Особенности российского федерализма на примере Челябинской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 11:14, контрольная работа

Описание работы

Челябинская область - субъект Российской Федерации. Статус Челябинской области (далее - область) определяется Конституцией Российской Федерации и Уставом области. Область строит взаимоотношения с Российской Федерацией и другими ее субъектами в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом исходя из принципов взаимного уважения и ответственности, равноправия субъектов Российской Федерации на основе разграничения предметов ведения и полномочий.

Содержание

1 Объем и содержание собственных полномочий Челябинской области 3

2 Финансовая обеспеченность Челябинской области 5

3 Структура органов власти в Челябинской области 5

3.1 Законодательное собрание челябинской области 6

3.2 Правительство Челябинской области 7

3.3 Губернатор Челябинской области 8

4 Контроль деятельности органов государственной власти субъекта РФ

(Челябинской области) 11

5 Взаимодействие с федеральными органами государственной власти 14

6 Заключение* 15

7 Источники информации 16

Работа содержит 1 файл

регион.docx

— 41.58 Кб (Скачать)

    5 Взаимодействие с  федеральными органами  государственной  власти 

    В Совет Федерации входят по два  представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного  и исполнительного органов государственной  власти. Право законодательной инициативы принадлежит Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы (кроме прочих – прим.). Это дает возможность субъектам лоббировать собственные интересы на федеральном уровне.

    Законодательное Собрание Челябинской области обладает правом законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

    По  предметам совместного ведения  Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации область принимает  законы области и иные нормативные  правовые акты области. По проекту федерального закона по предметам совместного ведения, принятому Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении, Законодательное Собрание вправе представить поправки.

    Законы  и иные нормативные правовые акты области не могут противоречить  федеральным законам, принятым по предметам  ведения Российской Федерации и  предметам совместного ведения  Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и  нормативным правовым актом области  действует федеральный закон.

    До  принятия федеральных законов по вопросам, отнесенным к предметам  совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, область вправе осуществлять собственное правовое регулирование. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные  правовые акты области подлежат приведению в соответствие с принятым федеральным  законом в течение трех месяцев.

    Нормативные правовые акты области составляют:

    1) Устав области; 

    2) законы области; 

    3) постановления Законодательного  Собрания нормативного характера; 

    4) правовые акты Губернатора области  нормативного характера; 

    5) постановления Правительства области  нормативного характера. 

    Устав области является основным законом  области. Законы и иные нормативные  правовые акты области не должны противоречить  Уставу области. Устав области и  законы области имеют высшую юридическую  силу по отношению к иным нормативным  правовым актам области.

    Заключение  договоров о разграничении полномочий допускается только в случае, если это обусловлено экономическими, географическими и иными особенностями  субъекта Российской Федерации, и в  той мере, в которой указанными особенностями определено иное, чем  это установлено федеральными законами, разграничение полномочий. В договоре о разграничении полномочий устанавливается  перечень полномочий федеральных органов  государственной власти и органов  государственной власти субъекта Российской Федерации, разграничение которых  производится иначе, чем это установлено  федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, определяются условия  и порядок осуществления этих полномочий, конкретные права и обязанности  сторон, срок действия договора о разграничении  полномочий и порядок продления данного срока, а также основания и порядок досрочного расторжения договора о разграничении полномочий. Челябинская область такого договора (соглашения) не имеет.

    Изменение границ области утверждается Советом  Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

    Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти области  могут передавать им осуществление  части своих полномочий с передачей  необходимых материальных и финансовых средств, если это не противоречит Конституции  Российской Федерации и федеральным  законам, в порядке, установленном  федеральным законом.

    Органы  исполнительной власти области по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление  части своих полномочий с передачей  необходимых материальных и финансовых средств, если это не противоречит Уставу области, законам области и иным нормативным правовым актам области.

    В соглашении о передаче осуществления  части полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти области определяются условия и порядок передачи осуществления  части полномочий, в том числе  порядок их финансирования, срок действия соглашения, основания и порядок  его досрочного расторжения, иные вопросы, связанные с исполнением положений  соглашения. 

    6 Заключение 

    Российская  Федерация в соответствии с Конституцией РФ является федеративным государством. Но, проанализировав весь вышеприведенный  материал, можно сделать вывод, что  нашему государству присущи черты  как федеративного, так и унитарного государства.

    Форма государственного устройства – правовое понятие, характеризующее законодательное  или конституционное оформление отношений между центром и  периферией. Формально в РФ присутствуют все критерии, характерные для  федеративных государств.

    Например, разделение государственной власти между центром и субъектами (наличие органов государственной власти федерального уровня и Челябинской области), территориальное деление на субъекты РФ (территориальное выделение Челябинской области), наличие выборных органов власти в субъектах (Законодательное собрание Челябинской области), самостоятельное формирование органов власти субъектов (Губернатор формирует Правительство Челябинской области), наличие атрибутов государственности в субъектах (Челябинская область имеет свой герб, флаг, Устав) и т.д. К тому же Губернатор Челябинской области может самостоятельно издавать указы и распоряжения, Правительство Челябинской области самостоятельно формирует бюджет области.

    Но  в тоже время существует и ряд  характеристик, присущих унитарному государству. Начнем с того, что главу Челябинской  области наделяет полномочиями по представлению Президента Российской Федерации (!) Законодательное Собрание Челябинской области.

    Органы  государственной власти Челябинской области наделяются полномочиями по «остаточному принципу», т.е. сначала определяются полномочия центра, предметы общего ведения, а затем уже предметы ведения субъекта. Кроме того органы государственной власти субъекта должны отчитываться перед центром за достижение целевых показателей.

    Анализ  бюджета области показывает, что  область за счет кризиса резко  снизила долю собственных доходов, что ведет к зависимости политических решений органов субъекта от мнения и влияния центра, т.к возрос уровень дотаций из центра.

    Все основные направления развития государства  определяются на федеральном уровне и «спускаются» вниз (на уровень  области) в виде программ, стратегий и т.п. Государственные органы субъекта должны формировать собственные программы в рамках общегосударственных (например, программы «Молодая семья» и т.д.).

    Россия  фактически стала федерацией путем  децентрализации «сверху», прибегнув  в силу политической конъюнктуры  к формально договорному процессу. На сегодняшний день большинство договоров с центром об уникальных правах субъектов, заключенных в 1993-97 гг., утратили силу, был принят ФЗ №184. В 2000 г. были введены федеральные округа, в каждом из которых есть полномочный представитель Президента РФ. Таким образом, усилился контроль федеральных органов власти на уровне субъектов (система двойной отчетности и «федерального присутствия»).

    Что же касается законодательного процесса, то он также ограничен как законодательством  РФ, так и полномочиями государственных  органов субъекта (например, все вопросы о международном сотрудничестве области должны согласовываться с центром). Т.е деятельность территориальных органов власти и управления сводится, во многом, к исполнению, в рамках которого возможна разная степень самостоятельности.

    Сегодня многие авторы говорят о феномене «унитарной федерации», где формальный федерализм прикрывает полновластие федерального центра и преимущественно хозяйственные  и исполнительские функции органов  власти субъектов федерации. Это  понятие, по моему мнению, применимо  и к Российской Федерации. 

    7 Источники информации 

    1. Конституция РФ.

    2. Проект закона Челябинской области «Об областном бюджете на 2011 г.».

    3. Старцев Я.Ю. «Система государственного управления».

    4. Указ Президента РФ №849 «О полномочном  Представителе Президента РФ  в федеральном округе» от 13.05.2000 г.

    5. Указ Президента РФ №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9.03.2004 г.

    6. Устав Челябинской области.

    7. ФЗ № 184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 06.10.99 г.

Информация о работе Особенности российского федерализма на примере Челябинской области