Основные подходы к типологии государств

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 14:12, курсовая работа

Описание работы

Типология государства представляет собой довольно сложный и в то же время очень важный вопрос в теории государства и права. Исторический путь развития государства насчитывает уже около 8 тысяч лет. Несколько тысячелетий, веков и даже десятилетий назад государства были совсем не такими, какими они являются в настоящее время. Теория государства и права пытается определить основные этапы исторического развития государства, сформулировать логику развития государства.

Содержание

Введение 3

1. Понятие государства 4

1.1 Понятие государства в широком смысле 4

1.2 Государство в узком смысле 6

2. Типология государств 10

2.1 Подходы к типологии государств 10

2.2 Характеристика формационного и цивилизационного подходов 13

3.Типы государств 19

3.1 Типы государств согласно формационной теории 19

3.2 Типы государств согласно цивилизационной теории 23

4. Современная теория государства 26

Заключение 28

Список литературы 30

Работа содержит 1 файл

Курсовые работы.docx

— 39.38 Кб (Скачать)

Вторичные цивилизации  – это западноевропейская, восточноевропейская, североамериканская, латиноамериканская, буддийская и др. В них проявилось отчетливое различие между государственной  властью и культурно-религиозным  комплексом. Власть оказывалась уже  не такой всемогущей и всепроникающей силой, какой она была в первичных  цивилизациях. Но и в них, с цивилизационной  точки зрения, государство было компонентом, во многом подчиненном культурно-религиозной  системе.

Во вторичных цивилизациях положение правителя было двойственным. С одной стороны, он средство утверждения  сакральных принципов и заветов  и в качестве такового достоин  всяческого повиновения. А с другой – он сам не вправе нарушать эти  заветы, иначе его власть незаконна. Его власть – это служение, которое  должно следовать идеалу, и поэтому  вторична. 

4. Современная теория  государства 

Современная общая  теория государства рассматривает  современное государство как  правовую форму организации и  функционирования политической власти - с точки зрения международного права.

В первую очередь  теория государства ориентируется  на развитую институционную форму современной  государственности, которая обозначается понятием демократического конституционного государства.

Термин "конституционное" применяется здесь далеко не к  любому государству, в котором есть конституция (сам основной закон), а  лишь к тому, где государственная  власть ограничена правом в целях  создания оптимальных условий для  функционирования саморегулирующегося  гражданского общества.

Общая теория государства  настаивает на том, что организация  политической власти, откровенно попирающая права человека, например не признающая право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, осуществляющая террор против народа своей же страны, не может  признаваться государством в современном  смысле этого понятия.

«Человеческое измерение» – это вполне конкретное направление  в определении прогресса государственности, измеряемое набором и качеством  прав и свобод, другими условиями  жизни человека. Кроме того, человек  – это не абстракция, а вполне реальная личность, более конкретная, чем те «классы» с их отношением к средствам производства, к собственности, которые населяют формационную теорию.

Таким образом, сам  собой напрашивается вывод, что  любое государство, претендующее называться современным, должно быть прежде всего  правовым.

Правовое государство - не только одна из социальных ценностей, призванных утверждать гуманистическое  начало, справедливость, но и практический институт обеспечения и защиты свободы, чести и достоинства личности, средство борьбы с бюрократией, местничеством  и ведомственностью, форма существования  народовластия. 

Формирование и  в конечном счете завершение создания правового государства связано  с максимальным обеспечением прав и  свобод человека, ответственностью государства  перед гражданином и гражданина перед государством, с возвышением  авторитета закона и строгим его  соблюдением всеми без исключения государственными органами, общественными  организациями, коллективами и гражданами, с эффективной работой правоохранительных органов.

Наряду с экономикой, факторами, определяющими развитие государственности, существуют характер идеологии, социокультурные параметры  общества, уровень духовности народа, его традиции, национальный характер, географическая среда, международное  окружение и т.д. Именно из этого  исходит цивилизационный подход к возникновению и развитию государства  вообще.

Представляя собой  собирательное понятие, он означает ряд связанных между собой  и вместе с тем относительно самостоятельных  организационных парадигм.11 Так, с  позиций общетеоретической парадигмы, цивилизация представляется как  особый вид конкретного общества, основными признаками которого выступает  наличие государственности и  гражданского состояния. Философско-антропологическая  концепция, являющаяся ядром цивилизационного подхода, позволяет наиболее наглядно представить принципиальное различие формационных и цивилизационных  исследований действительности. Если формационный подход исходит из познавательной модели сведения индивидуального к  социальному и его особенностью выступает исследование общественных структур, то цивилизационное видение  предполагает иную модель – сведение социального к индивидуальному и его императивом является ориентация на исследование человека, его внутреннего мира и системы ценностей. 

Заключение 

В своей курсовой работе я изучила типы государств, согласно двум основным подходам –  формационному и цивилизационному.

Как объясняет формационный подход, любое общество находится  в рамках определенной общественно-экономической  формации и включает два основных и неравнозначных по характеру компонента. Первый - экономический базис, состоящий  из системы производственных отношений  и, прежде всего, отношений собственности. Второй - надстройка, куда относятся  общественное сознание, мораль, право, государство, религия и наука.

Последовательное  развитие производительных сил общества (орудий труда, трудовых навыков человека) приводит к изменению формы производственных отношений. Собственниками основных средств  производства становятся новые более  прогрессивные классы (вначале рабовладельцы, затем феодалы и буржуазия, наконец, трудящиеся классы). С изменением производственных отношений, меняются и надстроечные элементы. По мере того, как они становятся соответствующими новому экономическому базису, происходит переход к более  высокому типу общественно-экономической  формации.

Первый исторический тип государства – рабовладельческое  государство, возникшее в результате разложения первобытнообщинного строя  и представляющее собой политическую организацию экономически господствующего  класса рабовладельцев. Второй тип  государства – феодальное. Третий – буржуазное, предполагающее частную  собственность на средства производства. Четвертый тип – социалистическое государство, где господствует общественная собственность и власть трудящихся. Еще один тип государства по теории Маркса – переходное государство, то есть разновидность государства  в рамках одного и того же исторического  типа, где господствуют сразу несколько  классов.

В нашей стране долгое время доминировала формационная теория. Более того, наше государство считалось  социалистическим, и одно его существование  гарантировало гражданам «светлое будущее» – коммунизм. Но этого не произошло, и этот факт говорит о  наличии недостатков и недоработок  в данной теории.

Что касается цивилизационного подхода, то согласно ему, определяющими  в развитии государства являются факторы социокультурные, включающие духовную жизнь общества, идеологию, нравственность, религию. Именно они  главным образом определяют особенности  развития данной общественной системы  и характерные черты ее государственной  власти.

В развитии цивилизации  проходят несколько этапов. Первый – локальные цивилизации, каждая из которых имеет совокупность взаимосвязанных  социальных институтов, включая государство. Второй – особенные цивилизации (индийская, китайская, западно-европейская, восточно-европейская) с соответствующими типами государств. И, наконец, третий этап – современная цивилизация  с ее государственностью, которая  в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур.

Современное понимание  прогресса государственности выдвигает  на первый план качество жизни, положение  личности, которое обеспечивает государство.

В заключение, если говорить о типе современного Российского  государства, я бы отнесла его  к буржуазному типу - по теории К. Маркса. 

Список литературы 

1. Венгеров А.В.  – Теория государства и права,  М.: Юриспруденция, 1999.

2. Вехорев Ю.А.  – Типология государств. Цивилизационные  типы государств// Вестник Нижегородского  Университета, 1999.

3. Графский В.Г.  – Всеобщая история права и  государства, Учебник, М.: НОРМА  – ИНФРА-М, 2000.

4. Лазарев В.В.  Теория государства и права.  М.1992.

5. Марченко М. Н.  учебное пособие по специальности  «Юриспруденция» Москва юристъ 2001.

6. Плетников Ю.  Цивилизационная и формационная  триады // Свободная мысль, 1999, № 3

7. Пьянов Н.А. «Консультации  по теории государства и права»  СибЮрВестник № 3 – 2001.

8. Тойнби Арнольд  Джозеф "Постижение истории" 1934-1961.

9. Чистяков О.И.  «История отечественного гос-ва  и права» М.: Юристъ, 2001.

Информация о работе Основные подходы к типологии государств