Основные ветви власти и принцип разделения властей

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 11:18, реферат

Описание работы

Разделение властей – теоретическая и законодательная основа системы органов государственной власти государства. В теории этот принцип рассматривается в широком смысле – в качестве основы конституционного строя и подлинной свободы человека, показателя демократичности государства. Советское государственное право, как известно, отрицало принцип разделения властей, рассматривало его как проявление теории буржуазной государственности. Конституция РФ закрепляет, что государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебной власти самостоятельны.

Содержание

Введение.
Основная часть:
• Принцип разделения властей.
• Законодательная власть.
• Исполнительная власть.
• Судебная власть.
Заключение.

Работа содержит 1 файл

Основные ветви власти и принцип разделения властей.doc

— 135.50 Кб (Скачать)

      Руководство парламентом осуществляется единолично председателем, коллегиальные органы (президиумы) крайне редки. Председатель представляет парламент во взаимоотношениях с другими органами, руководит прениями, голосованием, координирует работу внутрипарламентских органов и т.д.

      Парламент и каждая палата на весь срок своих  полномочий образуют комиссии (постоянные, временные, смешанные). Наиболее распространенной комиссией является согласительная, ее задача - выработка согласованных решений палат. Основное назначение комиссий состоит в предварительном рассмотрении законопроектов. Комиссии могут также обладать правом законодательной инициативы, контроля за правительством и аппаратом государственного управления.

      Парламент обладает большими полномочиями в сфере  законотворчества (издавать законы самостоятельно или совместно с главой государства). Он вправе устанавливать налоги, принимать государственный бюджет, участвовать во внешнеполитическом процессе, решать вопросы обороны. Парламент может осуществлять и иные функции: привлекать президента, членов правительства к ответственности (импичмент), создавать комиссии по расследованию.

      Порядок работы парламента определяется его  регламентом, в котором также  закрепляются основные стадии законодательного процесса: законодательная инициатива, обсуждение законопроекта на пленарных заседаниях и в комиссиях, принятие и утверждение, опубликование.

 

Исполнительная  власть.

     В современных условиях по конституциям различных стран исполнительная власть принадлежит либо главе государства  и правительству, либо только главе  государства, президенту, как в США, либо только правительству, как в  Италии. Ими исполнительная власть делегируется органам и должностным лицам низшего ранга. На деле во многих странах глава государства (монарх или президент) лишь формально обладает исполнительной властью, парламентских республиках и конституционных монархиях ее осуществляет правительство. В полупрезидентских республиках правительство, напротив, подотчетно президенту, в руках которого на деле сосредоточено общее руководство исполнительной деятельностью, хотя по конституции исполнительная власть может принадлежать лишь правительству.

     Органы  исполнительной власти не ограничиваются только исполнением законов. Они  занимаются также распорядительной деятельностью, что необходимо для  осуществления исполнительских  задач, издают нормативные акты во исполнение законов.

Наконец, органы исполнительной власти обладают самостоятельными нормотворческими полномочиями, выходят за границы исполнительно-распорядительной деятельности по применению законов. На основе делегированных парламентом полномочий, обладая самостоятельной регламентарной властью, президент, правительство, министры издают множество нормативных актов, регулирующих важнейшие сферы жизни. Нередко такие акты имеют не меньшее, а большее, чем закон значение.

     Однако  во многих европейских странах монарх лишен конституцией полномочий исполнительной власти или утратил их на практике, оставаясь главой государства, как правило, в виде безвластного символа единства нации. Что же касается президентов, то в последние десятилетия стала прослеживаться тенденция отделения главы государства от исполнительной власти в парламентских и особенно в полупрезидентских республиках. В последних стали выдвигаться идеи особой президентской власти, арбитражных функций президента по отношению к другим институтам государственной власти. Президент — арбитр над всеми публичными властями. Эта идея и норма французской конституции 1958 г. оказала влияние на многие другие основные законы, особенно постсоциалистических стран (Казахстана 1995 г., Украины 1996 г.).

     В президентских и полупрезидентских  республиках создаются особые должности премьер-министров, которых нет в традиционных президентских республиках (США). Должность премьер-министра обособляется от должности президента, юридически многие функции исполнительной власти изымаются из ведения президента, хотя фактически он остается главным руководителем правительства, а премьер-министр нередко является лишь административным премьером.

На местах исполнительную власть осуществляют главы субъектов  федерации (губернаторы), формируемые  парламентом местные правительства и др.

В отличие от представительных и судебных органов  система органов исполнительной власти составляет единую вертикаль : нижестоящие должностные лица и органы подчинены вышестоящим, обязаны исполнять не только закон, но и указания вышестоящих органов или должностных лиц; акты нижестоящих органов могут быть отменены вышестоящими. 

     Глава государства — это конституционный  орган и одновременно высшее должностное  лицо государства, представляющее государство  вовне и внутри страны, символ государственности народа.

     Глава государства бывает единоличным  и коллегиальным. В первом случае это монарх или президент, во втором — постоянно действующий орган  парламента, им избираемый. Во многих странах  британского Содружества (Австралия, Канада и др.) полномочия главы государства принадлежат британскому монарху, но осуществляет их генерал-губернатор — его представитель.  

     Существуют  две основные формы президентуры: единоличная (президент) и коллегиальная (Президентский совет).

     Для избрания на должность президента обычно выдвигаются следующие условия: гражданство данного государства, наличие полных гражданских и политических прав, достижение определенного возраста (обычно 35 лет).

     Кандидат  в президенты должен быть выдвинут группой избирателей, политической партией или избирательным объединением. Существуют различные способы избрания президента:

1. Голосование  в парламенте (Чехия, Венгрия и  др.). Для первого тура выборов  обычно требуется квалифицированное  или абсолютное большинство голосов,  в последующих турах требования  обычно снижаются. Президент, избранный парламентом, обычно, “слабый” президент: он получает свои полномочия не непосредственно от избирателей, а от представительного органа и не может противопоставлять себя ему.

2. Голосование  выборщиков. Избиратели голосуют за выборщиков, а последние, не собираясь вместе, избирают президента из числа кандидатов, выдвинутых партиями (США). При этом способе результаты выборов становятся известны до голосования выборщиков, как только подсчитана их партийная принадлежность.

3. Избрание президента специальной избирательной коллегией (Федеральное собрание в Германии, состоящее из членов нижней палаты и такого же числа представителей земель).

4. Избрание непосредственно  избирателями.

     Президент обладает следующими полномочиями:

1. Полномочия по представительству государства вовне и внутри страны. В этом качестве он назначает дипломатических представителей, выступает с инициативой согласительных процедур в спорах между субъектами федерации, палатами парламента и т. д.; обеспечивает согласование функций и взаимодействие органов государственной власти.

2. Полномочия  в отношении парламента и осуществления  им законодательной власти. Президент  назначает дату выборов в парламент,  созывает парламент на сессии, может досрочно распустить парламент с назначением даты новых выборов, подписывает законы и обладает правом вето. Президент обладает правом законодательной инициативы, может обращаться к парламенту с посланиями, в которых говорится о срочных мерах, которые необходимо принять по важнейшим вопросам государственной жизни.

3. Полномочия  по формированию других высших  органов государства. Президент  назначает правительство самостоятельно  или по предложению лидера  партии большинства в парламенте. В некоторых странах он назначает  премьер-министра или министров с согласия парламента. Президент назначает высших, а иногда и не только высших, должностных лиц, например, судей.

4. В сфере  нормотворческой деятельности президент  издает нормативные акты (указы), отменяет акты органов исполнительной  власти.

5. Полномочия по урегулированию чрезвычайных ситуаций. Президент вправе объявлять чрезвычайное, военное положение в соответствии с соответствующим законом, вводить президентское правление в субъектах федерации.

6. Полномочия  по распоряжению ВС. По конституции президент является главнокомандующим со всеми вытекающими отсюда последствиями.

7. Как высшее  должностное лицо президент назначает  государственных служащих определенных  рангов.

8. Полномочия  в сфере правового статуса  личности. Президент вправе принимать лиц в гражданство данного государства, разрешать выход из гражданства и т.д.

     Президент является гарантом конституции, прав и  свобод граждан, принимает меры по охране государства.

     Конституции предусматривают обязанности президента и содержат определенные запреты. Президенту запрещается любое совмещение должностей и мандатов, иные виды работ, участие в руководстве акционерных компаний. В некоторых странах президент на период избрания прекращает членство в политической партии, другие могут продолжать партийную деятельность.

     Правительство. Правительство может иметь различные названия: совет министров, кабинет, кабинет министров, государственный совет, федеральное правительство и др.

     Как правило, правительство — это коллегиальный орган исполнительной власти, обладающий общей компетенцией осуществлять руководство государственным управлением. Он возглавляет административную, т.е. исполнительно-расплорядительную, деятельность в стране, под его руководством находятся государственный аппарат, ВС, финансы государства, иностранные дела.

     От  премьер-министра зависит подбор кандидатур в состав правительства. Нередко  парламент избирает или назначает  только премьер-министра, остальных  министров он назначает и смещает  сам. В странах Запада правительство, будучи создано главой государства, парламентом, не подчиняется указаниям своей партии; считается, что оно не может служить интересам партии, а должно отстаивать государственные интересы. Фактически, однако, в составе правительства находятся именно лидеры партии, но главную роль играет не центральный орган партии, а ее парламентская фракция. В странах тоталитарного социализма правительство действует по указаниям центрального комитета правящей партии.

     Формирование  правительства. Способ образования правительства зависит от формы правления. В президентской республике глава государства формирует правительство по своему усмотрению из известных деятелей своей партии (Бразилия, Мексика и др.). В полупрезидентской республике партийный состав парламента учитывается при формировании правительства, поскольку для назначения премьер-министра обычно требуется согласие парламента (нижней палаты) . После выборов президента, если даже избрано то же лицо на новый срок, правительство формируется заново.

     При подборе министров в состав правительства  соблюдаются определенные условия. Чаще всего они отражают традиции и обычаи страны. Министры имеют  иммунитет, равный иногда иммунитету членов парламента. Иногда министры могут  быть преданы суду только по решению парламента, судит их особый суд. Они не должны совмещать должность министра с другими должностями, должны приостанавливать профессиональную деятельность, не участвовать в сделках с государственным имуществом.

     Полномочия  правительства. В большинстве конституций полномочия правительства определены самым общим образом. На практике вопросы, входящие в компетенцию правительства, часто решают его президиум (бюро), комитеты в правительстве, премьер-министр. Обычно это: руководство народным хозяйством и социально-культурным строительством, охрана общественного порядка и прав граждан, общее руководство внешними сношениями и строительством вооруженных сил, разработка и осуществление планов экономического и социального развития страны, государственного бюджета и др.).

     Ответственность правительства и  его членов зависит от того, совершены ли ими те или иные правонарушения при исполнении служебных обязанностей или в качестве частных лиц.

     Ответственность при исполнении служебных обязанностей может быть политической, уголовной, гражданской и дисциплинарной. Политическая ответственность возможна перед парламентом, президентом и премьер-министром. Ответственность перед парламентом выражается в вынесении им вотума недоверия правительству и как следствие — в увольнении правительства или министра в отставку. В настоящее время наблюдается тенденция усложнения процедур выражения недоверия правительству и министрам. Это связано с увеличением числа полупрезидентских республик, с необходимостью обеспечения стабильности правительства. Политическая ответственность правительства и министров имеет важную особенность: она возможна не только за правонарушения, но и без таковых, что чаще всего и бывает. Поэтому она и называется политической.

Информация о работе Основные ветви власти и принцип разделения властей