Основные виды власти и личного влияния

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 13:09, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – выделить основные виды власти и личного влияния.

Задачи работы:

1. Изучить и раскрыть основные подходы к определению власти и лидерства.

2. Охарактеризовать основные формы власти и личного влияния.

3. Провести анализ различных стилей руководства на примере конкретной организаций.

Содержание

Введение…………………………………………………………………... 3
Глава 1. Подходы к определению власти…………………………….. 5
1.1 Понятие и виды власти……………………………………………….. 5
1.2 Сущность и типы лидерства…………………………………………. 10
Глава 2. Власть и личное влияние…………………………………… 13
2.1 Понятие и характеристика стилей управления………………… 13
2.2 Власть и личное влияние………………………………………….. 15
2.3 Сравнительная характеристика стилей руководства………….. 20
Глава 3. Наиболее эффективное применение различных стилей руководства (на примере ЗАО «Nerox»)……………………………... 22
Заключение………………………………………………………………. 25

Список использованной литературы………………………………… 28

Приложения……………………………………………………………… 29

Работа содержит 1 файл

власть и личное влияние.doc

— 156.00 Кб (Скачать)

     Менеджер  всегда должен знать, в каком направлении  движется вся организация. Власть используется для того, чтобы все члены организации  не только опускали «весла в воду», но и гребли в одном направлении. Делегирование – это способ разделения власти. В этом случае, во – первых, создается очень хорошая, сплоченная команда сотрудников (люди, которых наделили властью, будут ощущать свою силу и могущество и поэтому пожелают остаться в вашей команде), а, во – вторых, чем больше вы делегируете власти другими, чем больше ответственности «отдаете» подчиненным, тем более эффективным будет ваш управленческий труд, так как вы освобождаетесь от рутинной работы.

     Руководитель  имеет власть над подчиненными, однако в некоторых ситуациях и починенные имеют власть над руководителем, так как последний зависит  от них по таким вопросам, как  необходимая для принятия решений  информация, неформальные контакты с  людьми в других подразделениях и т.п. И поскольку подчиненные тоже часто обладают властью, то использование руководителем своей власти в полном объеме в одностороннем порядке может вызвать у них такую реакцию, когда они захотят продемонстрировать свою собственную власть. В связи с этим следует поддерживать разумный баланс власти - достаточный для достижения целей организации, но не вызывающий у подчиненных отрицательных реакций.

     Власть  может принимать разнообразные  формы. Выделяют три основные формы  власти: утилитарную, авторитарно – нормативную и объединенную.

     Утилитарная власть – это воздействие посредством сильных мотивов. Исполнитель задания знает, что если он выполнит « то – то», то получит «это».

     Авторитарно – нормативная  власть. Исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказания, а его долг – строго их выполнить.

     Объединенная  власть – власть группы. Эта власть огромна и часто неосознанна. Нормы устанавливаются группами, и поэтому наше поведение должно вписываться в нормы и культуры организации.1 

1.2 Сущность и типы лидерства

     В современной науке менеджмента  лидерство характеризуется неоднозначно, можно выделить основные подходы  к его трактовке.

     Лидерство – это разновидность власти, спецификой которой является направленность сверху вниз, а также то, что ее носителем выступает не большинство, а один человек (группа лиц);

     Лидерство – это руководящая должность, управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием решений;

     Лидерство – это символ общности и образец  поведения группы.2

     Целесообразно при дальнейшем рассмотрении лидерства придерживаться следующего определения.

     Лидерство – это процесс воздействия  на группу людей, чтобы повлечь их за собой для совместной реализации управленческих решений по достижению определенных целей.3

     Соответственно  можно выделить понятие «лидер».

     Лидер – это индивид, который способен влиять на поведение других людей, вдохновлять  их на добровольное стремление к достижению тех целей, которые не являются их личными.

     Рассмотрим  типы лидерства. Если в качестве критерия использовать роль, которую выполняют руководители – лидеры, то их типы, как это установил Э. де Боне, выглядят следующим образом:

     1. Ведущие за собой. Это наиболее  наглядный тип. К нему относятся  те, кто любит принимать решения  самостоятельно под личную ответственность. Лидерство – их естественное состояние, но они обладают врожденными лидерскими качествами;

     2. Организаторы групп. Их отличительной  чертой является знание психологии  своих последователей. Они лучше  подходят для управления людьми  в малых группах;

     3. Исполнители. Самый рациональный  тип лидеров. Их отличает энергичная  деятельность, личный пример, целеустремленность, умение преодолевать барьеры,  создавать сплоченный коллектив;

     4. Дипломаты. Легко контактируют  с сотрудниками. Могут отстоять  свое мнение, используют диалоги и разрешают проблемы:

     5. Генераторы идей отличаются  ориентацией  на новые задачи, содействием  передовому, интуицией, синтезом  знаний, самокритичностью;

     6. Продавцы идей – предприимчивы,  обладают креативностью и способностью  к контролю своих, а также чужих эмоций:

     7. Синтезаторы. Умеют выделить самое  главное из очень большого  объема информации, что позволяет  им использовать нетрадиционные  подходы;

     8. Разъяснители. Умеют разъяснить  последователям суть даже самой  сложной ситуации;

     9. Реакторы. Активно и разумно критически реагируют на идеи других, что позволяет сделать их своими последователями;

     10. Коммуникаторов отличает высокая  коммуникабельность, умение слушать  людей;

     11. Исследователи могут получать  и обрабатывать информацию, сопоставлять и анализировать факты, проводить эксперименты;

     12. Следопыты обладают способностью  к самостоятельным действиям,  т.е. автономии;

     13. Хранители информации. Умеют собирать  информацию, знают, где её можно  найти и как использовать;

     14. Организаторы. Руководители талантом практической организации производства и управления персоналом.

     В организациях различают «формальное» и «неформальное» лидерство. «Формальное» лидерство связано с установленными правилами назначения руководителя и подразумевает функциональное отношение.

Формальное  лидерство выступает в качестве руководства организации – посредника социального контроля и власти на основе социальных норм и административно  – правовых полномочий. «Неформальное» лидерство возникает на основе личных взаимоотношений участников деятельного процесса. Члены трудового коллектива самостоятельно (по своему усмотрению) передают лидеру властные полномочия, наделяют необходимыми правами и ответственностью, а также оказывают необходимую поддержку в достижении поставленной цели.1 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Власть и личное влияние

2.1 Понятие и характеристика  стилей управления

     Работа  менеджера представляется как выполнение управленческих функций в системе  «человек – человек». Это накладывает  свой отпечаток на выбор стиля  руководства. Знание стиля руководства позволяет решить проблему профессиональной пригодности административного резерва. Руководителю трудно выработать такой стиль деятельности, который способен удовлетворить всех членов подчиненного ему коллектива. Осознание человеком причин и закономерностей  своего поведения может радикально изменить его отношение к производственным ситуациям. Понимание возможного многообразия причин и способов руководителя более свободным, а его деятельность более успешной. Но независимо от своего стиля, настоящий руководитель, что бы он ни делал и ни говорил, обладает способностью подвигнуть других на самые высокие достижения; он даже дает им свободу и возможность для дальнейшего роста.

     При этом следует иметь в виду, что  не существует некоего «идеального» стиля руководства, пригодного для всех случаев жизни, Применяемые, менеджером стиль или симбиоз стилей зависят не столько от личности менеджера, сколько от соответствующей ситуации. «Правильный» стиль руководства не может быть определен заранее, поскольку жизненные управленческие ситуации не стандартны, а качества личности менеджера и подчиненных имеют свойство изменяться адекватно изменениям управляемой среды.

     Более полное определение понятия «стиль руководства» - относительно устойчивая система способов, методов и форм практической деятельности менеджера.1

     Кроме того, под стилем управления понимают –  привычную манеру поведения  руководителя по отношению к подчиненным, направленная на воздействие и побуждение подчиненных к достижению поставленной  цели.

     В общепринятой практике управления выделяют три основных стиля руководства:

  • авторитарный;
  • либеральный;
  • демократический.

      Для авторитарного  стиля характерна централизация власти в руках  одного руководителя, требующего, чтобы  о всех делах докладывали только ему. Этому стилю присущи ставка на администрирование и ограниченные контакты с подчиненными. Такой менеджер единолично принимает (или отменяет) решения, не давая возможности проявить инициативу подчиненным. Он категоричен, часто резок с людьми, всегда что – нибудь приказывает, распоряжается, наставляет, но никогда не просит. Иными словами, основное содержание его управленческой деятельности состоит из приказов и команд.

      Этот  стиль руководства не стимулирует  проявление инициативы у подчиненных: она, наоборот, часто наказуема автократом, что делает невозможным повышение эффективности работы организации.

      Менеджер, использующий преимущественно демократический  стиль, стремится, как можно больше вопросов решать коллегиально, систематически информировать подчиненных о положениях дел в коллективе, правильно реагирует на критику. В общение  с подчиненными он предельно вежлив и доброжелателен, находится с ними в постоянном контакте, часть управленческих функций делегирует другим специалистам, доверяет людям. Он требователен, но справедлив. При таком стиле руководства в подготовке к реализации управленческих решений принимают участие все члены коллектива.

      Руководитель  – демократ избегает навязывания  своей воли подчиненным. Он публично не демонстрирует своего превосходства над членами управляемого им коллектива, старается привлечь своих подчиненных к выработке и принятию решений, поддерживает инициативу и самостоятельность.

      Руководитель  с либеральным (невмешательским) стилем руководства практически не вмешивается в деятельность коллектива, а работникам предоставлены полная самостоятельность и возможность индивидуального и коллективного творчества. Такой руководитель с подчиненными обычно вежлив, готов отменить ранее принятое им решение, особенно если это угрожает его популярности. Либералов отличает безынициативность, неосмысленное исполнение директив вышестоящих органов управления.

      Из  всего имеющегося арсенала средств  воздействия на коллектив основное место у либерала занимают уговоры  и просьбы. При выполнение управленческих функций он пассивен. Менеджер – либерал боится конфликтов, в основном соглашается с мнением подчиненных. Мягкость в обращение с людьми мешает ему приобрести реальный авторитет, поскольку отдельные сотрудники требуют от него поблажек, которые он и делает, боясь испортить с ними взаимоотношения.

      Следует иметь в виду, что каждый  из указанных стилей «в чистом виде»  встречается очень редко. Гибкость руководителя и заключается в  том, чтобы использовать преимущества каждого стиля и применять  его в зависимости от особенностей ситуации.1 

  2.2 Власть и личное  влияние

     Влияние – это «любое поведение одного индивида, которое вносит изменения  в поведение, отношения, ощущения и  т.п. другого индивида». Конкретные средства, с помощью которых одно лицо может влиять на другое, могут быть самыми разными: от просьбы, высказанной шепотом на ухо, до приставленного к горлу ножа. В условиях организации таким «ножом» могла бы быть угроза увольнения.

     Один  человек может также влиять на другого и с помощью одних  лишь идей. Руководители должны оказывать влияние таким способом, который легко предсказать и который ведет не просто к принятию данной идеи, а к действию – фактическому труду, необходимому для достижения целей организации. Для того чтобы сделать свое лидерство и влияние эффективными, руководитель должен развивать и применять власть.1

     Власть  – это возможность влиять на поведение  других.

Информация о работе Основные виды власти и личного влияния