъектов РФ 14

2.2 Основные полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ 16

Глава III. Органы исполнительной власти субъекта РФ 19

3.1 Основные положения 19

3.2 Высшее должностное лицо субъекта РФ 19

Глава IV. Судебная власть субъектов РФ 22

4.1 Конституционные (уставные) суды субъектов РФ 22

4.2 Мировые судьи 23

Заключение 25

Список использованной литературы 
 
 
 
 

 

Введение

       Система органов государственной власти является необходимой для любого государственного образования. Cоздание и осуществление механизма государственной власти в государстве, обладающем огромной территорией, каким является Российская Федерация, является сложной задачей, совершенное решение которой найти практически невозможно. Однако, система государственной власти в Российской Федерации постоянно совершенствуется путём долгих и непростых преобразований как на федеральном, так и на региональном уровне.

       Конституция РФ 1993 года разграничила федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ, но в некоторых аспектах проблема разделения полномочий между федеральным и региональным уровнями государственной власти по-прежнему сохраняет остроту.

       Государственную власть в субъектах РФ осуществляют органы государственной власти, образуемые самими субъектами. При этом субъектам  РФ предоставляется право самостоятельно устанавливать порядок организации  и деятельности, а также компетенцию  этих органов в соответствии с  основами конституционного строя РФ и общими принципами организации  органов государственной власти, устанавливаемыми федеральным законом.

       Основные  принципы организации органов, посредством  которых осуществляется государственная  власть в субъектах РФ были заложены в Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999. Целью данной работы является рассмотрение, на основании этого закона и поправок к нему, а также других литературных источников, системы органов государственной власти субъектов РФ.

 

Глава I. Развитие системы органов государственной власти субъектов РФ

1.1 История развития органов государственной власти в субъектах

      Россия  всегда обладала значительной территорией, что значительно осложняло контроль центра за частями страны. Царская Россия была унитарным государством. Во главе губерний стояли губернаторы, на окраинах группы губерний возглавлялись генерал-губернаторами, в подчинении которых находились войска.1 Генерал-губернаторство – в России с 1775 до 1917 крупная административно-территориальная единица, охватывавшая одну или несколько губерний и областей, находившихся под управлением одного генерал-губернатора.2 Непосредственно центральной власти подчинялись 49 губерний. Остальные губернии входили в состав генерал-губернаторств. В некоторые из генерал-губернаторств включались также иные административно-территориальные единицы (края, области и другие).

      Главы этих административно-территориальных  единиц назначались непосредственно Императором. Генерал-губернаторы, будучи выше губернаторов по рангу, могли докладывать лично Царю, а последние только через генерал-губернаторов. Объявление местностей на военном положении давало административной власти в лице генерал-губернатора чрезвычайно широкие права — административные, полицейские и судебные. Главы обычных губерний подчинялись министру внутренних дел. Губернатор, по существу, представлял центральную власть на соответствующей территории, хотя управление губерниями и относилось к местному государственному управлению. Екатерина II называла губернатора «хозяином» губернии. В его руках вплоть до февраля 1917 г. сосредотачивалась вся полнота административной, финансовой и военной власти в регионе, а также надзор за судами губернии. Губернаторы выступали как проводники на местах политики центра и как администраторы крупных территорий. Губернская власть была гибким и маневренным институтом власти, в котором сочетались централизация и децентрализация управления сообразно особенностям региона, периода, личности царя и личности губернатора.3

      Губернатор  был одновременно представителем министерства внутренних дел на территории губернии, высшим должностным начальником для чинов полиции. Он издавал обязательные постановления в целях правильного и успешного «исполнения узаконений об общественном благочинии, порядке и безопасности».

      Содействовали ему в выполнении функций Губернское правление , Канцелярия губернатора и чиновники особых поручений. Губернское правление, в состав которого входили губернатор и два советника, назначаемые Сенатом, было коллегиальным органом при губернаторе и состояло под надзором Сената. Задачами Губернского правления были управление губернией, публикация законов, указов и распоряжений императора, Сената; надзор за их исполнением; рассмотрение жалоб и т.д.4

      Губернатор  был председателем различных  совещательных учреждений — присутствий, комитетов, комиссий, совещаний. Они выполняли функции надзора в соответствующих сферах ( контроль над земскими и городскими органами самоуправления, фабричными делами, питейными делами, выполнением воинской повинности, обеспечением прав православного духовенства и т.д.)

      В губерниях не было представительных учреждений в форме органов власти губернии. Губернский уровень считался фундаментом государственной администрации. Поэтому там существовали лишь зачатки сословного представительства в виде губернских дворянских собраний, а с появлением земств — их представительства на губернском уровне в виде губернского земского собрания, состоявшего из ряда лиц по должности (в том числе председателя и членов губернской земской управы) и гласных, избиравшихся уездными земскими собраниями.5

      Главные преобразования Февральской буржуазно-демократической революции были связаны с ликвидацией монархии. Это потребовало отстранения от должностей всех представителей высшей администрации, назначенных царем и ответственных перед ним: министров, генерал-губернаторов и других чинов губернаторского корпуса, градоначальников, чинов полиции и др. Сами министерства сохранились, так как отраслевой принцип управления отвечал  государственным потребностям. Вместо губернаторов на местах стали действовать  правительственные комиссары или уполномоченные Временного правительства, наделенные особой властью для реализации его указаний и проведения на местах новой политики. Формально губернские комиссары наделялись примерно такими же правами, какие раньше имели губернаторы. В действительности же их положение было крайне неустойчивым, так как им приходилось преодолевать сопротивление органов местного самоуправления, Советов и других революционных организаций.6 Как правило, их брали на местах, из председателей земских управ и других, не игравших ранее заметной роли администраторов.

      В РСФСР поначалу оставалось деление на губернии. Некоторое время существовали и области, объединяющие несколько губерний. Но этот вариант территориальной организации прекратил своё существование с образованием областей в 30-х гг. XX века.

      В системе власти на местах наблюдаются два важных новшества. Во-первых, отказ от идеи местного самоуправления как института, самостоятельного от государственной власти. Советы всех уровней были объявлены частью единой государственной власти. Области и края были отнесены к числу административно-территориальных единиц, в них создавались местные органы государственной власти. Во-вторых, вводились  представительные и исполнительные органы власти на местах. В областях и краях учреждались краевые и областные съезды Советов рабочих, красноармейских и крестьянских депутатов (представительные органы), а также исполнительные комитеты. Это явилось важным шагом в развитии системы административно-территориального управления, так как способствовало формированию более четкой системы решения текущих задач, стоящих перед субъектами федерации.

      Конституция СССР 1936 г. устанавливала, что «органами   государственной   власти   в   краях, областях,  автономных областях…являются Советы депутатов трудящихся».7 Соответственно, съезды Советов были заменены соответствующими Советами депутатов трудящихся, депутаты стали избираться путем прямых выборов. Краевой, областной Совет избирал из числа своих депутатов исполнительный комитет (исполком), состоявший из председателя, заместителей председателя, секретаря исполкома, работавших на штатной основе, и членов исполкома, выполнявших свои обязанности на общественной основе. По мнению Б.Н. Земцова, эта Конституция оказалась фиктивной, т.к. основой государственного строя считались Советы депутатов трудящихся, в действительности же власть полностью находилась в руках И.В. Сталина; Советский Союз провозглашался федеративным государством, но в реальности был унитарным. А изменение системы выборов ничего не значило, поскольку выбирать приходилось из одного кандидата.8

      Данная  система Советов и исполкомов с небольшими изменениями просуществовала  вплоть до перестройки 80—90-х гг. XX в. Например, по Конституции 1977г. Советы депутатов трудящихся были переименованы в Советы народных депутатов. Реально депутаты полностью зависели от исполкома, а председатель исполкома краевого, областного Совета фактически был и председателем Совета, хотя официально такого поста не существовало. Чуть позже была учреждена должность председателя Совета, а также повысилась самостоятельность депутатов. В свою очередь и исполкомы, и Советы в целом полностью зависели от органа правящей партии соответствующего уровня.

      В начале 90-х годов в Российской Федерации предпринимаются свои, в значительной мере самостоятельные  от власти союзного центра меры по созданию новой системы власти на местах. Во-первых, возвращение к идее местного самоуправления. Постепенно районные, городские, сельские и поселковые Советы, т.е. низовые звенья системы местных органов государственной власти, были выведены из системы государственных органов и объявлены органами местного самоуправления. Во-вторых, произошло «разведение» должностей в советских и партийных органах. Решениями Съезда народных депутатов РСФСР, затем и указами первого российского Президента запрещалось любым партийным лидерам быть руководителями Советов. В-третьих, реформируется федеративное устройство. Субъектами Российской Федерации стали не только единицы, в которых учитывался национально-этнический признак — автономные республики (позже — просто республики в составе Российской Федерации), автономные области и автономные округа, но также и территориальные единицы — края, области, города федерального значения. С объявлением этих единиц субъектами РФ принципиально изменился статус их органов — они перестали быть местными органами государственной власти. Теперь это органы государственной власти субъектов РФ. Что касается видов и порядка формирования этих органов, страна прошла через сложные реформы, однако и в наши дни процессы нельзя считать завершенными.9

Информация о работе Осуществление государственной власти в субъектах Российской Федерации