Особенности феодального государства в Китае

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 18:20, контрольная работа

Описание работы

Китайское феодальное государство прошло в своем развитии и периоды централизации, и периоды раздробленности, но всегда в Китае сохранялась преемственность в структуре государственного аппарата. Характерно, что и завоеватели, устанавливая свою власть над Китаем, сохраняли действующий до них государственный аппарат, ограничиваясь весьма незначительными изменениями в его структуре и изъятием всех сколько-нибудь важных постов из рук китайцев. Главой государства являлся император. Власть его была необычайно широка и переходила по наследству к старшему сыну

Работа содержит 1 файл

контрольная по ист зар стран.doc

— 142.50 Кб (Скачать)

 

Особенности феодального государства в Китае

 

Период раннего феодализма во всемирном  масштабе закончился в VII — XI вв. При  этом разные страны вступили в период развитого феодализма не в одно и  то же время: крупнейшие страны Азии в  более раннее время, страны Европы — в более позднее. В истории Китая период развитого феодализма начался в VIII в.

Государственность конфуцианского Китая является своего рода образцом долголетия и устойчивости: ведь на протяжении почти двух тысячелетий  она сохранялась практически в неизменном виде. Между тем история Китая в средние века была весьма бурной. Страна переживала времена процветания и жесточайших бедствий, гражданского мира и кровопролитных восстаний, единства и раздробленности.

Еще в древности китайские  историки заметили, что в чередовании этих периодов есть определенный ритм, действующий с четкостью часового механизма.

Китайское феодальное государство  прошло в своем развитии и периоды  централизации, и периоды раздробленности, но всегда в Китае сохранялась  преемственность в структуре государственного аппарата. Характерно, что и завоеватели, устанавливая свою власть над Китаем, сохраняли действующий до них государственный аппарат, ограничиваясь весьма незначительными изменениями в его структуре и изъятием всех сколько-нибудь важных постов из рук китайцев. Главой государства являлся император. Власть его была необычайно широка и переходила по наследству к старшему сыну. Если после смерти императора наследник престола был малолетним, устанавливалось регентство. Личность императора обожествлялась, он считался "Сыном Неба". Но бывали и такие периоды в истории феодального Китая, когда императоры становились игрушкой в руках борющихся между собой дворцовых группировок. Центральные органы власти и управления строились следующим образом.

 

Социальный и государственный строй

Первоначально все нити государственного управления были сосредоточены в руках одного лица - цзайсяна. Но в период Тан (618-906 гг.) на первое место выдвигаются, превращаясь  в высшие правительственные органы, три палаты (шэн). Главы трех этих палат сообща управляли делами государства. Причем особая роль принадлежала главе Палаты государственных дел. Он ведал всеми чиновниками, руководил работой государственного аппарата. В его распоряжении находилось два помощника. При монголах (династия Юань XIII в.) центральным административным органом империи становится Великий императорский секретариат. Однако с утверждением Минской династии (1368-1644гг.) была проведена определенная реорганизация. Власть сосредоточивается в руках императора, и все назначения на должности исходят отныне только от него. Укреплению центральной власти способствовало также учреждение Государственного совета (нэйгэ), который добивается расширения своих прав. Маньчжуры строили свой государственный аппарат по такому же образцу. Все важные военные и государственные дела проходили через Государственный совет, в состав которого входили высшие сановники и ученые - члены столичной императорской академии Ханьлинь. Этот орган готовил императорские указы, пересматривал законы, вел государственную хронику. Рядом с Государственным советом появляется еще одно учреждение - собственная канцелярия императора, которая ведает назначением и смещением чиновников. Ее работой руководил сам император.

В центральный  государственный аппарат включались, кроме того, шесть ведомств: чинов, финансов, ритуалов, военное ведомство, ведомство наказаний и ведомство общественных работ. Во времена Мин к каждому из шести ведомств был приставлен особый чиновник, докладывавший императору о делах ведомства и контролировавший его работу. Создавались специальные управления: дворцовых дел, полицейской службы и т. д. Большим влиянием пользовались наставники, советники императора и наследника престола.

Особое внимание уделялось контрольным органам. Вначале существовала палата цензоров. Подчиненная непосредственно императору, она следила за соблюдением дворцового порядка, контролировала деятельность провинциальных властей и столичных учреждений. В 1382 году она была преобразована в императорскую инспекцию.1 В ее составе было множество чиновников, цензоров, инспекторов.

В раннефеодальный  период местное управление строилось  на основе уже известной в Китае  системы административно - территориального деления: область, уезд, волость и  селение.

Низовая администрация феодального Китая строилась на основе общинной организации, сохранявшей свои органы самоуправления. В V веке создаются объединения из 5 (соседство) и 125 (деревня) крестьянских дворов. Старосты, стоявшие во главе этих объединений, выполняли определенные административные функции, отвечали за обработку земли, направляли крестьян на отбывание трудовой повинности, ловили преступников.

Особое внимание было уделено общинной администрации  во времена монгольского правления. Все сельское население было разделено на соседские общины по 50 дворов в каждой. Во главе такой общины находился выборный староста. В его обязанности входило руководство сельскохозяйственными работами, сбор налогов, поддержание порядка в общине. Подобная система сохранялась и в дальнейшем: деревня во главе со старостой делилась на десятидворки, члены, которых были связаны круговой порукой.

Специфической чертой феодального Китая была экзаменационная  система отбора на государственные  должности, введение которой относится  еще к рабовладельческому периоду. Благодаря системе государственных экзаменов в руках императоров и центральных органов было сосредоточено право аттестации и выдвижения чиновников, что привело к появлению особого сословия шеньши, формируемого из лиц, успешно выдержавших экзамены. Экзаменационная система и установление степени образованности обеспечивали элементарную грамотность всех служащих. Высшая степень учености давала право на 1, 2 и 3-й ранги чинов, а вместе с тем и на замещение крупных постов в государственном аппарате. Экзаменационная система служила методом проверки благонадежности кандидатов в чиновники и воздействия на направление умов образованной части общества.

Ниже уездных центров стояли деревенские организации, которыми руководили не чиновники, а деревенские  жители — старосты. Продолжая борьбу с общинно-родовой организацией, танские правители признали низшей единицей объединение четырех или пяти дворов; далее шли более значительные общинно-административные деревенские организации. 
 
Основным принципом этих организаций считалось число дворов, а не родственные или патронимические связи. Обязанности старост на всех уровнях деревенских организаций заключались в учете населения, наблюдении за возделыванием полей и шелководством, за своевременной уплатой налогов, трудовой повинностью, обеспечением круговой поруки. Старосты отвечали за порядок и спокойствие в деревне, отправление религиозных церемоний и полную покорность крестьян. Им надлежало следить, чтобы не было беглых, разбойников и контрабандистов. Однако в деревне еще большую роль играли патронимические организации.

С усилением централизации была связана необходимость установления единой монетной системы. В Китае  имели хождение деньги, отличные по весу и стоимости, отлитые в разных частях страны. Кроме того, в обращении находились сасанидские серебряные монеты, изготовленные в Иране, и немного византийских золотых монет. Приказом Ли Ши-миня в империи устанавливалась единая монета, отлитая из бронзы, весом около 0,1 ляна. Феодальная государственная организация присвоила себе монопольное право на добычу соли и руд, что давало казне значительные доходы, но ложилось тяжелым бременем на народные массы.

 

Внешняя политика и внешние отношения

 

Слабой стороной Срединной империи  продолжала оставаться незащищенность ее границ. Между тем консолидация внешнего положения империи способствовала бы упрочению позиций господствующего класса внутри страны. Средствами достижения внешнеполитических целей служили сложная дипломатия и открытые войны. Наиболее характерными дипломатическими приемами были натравливание одних племен на другие, разжигание внутриплеменной розни, привлечение в качестве союзников в военных действиях одних племен против других, задабривание подарками племенной верхушки, присвоение им титулов, династические браки. Широкое применение получило также приглашение представителей правящих родов в качестве почетных заложников ко двору императоров, где им прививались «нужные» понятия.

Отмеченные  методы наиболее ярко проявились на примере  отношений Китая с Тюркским каганатом. Это было обширное объединение племен, обитавших в Центральной Азии, под эгидой тюркских племен и их султанов. Ко времени образования в Китае единой империи этот племенной союз распался на Восточный и Западный каганаты.

Во время  борьбы за объединение страны в конце VI в. некоторые китайские феодалы даже признавали свою зависимость от тюрок. Первые императоры из династии Тан одно время были вынуждены платить султану Селиму дань. Лишь в 624 г. Китаю удалось успешно отразить очередное тюркское вторжение. А в 629—630 гг. был осуществлен грандиозный поход против тюрок, закончившийся полным разгромом Восточного каганата.

На северо-востоке  главным объектом захватнической политики китайской империи была Корея. Военные  действия Китая направлялись главным  образом против государств Когурё и Пэкче (в северной и юго-западной частях Корейского полуострова). Государство Силла (на юго-востоке этого полуострова) выступало союзником китайцев. Наиболее ожесточенной была война 611—614 гг. Китайцы трижды предпринимали крупные походы в Корею, и все они кончались неудачей.

В начале VII в. Китай установил первые официальные  связи с Японией. В 607 г. в страну прибыли японские послы для переговоров. Сильный китайский флот совершал экспедиции на острова Тайвань и  Рюкю, (Люцю), откуда корабли возвращались с богатой добычей. Позднее с островитянами поддерживались посольские отношения. 
Активность внешней политики приводила танских властителей к новым столкновениям. В начале VII в. китайские войска разгромили племя тогонцев, родственных сяньбийцам, живших в районе современной провинции Цинхай. Их земли были включены в состав китайской империи. После возникновения первого тибетского государства его царь Сронцзангамбо направил в 634 г. в Чанъань своих послов. Вскоре из-за тогонцев началась война между Китаем и Тибетом. Тибетские войска несколько раз вторгались в Сычуань. Лишь в 647 г. был заключен мир, скрепленный браком Сронцзангамбо с китайской принцессой Вэнь Чэн. В Лхасе поселились китайские чиновники, военные, купцы. В конце VII в. тибетцы стали нападать на Великий шелковый путь и имперские армии терпели поражения. Согласно мирному договору 882 г. Китай терял свое влияние в Тибете. 
 
Начало официальных отношений между Китаем и Индией относится к VII в. В 641 г. в Чанъань прибыли послы правителя северного индийского государства Харши. Посольский обмен был прерван распадом державы Харши. Когда китайские послы Ван Сюань-цэ и Цзян Ши-жэнь в 645 г. направились в Индию из Лхасы, на них было совершено нападение. Ван Сюань-цэ удалось бежать в Тибет, где он собрал отряд из 8 тыс. конников и вторгся в Северную Индию. Он осуществил победоносный поход в долину Ганга, захватил большую добычу и пленных, которые были направлены в Китай. Впоследствии его несколько раз отправляли в Индию в качестве посла. В VII—VIII вв. ответные посольства в Китай приходили из Кашмира, Магадхи, Гандхары, из княжеств Южной Индии и Цейлона.

С другими  странами Юго-Восточной Азии — с  Камбоджей, островной империей Шривиджайей, Читу (на юге Малакки)—Китай поддерживал  посольские связи. 
Китайское правительство пыталось использовать обмен посольствами для поддержания своего авторитета как на международной арене, так и внутри страны. Основные приемы дипломатии были выработаны в Китае еще в древности. Однако со времени существования единой империи в VII—IX вв. они приобрели законченность, сложились в стройную систему. Сутью ее, как повелось издревле, был китаецентризм, т. е. признание Китая главенствующим в мире государством, которому в лице императора должны подчиняться все зарубежные страны. Посольства, откуда бы они ни прибывали в Китай, обязаны были объявлять о покорности пославших их, а привезенные дары называть данью. 
Сложился особый церемониал приема послов, долженствующий, по мнению китайских феодалов и чиновников, символизировать покорность прибывших. Властители стран, приславшие посольства, объявлялись вассалами императора, им отправляли «милостивые» распоряжения быть тем, чем они были и без того, т. е. правителями своих народов. В знак особой милости им передавали ритуальные регалии власти, подарки, китайскую одежду, иногда награждали почетными титулами.

До конца VII в. китайское правительство проводило  экспансионистскую внешнюю политику, а в первой половине VIII в. пыталось удержать завоеванные позиции. Со второй половины VIII в. началось неуклонное ослабление этих позиций. Междоусобицы, возникшие в середине века в Китае, неизменно сопровождались привлечением воинских сил кочевников и вторжением иноземцев. Китай окончательно потерял свое влияние в Тибете, и в 763 г. тибетцы заняли столицу империи — г. Чанъань. В последующие годы не прекращались набеги тибетцев и уйгуров. В 50-х годах государство Наньчжао завладело частью китайских земель, и контроль над восточным отрезком Великого шелкового пути был потерян. 
 
Значение усиления внешних связей Китая в VII—VIII вв. не исчерпывается военно-политическим аспектом. Этот этап в истории внешних сношений Китая характеризуется расширением внешнеторговых и культурных связей с зарубежными странами. В Китай неоднократно прибывали посланцы арабских халифов. В источниках имеются сведения о приезде посольства византийского императора в 640 г. 
Оживленные торговые связи поддерживались Китаем с Передним Востоком не только через материковый Великий шелковый путь, но и морем. В «Синьтаншу» («Новой истории династии Тан») сохранились отрывки из географических трудов китайского автора Цзя Даня (730— 805). В них, в частности, повествуется о семи различных путях из Китая в зарубежные края. Один из таких путей протянулся от Гуанчжоу до Багдада. Там же дано подробное описание этого пути с указанием примерного расстояния от одного пункта до другого, изменения в направлении плавания и т. Д.

Информация о работе Особенности феодального государства в Китае