Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 18:20, контрольная работа
Китайское феодальное государство прошло в своем развитии и периоды централизации, и периоды раздробленности, но всегда в Китае сохранялась преемственность в структуре государственного аппарата. Характерно, что и завоеватели, устанавливая свою власть над Китаем, сохраняли действующий до них государственный аппарат, ограничиваясь весьма незначительными изменениями в его структуре и изъятием всех сколько-нибудь важных постов из рук китайцев. Главой государства являлся император. Власть его была необычайно широка и переходила по наследству к старшему сыну
Инициатива в торговых связях с
заморскими странами принадлежала тогда
главным образом купцам из мусульманского
мира (арабским и персидским). В
Гуанчжоу появилась обширная иноземная
колония, насчитывавшая к концу IX в., по
китайским данным, более 100 тыс. человек.
Китайские власти, пытаясь извлечь выгоду
из этой торговли, во втором десятилетии
VIII в. учредили в Гуанчжоу Управление торговых
кораблей. Одновременно с арабскими купцами
в Китай начинает проникать и мусульманство,
первые сведения о нем в источниках встречаются
под 626 г. Несколько позже, в 634 г., упоминаются
христианские проповедники несторианского
толка, бежавшие из стран Передней Азии.
Укреплению культурных связей с Индией
спообствовали участившиеся в VII—VIII вв.
визиты буддийских паломников и проповедников.
Значительное расширение связей Китая
с внешним миром объяснялось экономическим
и культурным подъемом, происходившим
не только в Китае, но и во многих феодальных
государствах Востока.
Религия и идеология
В условиях, когда основной производитель
был фактически владельцем земли
и обрабатывал поле собственными
орудиями труда, классу эксплуататоров
требовались дополнительные средства
внеэкономического принуждения. Древняя
примитивная религия, сочетавшая анимистические
верования и поклонение культу предков,
не могла служить достаточно сильным средством
воздействия на массы. После падения рабовладельческого
государства конфуцианство, которое было
главным образом социальным учением и
не имело средств для устрашения народа,
потеряло свои господствующие позиции
в области идеологии. Жреческая каста
в Китае была уничтожена еще в глубокой
древности, а конфуцианство не создало
церковной организации и опиралось на
светскую власть. Развивающиеся феодальные
отношения нуждались в активном религиозном
учении и организованной деятельности
церкви.
В Китае поворот от рабовладения к феодализму
был связан с распространением буддизма,
проникшего на Дальний Восток из Индии.
Буддийские монахи и проповедники приходили
в Китай из Средней Азии и обосновывались
сначала в Ганьсу, Шэньси и Хэнани. В V в.
в южные царства стали прибывать через
Бирму видные буддийские вероучители,
которые приобрели особое влияние в царствование
династии Лян и добились для себя различных
льгот при дворе. Буддийское учение, распространившееся
на Дальнем Востоке в виде многих течений
и сект, известно под общим названием «Махаяна»
(«Большая колесница», или «Широкий путь
спасения»).
Средневековый буддизм, как и древний,
представлял собой религиозное, идеалистическое
учение, видевшее в основе мироздания
движение нематериальных, непознаваемых
частиц — дхарм. Соединяясь или распадаясь,
они порождают или прекращают жизнь, составляя
длинную цепь перерождений души, переселяющейся
из одного существа в другое. Согласно
учению буддизма, миром управляет закон
возмездия — карма, а страдание — неотъемлемая
функция человечества. Цель жизни— избавление
от кругов перерождения. Четыре важнейшие
истины, якобы высказанные мифическим
основателем вероучения Сиддартха Гуатамой
(Шакья-Муни) в его бенаресской проповеди,
гласили, что жизнь неотделима от страданий
и даже потенция жизни порождает страдания.
Избавиться от них можно лишь с прекращением
круговорота перерождений, что достигается
примерным поведением. Будда наметил «восьмичленный
путь», т. е. требования праведной жизни,
которая приведет к прекращению перерождений
и растворению души в нирване.
В Китае новая религия быстро приспособилась
к обстановке, впитала местную обрядность,
признала культ предков и другие народные
культуры, включила в свой пантеон снятых
древних китайских мудрецов и мифических
героев и в таком виде нашла широкое распространение.
Но единственной и господствующей религией
буддизм не смог стать,
Монастыри захватили большие пространства
земли, эксплуатировали множество земледельцев,
зависимых и рабов. Монастыри имели ремесленные
мастерские, занимались торговлей, ростовщичеством,
содержали гостиницы. Имели они и свою
вооруженную охрану. Хозяйства их были
крупными экономическими организациями,
концентрировавшими большие богатства.
Буддийская церковь, помогая светской
власти укреплять ее положение и господство
над народом, сама не всегда подчинялась
растущей силе централизованной государственности,
что приводило к столкновениям между императорской
властью и церковниками.
Новой феодальной религией чисто китайского
происхождения стал даосизм, возникший
во II в. новой эры. Основателем его считается
Чжан Лин (Чжан Дао-лин). Даосская религия
восприняла древние анимистические верования,
культ Неба и культ святых мудрецов. Даосы
широко использовали в своем учении древнекитайскую
мифологию, включили в сонм божеств легендарных
правителей, мифических героев и мудрецов,
среди них в первую очередь Хуанди и Лаоцзы.
Пантеон богов имел иерархические ступени.
Даосские божества обладали человеческими
качествами, были близки народу, по древним
преданиям, что способствовало распространению
этой религии. Даосы затемняли сознание
людей верой в чудеса, в искусство волшебства,
силу заклинаний и магии. Большое значение
они придавали талисманам, написанию магических
знаков, возжиганию благовоний, некоторым
физическим упражнениям. Особая система
дыхания, особые позы, притирания — все
это должно было помочь продлить жизнь,
научить подниматься в воздух, а возможно,
и достичь бессмертия.
Главным религиозным каноном даосы сделали
известный памятник философской мысли
древнего Китая «Даодэцзин». Его непоследовательное
учение толковалось в идеалистическом,
мистическом духе. Даосы приняли древнее
учение о борьбе двух противоположных
начал. Принципом поведения верующих считались
«недеяние» — в том толковании, как оно
записано в «Даодэцзине», — а также самосовершенствование.
Идеология даосов, сохраняя и культивируя
элементы примитивной диалектики, оказала
влияние на развитие таких отраслей знаний,
как алхимия и медицина. Религиозные, мистические
сочинения сохранили рецепты лекарств,
а также описания свойств металлов и минералов.
Религиозная организация даосов складывалась
под влиянием и по готовому образцу буддийской
церкви: создавались даосские монастыри,
во главе церкви стояло высшее духовное
лицо, обряды были позаимствованы у буддистов.
Обе церковные организации боролись между
собой. Споры духовных лиц приводили иногда
к открытым враждебным столкновениям,
но ни одна не могла уничтожить другую.
Более того, обе церкви не смогли вытеснить
конфуцианство и выработать свои правовые
понятия. Конфуцианские ученые остались
хранителями и учителями государственных
и моральных общественных принципов. Конфуцианство,
не теряя религиозного учения о культе
предков, воспринятого другими религиями,
оставалось примитивной формой юридической
науки и основой системы образования.
Из опыта древнего конфуцианства черпались
детально разработанные принципы управления
страной, подчинения подданных государю,
взаимоотношения в семье и обществе. Сохранились
древнее почитание предков и прошлого,
учение о гуманности и сыновнем почтении,
бесчисленные обряды и правила этикета.
В основу законов были положены порядки,
предложенные древними философами — легистами.
Перестав быть господствующей идеологией,
конфуцианство удержало за собой ведущие
позиции в области политического устройства
общества, образования, дипломатии, теории
военного искусства и других крайне необходимых
господствующему классу областях знаний,
относящихся к управлению людьми.
Существование нескольких религий стало
характерной чертой феодального общества
Китая.
Культура
раннефеодального периода
Социальные столкновения и нашествия
кочевников, происходившие в годы перехода
от рабовладения к феодализму, не нарушили
преемственность китайской культуры,
хотя и вызвали некоторый ее упадок. Разгром
столичных и других училищ, гибель образованных
людей или угон их в рабство, военная ситуация
— все это не могло не оказать своего влияния.
Богатые императорские и другие библиотеки,
хранившие сотни свитков с произведениями
древних авторов, подверглись разграблению.
Из шелковых свитков, на которых были написаны
сочинения, шили одежду и мешки. Создание
новых творений человеческой мысли в военных
условиях было затруднено. Однако на Севере,
как и на Юге многие ученые и писатели
продолжали свою деятельность.
После объединения страны сложились новые
возможности для развития научных знаний,
искусства, литературы. Ученые расширили
свои знания о тайнах природы. Китайские
алхимики, отыскивая для императоров эликсир
бессмертия, проводили многочисленные
опыты, раскрывая свойства металлов и
минералов. Лекари изучали целебные свойства
растений, совершенствовали медицину,
перемежая научные знания волшебством
и магией. Средневековые инженеры и математики
использовали свои знания при строительстве
городов, каналов и крепостных стен. Наблюдения
за сменами сезонов, за небесными светилами
способствовали развитию астрономических
знаний, а также составлению гороскопов
и предсказаниям. Буддийский монах И Хан,
живший в VIII в., внес немалый вклад в китайскую
астрономию.
Развитие географических знаний было
связано с паломничеством ученых-монахов
к святым местам. Но сначала элементы научных
знаний из Индии и Средней Азии в Китай
принесли буддийские проповедники. Одним
из наиболее выдающихся среди них был
Кумараджива, живший в Китае в конце IV
— начале V в. Китайский монах Фа Сянь,
совершив свое паломничество в 399—415 гг.,
составил труд «Записки о буддийских царствах».
В 629—645 гг. другой буддийский монах, Сюаньцзан
(его фамилия Чэнь), осуществил путешествие
через территорию современного Синьцзяна
в Среднюю Азию и через Гиндукуш в Северную
Индию. Он посетил также районы Южной Индии,
Непал, Ассам и вернулся через Кашмир по
южной части Великого шелкового пути.
В своем произведении «Записки о западных
странах периода великой династии Тан»
он рассказал о 128 государствах и владениях.
Труд этот сохранился как ценнейший источник
для изучения истории народов Средней
Азии и Индии. Сам Сюаньцзан, торжественно
встреченный Ли Ши-минем в Чанъане, отказался
от светских должностей, удалился в монастырь,
где занялся переводами санскритских
сочинений и другими трудами. Буддийский
монах И Цзин между 671 и 695 гг. отправился
морским путем из Гуанчжоу к берегам Суматры
и через Бенгальский залив — в Индию. Он
пребывал некоторое время в Непале на
родине Будды и тем же путем вернулся в
Китай. Он был принят в Лояне при дворце
императрицы У Цзэ-тянь. И Цзин оставил
после себя труд под названием «Повествование
о плавании по южным морям и о внутреннем
законе», в котором описано его путешествие
и приведен перевод Винайши — внутреннего
строя буддийской церкви. Из-за трудности
плавания большинство спутников И Цзина
остались на Суматре, отказавшись следовать
к святым местам.
Большое развитие в VII в. получило историописание.
Ли Ши-минь превратил это занятие в официальное,
тем самым феодальное государство монополизировало
составление историй. Чиновники-историки
подготовили для опубликования истории
предыдущих эпох, сформировав их по образцу
«Исторических записок» Сыма Цяня. Начало
«Истории династии Цзинь» даже было написано
самим Ли Ши-минем. В ту пору на основе
трудов прежних авторов было создано 13
историй, охватывавших период I — начало
VII в. н. э. В специальном учреждении историки-архивариусы
собирали и обрабатывали сведения о текущих
событиях и отдельных деятелях. Материалом
служили императорские указы, отчеты ведомств,
доклады с мест и другие документы. Составленные
ими сборники хранились до конца царствования
династии. Следующая династия должна была
осуществить окончательную доработку
и выпуск в свет истории страны в период
царствования своих предшественников.
Исторические труды включали сведения
об экономике, государственном правлении,
культуре, календаре, этикете, войнах,
народных восстаниях, стихийных бедствиях,
космических явлениях, о народах, обитавших
вблизи Китая, и о далеких странах. Тогда
же появились и критики исторических трудов;
первым из них считается Лю Чжи-цзи, который
закончил в 710 г. труд «Проникновение в
историю».
Суйские и танские императоры начали собирание
древних трудов, за доставленные в императорскую
библиотеку свитки или фрагменты произведений
платили шелком. Специальные ученые восстанавливали
многие из них или переписывали на бумагу.
В ту пору большого подъема достигло искусство
каллиграфии. Непревзойденным мастером
среди каллиграфов считался Ван Си-чжи
(307—365).
Для подготовки учащихся к экзаменам из
древних конфуцианских канонических трудов
были составлены сборники «Сышу» («Четырехкни-жие»)
и «Ушу» («Пятикнижие»). Одно время в танских
столицах и в провинции учились до 60 тыс.
человек. Среди них были и сыновья тюркских
каганов и князьков из Турфана и Тибета.
При дворе императора Ли Лун-цзи в VIII в.
было создано высшее собрание ученых,
позже получившее название академии Ханьлинь.
В то же время была предпринята публикация
копий указов и распоряжений, которая
постепенно превратилась в своеобразную
китайскую газету или правительственный
вестник. Ученый Ду Ю (755—812) составил первый
сборник энциклопедического характера
«Тундянь».
Высокого расцвета достигла китайская
поэзия. Ее прославила целая плеяда блестящих
поэтов от Тао Цяня (365—427) с его социальной
утопией «Персиковый источник» до творений
великих стихотворцев Ли Бо (699—762) и Ду
Фу (712—770).
Среди китайских живописцев особую школу
создал Ван Вэй. Большое распространение
получила живопись на шелку или на бумаге
в виде свитка. На искусстве и архитектуре
сказалось влияние буддизма, о чем свидетельствуют
многоэтажные каменные пагоды, скульптурные
изображения будд и религиозная роспись
монастырских пещер. При императорском
дворе развивалось светское искусство,
в стихах и красках прославлялась земная
простота, природа и веселье. Был создан
театр, показывавший пантомимы.
С расширением внешних связей империи
в страну стали проникать сведения о достижениях
культуры других народов, оказывая влияние
на развитие китайской культуры. В искусстве,
в знаниях и некоторых отраслях производства
(напр., сахароварении) отразились индийские,
среднеазиатские влияния, а также влияние
культур малых народов.
2. ПРАВО
2.1 Источники права
В Китае важными источниками права были закон, императорский указ, но основной самого указа являлось конфуцианская традиция, отобранная конфуцианскими идеологами и возведенные в императив, в долгу образцы поведения, нормы конфуцианской морали.
Все средневековые правовые системы
стран Востока утверждали неравенство
сословное, кастное, в семье, по признакам
пола, мелочно регламентируя
2.2 Имущественные отношения
Обезземеленным крестьянам выдавались
наделы из фонда государственных
земель, причем на выгодных условиях. Те,
кто обрабатывал пустоши, в течение
определенного времени
Ныне в течение нескольких поколений в Поднебесной царит мир, богатые и сильные из числа чиновников и простолюдинов обладают имуществом в несколько сот миллионов монет, а бедные и слабые испытывают все большие тяготы... Поэтому следует несколько ограничить количество земель, находящихся в частном владении.
Из постановлений эпохи
Таким образом, вновь восстанавливалась система «равных полей», которая всегда считалась в Китае идеалом. Конечно, несмотря на эти меры, невозможно было совсем остановить рост частного землевладения, но государственная власть была достаточно сильна, чтобы на определенном этапе резко сокращать его. Поэтому в Китае, как и в других восточных цивилизациях, сформировался государственный феодализм.
Правительство сделало ставку на мелкое крестьянское хозяйство, которому отводились наделы при условии выплаты налогов. Чиновники получали землю в зависимости от ранга -- доходы с нее, точнее, то, что от них оставалось после уплаты налогов государству, шли в счет жалованья. Такие владения нельзя назвать феодом: понижение в должности означало и утрату земли; чиновник в качестве землевладельца был полностью зависим от государства.
Примерно такая же политика осуществлялась и по отношению к ремесленникам и купечеству. С древнейших времен власть стремилась утвердить свою монополию на разработку недр и использование водоемов; постепенно в руках государства оказалось производство и продажа важнейших предметов потребления: соли, чая, меди, железа и других металлов. В XIV -- XVII вв. государственное производство охватывало изготовление фарфора, судостроение, добычу угля, литейный промысел и др. Центральная власть регулировала рыночные цены, а иногда даже ссудный процент, борясь с ростовщичеством. Государственная торговля не всегда выдерживала конкуренцию с частной, но правительство компенсировало это тем, что облагало купцов большими налогами, закупало у них товары по твердым ценам, установленным казной.
В настоящее время следует
Из законов реформатора Ван Анъ-Ши, XI в.
Кроме того, правительство разрешало заниматься торговлей чиновникам, освобождая их от налогов и превращая таким образом в силу, противостоящую частной торговле.
Только в XVI--XVII вв. в Китае произошел некоторый сдвиг: расширилось крупное землевладение, стали создаваться мануфактуры с использованием наемного труда (в том числе и рассеянные). Хотя государство по-прежнему имело монополию на добычу и обработку полезных ископаемых, в отдаленных горных районах тайно возникали частные предприятия по добыче угля и серебра. Цинское правительство закрывало глаза на рост частного землевладения. Возможно, потому, что интенсификация сельского хозяйства давала возможность даже в этих условиях получать большую сумму налогов.
Буржуазные отношения
феодальное право китай
2.3 Семейное право
Для Древнего Китая характерна большая патриархальная семья с абсолютной властью отца, с многоженством, культом предков. Женщина полностью зависела от власти мужа, личного имущества она не имела, права в наследовании женщин были ограничены. Брак заключали родители.
2.4 Уголовное право и процесс
Если верить преданиям, уже в X в. до н.э. чжоуским Му-ваном было разработано Уложение о наказаниях. Эта кодификация насчитывала якобы 3000 статей и предусматривала довольно разработанную систему наказаний. В Уложении говорилось о смягчающих и отягчающих обстоятельствах, различая неосторожные и умышленные деяния. По всей вероятности Уложение представляло собой запись отдельных судебных решений и закрепляло прежде всего нормы обычного права.
Виды наказаний в различные периоды незначительно отличались друг от друга. В Иньском государстве применялось битье палками, отрезание носа, поджаривание на огне, разрубание на мелкие части, обезглавливание, закапывание живым в землю, отрубание руки, ноги, выкалывание глаз. Во времена Цинь устрашение окончательно становится основной целью наказания. Широко применяется смертная казнь в самых разнообразных видах.
Суд не был отделен от администрации,
судебные функции выполняли
В период Инь и Западного Чжоу процесс носил обвинительно-состязательный характер. В случаях совершения преступлений рабами в процессе имели место элементы розыскного процесса. Позднее этот вид процесса применяется все шире, вытесняя состязательный. /2, с.32-34/
Община отвечала за правонарушения своих членов, действовало правило круговой поруки. Мелкие проступки, споры об имуществе рассматривали органы общины.
Новые взгляды на роль права распространяли Конфуций (V в. до н.э.) и его единомышленники. По их мнению, деление людей на правителей и управляемых заложено в самой природе человека, оно извечно и неизменно. Лучше всего управлять народом не через посредство закона, а через систему исторически сложившихся норм поведения людей. Конфуцианство проповедовал сохранение древних традиций: подчинение подданных властям, младших -- старшим, осуждало чрезмерное обогащение, требовало от властей заботиться о бедных.
Конфуцианству с его рациональной моралью удалось занять особое место среди других религий, несмотря на все сложности борьбы с легизмом, в силу особой практической ценности этого учения, призванного, по утверждении знаменитого конфуцианства VI в. Вэй Чжэне «выправлять отношение между государством и подданными», «отверзать глаза и уши простого народа».
Религиозный плюрализм, отношения к религии как к простому учению, отсутствия прямой связи между государственной властью и ортодоксальной системой определяли и другие специфические черты средневекового общества и государства Китая. Здесь, например, отсутствовал такой институт, как вероисповедания, что, в сою очередь, делало невозможным существование судов инквизиций. Не было сложившегося сословия духовенства и засилья, как на Западе, духовенства в государственном аппарате в качестве единственного грамотного слоя лиц.
Полное, неограниченное господство государства с его сакральным авторитетом над религиозными организациями в политическом, административном, правовом, идеологическом отношениях было окончательно закреплено в Китае в империи Тан, в которой ни один из религиозных институтов не имел хотя бы номинальной автономии.
В немецком праве в XIII – XV веках особое место занимало «Саксонское Зерцало». Создано оно было в 1221 – 1235 году ученым судьей Эйке фон Репгофом. Не случайно упоминается в название слово «Зерцало». Оно означает «образец», и «Саксонское Зерцало» должно было стать образцовым правовым документом. Еще в стихотворном вступлении упоминается, что основой «Саксонского Зерцала» будет правовой обычай. Но не стоит полагать, что «Саксонское Зерцало» основывалось только на местных обычаях и традициях феодального права. Многие нормы были заимствованы из римского права, а также из канонического права.
Информация о работе Особенности феодального государства в Китае