Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 16:41, курсовая работа
Итак, в данной курсовой работе ставится цель рассмотреть теоретические основы вопроса о внутренних функциях и роли государства.
Для достижения поставленной цели в работе, прежде всего, необходимо решить следующие задачи:
-Дать общую характеристику самого понятий "государство" и определить его содержание.
- Показать особенности функционирования государственного механизма.
-Определить понятие функции государства, обозначить их признаки и факторы воздействия на них.
-Дать подробное представление об основных внутриполитических функциях современного государства.
Введение……………………………………………………………………….......2
Глава 1. Понятие, значение и основные признаки функций государства……..5
Понятие и признаки функций государства………………………………….5
Объективный характер функций государства……………............................6
Формы и методы осуществления функций государства…………………...8
Глава 2. Основные внутренние функции государства………………………...11
2.1 Политическая функция государства………………………………………..11
2.2 Экономическая функция государства……………………………………...13
2.3 Социальная и культурная функции государства…………………………..16
2.4 Экологическая функция……………………………………………………..19
2.5 Налогообложение и финансовый контроль, как функции государства….21
2.6 Функция защиты прав и свобод личности, обеспечение законности и правопорядка……………………………………………………………………..23
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованной литературы…………………………………………...27
Правоохранительная - деятельность властная правоприменительная деятельность по охране правопорядка, прав и свобод граждан. Включает в себя принятие мер по предупреждению правонарушений.
Внеправовые формы осуществления функций государства охватывают большой объем организационной, подготовительной работы в процессе осуществления основных функций.
Это, например, рассмотрение жалоб граждан, предложений различных комиссий и комитетов по совершенствованию деятельности государственного аппарата, законодательства и т.п. Методы осуществления государственных функций колеблются в диапазоне от убеждения до подкупа и насилия. Характер применяемых в конкретной ситуации методов во многом зависит от степени легитимности власти.
В наше время возрастает роль договорной формы в осуществлении функций государства. Это обусловлено развитием рыночной экономики и децентрализацией государственного управления. Сейчас государственно-властные решения органов государства все больше сочетаются с договорной формой, структурами гражданского общества и гражданами.
Методы
осуществления функций
Вывод.
Социальную и политическую природу государства обнаруживают его функции, ибо любой феномен наиболее ярко проявляется тогда, когда действует. Функции государства - это основные направления его деятельности, обусловленные объективной потребностью объединенных обменными отношениями людей решать общие дела. Содержание этих дел обуславливается исторически определенным характером общества.
Деятельность государства широка и многообразна. Для того чтобы охватить, охарактеризовать ее в целом, требуется высокий уровень научной абстракции и соответствующие ему понятия. Они позволяют увидеть, что с момента возникновения и до настоящих дней задачи государства не остаются не измененными. Одни осуществляются до конца, на смену им приходят другие, более сложные.
В будущем
будут возникать и новые
В целом,
следует отметить, что современные
исследователи обращают внимание на
тот факт, что по мере экономического
развития цивилизованного общества
роль государства как носителя идеи
насилия падает, а функция реализации
общего блага, напротив, расширяется.
Глава 2. Основные внутренние функции государства.
Внутренние функции государства нацелены на решение внутренних задач и целей внутри страны, показывают степень активности воздействия государства на данное общество.
Классификация внутренних
2.1
Политическая функция
Характеризуя эту функцию, уместно отметить, что все функции государства носят политический характер. Слово «политика» употреблено здесь в очень ограниченном смысле, вообще же этим термином можно обозначить любое направление деятельности государства – экономическая, финансовая, социальная политика и т.д. Обычно деятельность по формированию и организации работы государственных органов в качестве самостоятельной функции государства не выделяется, однако следует признать значимость и достаточно большой объем этой деятельности.
Однако в сфере политических отношений
действует целая система политических
институтов, учреждений, государственных
и иных органов, через которые осуществляется
непосредственное воздействие государственной
власти, в том числе осуществление народовластия.
Это прежде всего представительные органы, избираемые народом и уполномоченные от его имени осуществлять государственную власть в стране; органы местного самоуправления, посредством которых население конкретного региона решает свои местные дела; формы непосредственного участия народа в осуществлении власти через референдум.
Помимо формирования органов государства и участия в решении государственных вопросов, население страны должно иметь возможность контролировать функционирование государственной власти и реализацию принятых решений. С учетом сказанного содержание политической функции в демократическом обществе составляет обеспечение народовластия. Это предполагает:
В Российской Федерации народовластие закреплено в статье 3, главы 1 Конституции Российской Федерации: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.»
Функция государства в политической сфере имеет своей стратегической направленностью создание жизнеспособного демократического общества.
Однако одних демократических институтов недостаточно для осуществления подлинного народовластия, так как демократические институты могут быть использованы в антидемократических целях. Вместе с тем существует опасность установления тирании большинства, возможной в любой системе демократии. И здесь велика роль государства, которое, выполняя политическую функцию, признано выступать в роли арбитра при конфликте интересов различных социальных групп и слоев в обществе, не допускать нарушения прав человека интересов меньшинства.
Деятельность государства в политической
сфере сложна, многогранна и по существу
является ключевой, так как создает условия
для эффективного выполнения других функций.
Эта функция позволяет установить в обществе
своеобразный климат, благоприятно развиваться
другим направлениям деятельности государства.
2.2
Экономическая функция
Современное государство способно прогнозировать и гибко регулировать экономические процессы в масштабе всей страны.
Экономическая функция государства имеет антикризисную направленность и нацелена на создание социально ориентированной рыночной экономики, учитывающей и согласующей интересы производителей и потребителей. Этому посвящается гражданское законодательство. Законодательство об акционерных обществах и других объединениях. Оно защищает права и интересы граждан - вкладчиков, акционеров, потребителей. Не допускает к участию в рынке недобросовестных контрагентов, государство принимает антимонопольное законодательство, осуществляет лицензирование производства многих видов товаров широкого потребления и торговли данными товарами, контроль над экспортом и импортом ряда товаров, стимулирует развитие приоритетных отраслей.
Экономическая функция государства зависит от того, осуществляется ли она в условиях распределительной или рыночной экономики. В условиях распределительной экономики, господства государственной собственности государство монопольно регулирует экономические отношения, непосредственно определяя объемы производства, товарооборота, распределения ресурсов, устанавливая строго централизованную систему управления экономикой.
При рыночных отношениях, свободе предпринимательской деятельности, многообразии в равенстве всех форм собственности, добросовестной конкуренции экономика развивается преимущественно на основе самоуправления, дополненного целенаправленным регулирование со стороны государства. В этих условиях государство «сбросило» с себя часть обязанностей в экономической сфере.
Вмешательство государства в сферу экономики в известной мере сокращается и сводится главным образом к следующим мерам:
В период экономических кризисов, депрессии, на переходных этапах вмешательство государства в экономику увеличивается.
Мировой опыт свидетельствует, что в рыночных отношениях недостаточно уповать лишь на элементы саморегулирования, а необходимо сочетание саморегулирующих и регулируемых средств и рычагов. В качестве эффективного метода регулирования экономических отношений в странах с развитой рыночной экономикой применяется планирование. Как показывает опыт зарубежных стран, рынок не только совместим с планированием процесса экономического развития, но и практически невозможен без определенных целей, механизмов их осуществления, без расчета, прогноза результатов. А это невозможно без планирования. Однако характер и содержание планирования в условиях рынка имеют свою специфику. Планирование при рыночных отношениях: основано на использовании экономических методов; имеет рекомендательный характер в отношении частных собственников и частных производителей; сочетает взаимные интересы общества, государства, отдельных товаропроизводителей.
При
характеристике экономических функций
государства следует иметь в виду
что рынок – динамичное явление, постоянно
меняющееся во времени, поэтому масштабы
и методы его регулирования также меняются,
иначе такое регулирование теряет эффективность.
2.3 Социальная и культурная функции государства.
С экономической тесно связана социальная функция государства. Она многообразна по содержанию и масштабна по объему государственной деятельности. Главное ее назначение — устранить или смягчить возможную социальную напряженность в обществе, постараться выровнять социальное положение людей, развивать здравоохранение, образование, культуру.
Для выполнения социальной функции государство создает фонды, которые расходуются на пенсии, пособия, здравоохранение) образование. Оно разрабатывает и реализует программы, стабилизирующие занятость населения и сокращающие безработицу, регулирует (в той или иной мере) размеры заработной платы и др.
Социальная деятельность государства регламентируется особой отраслью—социальным правом. В таких развитых в этом отношении странах, как, например, ФРГ, уже многие годы действует Социальный кодекс, в котором сведены воедино (кодифицированы) нормы о различных видах социальных льгот и социального обеспечения, о многообразных формах социальной помощи (жертвам войны, семьям военнослужащих, молодежи, детям, многодетным семьям и т. д.). Во всем этом отчетливо прослеживается цель государства—обеспечить человеку достойное существование, свободное развитие личности, защиту семьи, социальную справедливость и социальную защищенность.