Особенности феодального государства в Китае

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 18:20, контрольная работа

Описание работы

Китайское феодальное государство прошло в своем развитии и периоды централизации, и периоды раздробленности, но всегда в Китае сохранялась преемственность в структуре государственного аппарата. Характерно, что и завоеватели, устанавливая свою власть над Китаем, сохраняли действующий до них государственный аппарат, ограничиваясь весьма незначительными изменениями в его структуре и изъятием всех сколько-нибудь важных постов из рук китайцев. Главой государства являлся император. Власть его была необычайно широка и переходила по наследству к старшему сыну

Работа содержит 1 файл

контрольная по ист зар стран.doc

— 142.50 Кб (Скачать)

Инициатива в торговых связях с  заморскими странами принадлежала тогда  главным образом купцам из мусульманского мира (арабским и персидским). В Гуанчжоу появилась обширная иноземная колония, насчитывавшая к концу IX в., по китайским данным, более 100 тыс. человек. Китайские власти, пытаясь извлечь выгоду из этой торговли, во втором десятилетии VIII в. учредили в Гуанчжоу Управление торговых кораблей. Одновременно с арабскими купцами в Китай начинает проникать и мусульманство, первые сведения о нем в источниках встречаются под 626 г. Несколько позже, в 634 г., упоминаются христианские проповедники несторианского толка, бежавшие из стран Передней Азии. 
Укреплению культурных связей с Индией спообствовали участившиеся в VII—VIII вв. визиты буддийских паломников и проповедников. 
Значительное расширение связей Китая с внешним миром объяснялось экономическим и культурным подъемом, происходившим не только в Китае, но и во многих феодальных государствах Востока.

 

Религия и идеология

 
В условиях, когда основной производитель  был фактически владельцем земли  и обрабатывал поле собственными орудиями труда, классу эксплуататоров требовались дополнительные средства внеэкономического принуждения. Древняя примитивная религия, сочетавшая анимистические верования и поклонение культу предков, не могла служить достаточно сильным средством воздействия на массы. После падения рабовладельческого государства конфуцианство, которое было главным образом социальным учением и не имело средств для устрашения народа, потеряло свои господствующие позиции в области идеологии. Жреческая каста в Китае была уничтожена еще в глубокой древности, а конфуцианство не создало церковной организации и опиралось на светскую власть. Развивающиеся феодальные отношения нуждались в активном религиозном учении и организованной деятельности церкви. 
 
В Китае поворот от рабовладения к феодализму был связан с распространением буддизма, проникшего на Дальний Восток из Индии. Буддийские монахи и проповедники приходили в Китай из Средней Азии и обосновывались сначала в Ганьсу, Шэньси и Хэнани. В V в. в южные царства стали прибывать через Бирму видные буддийские вероучители, которые приобрели особое влияние в царствование династии Лян и добились для себя различных льгот при дворе. Буддийское учение, распространившееся на Дальнем Востоке в виде многих течений и сект, известно под общим названием «Махаяна» («Большая колесница», или «Широкий путь спасения»).  
Средневековый буддизм, как и древний, представлял собой религиозное, идеалистическое учение, видевшее в основе мироздания движение нематериальных, непознаваемых частиц — дхарм. Соединяясь или распадаясь, они порождают или прекращают жизнь, составляя длинную цепь перерождений души, переселяющейся из одного существа в другое. Согласно учению буддизма, миром управляет закон возмездия — карма, а страдание — неотъемлемая функция человечества. Цель жизни— избавление от кругов перерождения. Четыре важнейшие истины, якобы высказанные мифическим основателем вероучения Сиддартха Гуатамой (Шакья-Муни) в его бенаресской проповеди, гласили, что жизнь неотделима от страданий и даже потенция жизни порождает страдания. Избавиться от них можно лишь с прекращением круговорота перерождений, что достигается примерным поведением. Будда наметил «восьмичленный путь», т. е. требования праведной жизни, которая приведет к прекращению перерождений и растворению души в нирване. 
 
В Китае новая религия быстро приспособилась к обстановке, впитала местную обрядность, признала культ предков и другие народные культуры, включила в свой пантеон снятых древних китайских мудрецов и мифических героев и в таком виде нашла широкое распространение. Но единственной и господствующей религией буддизм не смог стать, 
Монастыри захватили большие пространства земли, эксплуатировали множество земледельцев, зависимых и рабов. Монастыри имели ремесленные мастерские, занимались торговлей, ростовщичеством, содержали гостиницы. Имели они и свою вооруженную охрану. Хозяйства их были крупными экономическими организациями, концентрировавшими большие богатства. 
 
Буддийская церковь, помогая светской власти укреплять ее положение и господство над народом, сама не всегда подчинялась растущей силе централизованной государственности, что приводило к столкновениям между императорской властью и церковниками.  
Новой феодальной религией чисто китайского происхождения стал даосизм, возникший во II в. новой эры. Основателем его считается Чжан Лин (Чжан Дао-лин). Даосская религия восприняла древние анимистические верования, культ Неба и культ святых мудрецов. Даосы широко использовали в своем учении древнекитайскую мифологию, включили в сонм божеств легендарных правителей, мифических героев и мудрецов, среди них в первую очередь Хуанди и Лаоцзы. Пантеон богов имел иерархические ступени. Даосские божества обладали человеческими качествами, были близки народу, по древним преданиям, что способствовало распространению этой религии. Даосы затемняли сознание людей верой в чудеса, в искусство волшебства, силу заклинаний и магии. Большое значение они придавали талисманам, написанию магических знаков, возжиганию благовоний, некоторым физическим упражнениям. Особая система дыхания, особые позы, притирания — все это должно было помочь продлить жизнь, научить подниматься в воздух, а возможно, и достичь бессмертия. 
 
Главным религиозным каноном даосы сделали известный памятник философской мысли древнего Китая «Даодэцзин». Его непоследовательное учение толковалось в идеалистическом, мистическом духе. Даосы приняли древнее учение о борьбе двух противоположных начал. Принципом поведения верующих считались «недеяние» — в том толковании, как оно записано в «Даодэцзине», — а также самосовершенствование. Идеология даосов, сохраняя и культивируя элементы примитивной диалектики, оказала влияние на развитие таких отраслей знаний, как алхимия и медицина. Религиозные, мистические сочинения сохранили рецепты лекарств, а также описания свойств металлов и минералов. 
Религиозная организация даосов складывалась под влиянием и по готовому образцу буддийской церкви: создавались даосские монастыри, во главе церкви стояло высшее духовное лицо, обряды были позаимствованы у буддистов. Обе церковные организации боролись между собой. Споры духовных лиц приводили иногда к открытым враждебным столкновениям, но ни одна не могла уничтожить другую. 
 
Более того, обе церкви не смогли вытеснить конфуцианство и выработать свои правовые понятия. Конфуцианские ученые остались хранителями и учителями государственных и моральных общественных принципов. Конфуцианство, не теряя религиозного учения о культе предков, воспринятого другими религиями, оставалось примитивной формой юридической науки и основой системы образования. Из опыта древнего конфуцианства черпались детально разработанные принципы управления страной, подчинения подданных государю, взаимоотношения в семье и обществе. Сохранились древнее почитание предков и прошлого, учение о гуманности и сыновнем почтении, бесчисленные обряды и правила этикета. В основу законов были положены порядки, предложенные древними философами — легистами. 
 
Перестав быть господствующей идеологией, конфуцианство удержало за собой ведущие позиции в области политического устройства общества, образования, дипломатии, теории военного искусства и других крайне необходимых господствующему классу областях знаний, относящихся к управлению людьми. 
Существование нескольких религий стало характерной чертой феодального общества Китая.

Культура раннефеодального периода 
Социальные столкновения и нашествия кочевников, происходившие в годы перехода от рабовладения к феодализму, не нарушили преемственность китайской культуры, хотя и вызвали некоторый ее упадок. Разгром столичных и других училищ, гибель образованных людей или угон их в рабство, военная ситуация — все это не могло не оказать своего влияния. Богатые императорские и другие библиотеки, хранившие сотни свитков с произведениями древних авторов, подверглись разграблению. Из шелковых свитков, на которых были написаны сочинения, шили одежду и мешки. Создание новых творений человеческой мысли в военных условиях было затруднено. Однако на Севере, как и на Юге многие ученые и писатели продолжали свою деятельность. 
 
После объединения страны сложились новые возможности для развития научных знаний, искусства, литературы. Ученые расширили свои знания о тайнах природы. Китайские алхимики, отыскивая для императоров эликсир бессмертия, проводили многочисленные опыты, раскрывая свойства металлов и минералов. Лекари изучали целебные свойства растений, совершенствовали медицину, перемежая научные знания волшебством и магией. Средневековые инженеры и математики использовали свои знания при строительстве городов, каналов и крепостных стен. Наблюдения за сменами сезонов, за небесными светилами способствовали развитию астрономических знаний, а также составлению гороскопов и предсказаниям. Буддийский монах И Хан, живший в VIII в., внес немалый вклад в китайскую астрономию. 
 
Развитие географических знаний было связано с паломничеством ученых-монахов к святым местам. Но сначала элементы научных знаний из Индии и Средней Азии в Китай принесли буддийские проповедники. Одним из наиболее выдающихся среди них был Кумараджива, живший в Китае в конце IV — начале V в. Китайский монах Фа Сянь, совершив свое паломничество в 399—415 гг., составил труд «Записки о буддийских царствах». В 629—645 гг. другой буддийский монах, Сюаньцзан (его фамилия Чэнь), осуществил путешествие через территорию современного Синьцзяна в Среднюю Азию и через Гиндукуш в Северную Индию. Он посетил также районы Южной Индии, Непал, Ассам и вернулся через Кашмир по южной части Великого шелкового пути. В своем произведении «Записки о западных странах периода великой династии Тан» он рассказал о 128 государствах и владениях. Труд этот сохранился как ценнейший источник для изучения истории народов Средней Азии и Индии. Сам Сюаньцзан, торжественно встреченный Ли Ши-минем в Чанъане, отказался от светских должностей, удалился в монастырь, где занялся переводами санскритских сочинений и другими трудами. Буддийский монах И Цзин между 671 и 695 гг. отправился морским путем из Гуанчжоу к берегам Суматры и через Бенгальский залив — в Индию. Он пребывал некоторое время в Непале на родине Будды и тем же путем вернулся в Китай. Он был принят в Лояне при дворце императрицы У Цзэ-тянь. И Цзин оставил после себя труд под названием «Повествование о плавании по южным морям и о внутреннем законе», в котором описано его путешествие и приведен перевод Винайши — внутреннего строя буддийской церкви. Из-за трудности плавания большинство спутников И Цзина остались на Суматре, отказавшись следовать к святым местам. 
Большое развитие в VII в. получило историописание. Ли Ши-минь превратил это занятие в официальное, тем самым феодальное государство монополизировало составление историй. Чиновники-историки подготовили для опубликования истории предыдущих эпох, сформировав их по образцу «Исторических записок» Сыма Цяня. Начало «Истории династии Цзинь» даже было написано самим Ли Ши-минем. В ту пору на основе трудов прежних авторов было создано 13 историй, охватывавших период I — начало VII в. н. э. В специальном учреждении историки-архивариусы собирали и обрабатывали сведения о текущих событиях и отдельных деятелях. Материалом служили императорские указы, отчеты ведомств, доклады с мест и другие документы. Составленные ими сборники хранились до конца царствования династии. Следующая династия должна была осуществить окончательную доработку и выпуск в свет истории страны в период царствования своих предшественников. Исторические труды включали сведения об экономике, государственном правлении, культуре, календаре, этикете, войнах, народных восстаниях, стихийных бедствиях, космических явлениях, о народах, обитавших вблизи Китая, и о далеких странах. Тогда же появились и критики исторических трудов; первым из них считается Лю Чжи-цзи, который закончил в 710 г. труд «Проникновение в историю». 
 
Суйские и танские императоры начали собирание древних трудов, за доставленные в императорскую библиотеку свитки или фрагменты произведений платили шелком. Специальные ученые восстанавливали многие из них или переписывали на бумагу. В ту пору большого подъема достигло искусство каллиграфии. Непревзойденным мастером среди каллиграфов считался Ван Си-чжи (307—365). 
Для подготовки учащихся к экзаменам из древних конфуцианских канонических трудов были составлены сборники «Сышу» («Четырехкни-жие») и «Ушу» («Пятикнижие»). Одно время в танских столицах и в провинции учились до 60 тыс. человек. Среди них были и сыновья тюркских каганов и князьков из Турфана и Тибета. 
 
При дворе императора Ли Лун-цзи в VIII в. было создано высшее собрание ученых, позже получившее название академии Ханьлинь. В то же время была предпринята публикация копий указов и распоряжений, которая постепенно превратилась в своеобразную китайскую газету или правительственный вестник. Ученый Ду Ю (755—812) составил первый сборник энциклопедического характера «Тундянь». 
Высокого расцвета достигла китайская поэзия. Ее прославила целая плеяда блестящих поэтов от Тао Цяня (365—427) с его социальной утопией «Персиковый источник» до творений великих стихотворцев Ли Бо (699—762) и Ду Фу (712—770). 
 
Среди китайских живописцев особую школу создал Ван Вэй. Большое распространение получила живопись на шелку или на бумаге в виде свитка. На искусстве и архитектуре сказалось влияние буддизма, о чем свидетельствуют многоэтажные каменные пагоды, скульптурные изображения будд и религиозная роспись монастырских пещер. При императорском дворе развивалось светское искусство, в стихах и красках прославлялась земная простота, природа и веселье. Был создан театр, показывавший пантомимы. 
С расширением внешних связей империи в страну стали проникать сведения о достижениях культуры других народов, оказывая влияние на развитие китайской культуры. В искусстве, в знаниях и некоторых отраслях производства (напр., сахароварении) отразились индийские, среднеазиатские влияния, а также влияние культур малых народов. 

2. ПРАВО

2.1 Источники права

В Китае важными источниками  права были закон, императорский  указ, но основной самого указа являлось конфуцианская традиция, отобранная конфуцианскими идеологами и возведенные в императив, в долгу образцы поведения, нормы конфуцианской морали.

Все средневековые правовые системы  стран Востока утверждали неравенство  сословное, кастное, в семье, по признакам  пола, мелочно регламентируя поведения  людей во всех сферах общественной жизни.

2.2 Имущественные отношения

Обезземеленным крестьянам выдавались наделы из фонда государственных  земель, причем на выгодных условиях. Те, кто обрабатывал пустоши, в течение  определенного времени освобождались  от налогов.

Ныне в течение нескольких поколений в Поднебесной царит мир, богатые и сильные из числа чиновников и простолюдинов обладают имуществом в несколько сот миллионов монет, а бедные и слабые испытывают все большие тяготы... Поэтому следует несколько ограничить количество земель, находящихся в частном владении.

Из постановлений эпохи династии Ханъ, конец I в. до н. э.

Таким образом, вновь восстанавливалась  система «равных полей», которая  всегда считалась в Китае идеалом. Конечно, несмотря на эти меры, невозможно было совсем остановить рост частного землевладения, но государственная власть была достаточно сильна, чтобы на определенном этапе резко сокращать его. Поэтому в Китае, как и в других восточных цивилизациях, сформировался государственный феодализм.

Правительство сделало ставку на мелкое крестьянское хозяйство, которому отводились наделы при условии выплаты налогов. Чиновники получали землю в зависимости от ранга -- доходы с нее, точнее, то, что от них оставалось после уплаты налогов государству, шли в счет жалованья. Такие владения нельзя назвать феодом: понижение в должности означало и утрату земли; чиновник в качестве землевладельца был полностью зависим от государства.

Примерно такая же политика осуществлялась и по отношению к ремесленникам  и купечеству. С древнейших времен власть стремилась утвердить свою монополию на разработку недр и использование водоемов; постепенно в руках государства оказалось производство и продажа важнейших предметов потребления: соли, чая, меди, железа и других металлов. В XIV -- XVII вв. государственное производство охватывало изготовление фарфора, судостроение, добычу угля, литейный промысел и др. Центральная власть регулировала рыночные цены, а иногда даже ссудный процент, борясь с ростовщичеством. Государственная торговля не всегда выдерживала конкуренцию с частной, но правительство компенсировало это тем, что облагало купцов большими налогами, закупало у них товары по твердым ценам, установленным казной.

В настоящее время следует регулировать движение товаров: при повышении  цен надо продать, при понижении -- закупить; если сделать большие запасы продовольствия и уравнять цены, то люди будут своевременно заниматься земледелием и ростовщические дома не смогут воспользоваться их затруднениями. Все вышесказанное делается для народа, а не с целью получения доходов для казны.

Из законов реформатора Ван  Анъ-Ши, XI в.

Кроме того, правительство разрешало  заниматься торговлей чиновникам, освобождая их от налогов и превращая таким  образом в силу, противостоящую частной  торговле.

Только в XVI--XVII вв. в Китае произошел некоторый сдвиг: расширилось крупное землевладение, стали создаваться мануфактуры с использованием наемного труда (в том числе и рассеянные). Хотя государство по-прежнему имело монополию на добычу и обработку полезных ископаемых, в отдаленных горных районах тайно возникали частные предприятия по добыче угля и серебра. Цинское правительство закрывало глаза на рост частного землевладения. Возможно, потому, что интенсификация сельского хозяйства давала возможность даже в этих условиях получать большую сумму налогов.

Буржуазные отношения отстаивали свое право на существование, но, как  правило, проигрывали в неравной борьбе с государственной властью, а потому остались неоформленными.

феодальное право китай уголовное

2.3 Семейное право

Для Древнего Китая характерна большая патриархальная семья с абсолютной властью отца, с многоженством, культом предков. Женщина полностью зависела от власти мужа, личного имущества она не имела, права в наследовании женщин были ограничены. Брак заключали родители.

2.4 Уголовное право и процесс

Если верить преданиям, уже в X в. до н.э. чжоуским Му-ваном было разработано  Уложение о наказаниях. Эта кодификация  насчитывала якобы 3000 статей и предусматривала  довольно разработанную систему  наказаний. В Уложении говорилось о смягчающих и отягчающих обстоятельствах, различая неосторожные и умышленные деяния. По всей вероятности Уложение представляло собой запись отдельных судебных решений и закрепляло прежде всего нормы обычного права.

Виды наказаний в различные  периоды незначительно отличались друг от друга. В Иньском государстве применялось битье палками, отрезание носа, поджаривание на огне, разрубание на мелкие части, обезглавливание, закапывание живым в землю, отрубание руки, ноги, выкалывание глаз. Во времена Цинь устрашение окончательно становится основной целью наказания. Широко применяется смертная казнь в самых разнообразных видах.

Суд не был отделен от администрации, судебные функции выполняли многочисленные представители государственного аппарата. Верховным судьей являлся император. На местах судили представители местной администрации. Имелись чиновники, обязанные разыскивать преступников, вести борьбу с ворами и разбойниками, начальники тюрем, лица, приводившие в исполнение судебные решения.

В период Инь и Западного Чжоу процесс носил обвинительно-состязательный характер. В случаях совершения преступлений рабами в процессе имели место элементы розыскного процесса. Позднее этот вид процесса применяется все шире, вытесняя состязательный. /2, с.32-34/

Община отвечала за правонарушения своих членов, действовало правило круговой поруки. Мелкие проступки, споры об имуществе рассматривали органы общины.

Новые взгляды на роль права распространяли Конфуций (V в. до н.э.) и его единомышленники. По их мнению, деление людей на правителей и управляемых заложено в самой природе человека, оно извечно и неизменно. Лучше всего управлять народом не через посредство закона, а через систему исторически сложившихся норм поведения людей. Конфуцианство проповедовал сохранение древних традиций: подчинение подданных властям, младших -- старшим, осуждало чрезмерное обогащение, требовало от властей заботиться о бедных.

Конфуцианству с его рациональной моралью удалось занять особое место  среди других религий, несмотря на все  сложности борьбы с легизмом, в силу особой практической ценности этого учения, призванного, по утверждении знаменитого конфуцианства VI в. Вэй Чжэне «выправлять отношение между государством и подданными», «отверзать глаза и уши простого народа».

Религиозный плюрализм, отношения к религии как к простому учению, отсутствия прямой связи между государственной властью и ортодоксальной системой определяли и другие специфические черты средневекового общества и государства Китая. Здесь, например, отсутствовал такой институт, как вероисповедания, что, в сою очередь, делало невозможным существование судов инквизиций. Не было сложившегося сословия духовенства и засилья, как на Западе, духовенства в государственном аппарате в качестве единственного грамотного слоя лиц.

Полное, неограниченное господство государства с его сакральным авторитетом над религиозными организациями в политическом, административном, правовом, идеологическом отношениях было окончательно закреплено в Китае в империи Тан, в которой ни один из религиозных институтов не имел хотя бы номинальной автономии.

 

 

 

В немецком праве в XIII – XV веках  особое место занимало «Саксонское  Зерцало». Создано оно было в 1221 – 1235 году ученым судьей Эйке фон Репгофом. Не случайно упоминается в название слово «Зерцало». Оно означает «образец», и «Саксонское Зерцало» должно было стать образцовым правовым документом. Еще в стихотворном вступлении упоминается, что основой «Саксонского Зерцала» будет правовой обычай. Но не стоит полагать, что «Саксонское Зерцало» основывалось только на местных обычаях и традициях феодального права. Многие нормы были заимствованы из римского права, а также из канонического права.

Информация о работе Особенности феодального государства в Китае