Основные внутренние функции государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 16:41, курсовая работа

Описание работы

Итак, в данной курсовой работе ставится цель рассмотреть теоретические основы вопроса о внутренних функциях и роли государства.
Для достижения поставленной цели в работе, прежде всего, необходимо решить следующие задачи:
-Дать общую характеристику самого понятий "государство" и определить его содержание.
- Показать особенности функционирования государственного механизма.
-Определить понятие функции государства, обозначить их признаки и факторы воздействия на них.
-Дать подробное представление об основных внутриполитических функциях современного государства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….......2
Глава 1. Понятие, значение и основные признаки функций государства……..5
Понятие и признаки функций государства………………………………….5
Объективный характер функций государства……………............................6
Формы и методы осуществления функций государства…………………...8
Глава 2. Основные внутренние функции государства………………………...11
2.1 Политическая функция государства………………………………………..11
2.2 Экономическая функция государства……………………………………...13
2.3 Социальная и культурная функции государства…………………………..16
2.4 Экологическая функция……………………………………………………..19
2.5 Налогообложение и финансовый контроль, как функции государства….21
2.6 Функция защиты прав и свобод личности, обеспечение законности и правопорядка……………………………………………………………………..23
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованной литературы…………………………………………...27

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по ТГиП (хор).doc

— 128.00 Кб (Скачать)

    В современных условиях возрастает роль государства в деле поддержания и развития здравоохранения, народного образования и культуры. Для управления названными видами деятельности государство создает соответствующие органы и учреждения, финансирует их. 
 

    В социальной функции наиболее ярко выражено общесоциальное начало – снятие или смягчение социальных противоречий путем использования цивилизованных средств их разрешения; обеспечение человеку надлежащих условий жизни посредством гарантирования определенного объема благ за счет государства.

    Во  всеобщей декларации прав человека 1948 года провозглашено право каждого на жизненный уровень, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния каждого человека, а также его семьи (ч. 1 ст. 25). Общепризнанным эталоном социальной защищенности личности служит гарантированный со стороны государства прожиточный минимум.

    С переходом к рынку, ростом инфляции социальная поддержка государством малообеспеченных граждан приобретает  особую значимость. Государство обязано  принимать необходимые меры социальной защиты людей от негативных последствий инфляции.

    Другим  важным компонентом социальной функции  являются обеспечение права каждого  на свободу труда, занятости населения, миграции рабочей силы, контроль за безопасностью условий труда  и соответствием требованиям  гигиены, социального страхования и обеспечения. Все эти проблемы предопределяются действием рыночных регуляторов. Рыночная экономика делает необходимыми, с одной стороны, отмену права каждого на получение рабочего места (право на труд), а с другой – формирование системы страхования от безработицы, подготовки и переподготовки кадров в связи с технологическими изменениями производства, обеспечение государством занятости трудоспособного населения. Но достижение полной занятости – идеальная цель, к которой стремятся многие государства, объявившие себя социальными, однако не одно из них этой цели не достигло. Более того, во всем мире отмечается рост безработицы. И хотя, по утверждению специалистов, не существует универсального плана ликвидации безработицы, государство, называющее себя социальным, должно заботиться о том, чтобы реформы и иные преобразования в стране были бы сориентированы на потребности людей, чтобы по возможностям смягчить социальные последствия своей политики посредством расширения социальных гарантий, поддержки наиболее уязвимых в социальном отношении слоев общества. В реализации социальной функции  большое место принадлежит государственной политике в области образования, культуры, здоровья граждан, в жилищной сфере. В указанных областях социальная функция осуществляется в форме государственной поддержки (финансовой, материальной, программной и др.) образовательных, воспитательных, научных учреждений, учреждений культуры.

    Культурная  функция государства – направление  государственной деятельности по духовному, интеллектуальному развитию общества. В современных условиях для существования и развития общества необходимы духовно и интеллектуально развитые люди, грамотные, квалифицированные специалисты. Человек, не обладающий глубокими специальными познаниями, выключен из процесса общественного производства, он приносит обществу минимальную пользу или не прин6осит никакой.

    Что касается управления, организации работы этих учреждений, то они автономны, и вмешательство государства  здесь недопустимо, в том числе посредством государственной цензуры печатных изданий, театральных постановок, кинематографической продукции и др.

    В условиях рынка государство должно освободить указанные сферы от рыночных механизмов, взяв их на полное свое обеспечение. Здравоохранение, образование, культура должны быть общедоступными, поскольку в данном случае речь идет о главных социальных ценностях: здоровье и интеллектуальном потенциале общества.

    Вместе  с тем очевидно, что надлежащее выполнение государством социальной функции  во многом зависит от материальных возможностей общества, от наличия определенной материальной базы. 
 

    2.4 Экологическая функция государства.

      Функция охраны природы и окружающей среды  выдвинулась в последние десятилетия  в число основных. Экологически агрессивное  производство стало агрессивным и по отношению к человеку, его здоровью. А потому государство вынуждено заниматься этой деятельностью.

    Объективным фактором вызывающим необходимость  в экологической функции, является развитие научно-технической революции  и её последствий для человека. Создавая огромные блага для людей, научно-техническая революция одновременно с тем неизбежно связана с многократно возросшим вовлечением окружающей природной среды в общественное производство, что в свою очередь, вызывает разного рода негативные последствия в экологических системах; ведет к загрязнению воздуха и водных источников, повышенной радиации, создает угрозу растительному и животному миру, здоровью и жизни человека.

    В этих условиях проблема экологии вышла  на первый план не только в пределах отдельной страны, но и в глобальном, международном масштабе, превратилась в проблему спасения земли и сохранения человечества.

      Экологическая функция тесно примыкает к  социальной, поскольку обусловлена  социальной обязанностью государства обеспечить экологическое благополучие граждан и экологическую безопасность страны.

      В условиях ухудшения экологической  обстановки во всем мире, ряда экологических  катастроф это направление социальной политики государства приобретает  самостоятельное значение. Интенсивная эксплуатация природной среды, нарушение экологических требований, вредные последствия различного рода катастроф требуют постоянного вмешательства государства. Оно устанавливает правовой режим природопользования, определяет экологические требования, условия и порядок использования природных ресурсов, сохранения, восстановления и улучшения качества природной среды, принимает меры при экстремальных экологических ситуациях. Право на благоприятную окружающую среду – одно из естественных прав человека.

      В ст. 42 Конституции РФ зафиксировано:

    «Каждый имеет право на благоприятную  окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим  правонарушением.»

    Это конституционное право предполагает возможность требовать соответствующего поведения от физических и юридических лиц, а также прибегать к помощи государства для обеспечения этого права.

    Государственные гарантии прав человека на благоприятную окружающую среду состоят в том, что государство обязано осуществлять:

    • планирование и государственное нормирование качества окружающей среды;
    • принимать меры по предотвращению экологически вредной деятельности, предупреждению и ликвидации аварий, стихийных бедствий, катастроф;
    • государственное и общественное страхование граждан, образование резервных фондов помощи, возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в результате загрязнения природы и иных вредных воздействий;
    • государственный контроль за соблюдением природоохранного законодательства
    • привлекать к ответственности лиц и организации, виновные в нарушении экологических требований.
 
 
 

        Экологическая функция присуща всем современным промышленно развитым государствам. Во многих государствах приняты национальные  программы по охране окружающей среды, существует развитое экологическое законодательство. Содержание экологической политики государства составляет деятельность по разработке наиболее рационального режима природопользования, по переоснащению предприятий с точки зрения их экологической безопасности. 
     

2.5 Налогообложение  и финансовый контроль, как функции  государства.

      Рыночная  экономика использует налоги в качестве инструмента экономической и  социальной политики государства. Налоги предназначены для:

      1. покрытия расходов на содержание государственного аппарата;

      2. перераспределения доходов среди  различных групп и слоев населения;

      3. обеспечения перспективного экономического, культурного и иного развития  страны;

      Таким образом, налоговая функция призвана обеспечивать и гарантировать практически все направления деятельности государства. По принципам налогообложения можно судить о природе и социальном назначении государства.

      Рыночные  отношения способны эффективно развиваться  только на базе устойчивой налоговой системы, поэтому рассматриваемая функция есть реализация соответствующих властных полномочий государства. В то же время рыночная экономика диктует необходимость рассматривать данную функцию как специфические обязательственные отношения между государством и плательщиком налогов.

      Другой частью этой функции является финансовый контроль. Он выступает одним из видов государственного контроля над образованием, распределением и использованием всех ресурсов финансовой системы страны. В эту систему включаются не только государственные финансы, но и рынок ценных бумаг, валютные ценности и др.

      Высший  финансовый контроль за доходами и  расходами является прерогативой парламента. На местах эти функции выполняют  местные органы государственной  власти. Во всех государствах широкими правами такого контроля обладают министерства финансов.

      Специфические функции финансового контроля осуществляют государственные таможни, которые  контролируют провоз материальных ценностей  через государственную границу  и взимают таможенные сборы и  пошлины. Денежный сбор с товаров и имущества, пропускаемый через государственную границу под контролем таможенных ведомств, идет в доход государства.

      Финансовый  контроль имеет своими задачами проверку финансовых обязательств перед государством; проверку соблюдения правил финансовых операций; контроль за правильностью использования юридическими лицами находящихся в их распоряжении государственных финансовых ресурсов; предупреждение и устранение нарушений финансовой дисциплины. От эффективности финансового контроля во многом зависят экономическое благополучие и политическая стабильность страны.

      Государство располагает широким кругом субъектов  финансового контроля. В России это  Счетная палата, центральный банк, Министерство финансов, Налоговая служба, Государственный таможенный комитет, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти.

      В юридической литературе функцию  налогообложения и финансового  контроля нередко трактуют не как  самостоятельную, а в качестве вспомогательной  и во многом обслуживающей по отношению  к другим функциям. Безусловно, нельзя отрицать такую ее природу. Но на переходных этапах развития общества, в период его реформирования, сопровождаемого становлением новых рыночных структур и механизмов, данная функция приобретает особое значение и может быть выделена в качестве самостоятельной.

      Эффективный финансовый контроль позволяет государству  накапливать определенные средства с целью их дальнейшего использования  в интересах общества. 

      2.6 Функция защиты прав и свобод  личности, обеспечение законности  и правопорядка.

      Обеспечение прав человека и гражданина – главный критерий демократичности государства.

      Во  всеобщей декларации прав человека (1948) закреплен принцип уважения прав человека. Это значит, что все  государства должны, во-первых, рассматривать  права и свободы человека как  естественные, неотчуждаемые и неприкосновенные; во-вторых, не допускать дискриминации по признакам пола, языка, расы, религии; в-третьих, сотрудничать друг с другом в этой сфере.

      Многие  государства, в том числе  Россия, возвели в ранг конституционного принципа уважение прав и свобод человека, а также их защиту и соблюдение.

    Например  в статье 2 Конституции РФ сказано:

    Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

    Выполнение функции защиты прав и свобод человека, обеспечение законности и правопорядка осуществляются системой правоохранительных органов.

      Охрана  существующих форм собственности —  функция, присущая всем государствам, ибо они охраняют и защищают свой экономический фундамент. Причем в обществах, где основной экономический потенциал сосредоточивался в руках того или другого класса (в эксплуататорских обществах), государственная деятельность нацеливалась на охрану рабовладельческой, феодальной, капиталистической частной собственности, за посягательства на которую устанавливались более суровые меры наказания, чем за посягательства на другие ее виды. В демократических обществах действует принцип равной правовой защиты всех форм собственности.

Информация о работе Основные внутренние функции государства