Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 14:12, курсовая работа
Типология государства представляет собой довольно сложный и в то же время очень важный вопрос в теории государства и права. Исторический путь развития государства насчитывает уже около 8 тысяч лет. Несколько тысячелетий, веков и даже десятилетий назад государства были совсем не такими, какими они являются в настоящее время. Теория государства и права пытается определить основные этапы исторического развития государства, сформулировать логику развития государства.
Введение 3
1. Понятие государства 4
1.1 Понятие государства в широком смысле 4
1.2 Государство в узком смысле 6
2. Типология государств 10
2.1 Подходы к типологии государств 10
2.2 Характеристика формационного и цивилизационного подходов 13
3.Типы государств 19
3.1 Типы государств согласно формационной теории 19
3.2 Типы государств согласно цивилизационной теории 23
4. Современная теория государства 26
Заключение 28
Список литературы 30
Категория «тип государства
и права» занимает самостоятельное
место в теории государства и
права, так как дает возможность
более полно отразить изменяющуюся
сущность государства и права, особенности
их возникновения и эволюции, увидеть
естественно-исторический прогресс общества
в целом, как в бытии, так и
в развитии государственно-
2.1 Подходы к типологии
государств
Выявление природы
государства предполагает рассмотрение
как вопроса о его соотношении
с социально-экономическим
В соответствии с
марксистскими положениями о
формационном подходе классовая
сущность государства, определяется экономическим
фактором, состоянием производственных
отношений, способом производства в
целом, а само государство является
лишь надстройкой над экономическим
базисом. Иначе говоря, и по существу,
и по форме государство обусловлено
экономическим строем общества.
Оно вторично, а экономика первична.
Экономическая структура
В настоящее время, наряду с формационным подходом широко применяется и другой - цивилизационный подход.
Понятие «цивилизация»
утвердилось в европейской
В самом общем виде понятие «цивилизация» можно определить как социокультурную систему, обеспечивающую высокую степень дифференциации жизнедеятельности в соответствии с потребностями сложного, развитого общества и вместе с тем поддерживающего его необходимую интеграцию через создание регулируемых духовно-культурных факторов и необходимой иерархии структур и ценностей.
Цивилизационный подход
к решению вопроса о
Сторонники этого
аргумента аргументируют это
так: в основе государства лежат
экономические факторы, но влияние
на них достигается выработкой таких
стереотипов поведения, которые
либо способствуют, либо мешают производительному
труду. А стереотипы поведения, трудовая
мораль, менталитет человека формируются
именно в той сфере человеческой
деятельности, которая характеризуется
как культура, или цивилизация. В
итоге цивилизация влияет на социальную
организацию общества. Культурно-идеологические
принципы жизни вполне способны ослабить
влияние способа производства, и
тем самым, прервать поступательное
формационное развитие как производства,
так и процесса формирования и
функционирования государства. Пример
– это циклическое развитие государственных
форм в странах арабского мира,
Китае, Америке до XX века и т.д4. И
наоборот, социокультурные, духовные факторы
могут усилить формационный прогресс
экономики и государственно-
Каждое государство
становится полем борьбы двух видов
воздействия на него: формационного
и цивилизационного. Какой из них
победит, сказать заранее нельзя.
Именно с этим связана многовариантность
развития в государственной и
других сферах общественной жизни. Поэтому
правильное понимание соотношения
государства с социально-
В работах А. Тойнби,
С. Хантингтона и других выделяются
те культурные и цивилизационные
критерии, которые позволяют
Такой подход наполняет
конкретным содержанием такие категории,
как «Восток-Запад» и «Север-Юг».
Формационные критерии мало что объясняют
в современных государственных
противоборствах, внутреннем развитии
конкретного государства.
2.2 Характеристика
формационного и
Формационный подход
До последнего времени
в теории государства и права
вопросы типологии государств рассматривались
преимущественно с позиции
Марксистский подход
в исследовании исторического процесса
(известная «триада» К. Маркса) предполагал
деление мировой истории
Под первичной (архаичной)
и третичной (коммунистической) общественными
формациями К. Маркс понимал общества,
в которых отсутствуют
Основными критериями
такой классификации являются наличие
или отсутствие частной собственности,
эксплуатации человека человеком, антагонистичных
классов, товарного производства. В
этом случае вполне можно считать, что
макроформации идентичны
Понятие «экономическая
общественная формация» свидетельствует
о том, что главной чертой, свойственной
всем включенным в нее периодам,
К. Маркс считал экономический характер
жизнедеятельности общества, т.е. такой
способ взаимодействия между членами
социума, который определяется не религиозными,
нравственными или
При формационном подходе в основу деления истории социального развития положена идея естественно-исторического процесса смены одной общественной формации другой. Первичная (архаичная) общественная формация заменяется вторичной (экономической), охватывающей ряд обществ, с присущими ей способами производства, уступающей затем место третичной (коммунистической), которая характеризуется воспроизведением основных черт общинной организации на качественно новом уровне и является более высоким типом архаической общественной формации.
Каждая новая общественная
формация на первом этапе становления
обеспечивает прогресс в развитии производительных
сил в силу того, что производственные
отношения по своему характеру опережают
их уровень. Второй этап характеризуется
соответствием характера
Цивилизационный подход
Наряду с формационным подходом к решению вопроса типологии государств широко применяется Цивилизационный подход, в основе которого тоже лежит идея соотношения государства, права и социально-экономического строя общества с учетом духовно-нравственных и культурных факторов общественного развития. Таким образом, вместо общественной формации критерием типизации выступает категория «цивилизация». Следует подчеркнуть, что последняя выглядит весьма аморфно и неопределенно. Она, по справедливому замечанию исследователей, принадлежит к числу тех явлений и понятий, которые не поддаются сколько-нибудь строгому и однозначному определению. Если попытаться как-то объединить различные значения ее определения, получим скорее «некий интуитивный образ, чем логически выверенную категорию».
Для истории вообще, и истории государства и права в частности, характерна такая форма систематизации научного материала, как периодизация. В наше время колеблются устои привычной систематизации – по общественно-экономическим формациям и соответственно по типам государства и права. Прежняя четкая схема: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое государство и право – заменяется другими категориями, строго говоря, исключающими всякую периодизацию. Наиболее модным стал так называемый Цивилизационный принцип. При нем общества и государства характеризуются по внешним признакам культуры, порой трудноуловимым. Вместе с тем большинство авторов используют маленькую хитрость: они подменяют прежние формации новыми «цивилизациями». Рабовладельческое общество становится античным, феодальное – средневековым, буржуазное – «современным» и т.д. Очевидно, что такое новшество мало что дает науке.6
При цивилизационном
подходе тип государства и
права определяется не столько объективно-
В последнее время
этот подход все чаще связывают с
именем английского ученого-историка
А. Тойнби. Прежде всего он подходит
к исследованию истории как совокупности
человеческих отношений, так как
ее подлинный предмет – жизнь
общества, взятая как во внутренних,
так и во внешних аспектах. Внутренняя
сторона есть выражение жизни
любого данного общества в последовательности
глав его истории, в совокупности
всех составляющих его общин, а внешняя
– это отношения между
А. Тойнби пишет, что
культурный элемент представляет собой
душу, кровь, лимфу, сущность цивилизации;
в сравнении с ним