Основные учения о праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 11:24, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: определить основные аспекты правопонимания.
На основании поставленной цели предполагает решение следующих задач:
* Раскрыть понятия, принципы и сущность права;
* Проанализировать основные концепции права и выявит их достоинство и недостатки;
* Рассмотреть спектр мнений о праве.

Содержание

Введение………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Общее понимание права…………………………………… 5
1. Понятие, признаки и сущность права……………………………… 5
2. Понятие права в объективном и субъективном смысле... 8
Глава 2. Основные и дискуссионные аспекты правопонимания… 14
1. Основные концепции права…………………………………… 14
2. Дискуссионные аспекты правопонимания………………….. 23
Заключение……………………………………………………………….. 31
Список источников и литературы…………

Работа содержит 1 файл

основные учения о праве.doc

— 192.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Общее  понимание права…………………………………… 5
1. Понятие,  признаки и сущность права……………………………… 5
          2. Понятие права в объективном  и субъективном смысле... 8
Глава 2. Основные и дискуссионные аспекты правопонимания… 14
        1. Основные концепции права…………………………………… 14
        2. Дискуссионные аспекты правопонимания………………….. 23
Заключение……………………………………………………………….. 31
Список источников и литературы……………………………………… 32
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

    Актуальность  темы. Кардинальное преобразование нашего общества, люди чаще всего связывают с правом, с правовым государством, с правосудием, правами человека. Но как возникло право? Как появилось это общественное явление, этот незаменимый в современном цивилизованном обществе социальный регулятор? Этот вопрос интересен многим и тем более тем, кто выбрал юриспруденцию своей профессией настоящей или будущей.

    Становление права есть процесс и результат  целенаправленной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению. Это "вечно" протекающее действие, поскольку общество на каждом этапе своего развития открывает в праве все новые и новые качества, свойства, стороны, грани. Множественность теорий правопонимания обусловлена различными национальными и региональными традициями, философскими и идеологическими воззрениями, историческими и социально-психологическими особенностями. Учитывая такой плюрализм мнений и сложную природу самого права, юристы до сих пор ищут свое определение права. В силу того что право находится как бы на "перекрестке" удовлетворения интересов различных социальных групп, слоев, классов, элит, оно может быть использовано в разных целях.

    Объектом  данной работы является   основные  учения  о  праве.

    Цель  данной работыопределить основные аспекты правопонимания.

    На  основании поставленной цели предполагает решение следующих задач:

  • Раскрыть понятия, принципы и сущность права;
  • Проанализировать основные концепции права и выявит их достоинство и недостатки;
  • Рассмотреть спектр мнений о праве.

     Для раскрытия темы курсовой работы мной использованы следующие источники:

      Основные  источники - это научная литература различных авторов таких, как: Витрук Н.В. К вопросу об объективном и субъективном праве и о понятиях "объективное право" и "субъективное право"; Мальцев Г.В. Понимание права; Н.И., Матузов А.В. Малько "ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА и др.

     Дополнительные  источники - это материалы, опубликованные в научных трудах различных ученых, таких, как: Ильин И.А., Кудрявцев В.Н., Нерсесянц В.С., Радько Т.Н., Толстик В.А. и др.

    Эмперическая  база – это  Указе Президента РФ от 21 сентября 1993 г. N 1400 "О поэтапной конституционной реформе"; Конституция РФ 1993.с.2  и другие нормативно правовые акты. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 ГЛАВА 1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ПРАВЕ

1.1 ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И СУЩНОСТЬ ПРАВА 

    Слово "право" - многозначно, имеет богатое  разностороннее содержание. Во-первых, его употребляют в общесоциальном смысле (моральное право, право народов и т.п.), в рамках которого речь идет о нравственных, политических, культурных и иных возможностях в поведении субъектов (например, моральное право руководить коллективом; поступить по совести; изменить, следуя моде, свой внешний вид; право члена общественного объединения и т.п.).1

    Во-вторых, с помощью этого термина обозначается определенная правовая возможность  конкретного субъекта. В данном случае такое право называется субъективным, принадлежащим личности и зависящим  от его воли и желания (право на образование, на труд, на пользование культурными ценностями, на судебную защиту и т.д.).2

    В-третьих, под правом понимают юридический  инструмент, связанный с государством и состоящий из целой системы  норм, институтов и отраслей. Это  так называемое объективное право (конституция, законы, подзаконные акты, правовые обычаи, нормативные договоры).

    Наш объект рассмотрения - право именно в этом, последнем, смысле. В рамках такого понимания право есть система  общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих консолидированную волю общества (конкретные интересы различных классов, социальных групп, слоев), устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений.

    Право - социальный институт, имеющий свою собственную природу. Специфика права проявляется в его признаках, которые содержатся в приведенном выше определении. Эти признаки заключаются в следующем:3

    1) право носило волевой характер, ибо оно есть проявление воли  и сознания людей, но не любой воли, а прежде всего государственно выраженной воли классов, социальных групп, элит, большинства членов общества;

    2) общеобязательность, в чем воплощается  суверенитет государства, означающий, что выше официальной, публичной  власти в обществе никого нет и быть не может и что все принимаемые нормы права распространяются на всех либо большой круг субъектов;

    3) нормативность права заключается  в том, что оно прежде всего  состоит из норм, т.е. общих  правил поведения, регулирующих  значительный круг общественных отношений;

    4) связь с государством состоит  в том, что право во многом  принимается, применяется и обеспечивается  государственной властью. Государство  для того и функционирует, чтобы  гарантировать соблюдение исполнения  юридических норм;

    5) формальная определенность права заключается в том, что нормы права имеют внешне выраженную письменную форму, должны быть четко объективированы, точно определены, воплощены вовне;

    6) системность права проявляется  в том, что оно представляет  собой не механическую совокупность юридических норм, а внутренне согласованный, упорядоченный организм, где каждый элемент имеет свое место и играет свою роль, где юридические предписания взаимосвязаны, расположены определенным иерархическим образом, группируются по отраслям и институтам.

    Сущность  права - "крепкий орешек". Ее не так-то просто выявить, установить, поэтому  чисто методически при рассмотрении сущности права важно учитывать  две стороны - формальную и содержательную. С формальной точки зрения любое  право по своей природе есть прежде всего регулятор и стимулятор общественных отношений. Однако если при анализе сущности права ограничиваться данным аспектом, то право в разные эпохи и в разных государствах будет одинаковым по своей сути, и мы никогда не сможем познать сущность права конкретного общества.4 Например, рабовладельческое право Древнего Рима и современное право Италии далеко не тождественны по своей сущности.

    Поэтому необходимо обратиться к содержательной стороне, позволяющей ответить на следующие  вопросы: чьи интересы обслуживает в первую очередь данный регулятор, какие функции осуществляет в приоритетном порядке?

    История, социальная практика убедительно показывают, что право может использоваться в различных целях как средство первоочередного удовлетворения потребностей тех или иных классовых, общественных, религиозных, национальных, расовых и других интересов.

    Исходя  из этого, можно выделить и соответствующие  подходы к сущности права. Хронологически первым является классовый подход, в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса. Здесь право используется в узких целях как средство для обеспечения главным образом интересов правящей группы.

    Существует  также общесоциальный подход, который  рассматривает право как выражение  компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества. Здесь право применяется в  более широких целях - как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии, политического плюрализма и т.п.5

    Наряду  с этими основными выделяют и  другие - религиозный, этнический, расовый  и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответствующие  интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях, судебной практике.

    Иначе говоря, сущность права многопланова. Она не сводится только к классовым  и общесоциальным началам. Поэтому  в ней в зависимости от исторических условий на первый план может выступать любое из вышеперечисленных начал.

    Раскрыть  значение права для общества и  конкретизировать его сущность, призвана категория "ценность права", под которой понимается способность права служить средством для удовлетворения справедливых, прогрессивных интересов общества и отдельной личности.6

    Ценность  права выражается в том, что оно  прежде всего выступает средством:

  • регулирования общественных отношений (придает действиям людей согласованность, упорядоченность, уверенность);
  • защиты существующего общественного строя (устанавливает меры юридической ответственности за общественно опасные и вредные деяния);
  • обновления общества, фактором его прогресса (содействует развитию тех социальных связей, в которых заинтересовано общество);
  • решения глобальных проблем современности (оборонных, экологических и т.п.);
  • определения меры свободы личности в обществе (фиксирует масштабы, границы свободы);
  • утверждения нравственных начал в общественной жизни, инструментом воспитания населения и формирования цивилизованной правовой культуры (В.В. Лазарев, С.В. Липень).

    Суммируя  изложенное и учитывая существующие в современной отечественной  и зарубежной научной литературе мнения, можно предложить следующее  определение права, разделяемое  с небольшими расхождениями большинством правоведов, как ученых, так и практиков.

    Право есть совокупность исходящих от государства  общеобязательных, формально определенных норм, выражающих идеи свободы, справедливости, гуманизма, нравственности, прав человека и призванных регулировать поведение  людей и их коллективов в целях стабильного функционирования и развития общества. 

    1. ПОНЯТИЕ ПРАВА В ОБЪЕКТИВНОМ И

                                          СУБЪЕКТИВНОМ СМЫСЛЕ

    Ни  один грамотный юрист никогда  не спутает понятия права в  объективном и субъективном смысле. Профессионал без труда объяснит, что конкретно имеется в виду под словом "право" в той или иной ситуации, в том или ином контексте. Да и рядовые граждане, не вдаваясь в теорию и не прибегая к "мудреным" терминам, интуитивно различают указанные понятия в своей практической жизни.7

    В одних случаях субъект говорит: "Право мне позволяет, разрешает, гарантирует; оно меня охраняет, защищает, определяет границы свободы, рамки  правомерного и неправомерного" (право в объективном смысле); в других он утверждает: "я имею право", "мне принадлежит право", "я вправе совершать те или иные действия, требовать соответствующего поведения от других, предъявлять судебные иски и т.д.", очерчивая тем самым круг своих юридических прерогатив (право в субъективном смысле).8

Информация о работе Основные учения о праве