Осуществление государственной власти в субъектах Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:30, курсовая работа

Описание работы

Основные принципы организации органов, посредством которых осуществляется государственная власть в субъектах РФ были заложены в Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999. Целью данной работы является рассмотрение, на основании этого закона и поправок к нему, а также других литературных источников, системы органов государственной власти субъектов РФ.

Содержание

Введение 3
Глава I. Развитие системы органов государственной власти субъектов РФ 4
1.1 История развития органов государственной власти в субъектах 4
1.2 Современная система органов государственной власти субъектов РФ 11
Глава II. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ 14
2.1 Статус законодательных органов государственной власти субъектов РФ 14
2.2 Основные полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ 16
Глава III. Органы исполнительной власти субъекта РФ 19
3.1 Основные положения 19
3.2 Высшее должностное лицо субъекта РФ 19
Глава IV. Судебная власть субъектов РФ 22
4.1 Конституционные (уставные) суды субъектов РФ 22
4.2 Мировые судьи 23
Заключение 25
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая (2).docx

— 70.36 Кб (Скачать)

      Приход  к власти новых политических сил  в России происходил под лозунгами борьбы за суверенитет России, при поддержке соответствующей политической практики в других союзных республиках. Все это не могло не оказать влияния на внутренние процессы в России. По-разному воспользовались субъекты Российской Федерации предложением, сделанным первым президентом России "взять суверенитета столько, кто сколько сможет". Государственное единство России не могло оставаться стабильным в условиях происходивших событий. Воспользовавшись тем, что федеральные власти России были заняты проблемами власти в центре и дележом наследства Союза ССР, в отдельных республиках России побеждают сепаратистские силы, которые не только заявили о суверенитете республик, но, провозгласив независимость, предприняли конкретные шаги в ее достижении.

      Подписанный 31 марта 1992 г. подавляющим большинством автономных республик России Федеративный договор (договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в ее составе) явился стабилизирующим фактором развития отношений России с республиками. В нем закреплялось, что субъекты Федерации отказывались от сепаратизма и центробежных устремлений, а федеральная власть отказывалась от унитаризма и центризма, стремления к диктату. Автономные республики признавались собственниками своих земель, их недр, вод, лесов и других природных ресурсов. Содержалось четкое разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными и республиканскими властями. Федеративный договор урегулировал взаимоотношения центра и национально-государственных образований, но не краев и областей. В результате этого произошло ущемление прав краев и областей. Так, республики и автономные округа приобрели право на свои недра и на все то, что воздвигнуто у них, а в краях и областях эти объекты являлись федеральной собственностью, и правами распоряжения в отношении их обладали соответствующие центральные органы. Отсутствие понимания со стороны ряда руководителей национально-государственных образований необходимости уравнивания прав территориальных образований в рамках единого федеративного государства как необходимого условия стабильности вызвало волну суверенизации краев и областей. Для того, чтобы иметь равные с национально-государственными образованиями права, Волгоградская, Свердловская, Челябинская и ряд других областей объявили себя республиками. Края и области стали переходить к политической (государственной) форме своего устройства в рамках Федерации, предусматривающей право распоряжения собственностью на своей территории, собственную систему органов власти и местное законодательство в рамках компетенции, создание нормативного акта, определяющего статус как субъекта Федерации. При таком повороте и развитии событий Федеративный договор не мог являться краеугольным камнем, определяющим государственное единство страны. Происходящее требовало поисков другого подхода. В первую очередь необходимо было отказаться от национально-территориального принципа построения Федерации как изжившего себя исторически. Далее необходимо было предоставить одинаковые права всем субъектам Федерации. Эти вопросы и были решены с принятием 12 декабря 1993г. на всенародном референдуме Конституции Российской Федерации.10

      В статье 11 говорилось, что государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Статья 15 указывала, что органы государственной власти обязаны соблюдать Конституцию и законы. Статья 77 закрепила, что система органов государственной власти субъектов федерации устанавливается ими самостоятельно. Статья 78 установила возможность передачи части полномочий федеральных органов исполнительной власти органам исполнительной власти субъектов федерации. В статье 85 перечислялись некоторые полномочия Президента Российской Федерации по отношению к органам государственной власти субъектов федерации.11

      После принятия новой Конституции появилась  необходимость принятия соответствующего федерального закона об общих принципах  организации государственной власти в субъектах, на что прямо указывалось  в статье 77.

1.2 Современная система органов государственной власти субъектов РФ

       Российская  Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), автономной области, автономных округов. Конституция закрепляет равноправие этих субъектов Федерации. Конституционно-правовой статус субъектов Федерации устанавливается в первую очередь Конституцией России, федеральными законами, а также другими правовыми актами.

      Субъекты  Федерации всех видов перечислены  в Конституции РФ в алфавитном порядке. Тем самым указывается  на государства и государственные образования, которые в совокупности составили Федерацию и являются равноправными участниками соответствующих конституционно-правовых отношений. Отсюда же вытекают равные обязанности каждого субъекта по отношению к Федерации и друг к другу.12

      06 октября 1999 г. был принят  ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" № 184. Согласно ему деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации основана на принципах:    

      а) государственной и территориальной  целостности Российской Федерации;  

        б)  распространения суверенитета  Российской Федерации на всю  ее территорию;

        в)   верховенства Конституции  Российской Федерации и федеральных  законов на всей территории  Российской Федерации; 

        г)       единства системы  государственной власти;

        д) разделения государственной  власти на законодательную, исполнительную  и судебную в целях обеспечения  сбалансированности полномочий  и исключения сосредоточения  всех полномочий или большей  их части в ведении одного  органа государственной власти  либо должностного лица;

        е) разграничения предметов ведения  и полномочий между органами  государственной власти Российской  Федерации и органами государственной  власти субъектов Федерации;

        ж) самостоятельного осуществления  органами государственной власти  субъектов принадлежащих им полномочий;

        з) самостоятельного осуществления  своих полномочий органами местного  самоуправления.13

      Представительными (законодательными) органами государственной  власти в субъектах Федерации  являются думы, собрания и т.п. Органами исполнительной власти выступают администрации (правительства). Деятельностью администрации  руководит глава администрации (губернатор), а его первый заместитель иногда является главой правительства. В систему  исполнительной власти области, края входят отраслевые и территориальные органы управления и иные органы, создаваемые  главой администрации, который самостоятельно определяет их компетенцию и утверждает Положение о них.

      Конституция создает правовую основу для разграничения  полномочий и предметов ведения  государства и регионов, которые  конкретизируются в индивидуальных договорах между Российской Федерацией и ее субъектами. Поэтому отдельным  субъектам Российской Федерации  могут быть предоставлены такие  права, которыми не располагают другие субъекты.

      Взаимоотношения между федеральным центром и  субъектами Федерации в России носят  амбивалентный (двойственный) характер, свойственный всем институтам переходного  общества. С одной стороны, многие аналитики отмечают слабость центральной  власти и отсутствие продуманной  стратегии, в том числе в области  регионального управления. С другой стороны, государство, представляя  собой главную общественную силу, зачастую пытается регламентировать те области региональной жизни, которые  и с точки зрения конституционного права, и из соображений целесообразности должны были бы находиться исключительно  в компетенции региональных властей.14

 

Глава II. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ

2.1 Статус законодательных органов государственной власти субъектов РФ

      Согласно  ст. 4 Федерального закона от 6 октября 1999 г. законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта РФ

      Определения органа как высшего и единственного органа законодательной власти являются неразрывными. «Высший» означает высокое положение органа в системе государственных органов и возможность влияния на иные звенья. Определение органа как «единственного» органа законодательной власти исключает осуществление законодательных функций другим органом. Ни высший коллегиальный орган исполнительной власти, ни возглавляющее этот орган высшее должностное лицо субъекта не вправе заниматься законодательной деятельностью.

      Характеристика  органа как постоянно действующего понимается так, что его полномочия осуществляются все время от момента легитимного создания до прекращения полномочий в установленном порядке. Речь не идет о непременном освобождении всех депутатов представительного органа от иных полномочий и переходе на работу в этот орган. Скорее всего, законодательный орган будет работать в посессионном режиме.15

      Его наименование и структура устанавливаются  конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ. К примеру, согласно Конституции Республики Адыгея (ст. 63) высшим законодательным (представительным) органом государственной власти этой республики является Государственный Совет - Хасэ Республики Адыгея. В Конституции Республики Тыва (ст. 62) законодательный (представительный) орган государственной власти республики называется Верховным Хуралом, в Уставе (Основном Законе) Саратовской области (ст. 68) - областной Думой, в Уставе Чукотского автономного округа (ст. 28) - Думой Чукотского автономного округа и т.д. Большинство законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации являются однопалатными. Исключения составляют Государственное Собрание Республики Башкортостан, Законодательное Собрание Республики Карелия, Парламент Кабардино-Балкарской Республики, Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Законодательное собрание Свердловской области, имеющие две палаты.16

      Число депутатов законодательного органа также устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ. Данный пункт 3 статьи 4 ФЗ «Об общих принципах организации…» нередко приводит к курьёзным случаям. В частности, в Послании Федеральному Собранию 12 ноября 2009 г. Д.А.Медведев обозначил необходимость введения единого критерия установления численности депутатов органов законодательной власти субъектов Российской Федерации: «Сегодня это делается произвольно, что иногда приводит к труднообъяснимым результатам. Например, многомиллионное население экономически сильной Москвы представлено в городской думе 35 народными избранниками, а в Великом Хурале Республики Тыва (экономические возможности которой, к сожалению, куда как более скромные по сравнению с Москвой, а население в 30 с лишним раз меньше) заседает 162 депутата. Необходимо предусмотреть гибкий порядок постепенного выравнивания этих перекосов. Представительство должно быть более универсальным».17

      Федеральным законом установлено, что не менее 50% депутатов законодательного органа государственной власти субъекта РФ (в двухпалатном законодательном  органе государственной власти субъекта РФ не менее 50% депутатов одной из палат) должны избираться по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутых избирательными объединениями в соответствии с законодательством о выборах. Срок полномочий депутатов одного созыва устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ и не может превышать пять лет. Законодательный орган государственной власти субъекта РФ является правомочным, если в состав указанного органа избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов. Заседания законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации являются открытыми, за исключением случаев, установленных федеральными законами, конституцией (уставом) субъекта РФ и т.д. Их правомочность определяется законом субъекта Российской Федерации. При этом заседание законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Правомочное заседание законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ проводится не реже одного раза в три месяца.18

2.2 Основные полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ

      Полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ – круг зафиксированных конституцией (уставом) субъекта Федерации вопросов, по которым данный орган правомочен принимать законы, распространяющие свое действие на территорию субъекта РФ. К числу таких полномочий относятся:

Информация о работе Осуществление государственной власти в субъектах Российской Федерации