Основные особенности Конституции Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 16:30, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – характеристика основных положений Конституции РФ, то есть ее юридических свойств.
Объектом является Конституция РФ, а предметом – непосредственно юридические свойства Конституции РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….стр.3

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1Конституция РФ – основной закон государства…………………….стр.6

1.2Конституция РФ – база текущего законодательства………………..стр.8

1.3Особый порядок принятия и изменение Конституции РФ…………стр.11

ГЛАВА 2. ФУНКЦИИ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1Учредительная и организаторская функции Конституции РФ…..стр.15

2.2Юридическая функция Конституции РФ…………………………..стр.17

2.3Внешнеполитическая и идеологическая функции Конституции РФ..стр.20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….стр.23

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………стр.25

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 42.84 Кб (Скачать)

     Кроме того, следует учитывать то, что  конституция является документом прямого  действия – это зачастую подчеркивается в самом ее тексте. И ее организующее начало состоит в том, что многие общественные отношения могут возникать  непосредственно на базе конституции.

     Сказанное в полной мере относится и к  российским конституциям, в том числе  и к Конституции 1993г. Ее организаторская  функция проявляется во многих отношениях. В социально-экономической сфере  она нацеливает на деловую активность каждого человека, на путь к добросовестной конкуренции и рыночному хозяйству: в политической – на свободное создание различных общественных объединений и политический плюрализм; в государственной – на реальное разделение властей, формирование прочных правил и традиций, применительно к относительно новым для нас, не так давно функционирующим конституционным институтам (президентство, профессиональный парламент, в котором равенство палат уступило место принципу верхней и нижней палаты, конституционное правосудие, разделение компетенции между РФ и ее субъектами, местное самоуправление и т.д.).

     Таким образом, как и многие другие конституции, Конституция РФ обладает учредительной  и организаторской функциями, что  позволяет ее учреждать характер развития всех общественных отношений, а также организовывать их, определять их структуру и механизм действия. 

     2.2 Юридическая функция  Конституции РФ 

     Юридическая функция заключается в том, что  конституция является основным источником права, содержащим исходные начала для  всей правовой системы.

     Суть  этой функции конституции заключается  в том, что она:

     - становится основой новой правовой  системы и правопорядка в стране (или нового этапа в их развитии, если они существуют и в  принципе сохраняются);

     - сама регулирует общественные  отношения и как документ прямого  действия может быть исходной  почвой для их возникновения;

     - дает импульс развитию законодательства  и принятию большого массива  новых нормативных юридических  актов, воплощающих общие идеи  и отдельные положения конституции.

     Сказанное в полной мере относится к действующей  Конституции РФ. Она является "заглавным" документом создаваемой в России правовой системы, для детализации  Конституции нужны около 600 нормативных  актов, частично принятых, но в своем  большинстве все-таки пока подготавливаемых. Достаточно актуальна и задача обеспечения  прямого действия Конституции. Об этом свойстве Основного Закона "забывают и нередко смотрят на нее как  на правовую библию, которой надо молиться на словах, но которой совсем не требуется  следовать в делах, и в том  числе потому, что она содержит набор благих идей, но не норм непосредственного  юридического действия"8.

     Во  многом именно от юридической функции  Конституции РФ зависит то, насколько  действенной она будет в реальности, поэтому этой функции следует  уделить особое внимание.

     На  сегодняшний день конституция Российской Федерации, как было сказано выше, хотя и юридически имеет прямое действие на все правоотношения, возникающие  на территории нашего государства (это закреплено в ст. 15 Конституции РФ), однако на практике оказывается, что многие должностные лица и органы государственной власти пытаются действовать в обход норм и принципов провозглашенных в Конституции РФ путем искаженного, косвенного их толкования. Наиболее действенным решением данной проблемы, безусловно, является специализированный профессиональный контроль над особой охраной Конституции Российской Федерации, в которой задействована вся система органов государственной власти, осуществляющих эту охрану в различных формах.

     Критерий  конституционности актов органов  законодательной, исполнительной и  судебной власти Российской Федерации  и ее субъектов – соответствие принципам и нормам федеральной  конституции, то есть Конституции РФ.

     Действие  Конституции РФ обеспечивается средствами парламентского и внепарламентского  контроля.

     Парламентский контроль обеспечивается палатами Федерального Собрания РФ.

     Важную  роль в укреплении конституционной  законности играет Президент РФ. Он выступает гарантом федеральной  конституции (Конституции РФ) и федеральных  законов. Обязанность Президента РФ защищать Конституцию РФ вытекает из текста торжественной присяги, которую  он приносит при вступлении в должность  на совместном заседании Государственной  Думы и Совета Федерации Российской Федерации в присутствии Конституционного суда РФ (ст. 82 Конституции РФ).

     Особое  значение имеет учреждение в России института конституционного контроля. Эти функции возложены на Конституционный  суд РФ, который вправе рассматривать вопросы о конституционности федерального, республиканского и регионального законодательства РФ (ст. 125 Конституции РФ).

     Законы  Российской Федерации, акты Правительства  РФ, признанные Конституционным судом  РФ не соответствующими Конституции  РФ, утрачивают силу со дня провозглашения его решения. Правоприменительная  практика, признанная неконституционной, подлежит прекращению.

     Таким образом, мы видим, что Конституция  Российской Федерации обладает особой юридической функцией, которая позволяет  нам называть Конституцию РФ основным источником права, содержащим исходные начала для всей правовой системы, имеющим  все необходимые гаранты и  механизмы реализации его норм, принципов  и концепций.

 

      2.3 Внешнеполитическая  и идеологическая  функции Конституции  РФ 

     Здесь уместно будет упомянуть политическую функцию, выделяемую некоторыми авторами. Политическая функция состоит в  том, что конституция устанавливает  основы организации государственной  власти, основы взаимоотношений государства  и личности, определяет принципы функционирования политической системы в целом.

     Близко  к ней примыкает внешнеполитическая функция конституции, суть которой  состоит в том, что основной закон  обращен не только к внутренней жизни  страны, он одновременно является фундаментом  внешнеполитической деятельности государства. Это может быть выражено включением в конституцию специальных глав о внешней политике и обороне (так делали например, Конституция СССР 1977г., Конституция РСФСР 1978г.). Но в принципе наличие таких глав совсем не обязательно - их не было, к примеру, в Конституции РСФСР 1918г., Конституции СССР 1936г. и следовавшей за ней Конституции РСФСР 1937г. Нет подобной главы и в Конституции РФ 1993г., в большинстве зарубежных конституций. Суть в другом, и это главное: наша Конституция не просто исходит из миролюбивой внешней политики государства, стремления к сотрудничеству и добрососедству, но и провозглашает общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ составной частью ее правовой системы.

     Кроме того, внешнеполитическая функция Конституции  нашей страны состоит также в  том, что за пределами государства  она служит и как важный информационный источник. Конституция дает представление  людям других стран, а также государствам и международным организациям о  нашем общественно-политическом строе, структуре государства, взаимоотношениях центра и субъектов РФ, конституционных  основах региональной и национальной политики, статусе личности в РФ и т.д. Познакомившись с тем, какие параметры социально-экономической и политической системы заложены в нашей Конституции, зарубежный мир получает представление о возможных перспективах развития страны. Не будем закрывать глаза на то, что конституционные декларации и реальные шаги - не всегда одно и то же. Тем не менее, понять без Конституции сущность государства невозможно.

     Идеология вообще – это "система политических, правовых, религиозных, философских  взглядов на социальную действительность, общество и отношения людей между  собой. Характерная особенность  идеологии состоит в том, что  она непосредственно связана  с практической деятельностью людей  и направлена на утверждение, изменение  либо преобразование существующих в  обществе порядков и отношений"9.

     Идеологическая  функция Конституции РФ проявляется  в ее способности оказывать влияние  на духовную жизнь российского общества путем распространения и утверждения  определенных политических и правовых идей, представлений и ценностей.

     Но  есть ли основания для этого утверждения? Ведь в ст. 13 Конституции РФ Сказано, что в Российской Федерации признается идеологическое многообразие, никакая  идеология не может устанавливаться  в качестве государственной или  обязательной.

     Действительно, идеологическая функция Конституции  может заключаться в закреплении  постулатов какого-то политического  учения в качестве господствующих. За примерами далеко ходить не надо, такими были все предшествующие советские  конституции. Они исходили из построения жизни на постулатах теории и практики социалистического и коммунистического  строительства, а в преамбуле  Конституции СССР 1977г. содержалась  характеристика существовавшей в стране общественной системы как развитого социализма. Именно такой вариант идеологического предназначения конституции исключает Конституция РФ 1993г.

     Однако  в ином плане любая конституция  просто не может быть идеологическим – в смысле мировоззренческим  – документом. Ведь практически  каждое ее слово, все закрепленные в  конституции институты выражают видение желаемой социально-политической системы страны. Разве не очевидны одна идеология в категорическом отрицании частной собственности (это делали все советские конституции), и совершенно противоположная в  конституционном закреплении частной  собственности и вообще многообразия форм собственности в стране (в  Конституции РФ 1993г.).

     Прямо различные воззрения воплощены  в принципе верховенства представительных органов в системе государственной  власти, подотчетности им всех других государственных органов (прежние  конституции) и в принципе разделения властей, возможностях их взаимного  влияния друг на друга (Конституция  РФ 1993г.).

     Перечень  примеров можно было бы продолжить, но вывод очевиден: каждая конституция  закрепляет свою систему общественных ценностей (в какой мере они отражают общественные идеалы – это другой вопрос) и нацелена на то, чтобы на ее основе формировались соответствующие  воззрения каждого члена общества.

     Таким образом, Конституция РФ обладает внешнеполитической и идеологической функциями, за счет которых Конституция РФ определяет основные концепции и принципы политического  и социально-экономического развития российского общества.

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Подводя итог, следует отметить следующие  основные моменты. Конституция является основным источником любой отрасли  национального права, и в первую очередь конституционного права.

     Юридическими  признаками конституции являются:

     1. Высшая юридическая сила: все  нормативные правовые акты не  должны противоречить конституции.  При этом действие конституции  распространяется на всю территорию. К сожалению, "на современном  этапе проблема обеспечения высшей  юридической силы Конституции  окончательно не решена. Не всегда  выполняются решения Конституционного  Суда РФ, во многих субъектах  Российской Федерации пока не  созданы региональные органы  конституционного (уставного) контроля. Отсутствует законодательно установленная  процедура признания законов  субъектов РФ недействующими  судами общей юрисдикции.

     2. Конституция РФ является нормотворческой  базой текущего законодательства. Это значит, что с принятием  Конституции РФ все действующие  акты должны быть приведены  в соответствие с ней (либо  отменены те из них, которые  полностью ей противоречат). В  то же время Конституция РФ  требует издания большого числа  новых нормативно-правовых актов.  Прямое действие норм Конституции  РФ способствует этому, поскольку  многие ее нормы не нуждаются  в опосредовании актами текущего  законодательства, а если и нуждаются,  то, тем не менее, до издания  таковых действуют непосредственно.  Если же акт текущего законодательства  противоречит Конституции РФ, то  до его отмены также действует  соответствующая норма Конституции  РФ.

     3. Особый порядок принятия и  изменения Конституции РФ, которая  принимается либо посредством  референдума, либо Конституционным  собранием, специально образуемым  для решения вопроса о принятии  новой Конституции РФ. При этом  в главы 1, 2 и 9 изменения вообще  не вносятся, а для того, чтобы  внести изменения в главы 3-8, необходимо, чтобы предложения о  поправках внес хотя бы один  из субъектов права законодательной  инициативы, предусмотренных ст. 134 Конституции РФ. В отличие от  гибких конституций, предусматривающих  упрощенный порядок внесения  поправок, Конституция РФ – жесткая  конституция, т.е. внесение в  нее поправок чрезвычайно затруднено, что является залогом ее стабильности.

Информация о работе Основные особенности Конституции Российской Федерации